Папки-передвижки

Проект «Познавательное развитие детей с ОВЗ средствами цифровой лаборатории «Наураша»

Вероника Адаменко
Проект «Познавательное развитие детей с ОВЗ средствами цифровой лаборатории «Наураша»

Если хочешь научить меня чему-то,

Позволь мне идти медленно…

Дай мне приглядеться….

Потрогать и подержать в руках,

Послушать….

Понюхать….

И, может быть, попробовать на вкус…

О, сколько всего я смогу

Найти самостоятельно!

Анна Роговин

Актуальность.

В современных условиях развития общества, в эпоху компьютеризации, когда ребенок уже с малых лет знаком с разного рода электронными устройствами, его ближайшее окружение становится всё более насыщенно электронными игрушками, игровыми приставками, компьютерными играми, гаджетами, формируется новая среда, которая во многом определяет изменение и образовательного пространства дошкольного учреждения, учитывающего современные условия получения всеми детьми образования, индивидуальные потребности отдельных категорий детей, в том числе с ограниченными возможностями здоровья, обеспечить равные возможностей для полноценного развития каждого ребёнка в период дошкольного детства.

Публикация «Проект „Познавательное развитие детей с ОВЗ средствами цифровой лаборатории „Наураша“» размещена в разделах

Поэтому перед собой мы поставили цель найти оптимальные условия для развития дошкольников с ОВЗ, их способности узнавать новое, исследовать, взаимодействовать со сверстниками и взрослыми. Изучив все преимущества цифровых лабораторий (Relab Kids, Наураша, EasySense Vu, PROLog, оценив возможности каждой, пришли к выводу, что использование цифровой лаборатории «Наураша» позволить детям с ОВЗ в игровой форме познать азы мира физики, химии, биологии и в дальнейшем применять эти знания в школе.

Цель: Создание оптимальных условий для индивидуализации познавательного развития старших дошкольников с ОВЗ средством использования цифровой лаборатории «Наураша»

Задачи:

1. Изучить теоретическую базу цифровой лаборатории «Наураша»

2. Апробировать в индивидуальной работе со старшими дошкольниками с ОВЗ игры, занятия цифровой лаборатории «Наураша»

3. Разработать картотеку «Занимательные научные занятия со старшими дошкольниками с ОВЗ» и методические рекомендации к ним

4. Внедрить цифровые инструменты лаборатории «Наураша» в дополнительное образование учреждения и обеспечить возможность включения в него старших дошкольников с ОВЗ исходя из индивидуальных образовательных траекторий.

5. Обеспечить организацию взаимодействия учреждения с семьей в вопросах развития, расширения, закрепления у старших дошкольников с ОВЗ научно-технических знаний и умений за счет проведения семейных КОПов (краткосрочных образовательных практик)

Описание выдвигаемой идеи

Идея проекта заключается в поиске новых инновационных цифровых технологий для коррекционного обучения. За счет использования цифровой лаборатории «Наураша» будут созданы условия для пробуждения у детей с особенными потребностями собственного интереса к исследованию окружающего мира и стремлению к новым знаниям, совместно с родителями вовлекутся в общую образовательную деятельность, научаться взаимодействовать в команде, и, как следствие, не чувствовать что чем-то отличаются от сверстников.

При ознакомлении с разделами данной лаборатории через игровую деятельность дошкольники с особенными потребностями приобретут бесценный опыт: научатся ставить перед собой цель и достигать её, совершая ошибки и находя верное решение, взаимодействовать друг с другом, педагогами и родителями (законными представителями).

Благодаря использованию цифровой лаборатории «Наураша» будет создан в дошкольном учреждении мобильный образовательный центр, на базе которого можно в интересной, познавательной форме с использованием новых ИКТ - технологий расширять знания у родителей о развитии (в том числе познавательном, социально-коммуникативном, техническом) старших дошкольников с ОВЗ.

Механизмы реализации идеи.

Мы выбрали цифровую лабораторию «Наураша» как эффективный способ развития познавательных способностей детей 5-7 лет с ОВЗ и считаем, что это инновационная форма способствует развитию их активной, деятельности позиции в ходе решения игровых поисковых задач.

Во-первых, в данной технологии происходит вовлечение каждого ребенка в активный творческий процесс; ребенок чаще проявляет инициативу, начинает мыслить и действовать нестандартно. Такая деятельность помогает детям организовывать свою работу, не ожидая подсказки извне, способствует проявлению любознательности и самостоятельности. Этот процесс очень важен, например, для детей с ЗПР.

Во-вторых, способствует развитию интереса, поисковой активности, стремления к новизне.

В-третьих, у детей с особенными потребностями (например, ребенок с аутистическим спектром) развивается толерантность, личная ответственность за выполнение работы, исчезает скованность, напряжение, пассивность в поведении.

Интерактивно-мультипликационная разработка «Наураша в стране Наурандии» полностью соответствует ФГОС ДО (организация познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности с детьми с особенными потребностями; признание особенного ребенка полноценным участником (субъектом) образовательных отношений; доступная форма освоения общепринятых норм и правил взаимоотношений со взрослыми и сверстниками, поддержка инициативы детей в различных видах деятельности).

Данная цифровая лаборатория позволяет работать одновременно со всеми основными каналами восприятия ребенка (аудиальным, визуальным и кинестетическим, дает возможность наглядно объяснить свойства и явления природы, сформировать умение ставить перед собой цель и достигать ее.

Лаборатория «Наураша». Имеет занимательную форму обучения и возможность проведения опытов в восьми различных тематических лабораториях (температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс). Каждый блок снабжен датчиком. Датчики выполнены в виде божьих коровок и подключаются непосредственно к компьютеру)

Лаборатория «Наураша» имеет занимательную форму обучения и возможность проведения опытов в восьми различных тематических лабораториях (температура, свет, звук, магнитное поле, электричество, сила, пульс). Каждый блок снабжен датчиком. Датчики выполнены в виде божьих коровок и подключаются непосредственно к компьютеру)

Методы и средства реализации проекта

Реализация поставленной цели будет проходить в несколько этапов:

1. Подготовительный

- Разработка нормативных документов по реализации проекта (локальные акты, приказы)

- Создание рабочей группы по внедрению проекта, составление плана мероприятий по реализации проекта, диагностического материала (карт) на основе отобранных методик.

- Приобретение электронного и методического обеспечения для реализации проекта

- Обучение педагогов рабочей группы по теме «Цифровая STEAM -лаборатория для дошкольников»

- Составление списка детей 5-7 лет с ОВЗ, посещающих ДОУ, разделение на подгруппы по похожим затруднениям (например, с низким уровнем знаниевого компонента по окружающему миру или рассеянным вниманием) и составление перспективного тематического плана опытно-экспериментальной деятельности

2. Внедренческий

- Апробация с детьми 6-7 лет, имеющими статус ОВЗ, теоретических знаний, полученных в рамках курсовой подготовки (через индивидуальную работу) (экспериментальная группа)

- Проведение педагогической диагностики с детьми экспериментальной группы).

-Заключение договора о сотрудничестве с научным отделом ближайших институтов, университетов о совместной работе по направлению проекта.

- Разработка педагогами рабочей группы методических материалов по работе в цифровой лаборатории «Наураша» со старшими дошкольниками с ОВЗ.

- Составление педагогами рабочей группы программы по дополнительному образованию старших дошкольников с ОВЗ «Ученье с увлеченьем».

- Корректировка перспективно-тематического плана опытно-экспериментальной деятельности исходя из регионального компонента и особенностей воспитанников, зачисленных в кружок.

- Проведение КОПов научно-технической направленности с родителями воспитанников, посещающих кружок «Путешествие в страну Наурандию»

3. Обобщающий

- Обобщение полученного опыта по проекту и презентация его для педагогической общественности образовательных учреждений, педагогов на уровне города (проведение мастер-классов, семинаров-практикумов, обучающих вебинаров)

- Тиражирование, представление опыта результатов деятельности по проекту в конкурсах различных уровней

Прогнозируемые результаты

Педагоги:

Повышение компетентности 100% педагогов по теме данного проекта.

Диссимиляция опыта всех участвующих в проекте педагогов в конкурсах различных уровней, в виде публикаций, семинаров-практикумов, мастер-классов для студентов, педагогов ДОУ города.

Включение более 60% педагогов в клуб сетевого сотрудничества «НАУСТИМ», где можно поделиться своим педагогическим опытом, участвовать в STEAM-мероприятиях на федеральном уровне.

Старшие дошкольники с ОВЗ:

У всех детей, участвующих в проекте, повышение уровня развития познавательных процессов (мышление, память, внимание).

У 85% детей, участвующих в проекте, формирование умения ставить перед собой цель, достигать ее, не бояться совершить ошибку, вместе находить правильное решение, активно взаимодействовать со сверстниками и взрослыми.

Получение 90% участвующих в проекте детей знаний, каким образом можно добывать информацию из различных источников,

Обучение 100% детей практическим умениям при работе с компьютером.

Для родителей:

Демонстрация 70% воспитанников совместно с родителями своих достижений в конкурсах, викторинах различных уровней.

Повышение компетентности у всех родителей, включенных в проект, в вопросах развития познавательного развития старших дошкольников с ОВЗ

Рост числа родителей, желающих активно включиться в образовательный процесс (с 50% до 92%).

Повышение родительского статуса в глазах собственного ребенка

Для учреждения:

Эффективное применение цифровой лаборатории «Наураша» в дополнительном образовании дошкольного учреждения (включение детей 4-5 лет с особенными потребностями в работу лаборатории)

Повышение положительного имиджа МБДОУ.

Обеспечение достоверности результатов деятельности

Для того, чтобы обеспечить достоверность результатов деятельности, позволяющих оценить достижение поставленных задач и прогнозирующих результатов будут созданы:

Карта оценки потенциала и готовности педагога к инновационной деятельности.

Алгоритм проведения игр-занятий в цифровой лаборатории «Наураша» исходя из возраста воспитанников.

Картотека апробированных игр-занятий для старших дошкольников с ОВЗ.

Диагностическая карта индивидуального развития старшего дошкольников с ОВЗ исходя из:

методики Л. Н. Прохоровой «Выбор деятельности», цель которой выявить место детского экспериментирования в предпочтениях детей, исследовать предпочитаемый вид деятельности, и «Маленький исследователь», помогающей определить степень устойчивости интересов ребенка.

методики «Радости и огорчения» Н. В. Ковалевой, которая позволяет установить место исследовательской деятельности в системе целостных ориентаций дошкольников.

методики Ивановой А. И., которая помогает выявить уровень сформированности исследовательско-экспериментальных действий

Анкета для родителей с целью определения их удовлетворенности качеством предоставляемой услуги.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления» Фотоотчёт о семинаре-практикуме «Развитие познавательной активности у детей в условиях «Лаборатории креативного мышления»» 4 февраля в нашем.

Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша»Фотоотчёт «Эксперименты с цифровой интерактивной лабораторией «Наураша» И снова, здравствуйте. Мы с ребятами подготовительной группы обещали вам рассказать, где ещё живёт электричество, о способах его получения.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа)Конспект исследовательской деятельности по теме «Пульс» в цифровой лаборатории «Наураша» (старшая группа) Всем доброго времени суток! КОНСПЕКТ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ЦИФРОВОЙ ЛАБОРАТОРИИ «НАУРАША» блок «ПУЛЬС» (второе занятие) Место.

Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой»Консультация для педагогов «Развитие способностей у детей средствами ознакомления с художественной литературой» Традиционно литература используется в целях развития умственного, нравственного и эстетического воспитания дошкольников. Знакомство детей.

Развитие художественного творчества детей старшего дошкольного возраста средствами оригами Пояснительная записка Детям очень нравится работать с бумагой. Их завораживает возможность бумаги менять форму. Она легко рвётся, мнётся,.

Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр Развитие логического мышления в старшем дошкольном возрасте помогает формировать у детей высокую активность и глубокие знания в познавательной.

Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС до) Развитие мелкой моторики детей с ОВЗ средствами нетрадиционного оборудования (ФГОС ДО) Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. В. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Познавательное развитие детей с ОВЗ средствами цифровой лаборатории «Наураша»
Опубликовано: 15 октября 2022 в 16:55
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД