Получи документы

«Семейный очаг». Городская программа оказания социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ 7–18 лет

Райля Дерюгина
«Семейный очаг». Городская программа оказания социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ 7–18 лет

ПРОГРАММА КЛУБА «СЕМЕЙНЫЙ ОЧАГ»

С ДЕТЬМИ 7-18 ЛЕТ И ИХ РОДИТЕЛЕЙ В Г. ОКТЯБРЬСКИЙ

Автор-составитель:

специалист по социальной работе

Дерюгина Р. Ф.

Руководитель:

Камалова А. Г.

зав. отделением

социальной помощи семье и детям

ОКТЯБРЬСКИЙ

2018 ГОД

1. Паспорт программы

Наименование программы «Семейный очаг»

Автор программы Дерюгина Р. Ф. специалист по социальной работе

Публикация «„Семейный очаг“, Городская программа оказания социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ 7–18 лет» размещена в разделах

Территориальная реализации программы г. Октябрьский РБ

Учреждение реализующее программу ГБУ РБ Западный межрегиональный центр «Семья»

Руководитель программы Камалова А. Г. заведующий отделения ГБУ РБ Западный МЦ «Семья» в г. Октябрьский

Актуальность проблемы Одной из актуальных задач современного российского общества является оказание социальной и педагогической помощи семьям, имеющих детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ). При неуклонном росте числа таких детей, необходимо внимание к каждому из них. Это требует от педагогической общественности развития взаимоотношений образовательной системы и семьи.

Появление в семье ребенка с отклонениями в развитии вносит коррективы в привычный быт семьи. Правильная оценка родителями семейной ситуации, адекватное воспитание ребенка, регулярное консультирование со специалистами помогают установлению оптимального климата в семье. Ребенок с особыми нуждами способен под влиянием воспитания успешно развиваться в психическом и личностном отношениях.

Взаимодействие родителей с ребенком происходит в быту, в процессе передачи знаний, опыта в ходе игровой деятельности, на коррекционных и развивающих занятиях. Освоение детьми с ограниченными возможностями социального опыта, включение их в существующую систему общественных отношений требует от родителей определенных знаний, дополнительных мер, средств и усилий. Одной из составляющих реабилитации является ранняя педагогическая помощь ребенку.

Дети с ограниченными возможностями здоровья могут реализовать свой потенциал лишь при условии вовремя начатого и адекватно организованного обучения и воспитания - удовлетворения как общих с нормально развивающимися детьми, так и их особых образовательных потребностей, заданных характером нарушения их развития.

Адаптация детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них психологически комфортной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с здоровыми детьми возможности для получения образования в пределах образовательных стандартов, лечение и оздоровление, воспитание; для их самореализации и социализации через включение в разные виды социально значимой и творческой деятельности.

Специалисты центра «Семья» предлагают для семей с ограниченными возможностями здоровья развивать в детях свои способности, реализовывать свои интересы, желания. Тогда в развитии они не будут чувствовать себя ущемленными, обиженными, обделенными. Каждый ребенок – это личность. Главный девиз педагогов – это личность, которую надо уважать и создать условия для ее развития. Каждый успех ребенка должен вызывать восторг у родителей и самих ребят.

Коррекционная работа дает положительный результат, когда специалисты и родители действуют согласованно, и только комплексное воздействие способно привести к эффективным результатам. Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние.

Наиболее важной составляющей частью коррекционной работы является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его кругозора

Целевая группа Дети в возрасте 7-18 лет

Цель программы Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.

Задачи программы 1. Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития.

2. Познакомить родителей с эффективными методами детско- родительских взаимодействий, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка.

3. Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения.

4. Формировать включение детей в социум.

Ожидаемые результаты 1. Желание и положительный настрой у родителей к процессу развития детей, умение видеть достижения каждого ребенка.

2. В результате реализации программы родители самостоятельно прогнозируют результат психолого-педагогического влияния на своего ребенка, умеют принимать самостоятельные решения.

3. Увеличение числа семей с детьми с ограниченными возможностями здоровья, позитивной мотивацией совместного взаимодействия.

Целевые индикаторы Значение индикатора (показателя)

Посещение детьми и родителей занятий, мероприятий с положительным мотивационным и психолого-педагогическим настроем на эффективный результат взаимодействий в социуме.

Этапы и сроки реализации Организационный 2 недели, практический – долгосрочный, бессрочный, итоговый в конце каждого отчетного периода.

Формы и методы работы Организационные;

Наглядные (показ педагога, пример, наблюдение, рассматривание);

Словесные (убеждение, поощрение, беседа, объяснение, художественное слово);

Практические (разъяснение, повторение, показ действий, самостоятельное выполнение).

Мотивационные (убеждение, поощрение, похвала).

Групповые: консультации, круглые столы, совместные выезды.

Индивидуальные: беседы, консультации, игры, театральная деятельность.

Ресурсы Кадровые, материально-технические, нормативно правовые документы, методические пособия при разработке программы, наглядный и раздаточный материал подготовленный для деятельности в рамках программных мероприятий

Направления и их содержание Для достижения поставленной цели данная программа направлена на профилактику социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

1. Развитие комплекса предоставляемых реабилитационных услуг детям с ограниченными возможностями здоровья и их родителям.

2 Развитие у детей с ограниченными возможностями

здоровья и взаимодействие с обычными здоровыми детьми.

3 Развитие у детей восприятия, памяти, внимания, мелкой моторики в процессе совместной деятельности с родителями.

4 Расширение у детей с ограниченными возможностями здоровья опыта ориентировки в окружающем бытовом пространстве, обогащая его разнообразными сенсорными впечатлениями.

5 Развитие у детей с ограниченными возможностями здоровья умения взаимодействовать со здоровыми сверстниками.

Мероприятия программы Программа по профилактике социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья с участием родителей и здоровых детей проводится с планом мероприятий.

2. Пояснительная записка

2.1. Обоснование актуальности

ОВЗ “ ограничение возможности здоровья ” - человек неспособный выполнять определенные обязанности или функции по причине особого физического или психического состояния или немощности. Такое состояние может быть временным или хроническим, общим или частичным.

Дети с ограниченными возможностями здоровья составляют особую социальную группу населения, неоднородную по своему составу и дифференцированную по возрасту, полу и социальному статусу, занимающую значительное место в социально-демографической структуре общества. Особенность этой группы выражается в неспособности самостоятельно реализовать свои конституционные права на охрану здоровья, реабилитацию, труд и независимую жизнь. Несмотря на гарантированные Конституцией равные права всем детям России, возможности реализации этих прав у детей с ограниченными возможностями здоровья различны и зависят от социального статуса родителей. Не секрет, что именно в детстве происходит созревание человека, способного гармонично и эффективно адаптироваться к меняющейся социальной среде и выделить свое Я среди других людей.

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях, финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включение их в общество.

Именно поэтому сопровождение детей с ограниченными возможностями здоровья может обеспечить оптимальное развитие, успешную интеграцию его в социум. То есть то, что мы называем социализацией, включающей в себя комплекс разнообразных методов, о которых мы рассмотрим.

При первичной социализация главную роль играет семья, откуда ребёнок и черпает представления об обществе, о его ценностях и нормах.

Вторичная социализация происходит в школе, где детям приходится действовать в соответствии с новыми правилами и в новой обстановке, приобщаясь уже не к малой группе, а к средней.

Высшим уровнем социализации личности является её самоутверждение, реализация её социального потенциала.

Дети в процессе социализации проходят следующие стадии:

1)имитация - в процессе которой копируют поведение взрослых;

2) игра – в процессе которой исполняют простейшие роли со значением;

3) групповые игры – где роль рассматривается как ожидаемое от нее поведение.

Таким образом, образовательное пространство при социализации составляют :

1. дети

2. родители

3. специалисты (психолог, логопед, дефектолог, социальный работник).

Если не будет тесного взаимодействия всех участников, положительных результатов не будет!

Бесспорно, положительным является тот факт, что в России создается и функционирует сеть реабилитационных учреждений для детей с ограниченными возможностями здоровья, школ-интернатов, специализированных коррекционных школ, центров социальной помощи (как наша, спортивно-адаптивных школ и т. д., что вносит свой посильный вклад в решение основной проблемы социализации - преодоление отклонений от нормального становления личности, через реализацию основных задач, тесно взаимосвязанных меж собой:

пробуждение социальной активности;

воспитание чувства собственного достоинства;

формирование стремления к активному участию в преобразованиях, направленных на улучшение жизни общества;

формирование навыков правильного поведения;

развитие творческих способностей.

Решение этих задач - не просто сложный процесс и вот почему.

С одной стороны, общество заинтересовано, чтобы каждый ребенок смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом.

С другой стороны, на формирование личности ребенка большое влияние оказывают разнообразные стихийные процессы, происходящие в окружающей жизни.

С вышеперечисленными задачами социализации связаны три главные проблемы в обучении и воспитании ребенка:

развитие его личности и межличностного общения;

подготовку к самостоятельной жизни;

расширению кругозора и творческих способностей.

Отсюда возникает вопрос «С чего начать?». Одна из главных задач, стоящих перед Западным межрайонным Центром «Семья» - создание пространства для реализации права детей с ограниченными возможностями здоровья на творческое развитие, следствием которых является их успешная интеграция и социализация в современное общество.

Вся работа начинается с проведения социально-психологического мониторинга, в основе которого:

1. Организация работы со всеми участниками взаимодействия: с ребенком, его семьей, ближайшим окружением.

2. Взаимопомощь – приобщение к работе добровольных помощников из числа самих обучающихся и добровольная взаимная поддержка.

Необходимо снять страх ребенка перед недоступной средой, раскрепощая его и высвобождая его духовные и физические силы, направляя их на развитие и проявление способностей и талантов.

Вот один из ключей к успеху, где у детей формируется позитивная здоровая Я-концепция. В Западном межрайонном Центре «Семья» функционирует кружок творческой деятельности «Дизайн студия» для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья. Мониторинг качества предоставляемых услуг в части внеурочной деятельности, проведённый среди родительской общественности, позволил определить приоритетные направления, предусматривающие развитие у детей изобразительных, художественно-конструкторских способностей, нестандартного мышления, творческой индивидуальности. Это вооружает детей способностью не только чувствовать гармонию, но и создавать ее в любой жизненной ситуации, в любой деятельности, в отношениях с людьми, с окружающим миром. Знания и умения, реализуют на конкурсах детского творчества. Занятия в кружках способствуют выявлению и раскрытию творческого потенциала детей, познанию их собственного “Я”, дают им возможность реализовать свои способности и таланты, позитивно заполнять свободное время, более уверенно чувствовать себя среди сверстников, а, значит, способствуют их более успешной социализации.

Творческие способности ребенка подчас трудно разглядеть невооруженным глазом. На занятиях используется технологии продуктивного и личностно-ориентированного обучения. Групповые и парные формы работы, применяемые на занятиях, развивают коммуникативные навыки, культуру общения, что, несомненно, способствует личностному росту и развитию - неотъемлемых составляющих социальной адаптации детей.

Также нужно отметить, что познавательная активность ребенка зависит от уровня активности, а у детей с ограниченными возможностями здоровья собственная активность снижена. Им необходимы танцы, зарядка, разнообразные виды физических нагрузок, поднимающие общий уровень активности, ребенка, положительно влияющие на тонус организма, стимулируют творческую активность. Спортивно-оздоровительная работа в Западном межрайонном Центре «Семья включает в себя проведение выездные мероприятия здоровья «Веселые старты» направленные на привитие детям культуры здорового образа жизни. Они так же важны в социализации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Особое место занимает мероприятия проводимые совместно со здоровыми детьми.

С этой целью активно внедряются выход в социум : «посещение музея»; игровые тренинги; постановки спектаклей, Концерты для родителей; арт-терапия; празднование «День именинника»; игры и этюды на выражение основных эмоций и на выразительность мимики, пантомимики, речи и др.

Широко используется игровая терапия, которая выполняет три функции: терапевтическую и обучающую.

Терапевтические игры ставят своей целью устранение препятствий в межличностных отношениях, а обучающие – достижение более адекватной адаптации детей. В играх подбираются специфические ситуации, которые хорошо понятны ребенку и актуальны для него. В процессе игры происходит обучение детей адекватному взаимодействию с окружающими детьми и взрослыми.

Включение в работу театрализованной деятельности позволяет решить многие проблемы, связанные с робостью, трудностями общения, неуверенностью в себе.

Театрализованные игры и упражнения обогащают ребенка знаниями, правилами поведения, стимулируют формирование потребностей во взаимодействии с окружающими людьми.

Безусловно, не все дети с проблемами в развитии могут успешно интегрироваться в социум, поэтому мы считаем главной задачей для себя - работать в содружестве с общественными организациями, организовывать встречи с интересными людьми, проводить экскурсии

Важным для учреждения является положительный психолого – эмоциональный климат в процессе социализации. Мероприятия должны проводятся грамотно и профессионально, с использованием проблемных ситуаций, игровой деятельности, чтобы каждое мероприятие был для детей маленьким островком радости. Главное - радоваться успеху вместе с ребенком. Это мощнейший стимул для его жизненного успеха. Особые дети очень тонко чувствуют оценку собственного труда со стороны окружающих.

Необходимо признание роли семьи. Что получает ребёнок в семье?

социальные нормы,

стиль жизни,

знакомится с трудовыми навыками, учится уважать труд родителей,

познает, что такое добро, зло, любовь, дружба, верность,

семья выполняет образовательную функцию, связанную с образованием детей и продолжением образования родителей.

Поскольку мы заговорили о значимости семьи в процессе социализации, остановимся на формах работы с родителями, включающими как коллективные, так и индивидуальные мероприятия:

коллективные формы взаимодействия с родителями. Задачи: знакомство с участниками мероприятия, передача положительного опыта.

групповые родительские собрания. Задачи: обсуждение с родителями задач, содержания и формы работы; сообщения о формах и содержании работы с детьми в семье; решение текущих организационных вопросов.

Встречи в клубе.

Формы проведения: консультации; тренинги; круглые столы.

Задачи: знакомство и обучение родителей приемам оказания психолого – педагогической помощи детям, друг – другу.

Проведение детских праздников. Задачи: поддержание благоприятного психологического микроклимата в коллективе, привлечение в этот процесс семьи.

Индивидуальные формы работы с семьей. Беседы и консультации специалистов. Задачи: оказание индивидуальной помощи родителям по вопросам воспитания; оказание индивидуальной методической помощи родителям.

В заключении отметим, что проблема социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья напрямую зависит от целенаправленной поддержки специалистами детей родителями, раскрытия их потенциала в различных формах жизнедеятельности. Если в результате социализации у детей будут сформированы навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, значит, мы достигли главной цели: адаптации их к жизни в обществе, в быстро изменяющемся и нестабильном мире.

Чем раньше дети с ограниченными возможностями здоровья интегрируются в общество здоровых сверстников, тем терпимее относятся к ним последние. Наиболее важной составляющей частью реабилитации является разностороннее раскрытие потенциалов ребенка с ограниченными возможностями здоровья, это способствует повышению самооценки и расширению его возможностей.

На решение обозначенных проблем и направлена клубная программа поддержки семьи с детьми с ограниченными возможностями здоровья «Семейный очаг».

При составлении программы работы с родителями учитываются три основные составляющие:

1) информационная поддержка;

2) знакомство родителей с эффективными методами детско-родительских отношений;

3) психолого – педагогическая поддержка и помощь других специалистов.

2.2. Целевая группа

Дети с ограниченными возможностями и родители, в возрасте от 7-18 лет.

2.3. Цель программы

Повышение психолого-педагогической компетентности родителей в вопросах воспитания, развития и социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья и привлечение родителей к совместной деятельности с ребенком.

2.4. Задачи программы

Формировать у родителей позитивное восприятие личности ребенка с нарушениями развития.

Познакомить родителей с эффективными методами родительско-детского взаимодействия, воспитательными приемами, необходимыми для коррекции личности ребенка.

Формировать у родителей мотивацию к взаимодействию со специалистами учреждения.

Формировать включение детей в социум.

2.5. Ожидаемые результаты

Целевые индикаторы и методы их оценки

Таблица 1 - Целевые индикаторы

№ п/п Значение индикатора (Показателя) 2018 г.

2 квартал 2019 г.

1 квартал

1 численность детей с ограниченными возможностями здоровья участвующих в программе клуба 9

2 численность детей участвующих в работе клуба 13

3 численность здоровых детей, участвующих в программе клуба 5

4 общая численность взрослых (родителей, опекунов, попечителей) принимающих участие в программе клуба 14

5 число специалистов принимающих участие в клубе 5

2.5. Оценка результатов программы

Реализация программы должна способствовать развитию детей с ограниченными возможностями, созданию условий для организации досуга и полноценного общения здоровых детей с детьми с ограниченными возможностями здоровья.

Публикации по теме:

Формирование навыков коммуникативной и нравственной культуры поведения у детей с ОВЗ с целью социальной адаптации в обществе Человеку приходится бывать в различных ситуациях, встречаться с разными людьми. Чтобы всегда и везде выглядеть достойно и чувствовать себя.

Конспект беседы «Приемы оказания первой медицинской помощи» для детей старшей группыКонспект беседы «Приемы оказания первой медицинской помощи» для детей старшей группы Цель: Продолжать знакомить детей с основными правилами безопасного поведения человека в быту и элементарными приёмами оказания первой медицинской.

Консультация «Театрализованная деятельность детей с ОВЗ, как средство социальной адаптации» МБДОУ Детский сад комбинированного вида «Теремок» Консультация для родителей и педагогов «Театрализованная деятельность детей с ОВЗ как.

Положение о консультативном пункте психолого-педагогической помощи семьям, воспитывающим детей дошкольного возраста на дому .

Лучший сценарий праздника «Семейный очаг» Праздник «Семейный очаг» с родителями и детьми подготовительной группы. Цель мероприятия: Формирование интереса к историческому прошлому,.

Программа по социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (для воспитанников 12–17 лет) 2 года Программа по адаптации и социализации детей «Социализация и адаптация детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Программа оказания социально-педагогической помощи воспитанникам в социальной адаптации к условиям детского сада Принята на педсовете Утверждена №___ от ___г. Приказ №___ от «___» 2017г. Программа оказания социально-педагогической.

Программа социальной адаптации детей с ОВЗ средствами технологий «оккупациональная терапия», «тренировочная квартира» «ПОМОГИ МНЕ ЭТО СДЕЛАТЬ САМОМУ» (программа социальной адаптации детей с ограниченными возможностями средствами технологий «оккупациональная.

Рабочая программа клуба для родителей «Семейный очаг» Пояснительная записка Значение семьи в жизни каждого человека, общества и государства трудно переоценить. Именно семья – неисчерпаемый.

Занятие «Наш семейный очаг» .

Библиотека изображений:
Автор публикации:
«Семейный очаг». Городская программа оказания социальной и педагогической помощи семьям, имеющим детей с ОВЗ 7–18 лет
Опубликовано: 3 сентября 2018 в 12:42
+18Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД