Получи документы

Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий

Наталья Сертакова
Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий

Здоровье – это резервы сил : иммунных, защитных, физических и духовных. И они не даются изначально, а взращиваются по законам воспитания. А наукой воспитания является педагогика.

В. Ф. Базарный

Одной из главных проблем в современном обществе является сохранение здоровья детей, полноценное развитие их организма. Только здоровый ребенок способен к раскрытию и реализации своих потенциальных возможностей и природных задатков.

Публикация «Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий» размещена в разделах

Выдающийся советский педагог В. А. Сухомлинский считал: «Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От здоровья и жизнерадостности детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

За последнее время появилось немало интересных методик и авторских разработок по оздоровлению детей и это яркое свидетельство того, что проблема века услышана.

Педагогический коллектив нашего образовательного учреждения находится в поиске новых и совершенствовании существующих форм, средств и методов укрепления здоровья детей. Нашей главной целью является создание единой системы воспитательно-образовательного процесса, построенного на интегративной основе, которое обеспечит развитие познавательных и творческих процессов у дошкольников через включение их в социальную среду и удовлетворит потребность в психофизическом здоровье. Поэтому наши педагоги стараются строить взаимодействие с детьми только в соответствии с индивидуальным уровнем их психического и физического развития. [13]

В нашем ДОУ используется целенаправленная программа оздоровления детей. В поиске средств и методов повышения эффективности здоровьесберегающей деятельности мы обратились к технологии доктора медицинских наук Владимира Филипповича Базарного. Ведущая идея технологии В. Ф. Базарного – сенсорная свобода и психомоторное раскрепощение ребенка. Ее характерными особенностями являются:

• подвижность детей во время занятий;

• природосообразность используемых методик : образовательный процесс протекает благодаря, а не вопреки естественной природе детей;

• четкие количественные критерии, по которым проводится оценка интеллектуального и психофизиологического состояния детей: воображение, осанка, острота зрения и т. д.

Сегодня эту технологию используют как воспитатели дошкольных учреждений, так и педагоги начальной школы.

Здоровьесберегающая технология В. Ф. Базарного предусматривает следующие методики.

Режим моторной свободы динамических поз: дети меняют в процессе занятия позы «сидение–стояние», то есть попеременно работают за столом и за конторкой. Особенность конторки в том, что ее рабочая поверхность находится под наклоном 14–18 градусов. Изменять динамические позы детям предлагается через каждые 10–15 минут. Работа, стоя за конторкой, обеспечивает тренировку опорно-двигательного аппарата, нормальную работу сердечно-сосудистой системы, активный режим для нервной системы.

Технология Базарного также предлагает режим расширения зрительных горизонтов: дидактический материал размещается на максимально возможном от детей удалении на так называемых сенсорно-дидактических подвесках, или «коромыслах», которые подвешиваются к потолку в четырех углах комнаты. Дидактический материал располагается на такой высоте, чтобы ребенок на пальчиках мог дотянуться до него и снять. Карточки с заданиями и ответами могут находиться не только на коромыслах, но и на занавеске, за цветком и т. д., поэтому дети постоянно находятся в движении. Чтобы выполнить задание, детям приходится совершать десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем, они вынуждены тянуться вверх, вдаль.

Еще один прием технологии – использование офтальмотренажера во время проведения физкультминуток. Тренажер включает «восьмерки», круги, схемы зрительных траекторий для глаз. На схеме тренажера с помощью стрелок указаны основные направления, по которым должен двигаться взгляд в процессе выполнения физкультминуток: вперед–назад, влево–вправо, по и против часовой стрелке, по «восьмерке». Каждая траектория имеет свой цвет, что делает схему яркой, красочной и привлекает внимание детей. Пробегая несколько раз по разноцветным линиям тренажера, детский взгляд отдыхает. Также активно используется специальная палка-указка (держалка, на которую прикрепляется (вставляется в прорезь) любая картинка. За ней дети следят глазами, при этом движения глаз должны сочетаться с движением головы.

Такая физкультминутка снимает зрительное утомление, тренирует шейные позвонки, повышает активность детей на занятии.

Известно, что чем жестче ограничено пространство, тем больше мы уходим в депрессию, в состояние хронической угнетенности. Это верно и для детей, ведь большую часть времени они проводят в помещении. Отрицательную роль играет и бедность окружающей цветовой гаммы, а ведь мозг ребенка настроен на многоцветье. Для того чтобы вернуть детям цветной, яркий мир и частично расширить зрительные горизонты, используется экологический букварь. Он представляет собой настенное панно (по ширине не менее 2-х метров, расположенное на одной из стен группы и изображающий уходящую вдаль и насыщенную природными и рукотворными зрительными стимулами местность. На этом фоне демонстрируется дидактический материал.

В процессе выполнения заданий дети свободно передвигаются по комнате, не нарушая процесс ведения занятия. Общение воспитателей с детьми проходит в форме диалога и сотрудничества. Весь познавательный материал преподносится детям через игровые упражнения, что позволяет сделать процесс обучения интересным и увлекательным.

Для того чтобы быть здоровыми, детям нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления. И этому искусству должно уделяться как можно больше внимания именно в детском саду, так как это самое благоприятное время для выработки привычек здорового образа жизни. [4]

Согласно Федеральному плану, программа не упрощается, процесс обучения не разрушается, а становиться более доступным и увлекательным. Но, планируя занятия, нужно тщательно продумывать задания и связывать их с технологиями. Более того, изучая технологии, я убедилась, что фундамент школьных форм патологий закладываются в дошкольном периоде и главными источниками нездоровья детей являются следующие причины:

1. Большое внимание уделяется образовательным стандартам, а не приоритету здоровья;

2. Зачастую не учитывается моторно-динамический образ ребенка, с его смыслом, мотивами и игровым началом;

3. Не формируем у дошкольников функциональную зрелось тех систем, на которые падает в школе основная тяжесть школьных нагрузок;

4. Занятия в ДОУ проходят в основном в режиме ближнего и частично дальнего зрения;

5. Дети большую часть времени находятся в закрытом помещении, в ограниченном пространстве, с обеднённой развивающей средой;

6. Обучение детей по мертвым буквам, цифрам, схемам ведут к угасанию чувства жизни, добра, переживаний.

7. Игра зачастую теряет основной смысл для развития детей, которая опиралась на двигательный процесс, активность, с образным мышлением, подлинно развивающим смыслом, она стала носить образовательные цели и лишь частично воспитательные.

8. Дети в детском саду перегружены занятиями и для свободной, творческой, игровой деятельности у них нет времени, даже работая в гибком режиме. [7]

Применение технологий Базарного В. Ф. позволяет устранять многие причины.

Одна из технологий В. Ф. Базарного – построение занятий в режиме подвижных объектов и зрительных горизонтов. Отличительной особенностью методики является то, что дидактический материал размещается на максимально возможном удалении от детей и эффективность зрительного восприятия повышается в условиях пространственного обзора.

Сигнальные метки вносят огромное разнообразие в развивающую среду. То снежинки прилетели с прорезями, а в них задания, отгадки. То птицы перелётные прилетели весной, а под ними пропечатанная первая буква из её названия. []

Опыт показал, что на занятиях обучение грамоте,, сюжетно-ролевые игры эффективны в данном режиме, т. к. основную информацию дети получают через зрительный анализатор.

Самое главное здесь то, что в ответ на каждый вопрос дети совершают десятки поисковых движений глазами, головой, туловищем. Это повышает работоспособность детей и снижает утомляемость, а также гармоническое формирование функций зрительного восприятия и развития сенсорно-моторных функций.

Публикации по теме:

Конспект НОД по физической культуре с использованием здоровьесберегающих технологий в средней группе «Туристы» Цель: Формирование устойчивого интереса к занятиям физической культурой через нетрадиционные формы. Задачи: 1. Учить детей ходить по гимнастической.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Чудесный песок» Конспект НОД с использованием здоровье -сберегающих технологий в группе раннего возраста тема : "Чудесный песок" Цель. Развивать активность.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Смотри во все глаза!» Цель: дать представление о том, что глаза являются одним из основных органов чувств человека; познакомить детей со строением глаза; воспитывать.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий «Сохрани свое здоровье сам» Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Сохрани свое здоровье сам». Цель: Формировать у детей знания о здоровом.

Конспект НОД по музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий «В зимнем лесу» Конспект НОД по музыкальной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий Тема: «В зимнем лесу» Цель: развивать музыкальные.

Конспект занятия по обучению грамоте с использованием здоровьесберегающих технологий «Звуки [Т], [Т’]» Конспект занятия по грамоте в старшей группе с использование здоровьесберегающих технологий. Цель: Активизация мыслительной деятельности,.

Конспекты занятий кружка по обучению грамоте Тема №1: .Знакомство со звуком [а], буквами А, а. Цели: развивать слуховое внимание и память, совершенствовать мелкую моторику пальцев,.

НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в старшей группе «Царство здоровья» Конспект занятия в старшей группе с использованием здоровьесберегающих технологий. Тема: «Царство Здоровья». Подготовила: Мкртчян С. Ш. Цель:.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной группы «Первобытные люди» Конспект непосредственно-образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий с детьми подготовительной группе по.

Конспект НОД с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе «Весна на Кубани» Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром с использованием здоровьесберегающих технологий в подготовительной группе. Тема: «Весна.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа подготовки к обучению грамоте и конспекты НОД с использованием здоровьесберегающих технологий
Опубликовано: 10 января 2018 в 22:54
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД