МААМ-картинки

Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления

Оксана Карпова
Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления

Современный человек испытывает воздействие разнообразных стрессовых факторов, к числу которых относятся: нервно-психические и интеллектуальные перегрузки, негативный эмоциональный и неблагоприятный социальный фоны, заниженная самооценка, чувство тревоги, страха и ряд других факторов. Все они существенно сказываются на самочувствии, поведении и развитии человека.

В настоящее время под термином «стресс» понимают психическое состояние общего возбуждения, психического напряжения при действиях в трудных, необычных, экстремальных ситуациях; неспецифическая реакция организма на резко изменяющиеся условия среды.

Публикация «Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления» размещена в разделах

Развитие стрессовой реакции у человека зависит от ряда признаков компонентов, взаимодействующих в системе стресса :

• Психические и биологические особенности индивида;

• Социальное окружение;

• Характеристики событий, вызывающие серьезные эмоциональные реакции.

Существует несколько способов снятия повышенного эмоционального напряжения. Один из них - регулировка своего дыхания, так как дыхание является одной из важнейших функций организма, обеспечивающей непрерывное снабжение всех органов и тканей кислородом. Известно три основных типа дыхания:

• Верхнее дыхание (ключичное);

• Среднее дыхание (реберное или грудное);

• Нижнее дыхание (брюшное или диафрагмальное).

Самым простым и наиболее эффективным методом регулируемого дыхания, используемого при борьбе с чрезмерным напряжением и стрессом является нижнее дыхание, так как легкие имеют больше свободы действия, за счет этого вдыхается больше воздуха и наполняются им нижние отделы легких.

Оздоровительное влияние на организм диафрагмального типа дыхания и возможность с его помощью достигать уровня релаксации позволило разработать метод диафрагмально-релаксационного дыхания как способа профилактики и коррекции психоэмоционального состояния.

Существует несколько игровых компьютерных программ по овладению навыком диафрагмального и диафрагмально-релаксационного дыхания. Наиболее распространенные из них это:

«ИБИС»

«Волна»

«Сталкер» и др.

Эти программы реализуют метод функционального биоуправления,

основанный на использовании биологической обратной связи.

Биологическая обратная связь - это принцип, лежащий на основе организации самоуправления физиологическими функциями организма. Суть этого принципа отражается в законе о том, что эффективность функционирования биологической системы зависит от скорости возврата и качества информации о работе этой системы. Этот закон справедлив на всех функциональных уровнях, включая уровень деятельности центральной нервной системы, которая отвечает за волевой контроль поведения. Специфичность биоуправления состоит в том, что при помощи специализированных технических средств возможно обучение систем организма, произвольно не контролируемых.

Выработан единый подход к созданию компьютерных игр для биоуправления. Каждая игра обязательно включает в себя базовые элементы:

• По форме игра максимально приближается к обычной компьютерной игре;

• Наличие увлекательного соревновательного сюжета в той или иной степени моделирует стрессовую ситуацию. В процессе игры приходится управлять своими эмоциями в условиях состязания, путем расслабления снимать напряжение;

• Управление игрой осуществляется посредством прибора, регистрирующего значение пульса или датчика периферической температуры;

• Обучающийся алгоритм построен таким образом, что для победы необходимо улучшить результат своего предыдущего сеанса. Такой механизм является залогом совершенствования навыков саморегуляции.

• Релаксационная музыка помогает погрузиться в игровую среду.

• Не требуется специальных знаний и навыков для того, чтобы освоить игру.

• Все данные сохраняются в базе, что позволяет проследить динамику обучения.

В нашем детском саду реализуется программа «ИБИС». Основной целью является обучение диафрагмально-релаксационному дыханию и выработка навыка произвольной регуляции своего состояния в стрессовых ситуациях. Она может использоваться для решения профилактических и коррекционных задач.

Программа «ИБИС» может применяться в следующих случаях:

• Наличие высокой стрессовой нагрузки

• Этапы возрастных кризисов

• Психосоматические нарушения

• Психоэмоциональные нарушения

• При логоневрозах

• Наличие неорганических нарушений внимания, работоспособности, произвольного поведения.

Противопоказаниями к использованию данных программ являются:

• Запрет на работу с монитором компьютера

• Грубые нарушения интеллекта не позволяющие понимать инструкции.

Данную программу рекомендуется использовать с детьми со старшего дошкольного возраста 1 раз в неделю длительностью 15 минут.

При реализации программы «ИБИС» необходимо придерживаться следующих этапов:

1. Диагностический

2. Информационные.

3. Практический.

4. Психофизиологический тренинг.

Для проведения тренировочных сеансов используется специально разработанные компьютерные игры:

«Вира!»

«Гребной канал»

«Магические кубики»

Обучающие алгоритмы игр построены так, что для победы нужно улучшить свой собственный результат из предыдущего сеанса. От игры к игре нужно уменьшать частоту своего пульса или увеличивать периферическую температуру, тем самым, показывая навык управления собой, и побеждая в игре.

5. Заключительный.

«ИБИС» является автономной и завершенной программой и может сочетаться с другими специализированными обучающими или психологическими программами такими как «Волна» и «Сталкер».

Вся программно-аппаратная система производится совместно с Институтом медицинской и биологической кибернетики СО РАМН. Методическая разработка программы «ИБИС» принадлежит Научно-производственной фирме «Амалтея». Программно-аппаратная система защищена патентом РФ на изобретение, прошла клинические испытания и имеет все необходимые сертификаты.

Прикреплённые файлы:

fbu_kucu7.ppt | 17456,5 Кб
 
Публикации по теме:

Фотоотчёт о развлечении «Стать олимпийцами» с использованием квест-технологииФотоотчёт о развлечении «Стать олимпийцами» с использованием квест-технологии Цель: доставить детям радость от соревновательной борьбы. Задачи: - развивать двигательную активность, физические качества детей. - способствовать.

Конспект НОД «Медведь» с использованием технологии «синквейн» Цель – формировать умение составлять синквейн с опорой на ряд картинок Задачи: 1) развитие связной речи детей 2) упражнять в умении рассказывать.

Конспект НОД с использованием технологии ТРИЗ «Ах, какая осень!» Программное содержание: Цель: обобщить и закрепить знания детей о доброте и добрых делах, понимать, что вежливые слова помогают людям в.

Конспект НОД с использованием квест-технологии «Спасение перелетных птиц» Квест «Спасение перелетных птиц» Цель: «Познавательное развитие»: -Обобщить знания детей об осенних признаках; систематизировать знания.

Конспект занятия на тему «Осень» с использованием элементов технологии В. Ф. Базарного Конспект занятия на тему «Осень» (обобщающее) с использованием элементов технологии В. Ф. Базарного Цель: закрепление имеющихся знаний детей.

Конспект занятия с использованием технологии ТРИЗ «Времена года» НОД «Ознакомление с окружающим миром для детей 3–4 лет.»Образовательная область: ознакомление с окружающим миром. Тема занятия: Времена.

Мастер-класс «Изотерапия как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей» Мастер-класс «Изотерапия, как способ коррекции негативных эмоциональных состояний детей» Цель: создание условий для полноценного проявления.

НОД с использованием технологии ТРИЗ «Хлеб — всему голова» Цель: Развитие познавательного интереса, связной речи детей посредством ознакомления с процессом изготовления хлеба. Задачи: Образовательная.

Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к ДОО Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду В основе физического здоровья и с этим теперь,.

Проект с использованием здоровьесберегающей коррекционной технологии — сказкотерапия: «Играем в сказку» Сказка – великая духовная культура народа, которую мы собираем по крохам, и через сказку раскрывается перед нами тысячелетняя история народа.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Профилактика стрессовых состояний с использованием технологии функционального биоуправления
Опубликовано: 20 февраля 2018 в 11:09
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД