Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Светлана Потапова
Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»

Цель проекта: оптимизация образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности.

Задачи:

Способствовать расширению знаний родителей по вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности, привлечь их к пополнению развивающей предметно-пространственной среды группы материалом для театрализации центра грамотности (театрализованной деятельности) и к участию в театрализациях.

Развивать речь детей в процессе драматизации и инсценирования.

Организовать образовательный процесс с детьми по речевому развитию через театрализованную деятельность (овладение речью как средством общения и культуры, развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи, обогащение активного словаря, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха).

Повысить свою профессиональную компетентность в вопросах речевого развития детей.

Учитель – логопед:

Организовать коррекционно – образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через театрализованную деятельность, способствующей развитию звуковой культуры речи, формированию словаря, грамматического строя, связной речи.

Тип проекта: творческий, практико-ориентированный, долгосрочный

Сроки реализации: сентябрь 2017 г. – апрель 2018 г.

Участники проекта: дети группы «В» компенсирующей направленности с тяжёлыми нарушениями речи для детей 5-6 лет, воспитатели, учитель -логопед, родители.

Проблема: массовое явление, связанное с низким уровнем речевого развития детей, обусловлено серьезными причинами. Компьютер широко вошел в нашу повседневную жизнь. Дети мало общаются, их речевой опыт ограничен, языковые средства несовершенны. Разговорная речь бедна, малословна. Резко снизился интерес детей к чтению. Социальные проблемы общества не позволяют родителям уделять достаточно внимания всестороннему развитию своих детей. Игрушки, телевидение, компьютеры заменили собой живое, речевое общение.

Актуальность: овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в современном дошкольном воспитании, как общая основа воспитания и обучения детей. Л. С. Выготский писал: «Есть все фактические и теоретические основания утверждать, что не только интеллектуальное развитие ребенка, но и формирование его характера, эмоций и личности в целом находится в непосредственной зависимости от речи».

Театральная игра стимулирует активную речь за счёт расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребёнок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить чётко, чтобы его все поняли. В театрализованной игре формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Театрализованные игры способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса). Знакомство с театром происходит в атмосфере волшебства, праздничности, приподнятого настроения, поэтому заинтересовать детей театром не сложно.

Театральная деятельность является самым распространённый видом детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Ожидаемый результат:

Дети:

сформирована диалогическая и монологическая речь;

обогащен и активизирован словарный запас ребенка;

сформирован устойчивый интерес к художественному слову, театрализованной деятельности;

проявление активности детьми на всех этапах проведения игр.

Родители:

Пополнили базу знаний по вопросу речевого развития детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности

Сформированы представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка.

Педагоги:

Повысили свою профессиональную компетентность в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ.

Учитель – логопед:

Организован коррекционно – образовательный процесс с детьми старшего дошкольного возраста по речевому развитию через театрализованную деятельность.

Этап Мероприятия Сроки

Подготовительный -Изучение методической литературы, поиск информации в сети Интернет;

-Анкетирование родителей «Речевое развитие ребенка 5-6 лет»;

-Педагогическая диагностика показателей речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

- Постановка цели и задач, составление плана работы по реализации проекта.

Сентябрь

Основной Работа с родителями

Октябрь:

Круглый стол для родителей «Развитие речи детей в условиях семьи и детского сада» (в рамках «Школы заинтересованных родителей Гостиная логопеда»).

Консультация для родителей «Формирование правильной речи детей шестого года жизни»,

Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Репка»

Ноябрь:

Беседа с родителями «Театр в жизни детей»

Рекомендации родителям «Что нужно знать родителям при обучении предсказыванию ребёнка». «Использование театрализации в работе с робкими детьми».

Совместная с родителями работа по обогащению предметно – пространственной среды Центра грамотности (театрализованной деятельности):

Творческая мастерская «Сундучок сказок»

Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Колобок»

Декабрь:

Консультации для родителей:

«Как развивать правильную речь ребенка в 5-6 лет»,

«Роль сказки в развитии детской эмоциональности»;

Совместная с родителями работа по обогащению предметно – пространственной среды Центра грамотности (театрализованной деятельности):

Изготовление фигурок для театра на магнитах

Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Маша и медведь»

Январь:

КВН «Театр – это интересно

Индивидуальные беседы с родителями «Роль семьи в развитии речи ребёнка», «Об особенностях формирования речи у ребёнка»

Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Красная Шапочка и Волк»

Февраль:

Совместная с родителями работа по обогащению предметно – пространственной среды Центра грамотности (театрализованной деятельности):

Изготовление пальчикового театра

Консультация для родителей «Развитие речи детей через театрализованную деятельность»

Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «Теремок»

Март - апрель:

Проведение досуга с инсценировкой сказки «На льдине»

Родительское собрание с включением вопроса об организации работы по оптимизации образовательного процесса, направленного на амплификацию (обогащение) речевого развития детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности.

Творческое задание с детьми лепка героев из сказки «На льдине».

Работа с детьми

Октябрь:

1. Виртуальная экскурсия в «Театр - музыки» (город Мегион).

2. Пластические этюды: «Кот крадётся», «Весёлая Лягушка».

3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Петух проснулся», Волк рассердился».

4. Артикуляционная гимнастика: «Лопаточка», «Вкусное варенье», «Заборчик», «Шарик».

5. Пальчиковая гимнастика: «Игрушки», «Осень», «За ягодами», «Сидит белка на тележке».

6. Драматизация сказки «Репка» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация).

7. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «Репка» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).

8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Листопадная радость».

Ноябрь:

1. Беседа «История возникновения театра».

2. Пластические этюды: «Баран бодается», «Кот потягивается», «Осёл упрямится», «Петух летит», «Свинья роет носом землю».

3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Эхо», «Дождик».

4. Артикуляционная гимнастика: «Часики», «Лошадка», «Качели», «Пятачок».

5. Пальчиковая гимнастика: «Мы во двор пошли гулять», «Много мебели в квартире», «Вышел дождик погулять», «Как у нас семья большая».

6. Драматизация сказки «Колобок» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация)

7. Пластилинотерапия. Лепка героев сказки «Колобок» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).

8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Снежная радость»

Декабрь:

1. Знакомство детей с разными видам театров.

2. Пластические этюды: «Штангист», «Рыболов».

3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Угадай кто пришёл?»

4. Артикуляционная гимнастика: «Котёнок лакает молоко», «Иголочка», «Расчёска», «Барабанщик».

5. Пальчиковая гимнастика: «Елочка», «Зимняя разогревалочка», «Наша группа», «Кормушка».

6. Драматизация сказки «Маша и медведь» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация)

7. Пластилинотерапия. «Маша и медведь» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).

8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Праздник»

Январь:

1. Знакомство детей с профессиями людей работающих в театре, просмотр видеофильма.

2. Пластические этюды: «Деревья большие», «Деревья колышутся», «Бабочка летает»

3. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Бабушка отвечает внучке», «Волк и Красная Шапочка». «Красная Шапочка зовёт лесорубов»

4. Артикуляционная гимнастика: «Гармошка», «Орешки», «Блинчики», «Пароход гудит».

5. Пальчиковая гимнастика: «Птички», «Подарки», «Дружные пальчики», «На елке»

6. Драматизация сказки «Красная Шапочка и Волк» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация)

7. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «Красная Шапочка и Волк» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).

8. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Радуга»

Февраль:

1. Пластические этюды: «Бабушка болеет», «Мама месит тесто», «Волк вышел на тропинку и прячется».

2. Упражнения на интонационную выразительность речи: «Чей домик?»

3. Артикуляционная гимнастика: «Маляр», «Поймаем мышку», «Крестик», «Сдуй ватку с ладошки».

4. Пальчиковая гимнастика: «Компот», «Апельсин», «Повар», «Пирог».

5. Драматизация сказки «Теремок» (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация).

6. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «Теремок» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).

7. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Долгожданный подарок».

Март:

1. Виртуальный поход в «Театр музыки» города Мегиона (просмотр спектакля).

2. Упражнение на интонационную выразительность речи: «Петушок запел жалобно», «Петушок прокукарекал радостно», «Курочке грустно», «Хозяйка рассердилась на курочку».

3. Артикуляционная гимнастика: «Хоботок», «Домик открывается», «Лягушка», «Зайчик».

4. Пальчиковые гимнастика: «Алые цветки», «Дружба», «Строим дом», «Воробьи»

5. Драматизация авторской сказки «На льдине» (с участием родителей) (чтение, пересказ с опорой на картинки, театрализация).

6. Пластилинотерапия. Лепка героев к сказке «На льдине» (театрализация сказки с помощью изготовленных героев).

7. Чтение - обсуждение эмоциональной сказки автора Алябьевой Е А. «Жила - была Радость…»

8. Краткосрочный проект «В театр играем - речь развиваем» (прилагается). Октябрь - март

Заключительный - Педагогическая диагностика показателей речевого развития детей старшего дошкольного возраста;

-Театрализованное представление с участием родителей и воспитанников «Сказка о глупом мышонке»

-Деловая игра с родителями «Путешествие по стране – Развитие речи».

Апрель

Результаты анкетирования родителей

В анкетировании приняли участие Родители 10 воспитанников, что составляет 83% из общего количества.

Родителям было предложено оценить уровень речевого развития своего ребенка.

Анализируя итоги, мы убедились в том, что не все родители адекватно оценивают уровень речевого развития своего ребенка, переоценивают его, а в двух случаях родители недооценили детей.

70% родителей не имеют точного представления о нормах речевого развития детей шестого года жизни и, следовательно, педагогам необходимо провести работу по информированию родителей.

50% родителей делят ответственность за речевое развитие своего ребенка пополам с педагогами ДОУ, другая половина родителей большую долю ответственности (70-80%) берет на себя. При этом, большая часть родителей (70%) лишь иногда проводят со своим ребенком работу по совершенствованию его речи, но обращают внимание на то, как говорит ребенок и исправляют речевые ошибки.

Благодаря информации в ведомостях учета реализации Образовательной программы 90% родителей знают, какие знания получает ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду.

Все родители воспитанников выражают заинтересованность в повышении речевого развития детей, готовность сотрудничать с педагогами, желание освоить приемы работы по развитию речи ребенка.

Задача педагогов, повысить педагогическую компетентность родителей в вопросах речевого развития детей старшего дошкольного возраста, заинтересовать родителей театрализованной деятельностью, как эффективным средством речевого развития детей.

Анкета для родителей

1. Фамилия, имя ребенка ___

Подчеркните ответы на следующие вопросы и по возможности дайте им обоснование.

2. Оцените уровень речевого развития Вашего ребенка.

Высокий, средний, низкий

3. Известны ли вам возрастные нормы речевого развития ребенка 5-6 лет?

Да, нет, затрудняюсь ответить

4. Как Вы считаете, от кого зависит речевое развитие Вашего ребенка?

От работы педагогов в ДОУ___

От родителей___

Ни от кого не зависит___

5. Распределение ответственности за речевое развитие ребенка (в %)

Родители___ Педагоги ДОУ___

6. Проводите ли Вы со своим ребенком работу по совершенствованию его речи? (Да, нет, иногда) ___

7. Хотели бы Вы освоить приемы работы по развитию речи ребенка?

(Да, нет)___

8. Обращаете ли вы внимание на то, как говорит Ваш ребенок?

(Да, нет)___

9. Вы исправляете ошибки в речи своего ребенка?

(Да, нет, иногда)___

10. Знаете ли Вы какие знания получает Ваш ребенок на занятиях по развитию речи в детском саду? (Да, нет)

___

___

Публикации по теме:

Преодоление застенчивости у детей старшего дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Министерство образования РС (Я) МР «Хангаласский улус» МБДОУ «Детский сад №2 «Сказка» Доклад на тему «Преодоление застенчивости у.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 2 часть 2 часть. 2.2. Особенности развития и организации театрализованной деятельности дошкольников на разных возрастных этапах. Выбирая материал.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 1 часть 1 часть. СОДЕРЖАНИЕ 1. ВВЕДЕНИЕ ….2 2. РЕФЕРАТИВНАЯ ЧАСТЬ 2.1. Теоретические аспекты развития театрализованной.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 3 часть 3 часть. 3. ПРОЕКТНАЯ ЧАСТЬ. 3.1. Оценка развития театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Оценивая развитие театрализованной.

Педагогический проект «Развитие театрализованной деятельности детей дошкольного возраста». 4 часть 4 часть. 4. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 4.1. План мероприятий по развитию театрализованной деятельности детей дошкольного возраста. Приобщение детей, педагогов,.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Макеты своими руками. Шаблоны макетов на МААМ
  • Русские народные сказки
Автор публикации:
Проект «Речевое развитие детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ посредством театрализованной деятельности»
Опубликовано: 6 мая 2018 в 19:37
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс по изготовлению звуковой линейки
Главной задачей в процессе обучения грамоте является формирование у дошкольников общей ориентировки в звуковой системе языка, обучение их звуковому анализу...
Конспект организованной образовательной деятельности «Лиса — всему свету краса»...
Конспект организованной образовательной деятельности «Художественное - эстетическое развитие» Рисование «Лиса - всему свету краса» ( нетрадиционная техника-...
Музыкальный досуг «Правила дорожного движения»
Музыкальный досуг на тему , Правила дорожного движения'' для старших групп. Цель: проведение музыкальных развлекательных мероприятий с детьми в летний...
Сценарий праздника «Один олимпийский день»
Сценарий "Один олимпийский день" Цель: Формировать у дошкольников представления об Олимпийских играх современности как части общечеловеческой культуры....
Фототчёт. 4 июня. Праздник васильков. День — синитель, васильковый повелитель
Родовое название василька связано с легендой о кентавре Хироне. Во время схватки с Гераклом кентавру Хироне были нанесены глубокие раны, которые помог...