Лучший педагог года

Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста

Татьяна Шалаганова
Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста

МБДОУ Центр развития ребенка –

детский сад «Журавушка»

ПРОЕКТ

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ

для старшего дошкольного возраста.

Автор:

Шалаганова Т. В

Проект : среднесрочный, групповой, игровой.

Актуальность проекта

Публикация «Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм, учат вживаться в образ того или иного персонажа, играть определенную роль. Они имеют большое значение в социальной адаптации ребенка, реализации его возможностей в будущем. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, меньше ошибаться в людях, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

В сюжетно-ролевой игре успешно развиваются личность ребенка, его интеллект, воля, воображение и общительность, но самое главное, эта дея-тельность порождает стремление к самореализации, самовыражению. Кроме того, игра является надежным диагностическим средством психического развития детей.

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

учить выполнять игровые действия в соответствии с общим замыслом игры;

формировать умение выстраивать новые последовательности со-бытий, ориентируясь на партнеров-сверстников;

учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре;

воспитывать навыки взаимовыручки и взаимопомощи в игре

Научно-методическое обеспечение

Игра — ведущий вид деятельности в дошкольном возрасте. В. Штерн говорил, что «игра показывает, к какой цели стремится человек, к чему он готовится, чего ожидает. В игре угадываются направления его будущей жизни». Интересные взгляды на игру представил Ф. Бойтендайк: игра позволяет проявить свои влечения — стремление к освобождению, слиянию с окружающим миром.

Д. Б. Эльконин считал, что в игре отражается стремление детей участ-вовать в жизни взрослых, быть рядом с ними, действовать, как они. Дети проигрывают не только травматические ситуации, но и овладевают своими страданиями. Играя, они проявляют волю, управляют действиями взрослых.

Известные психологи Л. С. Выготский и Д. Б. Эльконин доказали, что в игре успешнее развиваются и достигают более высоких уровней личность, психические процессы, разные виды деятельности.

Ресурсное обеспечение:

наборы игрушек разных животных;

муляжи клеток для животных;

атрибут «Зоопарк»

Участники проекта :

воспитатель

дети старшей группы

родители

Ожидаемые результаты:

Развертывание в самостоятельной деятельности специфических роле-вых действий и ролевой речи.

Парное ролевое взаимодействие со сверстниками.

Ролевое общение, короткий диалог.

Этапы игровой деятельности.

Процесс Совместная деятельность

педагога и детей Деятельность

педагога

Подготовительный

Выявление про-блемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Диагностика по ме-тодике Г. Урунтае-вой.

Каталог: Материалы и оборудование для детсада под ред. Т. Н. Дороновой, Н. Н. Коротковой

Обрисовка сю-жетной канвы Изучение литерату-ры

Занятие с детьми старшего дошколь-ного возраста по теме : Зоопарк

Коллективное твор-чество детей (М, 1998).

Недоспасова В. А. Растем, играя (М., 2004).

Образцова Т. Н. Ро-левые игры для де-тей (М., 2005)

Организационная работа Чтение художественной лите-ратуры

С. Михалкова «Где обедал воро-бей», К. И. Чуковский «Доктор Айболит» «Путаница», И. Ани-мушкин «Кто без крыльев лета-ет», Г. Скребицкий «Всяк по-своему», Р. Киплинг «Рикки-Тикки-Тави», В. Степанов. Атлас животного мира.

Продуктивные виды деятельно-сти

Изготовление атрибутов для иг-ры.

Оформление панно «Зоопарк»

Беседы с детьми «Животные — наши друзья». «Путешествие по странам мира», «Животные-какие они?»

«Для чего нужен Зоопарк?»

«Кто работает в зоопарке?»

Дидактические игры

«Лото - животные», «Найди лишнее», «Чей домик», «Что из-менилось», строительная «Зоо-парк», игра - Кто? Где? Когда?

Занятия

Ознакомление с окружающим миром «Животные разных стран».

Развитие речи «Мы ходили в зоопарк»

Развитие элементарных матема-тических представлений «Где обедал воробей».

Конструирование «Зоопарк».

Рисование «Мои любимые жи-вотные».

Лепка сюжетная «Кто в зоопарке живет»

Придумывание вос-питателем материа-ла для игры: для зоопарка (оборудо-вание); вальеров, животных, корму-шек, деревьев и т. д.

Оформление фото-выставки «Мы хо-дили в зоопарк»

Работа с

родителями Информационный листок для родителей о занятиях на тему «Животный мир», «Зоопарк»

Участие родителей в изготовлении атрибутов к игре, оформлении выставки «Мы ходили в зоопарк».

Основной

Систематизация информации Принятие на себя роли. Обсуж-дение содержания игры. Организация игрового пространства Обеспечение руко-водства

Распределение ро-лей.

Взятие на себя вто-ростепенной роли.

Обсуждение содер-жания игры — во-просы.

Руководство организацией игрового пространства

Игровая дея-тельность детей Игра.

Соблюдение правил, вы-полнение взятых на себя ролей.

Взаимосвязь с партнером.

Изменение ролевого действия в ходе игры Выступает как соз-датель проблемно-игровых ситуаций

Заключительный

Итог Принимают участие в обсужде-нии проведенной игры.

Оценивают умение играть вместе Подведение итогов игры.

Диагностика игро-вых умений

Словарный минимум

Часть словаря Старшая группа Подготовительная к школе группа

Профессии Конструктор, космонавт, тренер, бортинженер, био-техник Генеральный конструктор, научно-космический центр, ру-ководитель научно-исследовательских поле-тов, спортивные тренаже-ры

Орудия труда Пульт управления, катапульта, парашют, радиоаппаратура, видео - барокамера, спутниковая связь

Трудовые дейст-вия Строить, фотографировать, конструировать, провожать, встречать, управлять, лететь, наблюдать Руководить, согласовы-вать, ремонтировать, тре-нировать, исследовать

Качества

труда Качественно, вежливо, вни-мательно, успешно, ответственно Высококачественно, доб-росовестно, организованно, четко

ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «КОСМОС»

Цель: формировать умение комбинировать различные тематические сюжеты в единый игровой сюжет

Задачи:

учить детей до начала игры распределять роли,

подготавливать необходимые условия, договариваться о последова-тельности совместных действий;

способствовать обогащению игры новыми решениями (участие взрослого в игре, изменение атрибутики и хода игры);

создавать условия для творческого самовыражения; учить налаживать и регулировать контакты в совместной игре: договариваться, мириться, убеждать, действовать; соблюдать правила игры;

развивать эмоции, возникающие в ходе ролевых и сюжетных действий.

Структура игры Общие методические приемы Методические приемы, используемые в игре

Задачи Формировать умение вы-страивать новые последовательности событий, ориентируясь на партнеров-сверстников

Формировать умение комбинировать предло-женные ребенком и дру-гими участниками игры события в общем сюжете Формировать умения восстанавливать события космического путешест-вия, состоящего из четы-рех эпизодов, развивать умения детей играть с партнерами (тренер — космонавты, строители — конструкторы и т. д.)

Формировать умения вы-страивать сюжетную ли-нию до начала игры (об-говаривать, учитывать желания сверстников)

Общая стратегия игрового взаимо-действия с детьми Создать условия для воз-никновения игры (моти-вация на игру) Подготовить атрибуты, создать игровое про-странство, закрепить по-лученные знания о космосе, создать заинтересовывающий мо-мент

Предварительно обсу-дить содержание игры Выслушивать мнения де-тей о том, какая подго-товка необходима на Земле, что может слу-читься в космосе, что надо сделать в первую очередь и т. п., помочь детям с помощью краткого, логичного за-ключения выстроить по-следовательность дейст-вий в процессе игры

Помочь детям в развитии и поддержании сюжета игры С помощью игровых действий помочь затрудняющимся детям, при ослаблении интереса вводить новую сюжет-ную линию и т. п.

Обсудить результат игры В конце игры предложить обсудить действия специалистов, все ли было сделано правильно, все ли предусмотрели и т. п.

Способы руково-дства игрой Провести вступительную беседу, введя заинтересо-вывающий момент (шиф-рограмма) Задать вопросы о том, что такое космическое пространство, звезды, планеты, метеориты; на чем можно полететь в космос. Рассказать о сообщении с призывом о помощи с неизвестной планеты, которое необходимо расшиф-ровать. Подвести детей к решению полететь и по-мочь незнакомым суще-ствам, попавшим в беду

Участвовать в распреде-лении ролей, помочь де-тям в подготовке и планировании действий согласно выбранным родам С помощью вопросов по-мочь детям определить роли, распланировать действия и составить план игры

Взять на себя роль Взять на себя роль руко-водителя (с согласия де-тей)

Помочь в развитии сю-жетной линии, способст-вовать установлению в игре ролевого взаимодействия и усвоению ролевых взаимоотношений В процессе игры напра-вить развитие сюжета с помощью взятой на себя роли, поощрять самостоятельность детей, следить за выполнением правил игры, советовать, направлять действия малоактивных детей

ПРОЕКТ СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»

(для старшей группы)

Цель: сформировать у детей умение играть в сюжетно-ролевую игру «Банк».

Задачи: развивать и обогащать сюжет игры в «банк» и подводить к самостоятельному созданию игровых замыслов; учить выполнять игровые действия в соответствии с общим игровым замыслом; учить подбирать предметы и атрибуты для игры; воспитывать дружеские взаимоотношения.

Ожидаемый результат

1. Получение знаний о «банке».

2. Формирование коммуникативных навыков.

3. Появление умения слушать партнеров, соединять их замыслы со своими.

4. Комментирование игровых действий и действий партнеров.

Ресурсное обеспечение: муляжи банковских реквизитов; костюмы ох-ранников; атрибут «Банкомат»

Этапы игровой деятельности.

Процесс Совместная деятельность

педагога и детей Деятельность педагога

Подготовительный

Выявление про-блемы Диагностика: игровых навыков; игровой среды Методика Д. Б. Эльконина

Обрисовка сю-жетной канвы Изучение литературы

Курак ЕЛ, Экономическое воспитание дошкольников (М., 2002)

Афанасьева Т. Н. Семья (М., 1986).

Липсиц И. В. Удивитель-ные приключения в стране экономики (1992).

Сосова И. А. Экономиче-ское воспитание детей в семье (М., 1989)

Организационная работа Чтение художественной лите-ратуры

Кларина Л. «Уроки Гнома Эко-нома и Феи Экономики», Лада И. «Новый дом», Бомент А. «Дом, в котором мы живем», Габе Д. «Работа», Липсиц И. «Удивительные приключения в стране экономики», Корчак Я. «Маленький бизнесмен», Кнышов Л. «Экономика для малышей, или как Миша стал бизнесменом», «Сказочное путешествие Экономикса и его друзей»

Продуктивные виды деятельно-сти

Изготовление банкнот и банков-ских карточек.

Рисование денег своей группы

Беседы с детьми «Как играть».

«Какие роли».

«Что такое цена».

«Перспектива покупок»

Дидактические игры

«Сделай покупку», «Рынок од-ного товара», «Цепочка эконо-мических слов»

Экскурсии: к Сбербанку, в мага-зин

Занятия

Рисование «Монеты».

Познание «Деньги. Какие быва-ют деньги. Зачем нужны людям деньги» Придумывание воспита-телем материала для иг-ры:

для кассира;

охранников;

клиентов.

Планирование календар-ных планов.

Разработка конспекта иг-ры «Банк»

Работа с

родителями Экскурсия родителей с детьми в банк Консультации «Зачем до-школьникам экономика». «Полезные привычки в быту — тоже экономика»

Основной

Систематизация информации Организация игрового пространства:

банк (касса, банкомат, охранни-ки); магазин (атрибуты — муля-жи продуктов, касса, деньги);

дом — уголок группы.

Принятие детьми на себя роли Обеспечение руководства

Распределение ролей

Игровая дея-тельность детей Поиск решения с помощью педагога. Повторение за педагогом диалогов персонажей Использование многоперсонажных сюжетов.

Обучение элементам раз-вития сюжета.

Принятие на себя второ-степенной роли.

Использование предме-тов-заместителей

Заключительный

Итог Участие детей в обсуждении проведенной игры.

Оценка умения играть вместе Подведение итогов игры, предложение гипотезы о дальнейшем разворачивании сюжета. Диагностика игровых умений

Словарный минимум

Часть слова-ря Старшая группа Подготовительная к школе группа

Профессии Управляющий, консультант, кассир, охранник Секьюрити, программист

Орудия труда Телефон, деньги, ручка, компьютер, пластиковая карточка, фотоаппарат Мобильный телефон, ноут-бук, видеокамера, визитки, пейджер, аппарат для подсчитывания

денег

Трудовые дей-ствия Согласовывать, печатать, отвечать, проверять, обслу-живать, руководить, выда-вать, оформлять Информировать, заверять, обслуживать, руководить, выдавать, оформлять

Качества

труда Вежливо, внимательно, своевременно, ответственно, быстро Высококачественно, органи-зованно, добросовестно, чет-ко, правдиво, энергично.

Общественная значимость быстро продавать; зарабатывать деньги; качественно об-служивать клиентов; информировать вовремя и правдиво

Результаты труда Качественное обслуживание клиентов, ознакомление с эко-номическими новостями

Учреждения Банк, милиция, автомобильный парк, магазин, почта-Интернет, охранное агентство, монетный двор

ПЛАН-СХЕМА КОНСПЕКТА

СЮЖЕТНО-РОЛЕВОЙ ИГРЫ «БАНК»

(средняя группа)

Цели: учить детей играть в сюжетно-ролевую игру «Банк»; формиро-вать умения словесно обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, развертывать парное ролевое взаимодействие; развивать умение детей играть дружно, коллективом.

Структура иг-ры Общие методические прие-мы Методические приемы, используемые в игре

Задачи Формировать умение словесно обозначать игровую роль.

Реализовывать специфиче-ские ролевые действия.

Развивать парное ролевое взаимодействие.

Формировать элементарные ролевые диалоги Формировать умение обо-значать свои роли — кон-тролер, кассир, охранник, оператор, консультант.

Учить выполнять роли: кассир выдает деньги, считает; управляющий руководит, подписывает; охранник просматривает видеозаписи

Общая страте-гия игрового взаимодейст-вия с детьми Включать детей в ролевое взаимодействие.

Подключать к игре ребенка, взяв на себя дополни-тельную игровую роль.

Взяв на себя игровую роль, втягивать в игру детей, предлагая им новые сюжетные события Вступительная беседа о ра-боте банка.

Распределить роли.

Обозначить роль: кассир берет у клиента сберегательную книжку, отсчитывает, сколько выдать денег, выдает деньги и др.

Организовать пространст-во и подобрать атрибуты

Способы руко-водства игрой Использовать многоперсо-нажные сюжеты.

Принять на себя второсте-пенную роль (воспитатель).

Ограничить использование образной игрушки (больше предметов-заместителей) Взять на себя роль управ-ляющего банка, осуществ-лять руководство банком (игрой).

Предложить использовать предмет-заместитель (кубик — телефон)

Структура сю-жета игры Многоперсонажные сюжеты, где одна из ролей непосред-ственно связана со всеми ос-тальными.

Последовательность сюжет-ных событий развертывается через последовательное взаимодействие Сюжет игры : дом или работа — банк — магазин — семья, клиенты (мама, охранник (папа, кассир (мама, продавец (мама). Из дома идут в банк, затем в магазин, потом домой

Публикации по теме:

Неделя сюжетно-ролевых игр.Неделя сюжетно-ролевых игр. У нас в группе прошла неделя сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевая игра по своему характеру -деятельность отражательна. Основой сюжетно-ролевой.

Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно игровой среды» Проект «Формирование социально-активной позиции дошкольника через обогащение игровой культуры и предметно игровой среды» Известно, что.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проекты сюжетно-ролевых игр для старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 3 апреля 2013 в 07:08
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД