Проект мини-музея народной игрушки «Забава»

Ирина Байкова
Проект мини-музея народной игрушки «Забава»

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно – исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки «Забава».

Этапы проекта мини-музея народной игрушки:

1. Подготовительный этап

В начале работы я определяла тему, цели и название мини-музея, разрабатывала его модель, выбрала место для размещения.

Цели создания мини- музея:

- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

- Воспитывать интерес к народным промыслам;

- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной

игрушки;

- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук

- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с

использованием народной игрушки;

- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;

- Повысить общий культурный уровнь родителей.

2. Этап реализации проекта.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении группы, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а так же сделанные руками родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.

Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем мини-музеи был разработан ряд основных принципов:

1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди.

2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняются новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.

Проект мини-музея деревянной игрушки долгосрочный, он создан в сентябре 2011 года и рассчитан на 3 года. С каждым годом содержание проекта будет расширяться в соответствии с возрастом детей.

Проект мини- музея народной игрушки «Забава»

Средняя группа

1 квартал

Цели Педагогическая

работа Формы работы с детьми, родителями

- познакомить с музеем народного быта;

- познакомить с тканевой игрушкой (закрутки и др.) - организация мини-музея в группе;

- сбор информации и иллюстративного материала;

- привлечение родителей к организации мини-музея (анкетирование, сбор экспонатов)

-сбор информации художественной литературы по тканевой игрушке - экскурсия в комнату народного быта ДОУ

- беседа у экспозиции тканевой игрушки

- чаепитие с мамами «Рукодельницы»

2 квартал

- познакомиться с семёновской матрёшкой;

- познакомиться с дымковской глиняной игрушкой;

- воспитывать интерес к прикладному искусству - организация экспозиции «Русская матрёшка»;

- изготовление альбома «Виды матрёшек», шаблонов;

- организация экспозиции дымковской игрушки - беседа у экспозиции «В гости к Матрёшке»;

- разучивание стихов, загадок о матрёшках;

- раскрашивание шаблонов матрёшек;

- развлечение «В гостях у Матрёшек» ;

- беседа у экспозиции глиняной игрушки

3 квартал

- продолжать знакомить с глиняной игрушкой;

- познакомить с полхов- майданской игрушкой - сбор информации и иллюстративного материала;

- СХД – лепка из глины «Птичка» с последующем раскрашиванием;

- беседа и ознакомление с экспозицией полхов- майданской игрушки;

- СХД- раскрашивание шаблонов полхов- майданской игрушки;

Старшая группа

1 квартал

Цели Педагогическая

работа Формы работы с детьми, родителями

- познакомить с дендрарием;

- приобщать к творчеству с природным материалами - привлечение родителей к работе мини-музея (анкетирование, сбор природных материалов);

- организация экспозиций (игрушки из природного материала)

- экскурсия в дендрарий, сбор природного материала;

-«Осенние посиделки» (изготовление игрушек из природного) совместно с родителями.

2 квартал

- продолжать знакомить с видами глиняной игрушки;

- познакомить с керамической игрушкой (гжель, ЛФЗ) - изготовление альбомов, шаблонов игр по видам глиняной игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская) ;

- сбор альбомов керамической игрушки (гжель, ЛФЗ)

- беседа у экспозиции глиняной игрушки;

- раскрашивание шаблонов;

- лепка из глины в вечернее время;

- лепка по керамике

3 квартал

- познакомить с краеведческим музеем города;

- познакомить с богородской деревянной игрушкой - изготовление альбомов по деревянной игрушке;

- организовать конкурс для пап «Папа - мастер» по изготовлению деревянных игрушек

- экскурсия в краеведческий музей;

- выставка – конкурс для пап по изготовлению деревянных игрушек

Подготовительная группа

1 квартал

Цели Педагогическая

работа Формы работы с детьми, родителями

- познакомить с музеем нар. промыслов (Н. Новгорода);

- познакомить с игрушками оберегами из природного и бросового материала (солома, бечёвка и др)

- сбор информации об игрушках –оберегах;

- сбор художественной литературы, фольклора;

- привлечение родителей;

- организация экспозиции игрушек- оберегов - поездка в Н. Новгород в музей народных промыслов;

- беседа у экспозиции игрушек оберегов;

- ко Дню Матери «Золотые руки мамы – развлечение в группе»

2 квартал

- познакомить с музыкальными народными игрушками;

- познакомить с традиционными рождественскими игрушками - сбор музыкальных игрушек;

- привлечение родителей;

- сбор информации, иллюстраций о рождественской игрушке;

- чтение художественной литературы;

- организация экспозиции рождественских игрушек - организация концерта для малышей с использованием музыкальных народных игрушек;

- беседа у рождественской экспозиции;

«Рождественские посиделки»

3 квартал

- познакомить с растяпинской забавой;

- продолжать знакомить с тестопластикой - организовать посещение студии «Растяпинская забава»;

- приобрести экспонаты растяпинской забавы;

- привлечь родителей - экскурсия в студию в студию «Растяпинская забава»;

- беседа у экспозиции экспонатов растяпинская забава;

- лепка из солённого теста по мотивам «» Растяпинские забавы

Публикации по теме:

Проект «Люби и знай родной край» Проект "Люби и знай родной край" Вид проекта: краткосрочный -(1неделя) Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели,.

Творческий проект «Мой любимый детский сад» с детьми подготовительной группы «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В проекте Национальной доктрины образования в.

Библиотека изображений:
  • Зима
  • Зима
Автор публикации:
Проект мини-музея народной игрушки «Забава»
Опубликовано: 12 февраля 2013 в 13:26
+25
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
Конспект занятия по лепке «Зима в лесу» (рельефная лепка в средней группе)
Задачи: учить детей отражать впечатления, полученные при наблюдении зимней природы, основываясь на содержании знакомых произведений и репродукций картин;...
«Шар сборный» ёлочное украшение, мастер-класс из бумаги
Пышную ёлку собой украшал Синий большой разрисованный шар. Рядом на ветке блистал красотой Так же расписанный шар золотой. Оба сияли рисунками важно:...
Моё уютное творчество. Сказочная история «Шапочки для гномиков»
Однажды, гуляя по городу, мы зашли в сквер, расположенный недалеко от дома. Это небольшая, уютная и ухоженная территория, огороженная красивым забором....
«Петушок» магнит
Яркий образ и горделивая походка, предвестник начала нового дня. Вот сопутствующие характерные черты предстоящего Нового 2017 года! Мастер-класс "Петушок"...
Как украсить ёлку? Ёлочные украшения.
Как украсить ёлку? Новый год - один из самых любимых праздников как у взрослых, так и у детей. Чтобы он стал назабываемым в жизни вашего ребёнка...