Лучший педагог года

Проект исследовательской и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в музее «Русская старина»

Светлана Кремнева
Проект исследовательской и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в музее «Русская старина»

Музей «Русская старина»

Детский сад №82

Г. Ярославль

«Путешествие в прошлое русского народного костюма».

Воспитатель С. П. Кремнева

Проект «Как одевались люди на Руси».

1. Проект долгосрочный, рассчитан на один - два месяца.

2. Участники: Дети старшего возраста (группы старшие и подготовительные,родители детей, воспитатели групп, хозяйка музея.

Публикация «Проект исследовательской и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в музее „Русская старина“» размещена в разделах

3. .Исследование по данной теме предполагает погружение детей в прошлое. Для детей эта часть знания еще неизвестна, поэтому необходимо участие родителей и педагогов. Дети знают о прошлом только из сказок и фильмов. Им трудно представить то, что они никогда не видели своими глазами, не трогали, не переживали. Поэтому естественным будет участие родителей в поисках ответов на возникающие в процессе исследования вопросы.

4. Также необходимым видится и участие воспитателей как связующего звена между детьми и родителями. Именно они будут ставить проблемы перед родителями и рефлексировать их исполнение.

5. Проект будет осуществляться в рамках работы музея «Русская старина». Что даст возможность максимально приблизить и упростить решение основных исследовательских задач, которые будут поставлены перед детьми и их родителями.

6. Совместная с родителями работа детей по решению проблемы предполагает максимальное сближение детей и взрослых, принимающих участие в проекте.

Цели проекта :

• Обогащение представления детей о культуре быта, традициях и обычаях нашего народа, связанных с изготовлением одежды.

• Формирование у детей и взрослых стремления к совместной деятельности.

• Формирование у детей способности к аналитическому и синтетическому мышлению, желания вести исследовательскую работу над проблемой.

Задачи проекта :

1. Познакомить детей с тем, как и из чего делали одежду наши предки.

2. Дать представления о том, как выращивали лен и получали льняное полотно для рубах, портов, сарафанов, рушников.

3. Обобщить представления детей об одежде : женской, мужской, детской, повседневной и праздничной.

4. Использовать все разнообразие дидактических и подвижных игр для решения задач проекта.

5. Привлечь родителей к изготовлению простейших деталей народного костюма для своего ребенка.

План реализации проекта :

1. Еженедельные занятия в музее по теме проекта.

2. Исследование сопутствующих основной теме вопросов:

Выращивание и обработка льна. Исследования по алгоритму «От льняного семени до льняной рубашки».

Чем отличаются мужская и женская одежда, и в чем она похожа.

Красота праздничного костюма.

3. Домашние задания для закрепления полученных знаний на занятии. Поиск ответов на возникшие во время исследования вопросы. Предполагается совместная деятельность детей и родителей.

2. Итоговое занятие с участием родителей в форме совместных посиделок.

Первая часть проекта.

«Из чего делали одежду? (теперь и в старину)».

1. Цепочка вопросов:

• Где приобретают одежду в наше время?

• Из каких материалов сделана ваша одежда? Рассматриваем одежду детей : платье, рубашка, юбка, кофточка, свитер, футболка и т. д.

Исследование : Определение материала, из которого сделана эта одежда (шерсть, хлопок, лен, синтетика).

2. Рассматривание музейных образцов русских народных костюмов.

Исследование : Определяем, из чего сделана эта одежда.

3. Познавательный рассказ: «О полезном и важном для изготовления старинной одежды растении – льне».

4. Рассматривание растения лен (жесткий стебель, на верхушке стебля - коробочка с семенами льна).

Исследование – сравниваем :

• необработанный стебель льна (костра);

после первичной обработки: высушивания, вымачивания, трепания и чесания (кудель). Вопрос для поиска идей: для чего может быть использована кудель?

• После прядения на прялке (льняная нить);

• После тканья на ткацком станке (льняное полотно).

5. Наблюдаем за работой пряхи, слушаем русскую народную песню

«В низенькой светелке».

Вторая часть проекта.

Как рубашка в поле выросла.

1. Цепочка вопросов:

• Из какого растения в старину изготовляли нити для тканей? Знаете ли вы, что раньше ткань изготовляли не только из льна? Вспомните сказку Г. Х. Андерсена «Дикие лебеди»

• Что нужно было сделать со льном, чтобы получить из него кудель? (вымочить, высушить и вытрепать).

• Что нужно сделать с куделью, чтобы получить нити для тканья? (выбелить, высушить и расчесать).

• Какие инструменты необходимы мастерице – пряхе, чтобы из кудели получить сначала тонкую льняную нить, а затем и тонкое льняное полотно? (веретено, прялка и умелые руки).

2. Загадки:

a. «Конь стальной, а хвост – льняной». Нитка с иголкой.

b. Уж меня растили, уж меня мочили, уж меня трепали, а потом чесали, и на прялке пряли, на станке соткали – полотном назвали. Что это такое?». Лен.

3. Исследование : Что прочнее: тонкое волокно в кудели или льняная нить? Почему? (в нити волокно скручено из нескольких).

7. Работа с алгоритмом: «Длинная дорога от

льняного семени до льняной рубахи».

Посадить - вырастить - вытеребить - вымочить - высушить - вытрепать - -расчесать - прясть нити - ткать льняное полотно - шить рубаху

8. Продуктивная деятельность «Аппликация. Цветущее поле льна»

Цель: Упражнять детей в вырезывании цветов из бумаги, сложенной вчетверо. Создавать коллективную композицию из однородных предметов, имеющих оттенки одного цвета – синего.

Третья часть проекта.

Как одевались на Руси женщины, мужчины, дети.

1. Закрепление:

• Из какого растения делали льняное полотно?

• Работа с алгоритмом «Длинная дорога от льняного семени до льняной рубахи».

2. Рассматривание русского народного костюма : образец музейный (девичья рубаха, мужская рубаха); костюма хозяйки музея; иллюстрации из книги

«Костюм киевской Руси», М. Е. Балашов.

• Посмотрите на мой костюм. Сравните с музейным экспонатом.

• Чем похожи рубахи? Чем отличаются друг от друга? (Рубахи сшиты из домотканого льняного полотна, вышиты и украшены по рукавам, вороту и подолу – это традиционное обережное шитье.)

• Найдите на иллюстрациях сарафан и поневу. Чем они отличаются друг от друга?

• Сравните мужскую и женскую рубахи. Чем они отличаются?

• Имеется ли на мужской рубахе обережное шитье? Что обозначает слово «обережная вышивка»?

Рассматриваем другие детали костюмов: головные уборы, пояса. Можно ли объяснить, почему девичий головной убор называется «краса», а у невесты – «венец», «коруна»?

3. Исследование : Как преображается человек, надевая в русский костюм. Примеряем головные уборы, пояса. Отслеживаем изменение состояния, внешнего вида детей, удобство деталей костюма.

4. Аппликация: Украшение девичьей повязки – «красы» и поясов. Цель: Закрепить понятия симметрии (зеркальное отражение узора в «красе») и повторяемости (ритме) деталей узора в пояске. Упражнять в рисовании элементов Хохломской (Городецкой – для старшего возраста) росписи.

Четвертая часть проекта

Продолжение : праздничный костюм; сезонная одежда.

Исследование :

1) Рассматриваем праздничные костюмы в книге «Русский народный праздничный костюм», художник О. Птушкина.

2) Находим отличия в повседневном и праздничном костюмах:

• В чем отличие праздничной одежды и повседневной? Рассматриваем и сравниваем ткани: льняная домовина (холст) и шелковая парчовая ткань.

• Какие украшения носили женщины в праздники?

• Какие головные уборы надевали в праздники женщины? Девушки?

• Отличались ли праздничные и обыденные пояса? Чем?

3) Проводим аналоги между старинными и современными деталями одежды:

• сарафан – платье;

• фартук – завеска;

• порты – брюки;

• кокошник - шляпа;

• понева – юбка;

• пояс, гашник – ремень;

• лапти – туфли;

• чеботы – ботинки; и др.

4) Рассматриваем сезонную одежду русских людей :

Осенняя: Душегрея, шушун, кафтан. Платок, шапка.

Зимняя: Полушубок, шуба, тулуп. Шаль, колпак или клобук.

5) Продуктивная деятельность :

Работа с раскрасками «Укрась русский костюм».

Упражнять в штриховке и составлении линейных орнаментов.

6) Разучивание игры «Заплети поясок».

Цель: Обучение слаженности работы в команде, умению стремиться к достижению результата.

Описание игры: участвуют 3 (или 5,7,9) детей. Один ребенок держит концы лент – он «ткацкий станок». Остальные игроки держат концы лент и с ними передвигаются. По команде водящего (это – «ткацкий станок») крайние дети по – очереди переходят в центр (середину).

В результате получается ровное переплетение по типу «коса». Игра закончится, когда поясок будет сплетен.

Публикации по теме:

Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда»Фотоотчёт о художественно-продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста «Посуда» .

Картотека познавательно–исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Картотека познавательно–исследовательской деятельности детей для старшего возраста. «Летающие семена» Цель: познакомить детей с ролью.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Вода и почва» .

Консультация для родителей «Развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» В каждом ребенке заложено стремление познавать окружающий мир. Дети каждый день стараются узнать что-то новое, и у них всегда много вопросов.

Педагогический проект «Формирование познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста» .

Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста «Русская береза — символ России» Педагогический проект для детей старшего дошкольного возраста "Русская берёза - символ России" Белоствольная березка – Символ Родины моей.

Проект «Русская изба» для детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Русская изба» Автор проекта: Безрукова Н. И. Участники проекта: воспитатели: Безрукова Н. И., Голубева И. М., музыкальный руководитель:.

Сценарный план квеста по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Сценарный план познавательно-исследовательской деятельности в интеграции с другими для детей старшего дошкольного возраста Участники: взрослый.

Сценарный план квеста по ПДД для детей старшего дошкольного возраста Сценарный план познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста Участники: взрослый и 2 команды детей.

Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой»Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Опыты с бумагой» Конспект познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего до­школьного возраста на тему «Опыты с бумагой» Воспитатель:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект исследовательской и продуктивной деятельности детей старшего дошкольного возраста в музее «Русская старина»
Опубликовано: 13 апреля 2018 в 14:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...

30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД