Лучший педагог года

Проект мини-музея народной игрушки «Забава»

Ирина Байкова
Проект мини-музея народной игрушки «Забава»

Проект мини-музея народной игрушки

Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны. Поэтому нашей задачей, как педагогов является: воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу; формирование бережного отношения к природе и всему живому; воспитание уважения к труду; развитие интереса к русским традициям и промыслам. Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: в непосредственно образовательной деятельности, в играх, в труде, в быту. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Публикация «Проект мини-музея народной игрушки „Забава“» размещена в разделах

Чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям — к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением. Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой малыш, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. И хотя многие впечатления еще не осознаны им глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота. У каждого народа свои традиции, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности: добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие. Народное творчество не только формирует любовь к традициям своего народа, но и способствуют развитию личности в духе патриотизма.

Базой для формирования чувств патриотизма является глубокая и основательная работа по нравственному воспитанию дошкольников. Эта работа остается актуальной всегда. Важной составной частью работы по патриотическому воспитанию является приобщение дошкольников к обычаям и традициям народа, страны, к искусству. Дети не только должны узнать о традициях, но и участвовать в них, привыкать к ним.

Одним из средством нравственно-патриотического воспитания является музей.

Музей–место, где хранятся и экспонируются предметы культуры, быта, истории, искусств. Это место, куда приходят люди, чтобы увидеть, узнать что-то редкое, то, чего не увидит каждый. Это хранилище человеческой памяти. В музей люди приходят, чтобы прикоснуться к чему-то святому, чему-то дорогому, к тому, что хочется запомнить. В музее всё особенное: и экспонаты, и обстановка. И вести себя нужно не так, как можно вести себя на улице или дома. К сожалению, дошкольник не часто ходит в музеи. И тем самым лишается возможности приобщаться к этой стороне культуры народа. А что если музей «принести» ребёнку, поместить его в стенах дошкольного учреждения? Но такой музей должен обязательно обладать целым рядом особенностей, чтобы стать интересным и приятным для него.

В условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому в дошкольном учреждении музей называют «мини-музеем».

Ценность мини-музея заключается в воспитательной, культурно – исторической, познавательной направленности. С этой целью был разработан проект по созданию мини-музея народной игрушки «Забава».

Этапы проекта мини-музея народной игрушки :

1. Подготовительный этап

В начале работы я определяла тему, цели и название мини-музея, разрабатывала его модель, выбрала место для размещения.

Цели создания мини- музея :

- Познакомить детей с историей России на примере народной игрушки;

- Воспитывать интерес к народным промыслам;

- Знакомить с русским народным фольклором посредством народной

игрушки;

- Развивать воображение, художественный вкус, моторику рук

- Привлечь внимание родителей к истории нашей страны с

использованием народной игрушки;

- Организовать совместную деятельность и досуг родителей с детьми;

- Повысить общий культурный уровнь родителей.

2. Этап реализации проекта.

Большую роль в этом процессе сыграли родители, которые приносили экспонаты, помогали в оформлении, таким образом дошкольники чувствуют свою причастность к мини-музею.

Мини-музей располагается в помещении группы, оформленном на полке предназначенной для экспонатов. Представлены народные игрушки разной формы, а так же сделанные руками родителей. Дети не только осваивают приемы изготовления этих игрушек, но и знакомятся: с историей возникновения каждой игрушки.

Для осуществления плодотворной работы с детьми в нашем мини-музеи был разработан ряд основных принципов:

1. Неуклонно соблюдать принцип интерактивности, позволяющий детям на основе чувственных восприятий обогащать личный опыт.

Знакомясь с деревянными погремушками и свистульками, дошкольники обязательно захотят с их помощью «отогнать злых духов», ведь именно для этого мастерили их русские люди.

2. Композиции музея составлены таким образом, чтобы при необходимости они могли использоваться мобильно и быть доступными для посетителей для проведения музейного экспериментирования. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музее не только можно, но и нужно! Каждый экспонат мини музея доступен ребёнку. Дошкольнику свойственно познавать мир посредством органов чувств. Ему недостаточно лишь увидеть что-то глазами, он больше и лучше запоминает, когда дотронется до вещи, возьмёт её в руки, может быть, подвигается с нею. Увеличивается полнота восприятия, прочность запоминания. Поэтому, приходя в музей, дети имеют возможность взять с полки заинтересовавший их предмет и рассмотреть его и даже поиграть, например, посвистеть в свистульку, сложить матрёшку.

Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка.

Мини-музеи в группе позволяет нам сделать слово «музей» привычным и привлекательным для детей, он постоянно пополняются новыми экспонатами, здесь же размещаются детские работы, выполненные совместно со взрослыми. Экспонаты используются для развития речи, воображения, интеллекта, эмоциональной сферы ребенка. Любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Данный проект позволяет интегрировать образовательные области.

Проект мини-музея деревянной игрушки долгосрочный, он создан в сентябре 2011 года и рассчитан на 3 года. С каждым годом содержание проекта будет расширяться в соответствии с возрастом детей.

Проект мини- музея народной игрушки «Забава»

Средняя группа

1 квартал

Цели Педагогическая

работа Формы работы с детьми, родителями

- познакомить с музеем народного быта;

- познакомить с тканевой игрушкой (закрутки и др.) - организация мини-музея в группе;

- сбор информации и иллюстративного материала;

- привлечение родителей к организации мини-музея (анкетирование, сбор экспонатов)

-сбор информации художественной литературы по тканевой игрушке - экскурсия в комнату народного быта ДОУ

- беседа у экспозиции тканевой игрушки

- чаепитие с мамами «Рукодельницы»

2 квартал

- познакомиться с семёновской матрёшкой;

- познакомиться с дымковской глиняной игрушкой;

- воспитывать интерес к прикладному искусству - организация экспозиции «Русская матрёшка»;

- изготовление альбома «Виды матрёшек», шаблонов;

- организация экспозиции дымковской игрушки - беседа у экспозиции «В гости к Матрёшке»;

- разучивание стихов, загадок о матрёшках;

- раскрашивание шаблонов матрёшек;

- развлечение «В гостях у Матрёшек» ;

- беседа у экспозиции глиняной игрушки

3 квартал

- продолжать знакомить с глиняной игрушкой;

- познакомить с полхов- майданской игрушкой - сбор информации и иллюстративного материала;

- СХД – лепка из глины «Птичка» с последующем раскрашиванием;

- беседа и ознакомление с экспозицией полхов- майданской игрушки;

- СХД- раскрашивание шаблонов полхов- майданской игрушки;

Старшая группа

1 квартал

Цели Педагогическая

работа Формы работы с детьми, родителями

- познакомить с дендрарием;

- приобщать к творчеству с природным материалами - привлечение родителей к работе мини-музея (анкетирование, сбор природных материалов);

- организация экспозиций (игрушки из природного материала)

- экскурсия в дендрарий, сбор природного материала;

-«Осенние посиделки» (изготовление игрушек из природного) совместно с родителями.

2 квартал

- продолжать знакомить с видами глиняной игрушки;

- познакомить с керамической игрушкой (гжель, ЛФЗ) - изготовление альбомов, шаблонов игр по видам глиняной игрушки (дымковская, филимоновская, каргопольская) ;

- сбор альбомов керамической игрушки (гжель, ЛФЗ)

- беседа у экспозиции глиняной игрушки;

- раскрашивание шаблонов;

- лепка из глины в вечернее время;

- лепка по керамике

3 квартал

- познакомить с краеведческим музеем города;

- познакомить с богородской деревянной игрушкой - изготовление альбомов по деревянной игрушке;

- организовать конкурс для пап «Папа - мастер» по изготовлению деревянных игрушек

- экскурсия в краеведческий музей;

- выставка – конкурс для пап по изготовлению деревянных игрушек

Подготовительная группа

1 квартал

Цели Педагогическая

работа Формы работы с детьми, родителями

- познакомить с музеем нар. промыслов (Н. Новгорода);

- познакомить с игрушками оберегами из природного и бросового материала (солома, бечёвка и др)

- сбор информации об игрушках –оберегах;

- сбор художественной литературы, фольклора;

- привлечение родителей;

- организация экспозиции игрушек- оберегов - поездка в Н. Новгород в музей народных промыслов;

- беседа у экспозиции игрушек оберегов;

- ко Дню Матери «Золотые руки мамы – развлечение в группе»

2 квартал

- познакомить с музыкальными народными игрушками;

- познакомить с традиционными рождественскими игрушками - сбор музыкальных игрушек;

- привлечение родителей;

- сбор информации, иллюстраций о рождественской игрушке;

- чтение художественной литературы;

- организация экспозиции рождественских игрушек - организация концерта для малышей с использованием музыкальных народных игрушек;

- беседа у рождественской экспозиции;

«Рождественские посиделки»

3 квартал

- познакомить с растяпинской забавой;

- продолжать знакомить с тестопластикой - организовать посещение студии «Растяпинская забава»;

- приобрести экспонаты растяпинской забавы;

- привлечь родителей - экскурсия в студию в студию «Растяпинская забава»;

- беседа у экспозиции экспонатов растяпинская забава;

- лепка из солённого теста по мотивам «» Растяпинские забавы

Публикации по теме:

Проект «Люби и знай родной край» Проект "Люби и знай родной край" Вид проекта: краткосрочный -(1неделя) Участники проекта: дети подготовительной к школе группы, воспитатели,.

Творческий проект «Мой любимый детский сад» с детьми подготовительной группы «Формирование нравственно – патриотических чувств у детей старшего дошкольного возраста. В проекте Национальной доктрины образования в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект мини-музея народной игрушки «Забава»
Опубликовано: 12 февраля 2013 в 13:26
+25Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 11.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД