Папки-передвижки

Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Татьяна Красникова
Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Программа по самообразованию на тему

«Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»

Тема: Поисково-исследовательская деятельность детей дошкольного возраста

Актуальность темы:

Малыш – природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ребёнку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний.

Публикация «Программа самообразования педагога „Поисково-исследовательская деятельность дошкольников“» размещена в разделах

«Чем больше ребёнок видел, слышал и переживал, тем больше он знает, и усвоил, тем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность»,- писал классик отечественной психологической науки Лев Семёнович Выгодский.

В соответствии с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 23 ноября 2009 г. №655 «Об утверждении и введении в действие Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования». Приказ - 3.3.6. Содержание образовательной области «Познание» направлено на достижение целей развития у детей познавательных интересов, интеллектуального развития детей через решение задач: развитие познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности; формирование целостной картины мира, расширение кругозора детей.

Развитие познавательных интересов дошкольников является одной из актуальных проблем педагогики, призванной воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Именно экспериментирование является ведущим видом деятельности у маленьких детей : «Фундаментальный факт заключается в том, что деятельность экспериментирования пронизывает все сферы детской жизни, все детские деятельности, в том числе и игровую».

Развитие познавательной активности у детей дошкольного возраста особенно актуальна на современном этапе, так как она развивает детскую любознательность, пытливость ума и формирует на их основе устойчивые познавательные интересы через исследовательскую деятельность.

Для дошкольника характерен повышенный интерес ко всему, что происходит вокруг. Ежедневно дети познают все новые и новые предметы, стремятся узнать не только их названия, но и черты сходства, задумываются над простейшими причинами наблюдаемых явлений. Поддерживая детский интерес, нужно вести их от знакомства с природой к ее пониманию.

Цель: Расширение знаний детей об окружающем мире в процессе поисково-исследовательской деятельности.

Задачи:

• Создание условий для исследовательской активности детей;

• Организация индивидуальной деятельности по осмыслению и проработке заданного материала;

• Изучение методик, технологий по поисково-исследовательской деятельности.

Список литературы

1. Федеральные государственные требования к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования Приказ от 23 ноября 2009 г. N 655.

2. Виноградова Н. Ф. «Рассказы-загадки о природе», «Вентана-Граф», 2007 г.

3. Дошкольное воспитание №2, 2000 г.

4. Дыбина О. В. и др. Ребенок в мире поиска : Программа по организации поисковой деятельности детей дошкольного возраста. М. : Сфера 2005 г.

5. Дыбина О. В. Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. М., 2005.

6. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду. М. : Сфера, 2004

7. Рыжова Н. Игры с водой и песком. // Обруч, 1997. - №2

8. Смирнов Ю. И. Воздух: Книжка для талантливых детей и заботливых родителей. СПб., 1998.

9. Экспериментальная деятельность детей 4-6 лет : из опыта работы/авт. -сост. Л. Н. Мегнщикова. – Волгоград: Учитель, 2009. – 130с.

По данной теме с 2010 года мной пройдены следующие этапы самообразования :

Срок Тема Содержание работы Практический выход

Сентябрь

2010 г. Подбор и изучение литературы по теме; Памятки для родителей «Я познаю мир»

Октябрь

2010 г. Использование методики «Выбор деятельности» Л. Н. Прохоровой, направленная на изучение мотивации детского экспериментирования. Изучение места детского экспериментирования в предпочтениях детей; Консультация для педагогов ДОУ «Значение поисково-иследовательской деятельности в развитие ребенка».

Ноябрь-декабрь

2010 г. Создание предметно-развивающей среды Изучение условий организации экспериментальной деятельности детей в группе, создание мини лабораторий с объектами неживой природы;

Консультация для родителей на тему:

«Создание условий для проведения поисково-иследовательской деятельности

Январь

2011 г. 7 вопросов по изучению условий и формы организации детского экспериментирования Исследование педагогической компетентности родителей и воспитателей в области развития детского экспериментирования. Анкетирование родителей и воспитателей.

Февраль

2011 г. «Приборы-помощники» Приобретение навыков работы с исследовательскими приборами (лупы, микроскоп) Тематическое занятие «Волшебное стеклышко»

Март

2011 г. Инновационные технологии-ТРИЗ Использование элементов ТРИЗ при проведении опытов Тематическое занятие «Какая бывает вода» (жидкое, твердое, газообразное состояние)

Апрель

2011 г. Мнемотехника, мнемотаблица, коллаж Описание приемов и методов,их использование на занятиях Создание схем, таблиц по блокам познавательно-исследовательской деятельности

Май

2011 г. «Что? Зачем? Почему?» Изучение метода итогового проблемного обучения Создание разнообразных проблемных ситуаций и пути их решения.

Сентябрь 2011 г. Изучение методики Л. А, Венгера Роль метода наглядного моделирования в развитии умственных способностей ребенка Модели, схемы, их использование в процессе экспериментирования

Октябрь-ноябрь 2011 г. «Круглый стол» Обобщение опыта по инновационным технологиям в образовательном процессе Консультация для педагогов на тему «Использование изученных инновационных технологий в образовательных областях»

Декабрь 2011 г. «Шаг за шагом» Создание «копилки опытов и экспериментов» Проведение опытов на занятиях и в свободное время

Январь

2012 г. «Хочу все знать» Поиск интересной информации о явлениях природы

Папка-передвижка для родителей и детей

Февраль

2012 г. Интернет-обмен передового опыта Обмен опытом на сайтах «Самообразование в поисково-исследовательской деятельности»

Консультация для воспитателей по обмену опытом

Март

2012 г. Медиатека по поисково-исследовательской деятельности в образовательном пространстве Подбор DVD дисков по изучаемым темам Использование DVD дисков в работе на занятиях и вне их

Апрель 2012 г. Исследовательская работа педагога, как условие совершенствования профессиональной деятельности Умение выделять главные ключевые понятия в информационном материале, формулирование тем, целей и задач Разработка рекомендаций для воспитателей ДОУ

Май

2012 г. Посещение курсов повышения квалификации.

Сентябрь

2012 г. Деловая игра «Аукцион идей» Расширение представлений педагогов о возможных формах, методах работы с дошкольниками по познавательной деятельности Беседа, рассуждение, умозаключение

Октябрь-декабрь

2012 г. Педсовет «Развитие поисково-познавательной деятельности ребенка» Подборка материалов Доклад на педагогическом совете «Выявление познавательных интересов у детей дошкольного возраста»;

Январь -февраль

2013 г. «Проект как метод обучения» Изучение структуры создания проекта Проведение семинара «Обобщение материалов экспериментальной работы по разработке проектного метода обучения»;

Март-май

2013 г. Самоанализ по изучаемым темам Оценка знаний по изучаемым темам Прогноз на будущее

Публикации по теме:

План профессионального самообразования педагога План профессионального самообразования педагога 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида № 130. Воспитатель: Меркушова.

План профессионального самообразования «Развитие навыков поисково-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста» План профессионального самообразования педагога 2015-2016г. Воспитатель: Гудкова С. А. Тема: «Развитие навыков поисково-исследовательской.

План профессионального самообразования педагога План профессионального самообразования педагога 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатели: Хлыстова.

План профессионального самообразования педагога по теме «Этикет для малышей» 2015-2016 учебный год МБДОУ «Детский сад общеразвивающего вида №130» Воспитатель : Бердникова Юлия Владимировна Тема: Образовательная область.

План самообразования «Использование нетрадиционных здоровьесберегающих технологий в физическом развитии и оздоровлении» План самообразования педагога ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИХ ТЕХНОЛОГИЙ В ФИЗИЧЕСКОМ РАЗВИТИИ И ОЗДОРОВЛЕНИИ ДОШКОЛЬНИКОВ.

Повышение профессионального мастерства педагога посредством самообразования Мне хотелось бы начать со слов президента Российской Федерации В. В. Путина «Залогом профессионального успеха уже не могут служить полученные.

Программа самообразования I этап. Самосознание Работа педагога начинается с анализа своей деятельности, с самоизучения, осознания своих успехов и неудач, с недовольства.

Программа самообразования Методическая тема самообразования : «Формирование сенсорных представлений у детей раннего возраста посредствам дидактических игр и упражнений.

Программа самообразования воспитателя Чтобы выполнить большой и важный труд, необходимы две вещи: ясный план и ограниченное время». Элберт Хаббард План самообразования воспитателя.

Роль накопительного портфолио педагога дошкольного образования в повышении качества самообразования В настоящее время в условиях реализации ФГОС дошкольного образования высокие требования предъявляются к качеству самообразования и фиксации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Программа самообразования педагога «Поисково-исследовательская деятельность дошкольников»
Опубликовано: 7 февраля 2016 в 12:30
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД