Лучший педагог года

Программа кружка «Говоруша» для детей 4–5 лет с ЗПР

марина долгобородова
Программа кружка «Говоруша» для детей 4–5 лет с ЗПР

ПРОГРАММА КРУЖКА «Говоруша»

Содержание программы направлено на создание системы комплексной помощи детям 4- 5 лет с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые коррекционные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации коррекционного процесса.

Содержание

. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Публикация «Программа кружка „Говоруша“ для детей 4–5 лет с ЗПР» размещена в разделах

2. Цели и задачи реализации рабочей программы

3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

4. Планируемые результаты освоения рабочей программы

I. Содержательный раздел

1. Структура занятий

2. Комплексно – тематическое планирование

3. Список литературы

. Целевой раздел

1. Пояснительная записка

Группа безречевых детей неоднородна. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, несформированность коммуникативной функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности. Таким образом, на начальных этапах работы с неговорящими детьми цели и задачи ее будут сходными, не зависимо от этиопатогенеза и механизмов речевого нарушения.

Логопедическая работа с неговорящими детьми предусматривает коррекционное воздействие, как на речевую деятельность, так и на невербальные психические процессы, эмоционально-личностную сторону развития ребенка.

Содержание программы направлено на создание системы комплексной помощи детям 4 - 5 лет с задержкой речевого развития и предусматривает создание специальных условий обучения и воспитания, позволяющих учитывать особые коррекционные потребности детей с нарушениями речи посредством индивидуализации и дифференциации коррекционного процесса.

Актуальность программы определяется тем, что регулярные занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками. В логоритмике выделяют два основных направления в работе с детьми, страдающими речевыми нарушениями.

Первое направление предусматривает развитие неречевых процессов: совершенствование общей моторики, координации движений, ориентации в пространстве, регуляция мышечного тонуса, активизация всех видов внимания и памяти.

Второе направление – развитие речи детей : развитие артикуляционной и мимической моторики, развитие речевого дыхания, выработка умеренного темпа речи, координация речи с движением, совершенствование произносительных навыков и формирование фонематического слуха. Все виды логоритмических игр и упражнений предлагаются детям в сочетании с какой-либо ритмической основой: под музыку, под счет или словесное, чаще стихотворное сопровождение.

В работе с неговорящими детьми приобретаемые на индивидуальных занятиях слова и фразы пропеваются в сочетании с движениями, проводятся двигательные игры, направленные на стимуляцию активной речи. В результате их двигательное подражание становится более точным и эмоционально дифференцированным. Кроме того постоянное повторение одних и тех же речевых форм способствует развитию речевой активности, слоговой структуры, грамматики.

Новизна программы логоритмики состоит в том, что в данном дошкольном образовательном учреждении такие занятия еще не проводились. Логоритмические занятия посещают дети, у которых отсутствует речь (зпр, речевой негативизм) или диагностировано ОНР 1 уровня.

Занятие включает в себя следующие элементы:

– артикуляционную гимнастику;

– пальчиковую гимнастику для развития мелкой моторики;

– упражнения под музыку на развитие общей моторики, соответствующие возрастным особенностям детей, для мышечно-двигательного и координационного тренинга;

– вокально-артикуляционные упражнения для развития дыхания с музыкальным сопровождением и без него;

– фонопедические упражнения для укрепления гортани и привития навыков речевого дыхания;

– песни и стихи, сопровождаемые движениями рук, для развития плавности и выразительности речи, речевого слуха и речевой памяти;

– музыкальные игры, способствующие развитию речи, внимания, умению ориентироваться в пространстве;

– коммуникативные игры и танцы для развития динамической стороны общения, эмоциональности, позитивного самоощущения;

2. Цели и задачи реализации рабочей программы

Цель - коррекция и профилактика имеющихся отклонений в речевом развитии ребёнка посредством сочетания музыки и движений.

Задачи реализации программы :

Стимуляция речевой и психической активности.

Развитие эмоционального общения со взрослым.

Совершенствование способности к подражанию действиям (эхопраксии) взрослого, сверстников (в том числе речевому подражанию — эхолалии).

Развитие и коррекция психофизиологической основы речевой деятельности: разных видов восприятия, физиологического и речевого дыхания, артикуляционных навыков и т. д.

Формирование мотивационно-побудительного уровня речевой деятельности.

Профилактика возникновения вторичных речевых нарушений.

3. Принципы и подходы к формированию рабочей программы

Принципы построения программы :

Принцип системности. Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

Принцип последовательности. Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. Гласные звуки формируются в первую очередь, затем звуки раннего онтогенеза.

Принцип учета уровня развития ребёнка. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

Принцип повторений умений и навыков. В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

Принцип отбора лингвистического материала. Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.

Главная цель – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

Принцип результативности. Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

4. Планируемые результаты освоения программы :

Сформированность правильного речевого и физиологического дыхания;

расширение словарного запаса

Способность выполнить дыхательные и пальчиковые упражнения, артикуляционную гимнастику

Способность ориентироваться в пространстве

Способность координировать движения в мелких мышечных группах пальцев рук и кистей, быстро реагировать на смену движений.

Улучшение показателей слухового, зрительного, двигательного внимания, памяти.

Сформированность умений выполнять движения в соответствии со словами.

Сформированность умений ритмично выполнять движения в соответствии со словами.

II. Содержательный раздел.

1. Структура занятий.

Занятия проводятся во второй половине дня, продолжительностью 15-20 минут, 1 раз в неделю, 32 занятия в год. Зачисляются дети средней -старшей группы по результатам диагностики с логопедическими заключениями : онр 1-2 уровня ( сопутствующие заключения : зпр, речевой негативизм, аутизм).

Занятие включает в себя:

- Координация движений, ориентация в пространстве, переключаемость движений (физминутки с музыкальным сопровождением и пением, фонетическую ритмику, пение слогов и распевок)

- Развитие моторики кистей и пальцев рук (пальчиковая гимнастика)

- Развитие артикуляционного праксиса, диафрагмального дыхания, силы голоса.

- Формирование понимания обращенной речи, естественные речевые реакции. Упражнения на координацию речи с движением, игры с речевым сопровождение. Формирование диалогической формы общения (музыкально-ритмические упражнения, пение песен).

2. Комплексно – тематическое планирование.

Месяц Неделя Тема

Сентябрь 3 неделя Осень

Сентябрь 4 неделя Осень

Октябрь 1 неделя Овощи

Октябрь 2 неделя Овощи

Октябрь 3 неделя Фрукты

Октябрь 4 неделя Фрукты

Ноябрь 1 неделя Человек

Ноябрь 2 неделя Человек

Ноябрь 3 неделя Семья

Ноябрь 4 неделя Семья

Декабрь 1 неделя Дом

Декабрь 2 неделя Дом

Декабрь 3 неделя Одежда

Декабрь 4 неделя Одежда

Январь 2 неделя Посуда, пища

Январь 3 неделя Посуда, пища

Январь 4 неделя Домашние птицы

Февраль 1 неделя Домашние птицы

Февраль 2 неделя Домашние животные

Февраль 3 неделя Домашние животные

Февраль 4 неделя Зима

Март 1 неделя Зима

Март 2 неделя Дикие животные

Март 3 неделя Дикие животные

Март 4 неделя Дикие животные жарких стран

Апрель 1 неделя Дикие животные жарких стран

Апрель 2 неделя Птицы

Апрель 3 неделя Птицы

Апрель 4 неделя Транспорт

Май 2 неделя Транспорт

Май 3 неделя Весна

Май 4 неделя Весна

3. Список литературы:

1. Пожиленко А. Г. Артикуляционная гимнастика. - С-П., 2004.

2. Костылева Н. Ю. Покажи и расскажи. Игровые упражнения по развитию речи дошкольников на основе фонетической ритмики--- Смоленск, 2007.

3. Крупенчук О. И. Ладущки. Пальчиковые игры для малышей. – С-П., 2008.

4. Травкина Ж. А. Слоговые упражнения.

5. Информация из электронного ресурса.

Публикации по теме:

План программа дополнительного образования по познавательно-речевому направлен в ДОУ кружка «Почемучки» для детей 4–5 лет Цель программы: Развитие познавательных процессов у детей дошкольного возраста посредством игр и упражнений. Задачи. Обучающие: 1. Приобретение.

Программа кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 летПрограмма кружка по лего-конструированию и робототехнике «Клуб юных инженеров» для детей 5–6 лет Программа кружка «Клуб юных инженеров» для детей 5-6лет. СодержаниеВведение 1. Целевой раздел 1.1 Пояснительная записка 1.2 Цели и задачи.

Программа кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы Уважаемые коллеги. Предлагаю вашему вниманию план работы кружка «Мастерилочка» для детей подготовительной группы. Каждый ребенок хочет ощутить.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 2 Пояснительная записка: «Тактильные ощущения несут в речевой центр, в его двигательную часть, дополнительную энергию, способствующую его.

Программа кружка «Наши пальчики играют» для детей младшей возрастной группы. Часть 1 Цель: Развитие у детей тактильного, зрительного, слухового восприятия, мелкой моторики и речи. Задачи: Обучающие: 1. Формировать у детей.

Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп»Программа кружка «Танцевальный калейдоскоп» Программа кружка "Танцевальный калейдоскоп" Основные характеристики программы Пояснительная записка. Детский танцевальный коллектив.

Программа кружка «Волшебная тестопластика»Программа кружка «Волшебная тестопластика» Пояснительная записка Ученые, которые изучают развитие детской речи, утверждают, что движение пальчиков рук очень тесно связано с речевой.

Рабочая программа кружка «Говорушки» по речевому развитию детей старшей группы Всем известно, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем более развита у ребенка речь, тем шире его.

Рабочая программа кружка «Я — пешеход» Рабочая программа кружка «Я - пешеход» Пояснительная записка Программа кружка «Маленький пешеход» для старшего дошкольного возраста. Направленность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа кружка «Говоруша» для детей 4–5 лет с ЗПР
Опубликовано: 6 июля 2023 в 14:01
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД