Папки-передвижки

Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду для учащихся с УО

ВАЛЕНТИНА МЕДВЕДЕВА
Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду для учащихся с УО

Министерство социального развития Московской области

ГБСУ СО МО "Сергиево-Посадский детский дом-интернат

для умственно-отсталых детей "Березка""

"Согласовано" "Утверждаю"

Зам. директора по УВР Директор СП ДДИ "Березка"

___Ю. Б. Грозина ___В. В. Дудоладов

"___"___2015г. "___"___2015Г.

Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду

Составила:

Медведева В. В.

воспитатель 14 группы

2015 год

Пояснительная записка.

Публикация «Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду для учащихся с УО» размещена в разделах

Данная программа предназначена для обучения труду и навыкам самообслуживания детей с ограниченными возможностями здоровья, со сложными дефектами развития. В соответствии с современной концепцией развития российского образования в нашей стране нет необучаемых детей, а есть дети с разными возможностями обучения. Проблема обучения и воспитания детей с множественными нарушениями развития является актуальной на современном этапе в связи с увеличением численности детей данной категории. Такие дети имеют грубые нарушения познавательной деятельности, речи, моторики, по сути, они не способны к самостоятельной деятельности и требуют постоянной опеки.

Однако в тоже время в процессе систематического и целенаправленного обучения есть возможность повысить их приспособленность к жизни. Одно из важнейших мест в социально-бытовой реабилитации и адаптации детей с множественными нарушениями занимает обучение хозяйственно-бытовому труду и навыкам самообслуживания. Этим дисциплинам следует отводить должное место в образовательном процессе в связи с тем, что овладев навыками и умениями обслужить себя и организовать окружающий быт, ребенок обретает уверенность в своих силах, становится самодостаточным, имеет возможность для самореализации.

Основные цели обучения труду и навыкам самообслуживания:

• обеспечение продвижения ребенка на пути к его социализации;

• воспитание определенных форм поведения.

Задачи курса:

• формирование положительного отношения и интереса к бытовому труду;

• воспитание привычки к личной гигиене, чистоте и аккуратности;

• привитие навыков культуры поведения;

• воспитание уважения к труду взрослых;

• коррекция недостатков психофизического развития в процессе хозяйственно-трудовой деятельности;

• формирование потребности трудиться и развитие положительной мотивации к трудовой деятельности.

Кроме того, в ходе умелой организации занятий по бытовому труду одновременно решаются задачи развития психомоторики, формирования положительного эмоционального отношения к окружающему, становления навыков коммуникации; воспитания волевых качеств, желания трудиться, веры в свои силы и возможности. Только при таком комплексном целевом подходе можно осуществить действенную практическую подготовку детей к жизни.

Методическое обеспечение программы :

1. Маллер А. Р.

М19Социально-трудовая адаптация глубоко умственно-отсталых детей/ М-во соц. обеспечения РСФСР. – М. : Просвещение, 1990.

2. Худенко Е. Д.

Аналитический научно-методический центр

"Развитие и коррекция".

Программа для отделения социально-трудовой реабилитации. М. : 2010.

3. Худенко Е. Д.

Аналитический научно-методический центр

"Развитие и коррекция".

Требования к организации и проведению коррекционно-развивающих

уроках в классах "Особый ребенок". М. :2010.

4. Программа обучения глубоко умственно отсталых детей НИИ дефектологии АПН СССР. М. :1983.

5. Стребелева Е. А.

Формирование мышления у детей с отклонением в развитии. Владос, 2004.

6. Екжанова Е. А., Стребелева Е. А.

Коррекционно-развивающее обучение и воспитание. Владос, 2004.

Чтобы осуществить решение указанных задач, необходимо создать соответствующие условия, которые обеспечат эффективность трудовой подготовки :

- четкий и целенаправленный характер обучения;

- соблюдение принципа планомерности и дифференцированного подхода к каждому воспитаннику;

- организация занятий таким образом, чтобы в процессе освоения необходимых знаний и умений, ребенок получал конкретный видимый и значимый для него результат;

- процесс занятий должен способствовать достижению каждым ребенком максимально возможного для него уровня трудовой умелости;

- усвоение учебного материала должно быть максимально наглядным;

- активное включение ребенка в деятельность.

Воспитателям следует грамотно использовать различные методы и приемы обучения хозяйственно-бытовому труду :

- использовать наглядные средства обучения (натуральные предметы, орудия, реальные объекты, муляжи, игрушки, модели, макеты, фотографии, иллюстрации);

- систематически организовывать наблюдения и экскурсии;

- применять сочетание наглядных методов и активных действий с предметами и объектами;

- в ходе занятий использовать четкую инструкцию, пояснение и словесный комментарий;

- применять моделирование реальных ситуаций;

- использовать разнообразные виды игр (дидактические, сюжетные, имитирующие и т. д., прибегать к помощи игровых персонажей;

- создавать доступные для понимания проблемные ситуации;

- предлагать решать доступные логические задачи с использованием трудовых операций.

Выбор и сочетание методов и приемов варьируется в зависимости от особенностей детей.

Формами организации занятий процесса могут быть – индивидуальные, групповые занятия, практические работы, самостоятельные работы под контролем воспитателя, коллективный общественно-полезный труд и другие, в зависимости от психофизического состояния и индивидуальных возможностей воспитанников.

Основные разделы предмета:

• навыки, связанные с гигиеной тела;

• уход за бельем и одеждой;

• уход за обувью;

• уборка помещений;

• приготовление пищи;

• уборка территории;

сельско-хозяйственный труд.

В каждом из них предусматривается обучение навыкам самообслуживания согласно направлению раздела.

Данная программа рассчитана на обучение из расчета 132 часа в год, исходя из количества четырех занятий в неделю. Усложнение содержания программного материала проявляется в разнообразии тематики каждого раздела.

Примерная структурная модель традиционного занятия:

Часть занятия Название Сущность содержания части занятия

1 Вводная Усилия воспитателя направлены на снятие инертности психического и физического состояния, привлечение внимания, создание интереса, настрой на работу, создание условий для продуктивного контакта с воспитателем и воспитанниками.

2 Основная Решение основных задач занятия, практические упражнения, развивающие активность усвоения материала, практическое обучение действиям.

3 Заключительная Подведение итогов занятия, закрепление чувства собственной значимости в процессе овладения навыками и умениями, получение видимого результата.

Ожидаемые результаты обучения предмету выражаются в социально-бытовой адаптации воспитанников, формировании базовых навыков по труду, возможности овладения самообслуживанием, умениями организовать окружающий быт, обретением возможной самостоятельности, обретением способности быть полезным в доме-интернате.

Тематическое содержание разделов:

1. Навыки связанные с гигиеной тела:

• части тела (голова, руки, ноги и т. д.);

• предметы санитарии и гигиены;

• действия связанные с гигиеной тела.

Совершать, под присмотром и с помощью воспитателя, утренний и вечерний туалет. Закрепить приобретенные навыки и умения.

2. Уход за бельем и одеждой:

• виды белья и одежды;

• складывание белья и одежды;

• развешивание одежды на вешалки;

• мелкий ремонт белья и одежды;

• стирка белья и одежды.

Знакомство с внешним видом, названием и назначением белья, одежды, головных уборов, мелких предметов одежды, отработка способов складывания белья и одежды, раскладывание и сортировка белья по полкам. Уметь аккуратно заправлять постель, уметь содержать в чистоте и определенном порядке свои вещи, следить за чистотой своей одежды, стирать мелкие вещи, производить мелкий ремонт одежды.

3. Уход за обувью:

• виды обуви;

• внешний вид;

• название и назначение домашней, спортивной, сезонной обуви;

• название и назначение оборудования для ухода за обувью;

• подготовка сезонной обуви к хранению.

Знакомство с внешним видом, название различной обуви и средства по уходу за ней. Изучение и отработка знаний и умений о последовательности и приемах ухода за обувью. Научить шнуровке ботинок и завязыванию - развязыванию шнурка.

3. Уборка помещений:

• виды жилых помещений;

• оборудование для уборки помещений;

• средства бытовой химии для уборки помещений;

• мытье пола, вытирание пыли;

• виды мебели;

• уход за мебелью;

• гигиена жилища.

Изучение и отработка последовательности проведения ежедневной уборки. Знакомство со средствами бытовой химии для уборки помещений и правила безопасного их использования. Отработка последовательности и приемов чистки помещения пылесосом. Правила техники безопасности при пользовании пылесосом. Участие в уборке посуды в столовой, а так же дежурство в классе ежедневно. Участие в генеральной уборке помещения (класса, спальной комнаты).

4. Приготовление пищи:

• столовая посуда и приборы;

• оборудование и приспособления для приготовления пищи;

• правила гигиены при приготовлении пищи;

• приготовление пищи.

Изучение правил гигиены при приготовлении пищи. Объяснение о необходимости соблюдения правил гигиены при приготовлении пищи. Знакомство с внешним видом, названием, назначением и уходом за кухонной посудой. Изучение средств бытовой химии для ухода за кухонной посудой и правила безопасности при их использовании. Дать элементарные сведения об устройствах кухонных приборов (электрическая плита, микроволновая печь) и о правилах техники безопасности. Знакомство с общей последовательностью приготовления пищи и с последовательностью приготовления различных бутербродов.

5. Уборка территории:

• инвентарь для уборки территории;

• уборка территории от листьев;

• уборка территории от снега.

Определять необходимый инвентарь для работы, соблюдать правила техники безопасности при обращении с инструментом, ухаживать и хранить его. Подготовка инвентаря к работе. Приемы работы с различным инвентарем. Уборка снега скребком. Уборка листвы.

6. Сельскохозяйственный труд :

• садово-огородный инвентарь для работы;

• сезонные работы на участке (клумба);

• уход за комнатными растениями.

Знакомство с внешним видом, названием и назначением инструментов для обработки почвы, демонстрация инструментов (лопата, тяпка, секатор и т. д., соблюдение правил техники безопасности. Отработка последовательности и приемов осенней и весенней вскопки почвы; посев семян; выращивание и посадка рассады; уход за растениями. Знакомство с последовательностью и приемами рыхления и окучивания почвы. Изучение способов размножения разных растений, полив. Знания, умения и навыки отрабатываются в процессе работы на участке (клумбе, в классе. Приобретенные навыки используются воспитанниками во время труда при проведении соответствующих работ. Уделять внимание правилам техники безопасности при работе с инвентарем и оборудованием.

Практическая часть.

1. Навыки связанные с гигиеной тела:

Совершать под присмотром и с помощью воспитателя утренний и вечерний туалет.

2. Уход за бельем и одеждой.

Стирка белья. Замена постельного белья. Подготовка белья к бане. Сортировка и складывание белья по полкам. Развешивание брюк на вешалки.

3. Уход за обувью.

Чистка и сушка обуви, нанесение гуталина, смена обуви по сезонам.

4. Уборка помещений. Проведение ежедневной и еженедельной влажной уборки класса. Уход за мебелью.

5. Приготовление пищи.

Сервировка стола в столовой (накрывать обед для группы). Экскурсия в магазин. Нарезание овощей для салата. Уборка со стола после еды.

6. Уборка территории.

Уборка листьев. Уборка снега. Посыпание дорожек песком.

7. Сельскохозяйственный труд.

Приемы работы с секатором. Обрезка сухих веток. Осенняя и весенняя подкормка растений. Уход за комнатными растениями (полив, рыхление). Прополка клумбы, уход за клумбой.

№ Содержание разделов Кол-во часов

1 Навыки, связанные с гигиеной тела.

ежедневно

2 Уход за бельем и одеждой:

35ч.

виды белья и одежды;

складывание белья и одежды;

развешивание белья и одежды на вешалки;

мелкий ремонт белья и одежды;

стирка белья и одежды.

Практическая работа. 2ч.

14ч.

6ч.

3ч.

4ч.

6ч.

3 Уход за обувью: 19ч.

виды обуви;

оборудование для ухода за обувью;

уход за обувью.

Практическая работа.

4ч.

4ч.

6ч.

5ч.

4 Уборка помещений:

19ч.

виды жилых помещений;

оборудование для уборки жилых помещений;

средства бытовой химии для уборки помещений;

мытье пола, вытирание пыли;

виды мебели;

уход за мебелью;

гигиена жилища.

Практическая работа. 3ч.

3ч.

2ч.

Ежедневно

1ч.

3ч.

1ч.

6ч.

5 Приготовление пищи:

20ч.

столовая посуда и приборы (внешний вид, название и назначение оборудования для мытья посуды, средства бытовой химии, правила безопасности);

оборудование и приспособления для приготовления пищи (устройство, правила и приемы безопасного пользования и ухода за кухонными приборами);

правила гигиены при приготовлении пищи;

приготовление пищи (внешний вид, название и назначение продуктов; внешний вид, название и назначение посуды и кухонных приборов для приготовления пищи; последовательность приготовления салатов, бутербродов, винегрета, супов, блинов и т. д.).

Практическая работа.

3ч.

3ч.

1ч.

7ч.

6ч.

6 Уборка территории:

20ч.

инвентарь для уборки территории;

уборка территории от листьев;

уборка территории от снега.

Практическая работа. 1ч.

1ч.

1ч.

17ч.

7 Сельскохозяйственный труд : 19ч.

садово-огородный инвентарь;

сезонные работы на участке (осенние работы на клумбе; весенние работы на клумбе, территории детского дома; уход за садовыми растениями, полив растений, подкормка, рыхление, прополка);

уход за комнатными растениями, полив растений, летний, зимний полив).

Практическая работа. 1ч.

5ч.

5ч.

8ч.

ИТОГО: 132ч.

Условия реализации программы.

Материально-техническая база, предполагающая наличие специально оборудованного помещения, приспособлений для организации занятий, рабочего материала, наглядных пособий, дидактического материала для занятия.

Примерный перечень оборудования и инвентаря для занятий по хозяйственно-бытовому труду :

Фартуки хлопчатобумажные, фартуки клеенчатые;

перчатки резиновые, перчатки тканевые;

щетки-сметки;

совки столовые, совки для мусора;

тазы, ведра, лейки, подносы;

сервировочный столик;

тряпки для пола, для пыли;

щетки для одежды, щетки-липучки, щетки для обуви;

веники, метлы, лопаты для снега, лопаты совковые;

скребки, грабли, тяпки; секаторы; тачки;

посуда и столовые приборы;

иглы, нитки, пуговицы, крючки.

Результаты усвоения программного материала могут отслеживаться в дневнике наблюдения (+,--) которые воспитатель заполняет в конце каждой четверти.

Дополнительная литература:

1. Программа обучения и воспитания детей дошкольного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Дементьевой Н. Ф., 1993.

2. Коррекционно-образовательная программа для детей школьного возраста с выраженной умственной отсталостью под редакцией Л. Б. Баряевой, 1998.

3. Тютюнник О. Ю. Программа социально-психологической реабилитации детей с выраженной умственной отсталостью, Новгород, 1998.

4. Экспериментальные программы для специальных (коррекционных) школ для детей со сложными дефектами развития, Архангельск, 1997.

5. Маллер А. Р. Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии.

6. Психолого-педагогическая диагностика под редакцией Левченко И. Ю., Забрамной С. Д., М,2003.

7. Шипицына Л. М. Необучаемый ребенок в семье и обществе, СПб, 2002.

8. Гладкая В. В. Социально- бытовая подготовка воспитанников специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений 8 вида,М, 2003.

Публикации по теме:

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста в подготовительной группе Сентябрь 1-2. Тема: «Пчелка Майя на ромашке» (из киндера) Цель: вызвать интерес к окружающему миру. Учить использовать знания и представления.

Дополнительная образовательная программа по ручному труду для детей дошкольного возраста (средняя группа) Пояснительная записка Формирование творческой, целостной личности – одна из важнейших задач педагогической теории и практики на современном.

Адаптация учащихся 5 класса к новым условиям обучения Государственное казенное общеобразовательное учреждение Свердловской области, «Алапаевская школа-интернат, реализующая адаптированные основные.

Адаптированная рабочая программа по технологии для учащихся с ограниченными возможностями здоровья Календарно – тематическое планирование по технологии 4 класс (34 часа) 1 четверть – 9 ч 2 четверть – 7 ч 3 четверть – 11ч 4 четверть –.

Цикл занятий по хозяйственно-бытовому труду ЗАНЯТИЕ № 1 Тема: Мытье игрушек Разновидность деятельности: хозяйственно-бытовой труд. Программное содержание: формировать у детей навыки.

Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «Праздник дружбы и улыбок»Конкурсно-игровая программа для учащихся начальных классов «Праздник дружбы и улыбок» Конкурсно – игровая программа "Праздник дружбы и улыбок". Цель: • развитие коммуникативных способностей, умения общаться в коллективе;.

Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир» для учащихся 4–6 классов Музыкальная развлекательная программа «Музыкальный турнир». 2012 г (для 4 – 6 классов) Сегодня мы отправляемся в музыкальный мир, мир весёлый.

Праздничная конкурсная программа ко Дню защитника Отечества (для учащихся 3–4 классов) «Вперед, мальчишки!» Цель: прививать чувство патриотизма, любви к своей Родине, к Армии. Задачи: - воспитание чувства патриотизма, любви к Родине; - приобщение.

Проектирование деятельности по самообслуживанию и элементарному бытовому труду Возрастная группа - подготовительная к школе Образовательная деятельность в режимных моментах утро Тема: Полив фиалок. Форма работы: поручение.

Рабочая программа курса математики для учащихся 8 класса «Математика. Интеллект. Творчество» Пояснительная записка Рабочая программа курса «Математика, интеллект, творчество» составлена на основе авторской программы Клюшниковой.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа обучения по хозяйственно-бытовому труду для учащихся с УО
Опубликовано: 18 апреля 2017 в 08:43
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД