Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Татьяна Буянкина
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста.

Сегодня в дошкольной науке и практике интенсивно отстаивается взгляд на ребенка как на «саморазвивающуюся систему», что определяет педагогические умения не как элементарное обучение определенным знаниям, умениях и навыкам, а как умение создать условия для саморазвития детей. Уникальным средством обеспечения сотрудничества детей и взрослых и является проектная деятельность. Проектная деятельность - это комплексная деятельность, участники которой осваивают новые понятия и представления о различных сферах жизни без специально провозглашенной диагностической задачи со стороны организаторов [1, с. 46].

Развитие познавательного интереса к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание познать и освоить все новое — основа формирования этого качества. Основываясь на личностно-ориентированном подходе к обучению и воспитанию, метод проектной деятельности развивает познавательный интерес к различным областям знаний, формирует навыки сотрудничества.

Современная же социальная и экономическая сфера ставит перед государством, школой, дошкольным учреждением и родителями задачу чрезвычайной важности: добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким человеком, но и – обязательно!- инициативным, думающим, способным на творческий подход к любому делу.

Под проектной деятельностью понимается самостоятельная и коллективная творческая завершенная работа, имеющая социально значимый результат. В основе проекта лежит проблема, для ее решения необходим исследовательский поиск в различных направлениях, результаты которого обобщаются и объединяются в одно целое [5, с. 69].

Целью работы в режиме проектной деятельности является формирование творческой личности дошкольника, развитие творческих способностей на основе участия в проектной деятельности. Для достижения цели были определены следующие задачи:

— способствование развитию творческого мышления и воображения, любознательности и познавательного интереса к окружающей действительности;

— создание условий для свободного экспериментирования с различными материалами путем преобразования пространственно предметной развивающей среды;

— создание благоприятных условий для формирования умения презентовать продукт своей творческой деятельности [4, с. 71].

Основные принципы развития творческих способностей:

1. Принцип беглости мышления (предполагает стимулирование способности генерировать множество решений творческой задачи, осуществляется по методу «мозгового штурма»);

2. Принцип сотрудничества и кооперации (позволяет выполнять каждое задание индивидуально, в паре или небольшой группе);

3. Принцип благоприятного климата (обязывает взрослого поддерживать на занятиях благоприятную социально-психологическую среду, характеризующуюся психологической безопасностью и безусловным принятием ценностей каждого ребенка);

4. Принцип неоцениваемой деятельности (предоставляет каждому участнику право делать ошибки).

Метод проектной деятельности можно использовать в работе со старшими дошкольниками. Этот возрастной этап характеризуется более устойчивым вниманием, наблюдательностью, способностью к началам анализа, синтеза, самооценке, а также стремлением к совместной деятельности. В проекте можно объединить содержание образования из различных областей знаний, кроме того, открываются большие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности дошкольников, педагогов и родителей [2, с. 39].

Проект — это продукт сотрудничества и сотворчества воспитателей, детей, родителей, а порой и всего персонала детского сада. Тематика и содержание проектов для детей старшего дошкольного возраста могут быть очень разнообразны. Тема проекта, его форма и подробный план действия разрабатываются коллективно. На этапе разработки педагогами содержания занятий, игр, прогулок, наблюдений, экскурсий и других видов деятельности, связанных с темой проекта, важно тщательно продумать и организовать в ДОУ предметную среду таким образом, чтобы она являлась «фоном» к поисковой деятельности.

Дидактический смысл проектной деятельности заключается в том, что она помогает связать обучение с жизнью, формирует навыки исследовательской деятельности, развивает познавательную активность, самостоятельность, творчество, умение планировать, работать в коллективе. Такие качества способствуют успешному обучению детей в школе.

Работа над проектом имеет большое значение для развития познавательных интересов ребенка. В этот период происходит интеграция между общими способами решения учебных и творческих задач, общими способами мыслительной, речевой, художественной и другими видами деятельности. Через объединение различных областей знаний формируется целостное видение картины окружающего мира.

Проекты не только обогащают дошкольников знаниями и стимулируют их познавательную активность, но и влияют на содержание сюжетно-ролевых игр.

Работа в проекте помогает развить творческие способности детей. Ведь, прежде всего, воплощая проект, следует начать с формирования оригинального замысла, в конце проекта может быть создан новый творческий продукт, который ценен тем, что представляет собой уникальное видение мира, свойственное данному ребенку. В творческом проекте повышается креативность за счет расширения пространства возможностей в момент обсуждения различных вариантов проекта, предлагаемых сверстниками. Кроме того, дошкольник получает позитивный опыт конкурентного взаимодействия и понимает, что идея должна представлять ценность не только для него, но и для других [3, с. 72].

Педагогическая технология проектирования позволяет развивать творческие способности дошкольника. В её основе лежит идея доверия природе ребенка, опора на его поисковое поведение. Поисковое поведение — это напряжение мысли, фантазия, творчество в условиях неопределенности.

Литература

1. Веракса Н. Е, Веракса А. Н. Проектная деятельность дошкольников. Издательство: Мозаика – Синтез, 2008г.

2. Дергунская В. А. Проектная деятельность дошкольников. Учебно-методическое пособие. Издательство: Центр педагогического образования, 2013 г.

3. Веракса Н. Е. Роль противоречивых ситуаций в развитии мышления детей// развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н. Н. Подцьякова, А. Ф. Говорковой. -1985г.

4. Евдокимова Е. Проект как мотивация к познанию // Дошкольное воспитание. -2003г.

5. Киселева Л. С., Данилина Т. А., Лагода Т. С., Зуйкова М. Б. Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения: Пособие для руководителей и практических работников ДОУ- 5 –е издание, - М.: АРКТИ 2010г.

Публикации по теме:

Проектная деятельность педагога ДОО по формированию основ безопасности детей дошкольного возраста Проблема безопасности жизнедеятельности человека признается во всем мире, представляет серьезную проблему современности и включает в себя,.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Путешествие по любимому городу» «Путешествие по любимому городу – Новый Уренгой». Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста. Любовь к своей Родине,.

План работы по самообразованию «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Тема: «Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста» Цель: Повысить собственный уровень знаний по теме: «Проектная деятельность.

Проектная деятельность как метод развития у детей дошкольного возраста интереса к чтению В современном обществе совершенно очевидно снижается статус чтения. На смену книгам все чаще и чаще приходят компьютеры, электронные и цифровые.

Проектная деятельность по ПДД для детей дошкольного возраста «Школа пешеходных наук» АктуальностьСитуация с детским дорожно-транспортным травматизмом была и остаётся очень тревожной. Несмотря на принимаемые меры по снижению.

Проектная деятельность «Развития нравственных качеств детей старшего дошкольного возраста» Актуальность проблемы нравственного воспитания обусловлена кризисом современного общества, в котором произошло размывание норм морали, значимости.

Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Дорога дети»Проектная деятельность с детьми старшего дошкольного возраста «Дорога дети» Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию проектную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста по формированию навыков безопасного.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Книга памяти» для детей старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ «КНИГА ПАМЯТИ» Цель проекта: Формировать представления детей о событиях ВОВ и их героях. Тип проекта: Социально - личностное, познавательно.

Проектная деятельность в ДОУ. Проект «Книга памяти» для детей старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ «КНИГА ПАМЯТИ» Цель проекта: Формировать представления детей о событиях ВОВ и их героях. Тип проекта: Социально - личностное, познавательно.

Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды»Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды» Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста «Охрана окружающей среды» Зеленые долы, леса и поля Большой вред окружающей природе.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Проектная деятельность детей старшего дошкольного возраста.
Опубликовано: 22 марта 2016 в 20:31
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Конспект занятия по экологическому воспитанию «Праздник волшебной воды»
Предварительная работа: познакомить детей с разными состояниями воды. Дать им возможность самостоятельно провести опыты, поэкспериментировать. С детьми также...
Конспект совместной образовательной деятельности «Машины-помощники. Подъемник»
Доброго времени, дорогие коллеги! Продолжаю представлять конспекты занятия с программируемыми конструкторами, разработанные творческой группой , в которую...
Конспект наблюдения на прогулке «Черёмуха весной» во второй младшей группе
Здравствуйте уважаемые мои коллеги! Предлагаю вашему вниманию наблюдение за цветущей черёмух ой. Цель: продолжение ознакомления детей с деревьями,...
Консультация для родителей «Мозаика из пластилина»
Занятие выкладывания мозаики из пластилиновых шариков на основе изображения может стать увлекательным видом деятельности для ребёнка. Во время творчества...
Фотоотчет «Приглашение на выпускной для родителей»
Приглашения для администрации на выпускной в нашей старшей специальной группе мы сделали и вручили. Осталось пригласить на наш праздник родителей. Идей...