Папки-передвижки

Профилактика эмоционального напряжения прфессонального выгорания воспитателя ДОУ

Наталья Сипайлова
Профилактика эмоционального напряжения прфессонального выгорания воспитателя ДОУ

Введение.

Общеизвестно, что профессия педагога — одна из наиболее энергоемких. Для ее реализации требуются огромные интеллектуальные, эмоциональные и психические затраты. Стрессогенность заложена уже в самой природе педагогического труда. Переход современного образования на личностно-ориентированную модель обусловливает повышение требований со стороны общества к личности педагога, его роли в образовательном учреждении. В практике учреждений возникает проблема профессиональной деформации как отражения личностных противоречий между требуемой от педагога мобилизацией и наличием внутренних энергоресурсов, вызывающих устойчивые отрицательные состояния, проявляющиеся в перенапряжении и переутомлении, что приводит к возникновению невротических расстройств, психосоматических заболеваний.

Публикация «Профилактика эмоционального напряжения прфессонального выгорания воспитателя ДОУ» размещена в разделах

Часть I

За годы работы в ДОУ у воспитателя накапливается множество психологических проблем, решить которые он не в состоянии, что приводит зачастую к разочарованию в своей профессии, профессиональному выгоранию.

Авторы учебно-методического пособия «Сохранение здоровья детей и педагогв в условиях детского сада» Е. А. Чекунова и Т. П. Колодяжная отмечают по определению Н. К. Смирнова, что синдром профессионального выгорания выражается в состоянии физического утомления и разочарования, истощения и износа, котрое происходит в результате сильно завышенных требований к собственным ресурсам и силам и которое возникает в профессиональных сферах «человек — человек».

Ученый Н. К. Смирнов выделяет следующие симптомы эмоционального выгорания :

снижение работоспособности, продуктивности, желания работать;

непроходящее чувство усталости, истощения;

«трудоголизм» - тотальное посвящение себя работе, когда работа фактически становится заменителем нормальной жизни;

чувство невостребованности, ощущение неспособности изменить свою судьбу;

частые головные боли, бессоница и нарушения сна, расстройства ЖКТ, изменение веса (снижение или увеличение);

рост ролевых и эмоциональных конфликтов;

обида, разочарование, легко возникающие приступы гнева и раздражительности, подсознательное чувство вины;

стремление сократить или формализовать взаимодействие с другими людьми;

постоянное ожидание не вознаграждения от выполняемой работы, а наказания, уличения в недостаточной компетенции;

разнообразные поведенческие изменения, в частности появления ригидности, что создает закрытость к изменениям, потому что они требуют энергии и риска, являясь большой угрозой для истощения личности.

Часть II

Рассмотренные нами симптомы, стадии и причины возникновения профессионального выгорания позволяют организовать работу с воспитателями ДОУ по профилактике эмоционального напряжения и профессионального выгорания.

Данное мероприятие будет носить название - Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ.

Цель мероприятия: Создание условий для профилактики возникновения профессионального выгорания у педагогов.

Задачи:

1. Формировать умение правильно ориентироваться в собственных психических состояниях;

2. Адекватно оценивать их и эффективно управлять собой для сохранения и укрепления собственного психического здоровья;

3. Формировать самопринятие, позитивное отношение к себе, позитивного отношения к возможностям своего развития.

Адресат: педагоги, специалисты ДОУ.

Частота проведения: 2 раза в год (осень, весна).

Осень

Название

Структура занятия

Игры, упражнения

День первый

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу, определение правил работы в группе.

Упражнение «Возьми салфетки».

Упражнение «Разговор со сменой позиций».

Упражнение «Впечатления»

Упражнение «Групповое рисование по кругу».

Рефлексия, прощание.

День второй

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу.

Упражнение «Огонь-лед».

Игра «Замороженный и реаниматор».

Упражнение «Звуковая гимнастика».

Рефлексия, прощание.

День третий

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу.

Упражнение — энергизатор.

Упражнение «Назови свое имя».

Дискуссия «Мозговой штурм».

Игра «Карусель».

Прощание, рефлексия.

День четвертый

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу.

Упражнение «Я подарок для человечества».

Работа в группах.

Методика «Щит».

Упражнение «Главное-второстепенное».

Групповой коллаж «Мы вместе».

Прощание, рефлексия.

Весна

Название

Структура занятия

Игры, упражнения

День первый

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу, определение правил работы в группе.

Упражнение «Приветствие».

Упражнение «Мои роли, интересы, возможности».

Медитативное рисование «Мои чувства».

Упражнение «Почувствуй эмоции».

Рефлексия, прощание.

День второй

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу.

Упражнение «Что больше всего меня раздражает в других».

Упражнение «Рисование вдвоем».

Музыкальное упражнение «Танец вдвоем».

Рефлексия, прощание.

День третий

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу.

Упражнение «Мои недостатки».

Упражнение «Я люблю себя».

Упражнение «Личность педагога».

Упражнение «Это классно!»

Прощание, рефлексия.

День четвертый

Приветствие

Практические упражнения

Рефлексия, прощание

Приветствие в кругу.

Упражнение «Трамвайчик».

Упражнение «Двери».

Упражнение «Мое педагогическое кредо».

Медитация «Создание выразительного образа Я».

Групповой коллаж «Мы вместе».

Прощание, рефлексия.

Список используемой литературы:

1. Е. А. Чекунова, Т. П. Колодяжная Сохранение здоровья детей и педагогов в условиях детского сада. / учебно-методическое пособие. М. 2010.

2. Е. В. Шитова Практические семинары и тренинги для педагогов. / Воспитатель и ребенок : эффективное взаимодействие. Волгоград. 2013.

3. Н. А. Рогалева Дни психологической разгрузки для педагогов ДОУ. / Справочник педагога-психолога. 01.2012.

4. В. М. Чернышова, С. Ю. Лифанова Инновационные подходы к профилактике профессиональной деформации педагога. / Справочник педагога-психолога. 03.2011.

5. Самоукина Н. В. Игры в школе и дома (психотехнические упражнения; коррекционные программы)./ М. 1995.

6. Т. Н. Сташкова Занятие-тренинг для педагогов «Профилактика синдрома эмоционального выгорания». / Справочник педагога-психолога 02.2011.

Приложение 1.

Памятка для педагога.

Как снизить воспитателю риск синдрома выгорания.

1. Необходимо оценить ситуацию, ответив на вопрос: как изменилось за последнее время отношение к работе? Если мысль о работе вызывает раздражение и усталость, необходимо принимать меры. При этом не пытайтесь спрятаться от реальности за фразу: «Да ничего, просто переутомилась».

2. Постараться создать комфортные условия для работы. Даже «милые пустячки» : фото на столе, несколько сувениров от близких людей, пуфик под ногами и т. д. - помогут избавиться от формализма, свойственного многим образовательным учреждениям.

3. Предоставить себе возможность регулярно расслабляться, эмоционально раскрепощаться, сделать что-либо приятное для себя и получить удовольствие от этого.

4. Уходя с работы, постараться не оставлять дела в хаотическом беспорядке (когда утром вы придете на работу, это снова погрузит вас в состояние дискомфорта).

5. Разговаривать с людьми (близкими, друзьями, коллегами и др.) «по пустякам» - возможность просто поболтать на отвлеченные темы — тоже лекарство от стресса.

6. Избавиться от боязни ошибиться — достичь полного совершенства все равно не получится, а пробовать разные варианты необходимо. Задайте себе вопрос: что будет, если я сделаю ошибку, - случится мировая катастрофа?

7. Стать заменимыми: пусть руководитель заблаговременно готовит тех, кто при необходимости сможет на достойном уровне выполнить эту же работу. Надо избавиться от иллюзии, что без вас процесс остановится. Необходимо помнить, что сочетание ответственности с незаменимостью — путь к выгоранию.

8. Готовить пути отступления: как только период влюбленности в очередную работу проходит, следует подумать о потенциальной перемене, хотя бы для того, чтобы избавиться от ощущения мышеловки.

9. Синдром выгорания хорош тем, что дает повод задуматься: на своем ли вы месте, не затормозилась ли ваша жизнь?

Приложение 2

Упражнение на развитие позитивного мышления

«Именно сегодня»

1. Именно сегодня у меня будет спокойный день, и я буду счастлива. Счастье — это внутреннее состояние каждого человека. Счастье не зависит от внешних обстоятельств. Мое счастье заключено внутри меня. Каждый человек счастлив настолько, насколько он хочет быть счастливым.

2. Именно сегодня я включусь в ту жизнь, которая окружает меня, и не буду пытаться приспособить ее к своим желаниям. Я приму моего ребенка, мою семью, мою работу и обстоятельства моей жизни такими, какие они есть, и постараюсь полностью им соответствовать.

3. Именно сегодня я позабочусь о своем здоровье. Я сделаю зарядку, буду ухаживать за своим телом, избегать вредных для здоровья привычек и мыслей.

4. Именно сегодня я уделю внимание своему общему развитию. Я займусь полезным делом. Я не буду лениться и заставлю работать свой ум.

5. Именно сегодня я продолжу свое нравственное самосовершенствование. Я буду полезной и нужной своему ребенку, семье, себе самой.

6. Именно сегодня я буду доброжелательна ко всем. Я буду выглядеть как можно лучше, буду любезной и щедрой на похвалы. Я не буду придираться к людям и пытаться их исправить.

Публикации по теме:

Профилактика эмоционального выгорания педагога Профессия воспитатель относится к духовно опасным. Взгляд на педагога, как на человека не имеющего право на ошибку,затрудняет профессиональный.

Работа с педагогами. Групповое занятие с элементами тренинга «Позитивная волна в моей жизни»Работа с педагогами. Групповое занятие с элементами тренинга «Позитивная волна в моей жизни» "Жизнь-это ни зебра из чёрных и белых полос, а шахматная доска,где следующий ход зависит от твоего хода. " «Позитивная волна в моей жизни».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Профилактика эмоционального напряжения прфессонального выгорания воспитателя ДОУ
Опубликовано: 8 июля 2014 в 16:16
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 19.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД