МААМ-картинки

Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»

Наталья Кежова
Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»

Проект в старшей группе на тему: «Знакомство с орнаментом»

Содержание

1. Введение

2. Актуальность проекта

3. Цели, задачи, ожидаемые результаты и продукты

4. Аннотация проекта

5. Этапы реализации проекта программы

6. План мероприятий

7. Выводы

8. Литература

Введение

«Есть два способа видеть – «просто смотреть» и «смотреть со вниманием, проникая в суть предмета». Второе –это и есть визуальное мышление»

Публикация «Проект в старшей группе „Знакомство с орнаментом“» размещена в разделах

Из кн. М. Миркес «Малыши и культура»

Орнаменты, как вид древнейшего искусства, выстроены по определенным правилам и законам, постигая и чувствуя которые ребенок прикасается к истокам разных культур, находя общее и замечая разницу, потому что в орнаментах заключаются базовые моменты жизни любого народа.

Орнамент возникает еще до письменности и становится фиксацией картины мира, его философии. Издавна считалось, что орнамент обладает магической силой, поэтому им покрывали оружие, самые важные части храмов, отвороты рубашек и т. д. Сейчас его можно встретить повсеместно: на одежде, кухонной утвари, на крышах домов, на полу, на асфальте, на изгороди. Орнаменты можно выкладывать на песке и на снегу, раскрашивать и дорисовывать, используя бумагу, составлять из мозаики, бусин, крупы, листьев и семян.

Развивающая и обучающая привлекательность орнаментального материала состоит в том, что с его помощью, можно формировать все уровни визуального мышления (т. е. умения видеть/думать глазами, образами, картинками, «умный глаз»): орнамент выстроен по четким правилам, их важно уметь выявлять и далее по ним действовать; можно задавать собственные правила и выстраивать орнамент по своим законам, проявляя при этом творчество, самостоятельность и ответственность.

Актуальность создания проекта

Мышление – залог успеха любого действия человека, то, что наука определяет, как наше принципиальное отличие от других форм жизни, свойство, которое делает нас людьми.

Визуальное мышление- весомая составляющая синтетического типа мыслительной деятельности, и на сегодняшний день такая способность человека оперировать визуальными, пространственно структурированными схемами активно исследуется. Это связано с тем, что наибольшая часть информации, поступающей человеку в качестве материала для мыслительной деятельности, поступает к нам именно зрительным путем и обладает в первую очередь визуальными характеристиками. Актуальность такого изучения растет еще и потому, что сегодня, по мнению современной науки, доминирует аудиовизуальная культура.

Особо актуальным визуальное мышление является и для детей, в особенности тех возрастов, когда наблюдается заинтересованность ребенка в рисовании. А потому период детства- время эффективного развития навыков визуального мышления, время, когда эта способность имеет возможность выйти на очень высокий уровень. А потому создание дополнительных условий для такого развития, расширение границ возможностей поможет достижению наибольшей эффективности в росте такой способности ребенка. Под созданием условий можно понимать, как частое посещение выставок, просмотр альбомов работ признанных художников, так и отведение большой доли свободного времени на свободное рисование, и участие в специализированных образовательных проектах, направленных на тренировку навыков мышления при помощи зрительных образов.

Орнамент – один из целого ряда явлений, вариантов материала, который может способствовать становлению и развитию визуального мышления индивида.

Именно поэтому актуальной становится разработка проекта «Знакомство с орнаментом»

Воспитание современного ребёнка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики особенно в современных условиях, поскольку любой стране нужны личности, обладающие высоким уровнем владения технологией визуально мыслить, а значит, понимать визуальные тексты, рождать емкие и богатые содержанием наглядные образы.

Цели, задачи, ожидаемые результаты

Цель: создание благоприятных условий для становления визуального мышления дошкольников через ознакомление с орнаментом как видом древнейшего искусства

Задачи:

- познакомить детей с древнейшим искусством – орнаментом, его структурой, симметриями

- учить видеть закономерность построения орнаментального мотива, его присутствие не только в визуальном ряду, но и в звуковом, в движении

- формировать «визуальное мышление», т. е. умение видеть/думать глазами, образами, картинками

- формировать умение действовать по заданному правилу и задавать правило самостоятельно

- развивать творческое мышление, самостоятельность, ответственность

Ожидаемые результаты детей:

- умение сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах;

- умение отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме;

- умение выделять похожие признаки/правила и задавать свои;

- умение осуществлять пространственный анализ и синтез;

-способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения;

- овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;

-мотивация к исследованию мира и изучению культурных феноменов

Аннотация

«Орнаменты» - развитие визуального мышления на материале древнейшего искусства, воображение и тщательность, самостоятельность в установлении правила орнамента и ответственность за его исполнение.

В основу данного проекта положены следующие идеи:

1. Концепция визуального мышления В. И. Жуковского и Д. В. Пивоварова

2. Образовательная программа для дошкольников по развитию визуального мышления «Орнаменты» (авторы- Мария Миркес, Наталья Пименова, Татьяна Костенко)

В соответствии с ФГОС проект опирается на научные принципы ее построения:

• принцип развивающего образования, целью которого является развитие ребенка. Развивающий характер образования реализуется через деятельность каждого ребенка в зоне его ближайшего развития;

• сочетание принципа научной обоснованности и практической применимости;

• единство воспитательных, развивающих и обучающих целей и задач процесса образования детей дошкольного возраста, в процессе реализации которых формируются такие знания, умения и навыки, которые имеют непосредственное отношение к развитию детей дошкольного возраста;

• решение программных образовательных задач в совместной деятельности взрослого и детей и самостоятельной деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования

Этапы реализации проекта

Реализация проекта рассчитана на учебный год

1. Подготовительно-проектировочный этап (сентябрь)

Цель: изучить литературу по теме проекта, изготовить практический материал для проведения дидактических игр и мастерских

2. Практический этап (октябрь – май)

Цель: познакомить детей с презентацией на тему: «Орнаменты»; организовать практическую работу с детьми по теме проекта в форме мастерских «Аппликация», «Симметрия», «Дорисуй и раскрась», Фестиваль звуковых орнаментов

3. Обобщающе - результативный этап (март-май)

Цель: побудить родителей принять участие в проектной деятельности группы (семейные проекты «Орнамент и дизайн», «Архаические корни орнамента»);

презентация группового проекта

План мероприятий

1 этап - Подготовительно-проектировочный этап

1. Изучение методической литературы по теме проекта; изготовление дидактического материала для работы с детьми (сентябрь)

2 этап - Практический этап

1. Знакомство детей с орнаментом как видом древнейшего искусства (презентация) (октябрь)

2. Мастерская «Аппликация» (ноябрь)

3. Мастерская «Симметрия» (декабрь)

4. Фестиваль звуковых орнаментов (январь)

5. Мастерская «Дорисуй и раскрась» (февраль)

3 этап - Обобщающе - результативный этап

1. Семейные проекты: «Орнаменты и дизайн», «Архаические корни орнаментов»

2. Презентация группового проекта

Выводы:

Сетевая образовательная программа для дошкольников по развитию визуального мышления «Орнаменты» считается такой технологией встречи Ребенка и Культуры, которая адекватна возрасту (ее содержание разворачивается в игре и в той деятельности, которая нравится детям -дошкольникам- рисование, аппликация, движение, споры и т. д., и при этом раскрывает великую культуру (дает детям шанс заинтересоваться и полюбить древнейшие орнаменты, симметрию и закономерности, напряжение ума и красоту).

Данная образовательная программа легла в основу группового проекта «Орнаменты».

Дети научились сравнивать и устанавливать сходства и отличия в визуальных объектах; отражать пространственное изображение предметов или частей предметов в орнаменте на сетке/схеме.

Дошкольники упражнялись в выделении похожих признаков/правил и учились задавать свои; развивали способность обсуждать точку зрения другого человека, находить аргументы в пользу своего мнения.

В то же время в процессе реализации группового проекта идет овладение универсальными предпосылками учебной деятельности- умением работать по правилу и по образцу, слушать взрослого, выполнять инструкции, задавать вопросы, обращаться за помощью и т. д. ;

Немаловажным результатом является создание у детей мотивации к исследованию мира и изучению культурных феноменов

В целом проект «Орнаменты», с моей точки зрения, имеет прогрессивный характер и позволит не только овладеть новыми знаниями, но и даст толчок для развития творческих способностей детей.

Литература

1. «Малыши и культура: первые открытия в детском саду, начальной школе и дома» под редакцией Марии Миркес, М. : 2016, раздел «Орнаменты»

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа)Беседа «Знакомство с элементами казачьей одежды и орнаментом в казачьих костюмах» (старшая группа) Цель: Продолжать знакомить детей с укладом жизни казаков, расширять представления о казачестве, культуре, традициях этого народа, расширять.

Фотоотчёт о НОД по рисованию «Знакомство с гжельской росписью» в старшей группеФотоотчёт о НОД по рисованию «Знакомство с гжельской росписью» в старшей группе Программное содержание: - познакомить детей с искусством гжельской росписи в сине – голубой гамме; - формировать умение передавать элементы.

Художественно-познавательный проект в старшей группе детей с ООП «Знакомство с культурой, традициями и искусством Японии» Художественно-познавательный проект в старшей группе (5- 6 лет) детей с ООП Проектная идея: Провести цикл мероприятий по художественно-эстетической.

Занятие в старшей группе «Знакомство с народной культурой и традициями» Задачи: -Формировать эстетическое отношение и развивать творческие возможности детей в процессе интеграции различных видов деятельности:.

Конспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группеКонспект НОД по рисованию «Знакомство с городецкой росписью» в старшей группе Цель: Познакомить с характерными особенностями городецкой росписи. Формировать представление об элементах городецкого узора. Воспитать.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство с трудом повара» Цель: Формировать представления о профессии повара, закреплять знания о его профессиональных трудовых действиях, результатах и пользе труда.

Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У»Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [У] и буквой У» Конспект НОД в старшей группе «Знакомство со звуком [у] и буквой У» «Знакомство со звуком «У» и буквой «У» Программное содержание: 1.

Конспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группеКонспект занятия по ФЭМП «Знакомство с цифрами 1 и 2» в старшей группе Программное содержание: Закреплять представление о том, что результат не зависит от величины предметов и расстояния между ними (счет в.

Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра».Занятие: «Знакомство с Табасаранским ковровым искусством и орнаментом ковра». Тема: " Табасаранские ковры ". Цель: Познакомить детей с традиционным народным художественным промыслом Дагестана - ручным ковроткачеством.

Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце)Знакомство с коми орнаментом  «Шонди» (Солнце) Одной из основных частей народного творчества коми в конце 19 – начале 20 веков был орнамент. Самое широкое воплощение орнамент нашел в.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в старшей группе «Знакомство с орнаментом»
Опубликовано: 14 октября 2020 в 11:59
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД