Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста

Татьяна Хорькова
Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста

Тип проекта: практико – ориентированный.

Автор проекта: Хорькова Татьяна Яковлевна, воспитатель группы раннего возраста.

Масштаб: долгосрочный (сентябрь 2013г – май 2015г).

Участники: Хорькова Татьяна Яковлевна (воспитатель, родители, дети группы раннего возраста.

Целевая группа: 17 детей.

Общие сведения о детях: возраст от 1,5 лет – до 3 лет, ясельная и I младшая группа.

Мальчиков: 9 человек.

Девочек: 8 человек.

Особенности здоровья детей:

группа здоровья: I –

II –

III –

хронические заболевания:

Обоснование:

Ребёнок приходит в мир… Взрослые (родители, бабушка, дедушка, а позднее воспитатели) должны окружить малышат любовью, заботой, вниманием, лаской, научить его радоваться жизни, доброжелательному обращению со сверстниками, со взрослыми.

Одна из центральных задач педагогики раннего детства – изучение ранних проявлений интеллектуальной жизни, а также поиск эффективных методов и приёмов подхода к малышу, позволяющих установить с ним двухсторонний контакт. Этой проблеме посвящено большое количество исследований, как в нашей стране, так и за рубежом. Психологи и педагоги (А. Н. Леонтьев, А. М. Фонарёв, С. А. новосёлов, Н. М. Анорина, В. В. Гербова, Л. Н. Павлова) отмечают, что значение законов развития эмоциональной и психической жизни ребёнка позволяет грамотно строить своё взаимодействие с малышом, а, следовательно, обеспечить ему радость бытия и познания мира. Именно в раннем возрасте закладывается тот фундамент познавательной деятельности, который обеспечит дальнейшее постижение тайн природы и величие человеческого духа. По мнению учёных, ранний возраст обладает особой благодатной восприимчивостью. У ребёнка интенсивно формируется наглядно – образное мышление и воображение, развивается речь.

В последние годы, наряду с поисками современных моделей воспитания, возрастает интерес к фольклористике, возрождаются лучшие образцы народной педагогики. Фольклор – одно из действенных ярких средств её, таящий огромные дидактические возможности. Знакомство с народными произведениями обогащают чувства и речь малышей, формирует отношение к окружающему миру, играет неоценимую роль во всестороннем развитии.

Ценность детского фольклора заключается в том, что с его помощью взрослый устанавливает с ребёнком эмоциональный контакт, эмоциональное общение. Интересное содержание, богатство фантазий, яркие художественные образы привлекают внимание ребёнка, доставляют ему радость. Незатейливые по содержанию и простые по форме малые формы народного поэтического творчества таят в себе немалые богатства – речевые, смысловые, звуковые.

Детский фольклор может стать средством воспитания ребёнка, так как черпает материал для детей из ранних источников. Прежде всего – это то, что взрослый на протяжение многих лет создавали для детей. Это колыбельные песни, успокаивающие ребёнка, усыпляющие его. Это и поэзия пестования, ухода за ребёнком, поэзия ласковых прикосновений к нему. Пестушки всегда удовлетворяли потребности ребёнка в тактильных движениях – почти все дети любят, когда их поглаживают по головке, ручкам, плечикам, прижимают к себе близкие люди – это язык эмоционального общения.

Что же относится к детскому фольклору?

Пестушки – песни, которыми сопровождается уход за ребёнком.

Потешки – игры взрослого с ребёнком (с его пальчиками, ручками).

Заклички, считалки, скороговорки, чистоговорки, дразнилки, прибаутки, шутки, перевёртыши – забавные песенки, которые своей необычностью веселят детей. Прибаутки, потешки, пестушки приносят радость детям. Без этих весёлых стишков ребёнок никогда не овладеет своим родным языком в совершенстве, формирование культурно – гигиенических навыков превратится в скучное безрадостное выполнение указаний взрослого, выполнение каких – то движений не вызывает интереса радости, желание повторить ещё и ещё.

В период адаптации к новой обстановке ребёнок скучает по дому, маме, ещё не может общаться с другими детьми, взрослыми. Поэтому я, зная какую особую значимость фольклор приобретает в первые дни малыша в дошкольном учреждении, начала подбор потешек, которые помогают установить контакт с ребёнком, вызывают у него положительные эмоции, симпатию к пока ещё мало знакомому человеку – воспитателю. Правильно подобранные потешки помогают в режимных моментах. Малые формы фольклора помогают увеличить запас слов ребёнка, т. е., привлекают его внимание к предметам, людям. Звучность, ритмичность, напевность, занимательность потешек привлекает детей, вызывает желание повторить, запомнить, что в свою очередь, способствует разговорной речи.

Цель: Создание необходимых условий для положительных эмоций, развития речи, памяти, воображения, мышления, овладении культурно – гигиеническими навыками.

Задачи: 1. Установить и сформировать доверительные, добрые, ласковые отношения между взрослыми (мама, папа, бабушка, дедушка, воспитатель) и ребёнком.

2. Научить выполнять различные движения при проговаривании народных потешек, прибауток, закличек, приговорок и т. д.

3. Учить детей проговаривать слова, фразы, заканчивать строчки.

Стратегии реализации проекта:

Первый этап:

- Изучение методической литературы.

- Подбор фольклорных произведений.

- Составление календарного плана.

- Создание картотеки.

- Разработать консультации для родителей.

Второй этап:

- Установить доверительный контакт между участниками проекта.

- Привлечение участников проекта к реализации.

- Непосредственная работа по проекту.

Третий этап:

- Сундучок потешек.

- дидактическая игра «На что покажет – о том расскажем».

- Развлечение.

- Сообщение для педагогов.

Необходимые условия для реализации проекта:

Организационные:

- большая светлая комната;

- лампы дневного освещения.

Материально – технические:

- книжки – малышки.

- книжки – раскраски.

- картон.

- иллюстрации к стихам, потешкам.

- сундучок.

- аудиоаппаратура.

- диски, кассеты с фольклором.

- пальчиковый театр.

- мелкие игрушки – зверюшки.

Педагогические условия:

- Используется магнитофон, музыка, пальчиковый театр.

- Хвалить за каждый успех.

Психологические условия:

- Позитивный настрой взрослых и детей.

Внешние условия:

- Данная программа предусматривает тесное взаимодействие детей, воспитателей и родителей.

Методические:

- Г. П. Фёдорова «На золотом крыльце сидели». С-П «Детство - Пресс» 2000г.

-Т. И. Бахметьева, Г. Т. Соколова «Детские частушки, шутки, прибаутки» Ярославль 1997г.

- В. Ветрова «Ладушки, ладушки…» М. 1995г.

- Г. Науменко «Гуленьки» М. 1982г.

- Интернет.

- Л. Кузьмин. «У нас полный дом ребят» Пермь 1990г.

- В. Берестов. Матрёшкины потешки. М. 1982г.

- Хрестоматия для дошкольников 2 – 4 года. М. 1999г. Н. П. Ильчук, В. В. Гербова, Л. Н. Елисеева, Н. П. Бабурова.

-Л. Павлова. роль детского фольклора в воспитании ребёнка первого года жизни. Д/в №12 – 1986г.

Предполагаемый результат:

Положительные эмоции, весёлое, бодрое настроение моих детей, которое помогает овладеть родным языком, развивает память, воображение, мышление, даёт возможность побегать, попрыгать, т. е, всесторонне развивает ребёнка.

Трансляция проекта:

- На родительском собрании.

- На педсовете.

Дальнейшее развитие проекта:

- Рекомендовать коллегам, заинтересованной этой проблемой.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Практико-ориентированный краткосрочный проект «Шашечный дебют» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Шадейский детский сад» Проект «Шашечный дебют» Составила: Хорькова.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Потешки и стишки
  • Потешки и стишки
Автор публикации:
Проект «Сундучок потешек» для детей раннего возраста
Опубликовано: 17 ноября 2013 в 14:12
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Отчет о проведенном мероприятии «1 июня-День защиты детей»
1 июня в саду прошел удивительный праздник для воспитанников нашего детского сада. На мероприятие, которое прошло в музыкальном зале, пришли волшебные гости:...
«День памяти и скорби» сценарий тематического мероприятия в дошкольной...
Сценарий открытого мероприятия : «День памяти и скорби» в дошкольной разновозрастной группе. Цель: Воспитывать уважение к защитникам Родины на основе ярких...
Доклад «Особенности проявления субкультуры детей дошкольного возраста»
Слайд 2. Детская субкультура представляет собой автономную социокультурную реальность, которая обладает своим собственным языком, структурой, функциями и...
Презентация проекта «Чипсы»
1 слайд: Здравствуйте, меня зовут Федоров Алибогдан, мне 5 лет. Я воспитанник детского сада №1 «Жар-птица». И я представляю вашему вниманию свой проект...
Итоговое занятие во второй младшей группе «Путешествие в страну знаний»
Цель:Закрепить знания детей, приобретенные в течение учебного года. Образовательные области: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое...