МААМ-картинки

Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе

Наталья Калохина
Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе

Любите книгу, она облегчает вам жизнь,

дружески поможет разобраться в пёстрой

и бурной путанице мыслей, чувств, событий,

она научит вас уважать человека и самих

себя, она окрыляет ум и сердце чувством

любви к миру, к человечеству.

М. Горький

Чтение- это окошко, через которое дети видят и познают мир, и самих себя.

(В. Сухомлинский). Ситуация приобщения ребенка к книжной культуре в последние годы меняется не в лучшую сторону. Педагоги и родители отмечают, что дети стали меньше интересоваться книгами. Этому способствует ряд факторов :

Публикация «Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе» размещена в разделах

• Во-первых, в процессе социализации ребенка усиливается роль средств массовой информации. Развивается культура, которую называют по-разному: «визуальная видео культура», электронная культура». Меняется домашняя среда, в которой растет ребенок, добавляются компьютерная игротека. Посредством Интернета как дети, так и взрослые могут беспрепятственно и без особого труда получить любые данные по любой теме.

• Во-вторых, в СМИ много рекламы, формирующей у ребенка представление о псевдоценностях в жизни человека. Дети многое знают о бытовой электронике, автомобилях, сотовых телефонах. Они уверены, что все, что нужно человеку – телефон, самой последней модели. Нет ни одного рекламного ролика, призывающего взять КНИГУ, и узнать много интересного из нее.

• В-третьих, взрослые много времени проводят на работе, а именно родители являются для детей образцом для подражания и если родители не читают, нельзя ожидать этого от детей.

• И четвертая причина падения интереса к чтению кроется работе с художественной литературой в детском саду. Многие воспитатели ограничиваются чтением и пересказом художественной литературы.

Результат печален: интерес ребёнка к детской книге гаснет. И чем старше становятся дети, тем реже они берут в руки произведения известных писателей. А в школьном возрасте они делают это «потому что задали».

В результате дети лишаются целого мира художественной литературы с ее чувствами, переживаниями, обогащающей словарный запас, формирующей душевный мир, включающей ребёнка в культуру своего народа, где есть образцы и нормы знаний, поведения, мировоззренческих, этических и социальных оценок.

Цель программы – обогатить образовательный процесс в ДОУ системой игровых занимательных упражнений, направленных на приобщение детей к чтению художественной литературы, развитие интеллектуальных и речевых способностей детей.

Главными теоретическими идеями, положенными в содержание программы, являются взгляды Д. Родари, Л. Б. Фесюковой и авторов технологии ТРИЗ на работу с художественными произведениями. Авторы рекомендуют нетрадиционно, оригинально, непривычно, научить ребенка воспринимать содержание, творчески преобразовывать ход повествования, придумывать различные концовки, вводить непредвиденные ситуации, смешивать несколько сюжетов в один.

Нетрадиционный подход как раз и дает воспитателю, и ребенку возможность уяснить, что в сказке или в герое хорошо, а что плохо, создать ситуацию, где бы герой исправился, зло было бы наказано, но без жестокости и агрессии. Так как существует много сказок, которые в своем содержании несут негатив: Лиса съела Колобка, зарезали коровушку из сказки «Крошечка-Хаврошечка», сестры и мачеха плохо относилась к Золушке.

«Здоровая в своей основе, конструктивная идея: все можно улучшить, усовершенствовать, изменить для блага людей – должна стать творческим девизом для ребенка».

Работа над художественной литературой строится по схеме, и выглядит следующим образом:

• нравственный урок

• воспитание добрых чувств

речевая зарядка

развитие мышления и воображения

• сказка и математика

• сказка и экология

• сказка развивает руки

Нравственный урок.

Его можно выразить пословицей, поговоркой или другим кратким, но ёмким высказыванием. Эти специально подобранные пословицы и фразеологизмы, которые соотносятся с основным смыслом сказки, помогают детям уяснить идею сказки и переносный смысл форм малого фольклора. Например, нравственный урок сказки «Рукавичка» : «В тесноте, да не в обиде». Это один из вариантов, с которым можно согласиться. Но можно и ввести противоречие: да, не в обиде, но ведь в ущерб кому-то? Всё внимание взрослых и детей приковано к рукавичке и её обитателям. Но все забыли про деда, который зимой остался без неё. Значит, можно добавить к основному нравственному уроку ещё один: «Не теряй свои вещи». Можно рассмотреть случай с разных сторон: кому хорошо в этой ситуации, а кому плохо? А может и не так страшно это для деда? Баба свяжет ему новые рукавички, и он будет их беречь.

Воспитание добрых чувств.

Раздел вытекает из нравственного урока. Как и за что можно пожалеть дедушку? А обитателей рукавички? Что бы вы придумали, если бы оказались в этой сказке? Чем бы помогли героям?

Речевая зарядка.

Речевая зарядка может быть разная, это и заучивание скороговорок, артикуляционная гимнастика, придумывание нескольких однокоренных слов (лес - лесок, лесовичок); рифмование слов (кузнец - удалец, рифмованная цепочка, составление длинных, распространенных предложений в игре «От каждого - по словечку» - «Колобок» - «Колобок катится» - «Колобок катится по дорожке» - «Колобок катится по зеленой дорожке».

Развитие мышления и воображения.

Развитию мышления и воображения детей способствуют методы и приемы ТРИЗ-технологии. Методы: метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод обоснования новых идей «Золотая рыбка», метод аналогий, типовые приёмы фантазирования (ТПФ).

Приемы: постановка проблемного вопроса, игры «Хорошо – плохо», «Вред – польза».

Пример 1. Метод аналогий.

Он помогает формировать ассоциативное мышление.

После чтения сказки «Золушка» дети при вашем участии называют таких же добрых, трудолюбивых, красивых героинь из других сказок. Это может быть и Дюймовочка, и Крошечка-Хаврошечка, и сестрица Аленушка и т. д.

Пример 2. «Постановка проблемного вопроса».

Детям традиционно задается масса вопросов по тексту сказок. Они нередко сформулированы на уровне констатации (Куда пошла Красная Шапочка? Чем закончилась сказка «Морозко»). Но куда полезнее вопросы поискового характера (почему, зачем, каким образом, а если бы, всегда ли).

К примеру: - А если бы людоед не превратился в мышку, как бы Кот в сапогах оказался победителем? - дети начинают искать свои варианты, то есть решать поставленную проблему.

Кроме методов и приемов ТРИЗ - технологии для развития мышления и воображения детей можно успешно использовать и другие задания.

1. Придумывание паролей.

Для чего это нужно? В сказках нередко присутствует элемент похищения, да и в жизни, к сожалению, эта проблема существует. Раз проблема существует, ее надо решать. Поэтому нужно приобщать детей к придумыванию паролей, которые воспрепятствовали бы всяческим похищениям. Вначале они придумывают пароли петушку и другим героям сказки, которые в этом так нуждаются, а потом можно в игровой форме использовать такой пароль в житейской практике любой семьи.

2. «Волшебная палочка». Вначале мы, взрослые, оперируем ею в различных ситуациях (помогаем Колобку стать невидимкой или, наоборот, великаном и т. д.). А затем, обученный владению «волшебной палочкой», дошкольник сам начинает действовать, вызволяя таким образом героев из беды. Возникает так называемая обратная связь: ребенок сам активно творит добро, фантазирует, развивает собственное воображение.

3. Объединение двух коротких рассказов или сказок в одну с новым сюжетом (нужно логично вплести новых героев в сюжет первого рассказа и придумать новое содержание). В данном случае активную роль играют и речь, и воображение ребенка. В этой работе, несомненно, руководителями и организаторами являются взрослые.

4. Метод шифров.

Шифровать название сказок, имена их героев или отдельные слова из произведений - значит развивать смекалку, сообразительность, юмор. А это спутники мышления и воображения. Шифровать можно по-разному: - перевернуть слово слева направо («Путаница» -«Ацинатуп»); - изобразить вверх ногами всего две буквы («Путаница» - «цутаница»); - зашифровать слово или фразу с помощью флажковой грамоты; - зашифровать краткий текст сказки с помощью азбуки Морзе и т. д.

Сказка и математика.

Нужно задавать математические вопросы - «Чем похожи, чем отличаются». Также полезно учить с помощью геометрических фигур шифровать, моделировать знакомые сказки, то есть прятать героев в фигурки, которые легко можно угадать по форме и величине. К примеру, модель, состоящая из одного большого и семи маленьких треугольников, напоминает сказку «Волк и семеро козлят», а два заштрихованных кружка - сказку «Два жадных медвежонка».

Значительное место в этой рубрике отводится преобразовательной работе: на основе сказки придумывается задачка или считалка, или задачка с числами, или рифмованная строчка о цифре.

Также важно развивать у дошкольников способность воспринимать время, чувствовать вес, тактильно запоминать и т. д. (Сколько весит булава? За какое время пробежит лиса 10 метров? 12 суток летела булава- это сколько дней? Сколько иголок у ежика? - как можно ответить на эти вопросы)

Сказка и экология.

Говоря о природе, важно не упустить объяснение эволюции, динамики развития предмета или явления. Возьмем, к примеру, семя яблока и вместе с ребенком проследим его динамику: семя - дерево - цветущее дерево - плоды - варенье и т. д. Не менее важно изучить путь от конечного результата к началу (то есть от варенья в данном случае до семени). Все вокруг нас приспосабливается : заяц к зиме меняет цвет, лисий хвост помогает заметать следы, длинная шея жирафа помогает ему кормиться и т. д. Это понимание взаимозависимостей желательно перенести в сказки, помогая любимым героям в их бедах (колобку лучше поменять цвет на зеленый, тогда он не будет виден на траве).

Более осознанному пониманию детьми природы, природных явлений и природоохранной деятельности помогает игра «А если бы», которая ставит ребенка в позицию исследователя: если бы не наступила весна? А если бы пропал ветер? А если бы погасло солнце? и т. д. Понятно, что такие сложные, проблемные вопросы решаются сообща со взрослыми.

Природа, как все вокруг нас и в нас самих, противоречива. Вот и приходится нередко ¦ использовать уже знакомую игру «Хорошо - плохо» (аналогия «Вред - польза»). Так, болото- это плохо: можно увязнуть, много комаров, пахнет нехорошо, на вид некрасивое. Но ведь болото- это и хорошо: из него добывают торф, болото питает близлежащие речки, лягушкам хорошо живется в нем и т. д. Вот так, с помощью игр в ходе сказки мы знакомим ’детей с природой во всем ее многообразии.

Сказка развивает руки.

Детям предлагается что-то сделать: вырезать, склеить, изобразить сказку схематично или методом пиктографии, показать эпизод текста с помощью мимики и жестов. Приемы, наиболее часто повторяемые:

- объемная аппликация - мнется аппликационная бумага, немного распрямляется, из нее вырезается контур предмета, слегка наклеивается, затем, в случае необходимости, дорисовывается;

- пальцевая живопись - рисунок выполняется с помощью красок пальцами или кулачками; - рисование на мокрой бумаге - смачивается кусок ваты или поролона, затем с их помощью влага ровно наносится на бумагу. Рисуется предмет густой краской;

- волшебный рисунок - вначале рисунок наносится контурно, с помощью восковой свечи, а затем сверху покрывается краской: контуры как бы проявляются;

- монотопия - рисунок наносится кистью и краской на целлофан, затем целлофан переворачивается и прижимается к бумаге;

- «живая» капля - большая капля краски вместе с бумагой наклоняется в различные стороны. Полученный рисунок по необходимости обводится или дорисовывается;

- коллаж - в рисунке используется сразу несколько вышеперечисленных методов плюс открытки, ткани, природные материалы.

Пример работы по данной методике на основе содержания сказки «Колобок».

№ Раздел работы Примерное содержание работы по сказке

1. Нравственный урок Хвастовство да непослушание не доведут до добра.

Меньше хвались, за родню крепче держись.

2. Воспитание добрых чувств Как вы думаете, расстроились ли дед с бабкой, когда обнаружили исчезновение Колобка? Почему? Как их можно успокоить? За что можно похвалить Колобка, а за, что поругать?

3. Сказка и математика Сосчитать героев сказки. Выложить панно из геометрических фигур (каждая фигура цветом ассоциируется с героем сказки). Понятия (круг-шар, широкий-узкий, высокий-низкий, лево-право). Счёт до 4.

4. Речевая зарядка Спеть песенку Колобка разными голосами и с разной громкостью.

5. Сказка и экология Выяснить из чего делается Колобок?

Экспериментирование (замесить тесто из муки и воды, исследование его свойств).Чем полезен хлеб? Где и как выращивают пшеницу, из которой делают муку.

6. Физкультминутка Игра с мячом «Поймай Колобка». Изобразить, как двигаются звери, как катится Колобок.

7. Сказка развивает руки На отдельном листе игровое графическое задание «Помоги Колобку вернуться домой». Мимо нарисованных фигурок зверей пунктирная кривая линия-тропинка, которую надо обвести ровно, не нарушая изгибов. Слепить Колобка из пластилина.

8. Развитие мышления и воображения Придумать песенки для каждого героя.

Игры для развития мышления «Чья тень?», «Лабиринты».

Основными принципами построения программы являются :

Принцип дифференциации – разделение планирования деятельности по работе с содержанием книг по возрастам, для каждой возрастной группы отдельно;

Принцип комплексности - объединение в содержании каждого занятия различных видов речевой, мыслительной и продуктивной деятельности в единый комплекс, направленный на решение строго определённого круга программных задач. Кроме того, содержание деятельности связано с такими разделами программы, как развитие элементарных математических представлений, развитие речи, экология, социально-нравственное развитие, мир природы, ИЗО-деятельность.

Принцип позитивной эмоциогенности – организация взаимодействия с детьми, сопровождающаяся получением удовольствия каждым ребёнком, как результата активного, занимательного, игрового взаимодействия взрослого с ребёнком.

Основными задачами программы являются :

1. Воспитание у детей дошкольного возраста позиции активного читателя, интереса и уважения к книге, как источнику культуры и информации.

2. Поддержание и развитие детской эмоциональности.

3. Активизация речевого и мыслительного творчества детей.

4. Развитие памяти, внимания, основных познавательных и речевых умений дошкольников.

Срок реализации данной учебной программы – 3 года.

Содержание рассчитано на детей от 4-х до 7-ми лет. Ежемесячно проводится углублённая работа по содержанию четырёх литературных произведений. В январе два произведения в связи со спецификой работы и наличием каникулярного времени. В течении учебного года по данной методике отрабатывается 38 произведений. В зависимости от уровня развития и подготовленности дошкольников, а также в зависимости от сложности и объёма произведения каждое из них может рассматриваться, как на одном, так и на 2-3 занятиях.

Публикации по теме:

«Роль взрослого человека в процессе приобщения детей социальной действительности» Все мы, хотим видеть наших детей в будущем счастливыми, удачливыми, умными, добрыми и т. п. Как же сделать так, чтобы действительно маленький.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возрастаТехнология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста Технология направлена на развитие устойчивости, осознанности и активности интереса к художественной литературе у старших дошкольников.

Игры и задания для развития интеллектуальных способностей Игры и задания для развития интеллектуальных способностей 1. Знакомство со свойствами предметов: А) Загадки (можно выбрать определенную.

Инновационный педагогический опыт «Развитие интеллектуальных способностей детей средствами игровых технологий» Инновационный педагогический опыт воспитателя МБДОУ «Детский сад «Алёнушка» Ромодановского муниципального района Республики Мордовия Коноваловой.

Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии»Консультация для воспитателей «Развитие интеллектуальных способностей у детей с применением метода кинезиологии» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный» М. Монтень. В современном мире информация быстро устаревает, и этот.

Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения дошкольников к художественной литературе Проект «Современные формы работы с семьей по вопросам развития речи и приобщения детей дошкольного возраста к художественной литературе».

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2.Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста — часть 2. (Продолжение -2 часть) Целевой модуль. Содержание: Цель – развитие интереса к художественной литературе у старших дошкольников. Задачи:.

Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3Технология развития интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста. Часть 3 Этапы реализации технологии. Технология включает 3 этапа, которые реализуются последовательно. Первый этап технологии (блоки 1, 2 и 3).

Тренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенкаТренажер из крышек «Цветная дорожка» для развития сенсорных способностей у детей в условиях специализированного Дома ребенка Развивающий тренажер «Цветная дорожка» Тренажер состоит из множества цветных крышечек, в монтированных в панель. В зависимости от цели.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа развития речевых и интеллектуальных способностей детей в процессе приобщения ребенка к художественной литературе
Опубликовано: 28 августа 2023 в 16:18
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 мая Международный день семьи. 2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин объявил 2024 год - годом семьи в России.

13 мая. Всемирный день одуванчика. Передвижка «Одуванчик»

13 мая отмечает свой праздник один из ярких весенних символов – одуванчик. Эти цветы радуют нас в мае своим жизнерадостным видом, прогоняя все воспоминания о холодной и долгой зиме.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД