МААМ-картинки

Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники»

Татьяна Альшанская
Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

городского округа Тольятти «Гимназия № 9»

структурное подразделение Детский сад

КОРРЕКЦИОННО - РАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕОДОЛЕНИЮ РЕЧЕВЫХ НАРУШЕНИЙ

У ВОСПИТАННИКОВ 5-7 ЛЕТ С ОНР

«Логоритмика с элементами мнемотехники»

Авторский коллектив:

Т. А. Альшанская

Е. В. Милованова

И. Е. Подгорнова

С. М. Кайданович

Публикация «Программа „Логоритмика с элементами мнемотехники“» размещена в разделах

В программе отражён опыт работы педагогического коллектива МБОУ «Гимназия № 9» сп Детский сад по преодолению речевых нарушений у воспитанников с ОНР.

Программа содержит описание методов обучения, примерный перспективный тематический план и планы-конспекты логоритмических занятий с элементами мнемотехники для детей 5-7 лет с диагнозом ОНР.

Данная программа полезна, прежде всего, педагогам дошкольных образовательных учреждений: музыкальным руководителям, учителям - логопедам, воспитателям.

I. Целевой раздел

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Настоящая Программа составлена в соответствии с требованиями основной общеобразовательной программы – образовательной программы дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ «Гимназия № 9» г. о. Тольятти.

В последние годы отмечается увеличение количества детей дошкольного возраста, имеющих нарушения речи, поэтому остается актуальной проблема оказания помощи детям с нарушениями речи в условиях дошкольного учреждения. К числу важнейших коррекционных задач логопедической работы с детьми старшего дошкольного возраста, имеющими общее недоразвитие речи, относятся:

нормализация у детей психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения; навыков конструктивной деятельности и эмоционально-волевой сферы;

– исправление у детей ряда речевых недостатков;

– формирование у детей связной речи на занятиях, в совместной практической деятельности и на занятиях логопедической ритмикой (логоритмикой).

Логоритмика с использованием здоровьесберегающих технологий оказывает благотворное влияние на здоровье ребенка: в его организме происходит перестройка различных систем, например, сердечно-сосудистой, дыхательной, рече-двигательной.

Особенность программы.

Опыт работы показал, что эффективным коррекционным средством преодоления речевых нарушений у детей 5-7 лет служат приемы мнемотехники.

Использование мнемотехники для развития речи детей старшего дошкольного возраста в настоящее время становится актуальным, так как мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение детьми информации, и конечно развитие речи. Использование мнемотехники позволяет учитывать индивидуальные возможности каждого ребенка, помогает выстроить индивидуальный образовательный маршрут, способствует созданию ситуации успеха, поскольку направлена на достижение результата.

У детей с речевой патологией особенно важно развивать наглядно-образное мышление, используя символы, схемы, которые лежат в основе образования искусственных ассоциаций, облегчающих запоминание и увеличивающих объём памяти, что и составляет суть мнемотехники. Особое место в работе с детьми занимает использование в качестве дидактического материала – мнемотаблиц.

Программа составлена на 2 года обучения (старшая и подготовительная логопедическая группа для детей с ОНР) и содержит:

• задачи (коррекции нарушений речи, развития музыкальных и творческих способностей, сохранения и укрепления здоровья детей);

• календарно-тематические планы,

• ожидаемые результаты на каждый возрастной период.

Цель данной программы - преодоление речевых нарушений у детей 5-7 лет путем коррекционно-развивающего воздействия на их речевое, музыкально-ритмическое и физическое развитие.

Форма организации совместной деятельности взрослого и детей : логоритмические занятия.

Основные задачи программы :

• оптимизировать содержание воспитания, обучения и коррекции детей логопедических групп;

• создать условия для организации логоритмических занятий с использованием здоровьесберегающих технологий;

• внедрить современные эффективные технологии коррекции речевых нарушений, развития музыкальных и творческих способностей детей логопедической группы, сохранения и укрепления здоровья дошкольников, позволяющие достичь качественно более высоких результатов воспитания, обучения, коррекции;

• разработать календарно-тематический план проведения логоритмических занятий, дидактические пособия;

• создать пакет диагностики развития неречевых психических функций детей.

Задачи реализации Программы в старшей логопедической группе :

Образовательные:

– развивать общие речевые навыки детей;

– формировать у детей двигательные умения и навыки;

– развивать пространственные представления детей;

– развивать у детей координацию, переключаемость движений;

– знакомить детей с метроритмикой;

– развивать у детей память, мышление, воображение

• Воспитательные, развивающие:

- создать благоприятные условия для детей, установление контакта с каждым ребенком с целью выявления его двигательных и музыкальных возможностей;

– формировать у детей чувство ритма, развивать способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

– формировать способность у детей воспринимать музыкальные образы;

– формировать умение у детей ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом;

– совершенствовать у детей личностные качества, чувство коллективизма.

- воспитывать у детей доброжелательное отношение к окружающим людям, бережное отношение к природе, животным.

Коррекционные:

– развивать речевое дыхание детей;

– развивать у детей артикуляционный аппарат;

- научить правильно выполнять оздоровительные упражнения, самомассаж;

– развивать фонематическое восприятие;

- познакомить детей с элементами мнемотехники;

– развивать грамматический строй и связную речь детей;

– формировать и развивать у детей слуховое, зрительное и двигательное внимание и память.

Задачи реализации Программы в подготовительной логопедической группе :

Образовательные:

– совершенствовать общие речевые навыки детей;

– совершенствовать умения детей точно выполнять движения в соответствии с музыкой;

– совершенствовать умения детей ориентироваться в пространстве;

– продолжать развивать у детей чувство ритма;

– развивать у детей память, мышление, воображение

• Воспитательные, развивающие:

– совершенствовать у детей чувство ритма, способность ощущать в музыке, движениях ритмическую выразительность;

– формировать способность детей воспринимать музыкальные образы;

– совершенствовать умение детей ритмично и выразительно двигаться в соответствии с музыкальным образом;

– совершенствовать у детей личностные качества, чувство коллективизма;

- воспитывать нравственно-патриотические чувства, уважение к традициям своего народа.

Коррекционные:

- провести мониторинг неречевых психических функций детей с целью корректирования перспективного плана;

– закреплять у детей основные принципы дыхательной гимнастики по А. Стрельниковой (отрабатывать правильное диафрагмальное дыхание, укреплять дыхательную мускулатуру);

– совершенствовать у детей артикуляционную, общую и пальцевую моторику;

– совершенствовать фонематическое восприятие (дифференциация парных согласных по твёрдости-мягкости, звонкости-глухости);

- развивать умение у детей самостоятельно составлять «мнемодорожки» и мнемосхемы при разучивании стихов, песен, танцев;

– развивать грамматический строй и связную речь детей;

– продолжать развивать у детей слуховое и зрительное внимание и память;

- развивать певческие навыки детей, укреплять голосовой аппарат.

Методические материалы

Программа по логоритмике базируется на основных положениях программ и методических пособий:

по логопедии :

• Основная общеобразовательная программа – образовательная программа дошкольного образования структурного подразделения Детский сад МБОУ «Гимназия № 9» г. о. Тольятти;

Программа коррекционного обучения и воспитания детей с общим недоразвитием речи Т. Б. Филичевой, Т. В. Тумановой.

Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина, Т. В. Туманова, С. А. Миронова, А. В. Лагутина.

• “Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе для детей с ОНР (с 4 до 7 лет)” Н. В. Нищевой.

Программа Т. Б. Филичевой и Г. В. Чиркиной «Подготовка к школе детей с ОНР в условиях специального детского сада» с приоритетным осуществлением коррекции физического и (или) психического развития детей с тяжелыми нарушениями речи.

• Основная образовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» Н. Е. Веракса, Т. С. Комарова, М. А. Васильева;

по логоритмике :

• Методические пособия по логоритмике М. Ю. Картушиной, М. Ю. Гоголевой, Е. В. Кузнецовой.

по оздоровлению детей:

Программа оздоровления детей «Зеленый огонек здоровья» М. Ю. Картушиной;

• Методические рекомендации к программе «Детский сад 2100» по физическому воспитанию дошкольников «Сюжетно-ролевая ритмическая гимнастика» Н. А. Фомина;

• Подвижные игры и игровые упражнения для детей 5-7 лет Л. И. Пензулаева.

Принципы и подходы к формированию Программы :

1. Принцип научности.

Подкрепление всех коррекционных и оздоровительных мероприятий научно обоснованными и практически апробированными методиками.

2. Принцип интеграции.

На логоритмических занятиях обеспечивается интеграция в работе всех специалистов, занимающихся коррекционно-развивающей работой с детьми-логопатами. В подготовке и проведении логоритмических занятий осуществляется тесная взаимосвязь педагогов ДОУ: учителя-логопеда, музыкального руководителя, воспитателя. Организатором логоритмических занятий может выступать музыкальный руководитель и учитель - логопед.

Музыкальный руководитель подбирает музыкально-двигательные, художественно-изобразительные и музыкально-дидактические игры и упражнения для логоритмических занятий в соответствии с возрастом, моторным и психическим развитием детей.

Учитель-логопед включает в логоритмические занятия упражнения для развития общих речевых навыков и речевые игры, позволяющие решать коррекционные задачи, исходя из вида речевой патологии детей и этапа логопедической работы. Параллельно с этим на занятиях расширяется словарный запас дошкольников по той теме, которую они изучают в данное время, вырабатывается грамматически правильная речь, развиваются все виды внимания и памяти.

Воспитатель на логоритмических занятиях осуществляет контроль за детьми во время выполнения двигательных и танцевальных упражнений: следит за их осанкой, качеством движений, соблюдением правил игры и дисциплиной. Вне логоритмических занятий воспитатель продолжает отрабатывать с детьми те виды упражнений, которые вызвали у дошкольников затруднения на занятии, разучивает с ними тексты песен или словесный материал к подвижным, пальчиковым или иным играм. Воспитатель может использовать чистоговорки и пальчиковые игры, разученные детьми на логоритмических занятиях, в ходе организации совместной деятельности в рамках НОД и режимных моментах.

3. Принцип концентрического наращивания материала.

Используется в планировании логоритмических занятий. Материал наращивается концентрически по всем разделам изучаемых ежегодно лексических тем (времена года, сбор урожая, новогодний праздник, зимующие птицы и т. д.). Основа логоритмических занятий может быть очень разнообразной: сказочный сюжет, воображаемое путешествие или экскурсия, фольклорные источники, сюжетные и дидактические игры.

4. Принцип тематической направленности и организационной вариативности.

Реализация данного принципа способствует формированию у детей устойчивого интереса к музыкально-художественной и коммуникативной (речевой) деятельности, поддерживает положительное эмоциональное отношение дошкольников к логоритмическим упражнениям, а значит, помогает достигнуть лучшей результативности в коррекционно-развивающей работе.

5. Принцип системности.

Логоритмическая работа должна способствовать формированию языка в целом, как системы взаимосвязанных и взаимозависимых единиц.

6. Принцип последовательности.

Каждое из коррекционных направлений логоритмики реализуется в процессе поэтапной работы. По мере формирования звукопроизношения порядок усвоения фонем всё больше подчиняется закономерностям фонематической системы усваиваемого языка. Звуки, определяющие ядро фонологической системы русского языка. формируются в первую очередь. Позднее появляются звуки, составляющие периферию. Задача логопеда - соблюдать основные закономерности усвоения языковых единиц в норме.

6. Принцип учета уровня развития ребёнка.

Л. С. Выготский предложил выделять в развитии ребенка два основных уровня: уровень актуального развития (самостоятельное решение предлагаемых задач) и уровень потенциального развития (способность решения задач при соответствующей помощи со стороны педагога, таким образом, следует проводить обучение ребенка от выполнения задачи с помощи педагога к самостоятельному ее решению. Любое предлагаемое задание должно быть заведомо легко выполнимым, с учетом уровня развития ребенка и этапа коррекционного воздействия.

7. Принцип повторений умений и навыков.

В результате многократных повторений вырабатываются динамические стереотипы.

8. Принцип отбора лингвистического материала.

Правильно подобранный лингвистический материал выступает как одно из важных основных условий коррекции. Удобный для произношения текст, в котором отсутствуют или редко встречаются трудные звукосочетания, много гласных звуков.

9. Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания.

Главная цель образования – ребенок, развитие которого планируется, опираясь на его индивидуальные и возрастные особенности.

10. Принцип активного обучения.

На занятиях логоритмикой используются активные формы и методы обучения – игры, активное слушание, творческие задания, импровизации, выполнение оздоровительных упражнений в движении под музыку.

11. Принцип результативности.

Получение положительного результата развития и коррекции речи, оздоровления каждого ребенка.

Публикации по теме:

Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе Конспект НОД по познавательному развитию с элементами мнемотехники «Знакомство с космосом» в подготовительной к школе группе. Цель: познакомить.

Интегрированная НОД по подготовке к обучению грамоте с элементами развития речи с помощью мнемотехники «Загадки космоса» Конспект нод «Загадки космоса» Задачи: -систематизировать детские представления о Вселенной, Солнечной системе и ее планетах; -формировать.

Конспект ОД с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто «Весенняя гроза» Конспект совместной деятельности по развитию речи с элементами мнемотехники в старшей группе «Составление рассказа по стихотворению А. Барто.

Конспект занятия по развитию связной речи с элементами мнемотехники «Пересказ сказки А. Н. Толстого «Ёж» .

Консультация «Логоритмика на музыкальных занятиях» В последнее время проблема развития, обучения и воспитания детей дошкольного возраста становится особенно значимой. По статистическим данным.

Консультация «Логоритмика 3–4 года» Логоритмика для детей 3-4 лет[/b] Логоритмика — это вид активной коррекционной терапии различных речевых нарушений при помощи объединения.

Консультация «Логоритмика для детей 3–4 х лет» В сегодняшней статье, я хотела бы рассказать о том, что такое логоритмика, о пользе логоритмике и о том, как правильно выстраивать подобные.

Музыкально — игровой сеанс «Весёлая логоритмика» Музыкально – игровой сеанс «Весёлая логоритмика» (с участием детей с тяжелыми нарушениями речи и их родителей) Музыкальный руководитель.

Программа дополнительного развития «Логоритмика в волшебных носочках» для детей младшего дошкольного возраста Авторы-составители: Логопед Шинкаренко Екатерина Евгеньевна Музыкальный руководитель Бояринцева Елена Михайловна Пояснительная записка.

Программа КОП художественно — эстетической направленности с элементами ТН «Домик в деревне с помощью программы «Paint»» Актуальность: Компьютер нам поможет не только играть в различные игры, писать, считать, но и рисовать. Навыки создания несложных рисунков.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа «Логоритмика с элементами мнемотехники»
Опубликовано: 18 октября 2019 в 07:33
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД