Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

Юлия Тутова
Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»

“Без игры нет и не может быть полноценного

умственного развития. Игра – это огромное светлое

окно, через которое в духовный мир ребенка вливается

живительный поток представлений, понятий. Игра – это

искра, зажигающая огонек пытливости и

любознательности. ”

В. А. Сухомлинский.

В дошкольном возрасте игра имеет важнейшее значение в жизни маленького ребенка. Потребность в игре у детей сохраняется и занимает значительное место и впервые годы их обучения в школе. В играх нет реальной обусловленности обстоятельствами, пространством, временем. Дети - творцы настоящего и будущего. В этом заключается обаяние игры.

В каждую эпоху общественного развития дети живут тем, чем живет народ. Но окружающий мир воспринимается ребенком по-иному, чем взрослым. Ребенок -“Новичок”, все для него полно новизны.

В игре ребенок делает открытия того, что давно известно взрослому. Дети не ставят в игре каких-либо иных целей, чем играть.

“Игра, есть потребность растущего детского организма. В игре развиваются физические силы ребенка, тверже рука, гибче тело, вернее глаз,

развиваются сообразительность, находчивость, инициатива” – так писала

выдающийся советский педагог Н. К. Крупская.

Она так же указывала на возможность расширения впечатлений,

представлений в игре, вхождения детей в жизнь, о связи игр с

действительностью, с жизнью.

Для ребят дошкольного возраста игра имеет исключительное значение:

игра для них – учеба, игра для них – труд, игра для них - серьезная форма

воспитания. Игра для дошкольников – способ познания окружающего мира.

Потребность в игре и желание играть у школьников необходимо

использовать и направлять в целях решения определенных образовательных задач. Игра будет являться средством воспитания, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Руководя игрой, организуя жизнь детей в игре, воспитатель воздействует на все стороны развития личности ребенка: на чувства, на сознание, на волю и на поведение в целом.

В игре ребенок приобретает новые знания, умения, навыки. Игры,

способствующие развитию восприятия, внимания, памяти, мышления, развитию творческих способностей, направлены на умственное развитие дошкольника в целом.

Огромную роль в умственном воспитании и в развитии интеллекта

играет математика. В настоящее время, в эпоху компьютерной революции встречающаяся точка зрения, выражаемая словами: “Не каждый будет

математиком”, безнадежно устарела.

Сегодня, а тем более завтра математика будет необходима огромному

числу людей различных профессий. В математике заложены огромные возможности для развития мышления детей, в процессе их обучения с самого раннего возраста.

Дидактические игры очень важны для умственного воспитания маленьких детей. Во время игры у ребенка вырабатываются важные качества, необходимые для успешного умственного развития; исподволь" воспитывается способность сосредоточиться на том, что ему показывает и говорит взрослый. Опираясь на способность и склонность маленьких детей к подражанию, я побуждаю их воспроизводить показанные действия, сказанные слова. Развитие сосредоточенности и способности к подражанию — необходимое условие усвоения детьми сведений и умений. Это одна из важных задач, которая должна быть решена во время проведения дид. игр.

Привлекая внимание детей, возбуждая их интерес, я закладываю начало в

развитии такого важного качества, как любознательность. Получая пищу для

своего ума, дети охотно участвует в играх, ждут их, радуется им. На

занятиях ребенок, приученный слушать взрослого, смотреть на то, что ему

показывают, овладевает определенными знаниями. В процессе игры он многое узнает о разных предметах: об их свойствах, таких, как форма, цвет, величина, вес, качество материала и др. Развивается и совершенствуется его восприятие.

Таким образом, роль дидактических игр в умственном воспитании детей несомненна.

Передо мной на ближайшие 3 года стоит такая цель:

развитие интеллектуальных способностей детей дошкольного возраста.

И такие задачи:

Развивать у детей познавательный интерес, исследовательский подход к явлениям и объектам окружающей действительности;

Развивать креативность мышления;

Совершенствовать память, воображение, внимание, восприятие, логическое и творческое мышление.

Предполагаемый результат.

Развитие у детей:

Интереса к решению познавательных, творческих задач, к разнообразной интеллектуальной деятельности;

Образного и логического мышления, умения воспринимать и отображать, сравнивать, обобщать, классифицировать, видоизменять;

Произвольного внимания, умения использовать приемы мнемотехники;

Способности к установлению математических связей, закономерностей, порядка следования, взаимосвязи арифметических действий, знаков и символов, отношений между частями целого, чисел, измерения и т. д. ;

Стремление к творческому процессу познания и выполнению строгих действий по алгоритму, самовыражению в активной, интересной, содержательной деятельности.

Этапы реализации программы

Этапы реализации программы Сроки

I этап - аналитический 1.01.2010 г. -1.03.2010 г.

II этап - диагностический 2010-2013г.

III этап - организационный 2010 г.

IV этап - коррекционно-развивающий 2010-2013г.

V этап итоговый, диагностический 2013г.

I этап - аналитический

Цель: Провести анализ ситуации по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики.» Определить цели и задачи работы с детьми, педагогами и родителями.

№ Содержание работы

1 Изучение проблемы:

"Математика в детском саду", пособие для воспитателя детского сада, Л. С. Метлина М., 1984 г.

«Дидактические игры», пособие для воспитателя детского сада, Ф. Н. Блехер, М., 1948г.

«Дидактические игры-занятия в ДОУ». Б. Н. Панова. Воронеж. 2007.

«Веселая математика». М. А. Беженова. Донецк. «Сталкер». 2000.

«Математика от 3 до 7 З. А. Михайлова С. - П. «Акцидент» 1997г

Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду. ,М. ,Просвещение,1991.

Венгер Л. А. "Воспитание сенсорной культуры ребёнка",М. ,Просвещение,1988г

Смоленцева А. А. "Сюжетно-дидактические игры с матеметическим содержанием",М. ,Просвещение,1987г

Интернет ресурсы Изучение информационных ресурсов 2010

2 Разработка цели и задач по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики».

II этап - диагностический

Цель: изучить уровень развития по элементарным математическим представлением детей, наметить пути коррекционнои поддержки.

№ Содержание работы

1 Подбор комплекса диагностических методик по теме:

ориентировка в пространстве

логическое мышление

цифры и числа

геометрические фигуры

Нравственно - волевого качества. Индивидуально, подгруппой 2010г.

2 Проведение диагностических исследований 2010-2013г.

3 Анализ результатов диагностики 2013г.

Ill этап - организационный

Цель: разработать план коррекционно-развивающих и профилактических мероприятий с детьми.

Содержание работы

2 Разработка перспективного плана кружка «Игралочка»

(мл., ср., стар., подгот. группы)

1. Игры с цифрами и числами

Младшая группа:

методических

«Нанизывание бус.»

«Игра с утятами.»

Средняя группа:

«Кто знает, пусть дальше считает.»

«У кого больше пуговиц».

Старшая группа:

«Цифровое лото».

«Найди соседей».

2. Игры на логическое мышление

Младшая группа:

«Башня из кубиков».

«Цветные круги».

Средняя группа:

«Что изменилось».

«Узнай по описанию».

Старшая группа:

«Наоборот»

«Головоломка Пифагора»

3. Игры с геометрическими фигурами

Младшая группа:

«Большой, маленький»

«Угадай что у меня в руке»

Средняя группа:

«Найди свой значок»

«Поручения»

Старшая группа:

«Составь из частей целое»

«Головоломка»

4. Игры на ориентировки в пространстве

Младшая группа:

«Поезд»

«Найди предмет»

Средняя группа:

«Что изменилось»

«Найди свой значок»

Старшая группа:

«Наоборот»

«Дополни предложение»

5. Игры путешествие во времени

Средняя группа:

«Наш день»

«Времена года»

Старшая группа:

«Дополнить предложение»

«Который час»

3 Разработка плана

профилактической работы с родителями и педагогами

IV этап - коррекционный

Цель: внедрить в образовательный процесс дидактические игры.

№ п/п Содержание работы

1 Проведение открытых занятий с детьми:

Младшая группа:

«Путешествие на ферму».

«Найди свой домик».

Средняя группа:

План (карта путешествий)

«Волшебные ступеньки»

Старшая группа:

«Лесной переполох» или о том,

как плохо обижать маленьких лесных жителей

«Матрешки путешественницы»

Подготовительная группа:

Математический КВН

«Смех, да веселье»

2 Организация работы математического кружка «Игралочка»

3 Консультации для педагогов:

«"Методика организации и руководство дидактическими играми".

«Планирование дидактических игр в воспитательно-образовательном процессе».

«Роль дидактических игр в детском саду»

«Дидактические игры в процессе математического развития детей дошкольного возраста»

«Значение дидактических игр и занятий для воспитания детей раннего возраста»

Со всеми педагогами

4 Рекомендации воспитателям по формированию элементарных математических представлений у детей во всех возрастных группах.

5 Консультации для

родителей.

рародителей

V этап- итоговый, диагностический

Цель: обобщить опыт и результат работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики

п/п Содержание работы

1 Провести итоговую диагностику по изучению:

ориентировки в пространстве

логического мышления

цифры и числа

геометрических фигур

2 Обобщить опыт работы по теме «дидактические игры в обучении детей основам математики

Публикации по теме:

Дидактическая играДидактическая игра Присмотримся внимательно, какое место занимает игра в жизни ребенка, особенно в дошкольном возрасте. Для него игра - это самое серьезное.

Презентация игр по развитию высших психических функций для работы с детьми старшей группы Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Библиотека изображений:
  • Времена года и погода
  • Экология
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Программа развития «Дидактические игры в обучении детей основам математики»
Опубликовано: 31 августа 2013 в 19:23
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс открытки «Ангел» в технике айрис фолдинг с использованием атласных лент
Необычная техника аппликации, айрис фолдинг, впервые была изобретена в Нидерландах. Дословно переводится как «радужное складывание» ( «iris folding»....
Фотоотчет «Герб группы»
В нашем саду "Снежинка"проходил конкурс «Лучший герб группы», где мы заняли 2-е место. Создавался герб совместно с моей напарницей Никитенко Евгенией...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал...
Перспективное планирование по аппликации для второй младшей группы на первый квартал «Осень» Аппликация не зря стала одним из самых любимых видов...
Макет «Новогодний камин»
Здравствуйте, уважаемые коллеги! В этом году мы с ребятами нашей старшей группы поставили новогоднюю сказку "В гостях у Снежной королевы". Перед нами...
Фотоотчёт об ОД с детьми средней группы «Снегири и синички» с элементами...
Выйдя на прогулку с детками нам повезло понаблюдать за прилетевшими на наш участок снегирями и синичками, но они сидели высоко на дереве. Придя с...