Лучший педагог года

Проект «Свистулька — детская народная игрушка» (4 фото)

Ирина Гонозова
Проект «Свистулька — детская народная игрушка»

Паспорт проекта

«Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого, мирового, но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления»

В. Г. Белинский

Тема: Свистулька - детская народная игрушка.

Классификация проекта :

•по составу участников - коллективный проект (групповой)

•по целевой установке - приобщение детей к культуре родного края

•по тематике - творческий проект

Задачи:

Публикация «Проект „Свистулька — детская народная игрушка“» размещена в разделах

Вызывать у детей эмоционально-положительное отношение к игрушке.

Формировать умение передавать свое отношение к игрушке.

Воспитывать бережное отношение к игрушке и заботу о ней.

Поддерживать стремление активно вступать в общение, высказываться.

Побуждать к радостным ощущениям от совместных активных движений.

Способствовать индивидуальному самовыражению детей в процессе продуктивной творческой деятельности.

Развивать творческие и познавательные способности и речевые умения, мелкую моторику рук.

Обогащать словарный запас дошкольников.

Способствовать формированию у родителей потребности в частом общении с детьми, оказывать им практическую помощь в организации занятий с детьми в кругу семьи.

Создание условий, раскрывающих творческий и интеллектуальный потенциал младших дошкольников, ориентированных на диалогическое взаимодействие детей, родителей и педагогов и способствующих самопониманию и саморазвитию всех участников педагогического процесса.

мы такие разные свистульки (совместная деятельность детей с родителями - книжки малышки)

использование детьми свистульки в самостоятельно организованной деятельности детей

лепка свистулек из глины (совместная деятельность детей с родителями)

создание мини-музея «Свистульки»

Основные этапы проекта

1 ЭТАП ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ:

1. Изучение и подбор материала об истории происхождения свистульки.

2. Подбор стихотворений и потешек о свистульке.

3. Изготовление родителями птичек свистулек.

4. Изготовление родителями книжек-малышек.

2 ЭТАП ОСНОВНОЙ:

1. Беседы об истории возникновения птичек-свистулек.

2. Чтение сказок, потешек о свистульке.

3. Беседы: «Свистулька-любимая игрушка», «Мы такие разные- свистульки».

4. Рисование: «Такая красивая птичка»

5. Лепка «Украшаем свистульку»

6. Конструирование «Домик для птички»

3 ЭТАП ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЙ

1. Выставка детских работ «Птички невелички в гостях у ребят».

2. Создание мини-музея «Такие разные-свистульки».

3. Презентация книжек-малышек.

4. Выставка птичек свистулек.

5. Выступление на празднике мам.

РЕЗУЛЬТАТ ПРОЕКТА :

В ходе проекта дети узнали о возникновении народной игрушки- свистульки.

У детей сформировались представления о русском народном прикладном творчестве, народной игрушке.

Реализовался процесс сотворчества родителей с детьми.

Создание мини-музея «Такие разные свистульки».

Актуальность проекта :

В наше время, дети ориентированы на игрушки западных стран и не владеют достаточной информацией о традиционной русской игрушке. Да и многие родители имеют недостаточно знаний, какими игрушками играли наши дедушки и бабушки. А это ведет к потере культурно-исторических ценностей своего народа. Я решила помочь своим воспитанникам расширить знания о традициях на примере народной игрушки, проявлять интерес к изготовлению разнообразных игрушек и использованию их в детской деятельности, воспитывать бережное отношение к культуре своего народа.

Народная игрушка близка и понятна каждому ребенку, она вобрала в себя опыт многих поколений. Игрушки учат, развивают, воспитывают. Не смотря на внешнюю простоту и незатейливость, народные игрушки пробуждают творческую фантазию, помогают детям знакомиться с окружающим миром.

К сожалению, современные дошколята не всегда могут играть с матрешками, свистульками, деревянными ложками, утрачиваются традиции коллективных народных игр. Родители практически не приобретают своим детям такие игрушки.

Актуальность проекта заключается в решении задач патриотического воспитания в соответствии с образовательной программой детского сада. Играя с матрешками, ложками, свистульками, дети приобщаются к традициям и культуре своего народа, развивают коммуникативные навыки. Содержание расширено за счет включения задач педагогического просвещения родителей, вовлечение их в образовательный процесс, повышение роли семьи в современном обществе конкретизация задач патриотическому воспитанию, использование программ воспитания детей на традициях народной культуры.

Основные задачи можно сформулировать так:

1. Выяснить влияние русской народной игрушки - свистульки на

эстетическое развитие дошкольника.

2. Учить детей изображать игрушку (в лепке, рисунке, в игре).

Для реализации этих задач используются следующие методы и приемы:

1)Рассматривание и описание детьми свистулек.

2)Рассказ воспитателя о свистульках и ее мастерах. (Сказка о происхождении, рассматривание и описание свистулек)

3)Чтение детям рассказов, стихов, потешек с персонажем - свистулькой.

4)Подвижные игры с участием свистульки.

Работа проходит в несколько этапов:

изучение представлений детей о свистульке (рисование)

ознакомление детей со свистулькой как с предметом народного творчества (лепка, конструирование)

консультация для родителей «Влияние русской народной игрушки на формирование личности ребенка»

Достижение поставленных задач решается с помощью следующих методов:

Познакомить детей с народной игрушкой;

Содействовать развитию речи ребенка: обогащать словарь, повышать выразительность речи;

Развивать индивидуальные эмоциональные проявления во всех видах деятельности;

Осуществлять духовно-нравственное развитие личности ребенка;

Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус;

Развивать навыки художественного творчества детей;

Создать условия для участия родителей в образовательном процессе;

Формировать позитивное, уважительное отношение к родному краю, к труду, его истории.

План тематического проекта

1. Тема и ее происхождение «Птички-свистульки». В рамках цикла: «знакомство с народными промыслами»

2. Интеграция областей в рамках НОД и совместной деятельности, которые можно изучать в ходе реализации проекта :

художественное творчество (разукрась свистульку,

конструирование (построение домиков для птичек,

лепка (украшаем птичку,

театрализация,

физкультурное развитие: утренняя гимнастика, подвижные игры.

3. Необходимые материалы:

выставка игрушек свистулек;

вырезанные трафареты птичек;

ватные палочки;

гуашь;

цветная бумага;

клей;

пластилин;

строительный материал;

Приложение

Беседа «История возникновения свистульки»

Расскажите нам, откуда Появилось это чудо?

Кто придумал эти краски,

Словно взятые из сказки.

С древних времен известна тульская деревня Филимоново. По всей России- матушке и далеко за ее пределами знают и любят филимоновские расписные игрушки-свистульки. Хотите узнать, почему их так чназывают? Легенда говорит, что жил в этих местах дед Филимон, любил он очень детей ичто бы их порадовать делал для них различные игрушки. Вот и стали называть сначала игрушки филимоновскими, а затем и деревню назвали Филимоново.

Игрушки в основном делали зимой, когда было свободное время от сельских трудов. Затем продавали их на ярмарках и базарах в городе Туле.

Покупают люди сушку,

А на дивную игрушку Смотрят долго, не дыша,

До чего же хороша Поглядите, каковы!

И нарядны, и новы!

Пёстрые, яркие,

Словно подарки /

Ребята, а сейчас я вам расскажу как делают филимоновские свистульки! Делают игрушки из глины, а глину добывают в глубоких оврагах. Эта глина мягкая, рукам послушная и цветная - белая, красная, розовая, желтая, оранжевая и даже черная. Игрушки смешные, причудливые и в тоже время простые по выполнению. Лепят в Филимонове барышень, солдат, коней, птиц, козликов и прочих зверушек. У филимоновской игрушки есть своя отличительная особенность. Какая? Хотите узнать? Все они вытянуты, будто чему-то всегда удивляются, да так удивляются, что все похожи на длинношеих жирафов. И еще, все они не просто игрушки, а свистульки. Посмотрите, у барышень свистки спрятаны в кувшины, у солдат - в гусей. И во все игрушки можно посвистеть.

Лепят мастерицы с добрым сердцем и теплыми, сильными руками. Лепят и приговаривают: «Ух, серьезная какая получилась! Сейчас тебя повеселее сделаем. Давай-ка улыбнись!» вылепленные игрушки обжигают в специальных печах. Раньше это были земляные печи, которые делали в оврагах, где добывали глину. Игрушки сначала раскалятся до красна, а потом до бела. А когда они остынут, становятся бело-розовыми и твердыми, как камень.

Нас лепили мастера,

Нас расписывать пора Кони, барышни, барашки —

Все высоки и стройны

Сине-красные полоски

На боках у нас видны.

После обжига игрушки расписывают. Расписывают не кисточкой, а

перышком. Краски разводят на молоке. Посмотрите, какими элементами

росписи расписаны филимоновские игрушки. Чаще всего украшают игрушки

«ветвистой «елочкой», «яркой ягодкой», звездочкой» лучистой или

«солнышком». А элементы обозначают следующее: круг - солнце,

треугольник - землю, елочки и ростики - символ растительности и жизни.

Лица у фигурок остаются белыми и лишь небольшими штрихами и точками

намечаются глаза и рот.

Для росписи филимоновской игрушки берут краски яркие, летние,

солнечные - желтые, красные, малиновые, зеленые, иногда синие и

фиолетовые.

Вот такие игрушки мастерят в Филимонове, сохраняя вековые народные

традиции. Когда смотришь на филимоновские игрушки собранные вместе, то

невольно появляется радостное настроение.

Свистульки - петушки,

Глиняные зайчики,

Кони вороные

Гривы расписные.

Всем по нраву -Глиняные забавы!

Стихотворения и потешки

Буду трели выводить

Деревянная свистулька,

Будет громка нам, свистеть.

Глиняная птичка.

Необычная, смешная Птичка невеличка.

У детей в ладошах птички, С виду птички — невелички, Только птички не порхают. В небеса не улетают. Дети бережно их носят, Дети их ко рту подносят. Дуют в птичек — те свистят,

Всех в округе веселят. Милые свистульки это, Выкрашены ярким цветом,

Деревянные, из глины, Звук у них певучий, длинный. Он похож на птичью трель. На весеннюю капель, На звенящий ручеек И на солнечный денек.

Ай, дуду-дуду-дуду, Сидит ворон на дубу. Он играет во трубу, Он играет во трубу, Во серебряную. Труба точеная. Позолоченная, Песня ладная, Сказка складная.

Скок, скок-поскок, Молодой дроздок По водичку ходил, Коромысло носил. Да неловко ступил, Сапожок водой залил. Зацепил ногой ведро — Всё вокруг залило. Испугался дроздок И пустился наутек.

С виду дудочка простая, Но звучаньем поражает: В нем небесная лазурь. Солнца лучик после бурь.

В нем звучание лесов Под порывами ветров, В нем последний вальс листвы, Плеск ручья и песнь травы.

Спящих рек, озер дыханье, Встречи в нем и расставанья, В нем томленья грустной ивы, Птиц волшебные мотивы.

Проект «Свистулька — детская народная игрушка»
Фото «Свистулька — детская народная игрушка»
Проект - фото
Фото №1 Паспорт проекта Давайте детям больше и больше созерцания общего человеческого мирового но преимущественно старайтесь знакомить их с этим через родные и национальные явления В
Публикации по теме:

Народная игрушка своими руками из пластилинаНародная игрушка своими руками из пластилина Дымковская игрушка – яркий представитель русского народного глиняного художественного промысла. Для производства фигурки применяется красная.

Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка»Конспект «О чём расскажет народная кожлянская игрушка» Тема: «О чём расскажет народная игрушка»Цель - Продолжить знакомить детей с кожлянской игрушкой, с историей возникновения промысла. •Познакомить.

Лэпбук «Народная игрушка»Лэпбук «Народная игрушка» Лэпбук - сравнительно новое методическое пособие, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Лэпбук направлен на развитие.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка»Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька». Часть 1 «Лепка» Мастер-класс для детей дошкольного возраста. «Дымковская игрушка птичка-свистулька» .Часть 1. Лепка. Автор: воспитатель Суханова Анна Андреевна.

Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись»Мастер-класс «Дымковская игрушка «Птичка-свистулька» Часть 2 «Роспись» Мастер- класс «Дымковская игрушка птичка-свистулька» Часть2. Роспись. Автор: воспитатель средней группы дошкольного отделения №5 ГБОУ СОШ.

Мини-музей «Русская народная Игрушка»Мини-музей «Русская народная Игрушка» Патриотическое воспитание детей является одной из основных задач дошкольного учреждения. Чувство патриотизма многогранно по содержанию.

Народная игрушка в детском садуНародная игрушка в детском саду «Детство – это незабываемое время в жизни каждого человека…». В дошкольном возрасте усвоение новых знаний происходит в игре. Всем известно,.

Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет)Народная кукла — традиционная русская игрушка (фотоотчет) Участвуя в конкурсе традиционной русской народной игрушки "Забытая старина" мы более тесно прикоснулись к русской истории, к народным традициям,.

Проект «Матрешка — русская народная игрушка» Проект «Матрешка-русская народная игрушка» Вид проекта: краткосрочный, творческий, познавательный. Участники проекта: Дети, воспитатели,.

Русская народная игрушкаРусская народная игрушка "Есть у нас одна игрушка, Не лошадка, не Петрушка. Алый шёлковый платочек, Яркий сарафан в цветочек, Упирается рука в деревянные бока. А.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект «Свистулька — детская народная игрушка»
Опубликовано: 3 марта 2021 в 13:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД