МААМ-картинки

Психологическое сопровождение при реализации задач «Социально-коммуникативное развитие» у воспитанников с ОВЗ

Елена Мочалова
Психологическое сопровождение при реализации задач «Социально-коммуникативное развитие» у воспитанников с ОВЗ

Социально-коммуникативное развитие детей относится к числу важнейших проблем педагогики.

В детском саду закладываются нормы социальные и морально-нравственные (через уважительное отношение к себе и другому, поведение в группе, отношения с взрослыми и сверстниками). Осваивая это социальное пространство, ребенок (осознанно и неосознанно) строит свое отношение к обществу, к жизни в целом, к будущему. Следовательно, от того, что будет заложено на данном этапе (какие ценности, нормы, установки, будет зависеть дальнейшее его движение, траектория социального развития. Для значительной части детей с ОВЗ типичен дефицит социальных способностей, проявляющейся в трудностях взаимодействия с окружающими детьми и взрослыми, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на дальнейшем развитии его социально-коммуникативной сферы. В основном указанный дефицит сопряжен с проблемами развитии речи и эмоциональной регуляции.

Публикация «Психологическое сопровождение при реализации задач „Социально-коммуникативное развитие“ у воспитанников с ОВЗ» размещена в разделах

Отсюда необходимость обретения детьми знаний, умений, навыков снижающих индивидуальные и коллективные риски и развитие качеств личности, направленных на безопасное поведение в социальном и природном мире, умение учитывать интересы не только свои, но и других людей, проявляя устойчивость и одновременно гибкость.

Целью психологического сопровождения при реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ является создание комфортной среды, соответствующей индивидуальности каждого ребенка и обеспечивающей психологические условия для успешного развития его личности.

Задачи психологического сопровождения при реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ:

- побуждение интереса к себе, окружающему социальному миру;

- развитие и тренировка механизмов, обеспечивающих адаптацию ребенка к новым социальным условиям (в том числе снятие тревожности, робости и т. п.);

- развитие и отработка средств коммуникации, приемов конструктивного общения и взаимодействия (с членами семьи, со сверстниками, с взрослыми, формирование навыков социально одобряемого поведения, максимальное расширение социальных контактов;

- развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция ее недостатков.

Основные этапы процесса психологического сопровождения при реализации задач О. О. «Социально-коммуникативное развитие» детей с ОВЗ

1 этап

Психологическая диагностика социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

2 этап

-Система индивидуальных и групповых психологических занятий с детьми старшего дошкольного возраста с ОВЗ включающие в себя комплексы на развитие коммуникативных способностей, эмоционально-волевой сферы.

-Оказание необходимой помощи родителям ребенка с ОВЗ (консультирование, беседы, обсуждения).

-Просвещение и консультирование педагогов, работающих с детьми с ОВЗ

-Проведение совместных мероприятий с родителями и детьми

3 этап

• Анализ эффективности процесса и результатов сопровождения.

Психологическая диагностика социально-коммуникативного развития детей с ОВЗ

В задачи психодиагностики входит намерение получить информацию об

индивидуальных психологических особенностях детей, которая была бы полезна как психологу, так и специалистам, осуществляющим работу с детьми с ОВЗ, воспитателям, родителям.

В последнее время большинство выявляемых нарушений социально -коммуникативного развития у детей связаны с особенностями и типами семей, в которых они проживают. Из-за нарушений в семейной системе снижается потенциал ребенка, снижаются возможности его полноценной коммуникации, деформируется его личностное развитие. Поэтому был сделан вывод о необходимости проведения с этими детьми коррекционной работы (изменении устойчивых отрицательных эмоционально-поведенческих реакций, которая включает также психологическое консультирование родителей.

Работа по развитию социально-коммуникативных навыков у детей проводится в нескольких направлениях:

1 направление «Здравствуйте, это я!»

Включает в себя работу по развитию у ребёнка представлений об особенностях своей личности, развитие навыков самосознания, позитивного самовосприятия, уверенности в себе.

2 направление «Давайте жить дружно»

Направлено на приобретение детьми навыков сотрудничества внутри группы, введение алгоритма совместных действий и предоставление ребёнку возможности научиться реализовывать себя в группе. Включает в себя цикл игровых занятий, групповых ритуалов, этюдов, минуток общения, совместных мероприятий.

3 направление «Я, ты, он, она - вместе целая страна!»

Направлено на приобретение детьми навыков социального общения вне группы (с детьми других групп, ближайшего социума). Включает в себя организацию различных социальных контактов : общих игр, развлечений, спортивных мероприятий, концертов и праздников.

4 направление «Мы вместе»

Включает в себя работу с родителями. Традиционными в группах стали такие формы работы с родителями как совместные физкультурные, театрализованные, музыкальные досуги и развлечения.

Работа с детьми включает два этапа: индивидуальную и групповую коррекцию.

На первом этапе - индивидуальной коррекции - работа направлена на уменьшение психологической напряженности в семье, создание благоприятной для ребенка обстановки, подготовку к групповому коррекционному воздействию, знакомство ребенка с методами тренинга мышечного расслабления.

Второй этап - групповая коррекция - направлен на развитие навыков общения, социализацию ребенка в обществе, повышение самооценки, снижение тревожности и агрессивности, развитию эмоционально-поведенческой сферы.

Основное содержание групповых занятий дошкольников с ограниченными возможностями здоровья составляют игры и психотехнические упражнения, направленные на целостное психологическое развитие ребенка и решение конкретных психологических проблем.

Вместе с тем мы используем психотехники, направленные на развитие собственно групповых структур и процессов, поддержание благоприятного внутригруппового климата, сплочение и организационное развитие детского сообщества.

В связи с этим психологическое сопровождение реализации задач образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» в нашем детском саду включает использование таких форм работы как:

Социально-психологический тренинг, который помогает ребенку получить знания о нем самом, развивает рефлексию, помогает совершенствовать коммуникативные умения и обогащать поведенческий потенциал, помогает ему стать социально адаптированным.

• Занятия с использованием арт-терапевтических элементов (рисование, лепка) –изотерапии Цель занятий – выражение содержаний своего внутреннего мира с помощью разнообразных изобразительных материалов. Изотерапия используется нами при создании положительной мотивации, помогает преодолеть страхи детей перед трудностями, помогает создать ситуацию успеха, а также воспитывает чувство взаимопомощи, взаимовыручки, помогает детям развивать фантазию, используя различные цветовые гаммы, различные материалы для работы.

• Занятия с использованием терапевтической песочницы

• Занятия с использованием куклотерапии широко применяются для разрешения конфликтов, улучшения социальной адаптации, в коррекционной работе со страхами, заиканием, нарушениями поведения, а также в работе с детьми, имеющими эмоциональную травму.

Куклотерапия позволяет объединить интересы ребенка и коррекционные задачи психолога, логопеда, дает возможность естественного и безболезненного вмешательства взрослого в психику дошкольника с целью ее коррекции или психопрофилактики.

Работа по расширению и упорядочению эмоционального опыта детей включает помощь в усвоении ребенком представлений о невербальных средствах выражения эмоций; в формировании понимания смысла и значения различных форм поведения людей в эмоционально значимых ситуациях; в проверке и оценке ребенком собственного текущего поведения на основании полученных знаний и навыков.

Большую роль в данной работе играют индивидуальные и групповые занятия с детьми театрализованной деятельностью с применением методик игротерапии и сказкотерапии. В процессе такой работы дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения.

Занятия с использованием игротерапии –могут быть организованы не заметно для ребенка, посредством включения педагога в процесс игровой деятельности. В процессе игры дети учатся понимать смысл и прогнозировать последствия собственного эмоционального поведения. Они осознают значение эмоциональной атмосферы добра, радости, сотрудничества для улучшения и собственного самочувствия, и отношений со сверстниками в группе.

Занятия с использованием сказкотерапии дают возможность увидеть свои проблемы как в зеркале, проработать их через сказочный сюжет, на уровне поведения

Сказочный сюжет облегчает принятие и выход из проблемной ситуации раскрывает скрытые внутренние ресурсы через проигрывание сказочных сюжетов

Занятия с использованием с элементами релаксации – в зависимости от состояния ребенка используется спокойная классическая музыка, звуки природы,

Занятия с использованием ИКТ

В настоящее время одним из направлений работы психолога с детьми с ОВЗ является использование компьютерных технологий, предоставляющих уникальные возможности, в частности, в области социально-эмоционального развития.

Анализ показывает, что на положительную динамику социально-коммуникативного развития в процессе психологических занятий большое влияние оказывает взаимодействие с родителями и педагогами. В связи с этим нами был сделан вывод о необходимости усиления этого аспекта работы в деятельности всего педагогического коллектива, а также включения в план работы психолога целенаправленных мероприятий по развитию психологической компетентности педагогов, работающих с детьми с ОВЗ и родителей. Особое внимание в психологическом сопровождении уделяется именно

психопрофилактике. Так как только так возможно предупредить нежелательные

отклонения в социально-личностном развитии детей.

По данному направлению проводится преемственная работа с учителем-логопедом, музыкальным руководителем, с инструктором по физической культуре; с воспитателями.

Психолог проводит обучающие тренинги по использованию коммуникативных игр, «релаксационных пауз», «психомышечных разминок», которые проводятся с детьми во время и между занятиями.

В результате психологического сопровождения при реализации задач О. О. «Социально-коммуникативное развитие» у детей с ОВЗ педагоги и специалисты отметили положительные изменения в развитии детей, что подтверждается результатами итоговой диагностики.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Нравственное воспитание дошкольников Нравственное воспитание-одна из важнейших задач нашего общества. Воспитывать нравственные качества личности ребенка необходимо,когда его.

Календарные планы воспитателей первой младшей группы Календарные планы для воспитателей первой младшей группы. Основная воспитательно – образовательная деятельность воспитателя и воспитанников.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психологическое сопровождение при реализации задач «Социально-коммуникативное развитие» у воспитанников с ОВЗ
Опубликовано: 11 января 2015 в 20:32
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД