МААМ-картинки

Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Раиса Шабаева
Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Программа исследования

по теме: «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»

Экспериментальная работа проходила на базе МДОУ в исследовании принимали участие 14 детей в возрасте 6 лет.

Экспериментальное исследование проводилось в три этапа.

1 этап – констатирующий.

Публикация «Программа исследования „Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста“» размещена в разделах

Цель констатирующего этапа экспериментального исследования : выявление уровня развития представлений о геометрических фигурах детей старшего дошкольного возраста.

Содержание констатирующего этапа экспериментального исследования : тесты, в состав которых входили следующие дидактические игры:

1. «Какой формы

Игровой материал: набор карточек с изображением геометрических форм.

– Взрослый называет какой-либо предмет окружающей обстановки, а ребенок находит карточку с геометрической формой, соответствующей форме названного предмета.

– Взрослый называет предмет, а ребенок словесно определяет его форму. Например, косынка-треугольник, яйцо-овал и т. д.

2. «Мозаика».

Игровой материал: набор геометрических форм. С помощью геометрических форм надо выложить сложные картинки.

3. «Почини коврик».

Игровой материал: иллюстрация с геометрическим изображением порванных ковриков. Задание: найти подходящую (по форме и цвету) заплатку и «починить» (наложить) ее на дырку.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования оценивались по десятибалльной системе:

8–10 баллов – ребенок оперирует свойствами объектов, обнаруживает зависимости и изменения в группах объектов в процессе группировки, сравнения. Устанавливает связи увеличения (уменьшения) количества, чисел, размеров предметов по длине, толщине, высоте и т. д. Проявляет творческую самостоятельность в практической, игровой деятельности, применяет известные ему способы действия в иной обстановке.

4–7 баллов – ребенок различает, называет, обобщает предметы по выделенным свойствам. Выполняет действия по группировке, воссозданию фигур. Затрудняется в высказываниях, пояснениях.

1–3 балла – ребенок различает предметы по отдельным свойствам, называет их, группирует в совместной со взрослым деятельности. Пользуется числами в пределах 3–5, допускает ошибки. Выполняет игровые практические действия в определенной последовательности; связи между действиями (что сначала, что потом) не устанавливает.

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования представлены в таблице 2.1 и на рисунке 2.1.

Таблица 2.1

Результаты констатирующего этапа экспериментального исследования

Уровень развития представлений

о пространственных геометрических

фигурах Количество

человек %

Высокий (8–10 баллов) 3 21,4

Средний (4–7 баллов) 7 50

Низкий (1 –3 балла) 4 28,6

Итого 14 100

Половина детей (50 %) показали достаточно хороший уровень знаний о пространственных геометрических фигурах. Высокий уровень выявлен лишь у 21,4 % детей. Почти треть дошкольников (28,6 %) имеют недостаточные представления о пространственных геометрических фигурах.

2 этап – формирующий.

Цель формирующего этапа экспериментального исследования : развивать у детей старшего дошкольного возраста представления о пространственных геометрических фигурах.

Содержание формирующего этапа экспериментального исследования : геометрические диктанты и игра «Волшебный мешочек».

Большой интерес у детей 6–7 лет вызывают геометрические диктанты. Задача воспитателя в данном случае заключается в том, чтобы дошкольники не просто механически выполняли указания взрослого, но и имели возможность проанализировать и сравнить полученные результаты.

Вот один из вариантов проведения геометрического диктанта.

Дети делятся на команды и становятся возле заранее подготовленных взрослыми столов так, чтобы они стояли лицом друг другу (в случае, если команды 3 или 4, то столы располагаются так, чтобы посередине образовался квадрат (4 команды) или треугольник (3 команды).

К каждому столу заранее прикрепляется лист ватмана и именно на этом листе дошкольники должны расположить яркие геометрические фигуры таким образом, как диктует воспитатель. Удобно в этом случае работать с математическим набором С. В. Капелько и Т. В. Тарунтаевой.

Воспитатель диктует детям:

– В правом верхнем углу положите синий квадрат.

– В левом нижнем углу горизонтально положите синий прямоугольник.

– Над прямоугольником расположите зеленый треугольник так, чтобы два его угла находились над одной из сторон прямоугольника и т. д.

Необходимым условием является возможность детей в команде обсудить, как правильно расположить фигуру, а капитану принять самостоятельное решение в случае возникновения спорной ситуации.

После окончания диктанта дошкольники, сравнивая полученные результаты, увидят, что, несмотря на то, что воспитатель диктовала одинаково для всех, результаты у каждой команды получились разными, так как то, что для одних было верх листа, для другой команды – низ. Интересно можно построить работу с обычными календариками, которые раздаются каждой команде (с разными картинками). Задание: найдите на календарике все математическое. В этом случае дети не только знакомятся с математикой, но и развивают внимание, память, речь, расширяют словарный запас.

Игра «Волшебный мешочек» используется многими воспитателями не только на занятиях, но и в свободной деятельности. В «волшебный мешочек» складываются различные предметы, имеющие определенную геометрическую форму (или просто пластмассовые геометрические фигуры). Дети садятся вокруг воспитателя. На основе считалки определяется ребенок, которому выпадает роль ведущего. Дошкольник находит в мешочке предмет и описывает его словами, не показывая остальным детям и не называя его. Задача ровесников – отгадать, о какой геометрической фигуре (или предмете) идет речь. Дети имеют право задавать вопросы ведущему, а он, отвечая на них, должен сказать так, чтобы не назвать угадываемый предмет.

3 этап – контрольный.

Цель контрольного этапа экспериментального исследования : выявить динамику развития у детей старшего дошкольного возраста представлений о пространственных геометрических фигурах.

Содержание контрольного этапа экспериментального исследования : игра «Волшебный мешочек».

Результаты контрольного этапа экспериментального исследования в сравнении с результатами констатирующего этапа представлены в таблице 2.2 и на рисунке 2.2.

Таблица 2.2

Сравнительные результаты констатирующего и контрольного этапов экспериментального исследования

Уровень развития представлений

о пространственных

геометрических фигурах Констатирующий этап

Контрольный этап

Кол-во человек %

Кол-во человек

%

Высокий (8–10 баллов) 3 21,4 9 64,3

Средний (4–7 баллов) 7 50 3 21,4

Низкий (1 –3 балла) 4 28,6 2 14,3

Итого 14 100 14 100

Сравнивая результаты констатирующего и контрольного этапа экспериментального исследования, можно сделать следующие выводы:

– число учащихся с высоким уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах увеличилось на 42,9 % (с 21,4 % до 64,3 %);

– число учащихся со средним уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах уменьшилось на 28,6 % (с 50 % до 21,4 %);

– число учащихся со средним уровнем развития представлений о пространственных геометрических фигурах уменьшилось на 14,3 % (с 28,6 % до 14,3 %).

Полученные результаты свидетельствуют о целесообразности использования предлагаемых геометрических диктантов и игры

Публикации по теме:

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 156» Тема проекта: «Формирование у детей старшего дошкольного возраста.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игрФормирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Я предлагаю Вашему вниманию многофункциональное пособие «На цирковой арене. Данное дидактическое пособие состоит из круга диаметром 35 см.

Формирование пространственных представлений у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Опыт работы по теме: «Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами дидактических игр.

Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Формирование пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи III уровня Аныгина Татьяна.

Формирование у детей представлений о геометрических фигурах посредством дидактических игр на плоскостное моделирование ЦЕЛЬ: Сформировать представления об фигурах и их свойствах; расширять умение анализировать и сравнивать предметы по форме; закреплять представления.

Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре Формирование у детей старшего дошкольного возраста представлений о народном искусстве и фольклоре. Автор статьи: Романова Елена Викторовна,.

Формирование элементарных математических представлений у детей старшего дошкольного возраста Формированию у детей элементарных математических представлений способствуют используемые методические приемы (сочетание практической и.

Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей дошкольного возраста. 1. Значение пространственной ориентации для жизнедеятельности.

Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста Особенности формирования пространственных представлений у детей старшего дошкольного возраста. Пространственные представления – это представления.

Развитие пространственных представлений и алгоритмического мышления детей старшего дошкольного возраста Программа группы «Непоседы» № 5 на 2017 – 2019 год (конец старшей группы – подготовительная к школе группа) «Развитие пространственных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа исследования «Формирование представлений о пространственных фигурах у детей старшего дошкольного возраста»
Опубликовано: 29 апреля 2018 в 16:47
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД