Папки-передвижки

Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Светлана Левицкая
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня

Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.

В большинстве случаев в анамнезе данной категории детей не содержится данных о грубых нарушениях ЦНС, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций и поведения в целом. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития.

Публикация «Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня» размещена в разделах

Характерным для них является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции, также отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.

Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.

Страдает звуконаполняемость и слоговая структура слов, но уже в меньшей степени по сравнению с первыми двумя уровнями. Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов. Нарушение слоговой структуры встречается в наиболее трудных словах.

На фоне относительно развернутой речи (с преобладанием в свободных высказываниях простых распространенных предложений) и количественного роста словарного запаса, у детей с ОНР третьего уровня наблюдается ряд специфических недочетов : полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, подъезд и др., неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить; подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:

1) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);

2) подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует»;

3) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка»; деревья - «ёлочки»);

4) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий - «маленький»).

В активном словаре детей с ОНР 3 уровня преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Для таких детей характерно неумение пользоваться способами словообразования, они допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений; у них имеются трудности в понимании и усвоении сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов). Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; трудности в усвоении грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.

Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. У детей с ОНР 3 уровня зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память сформированы хуже, чем у сверстников с нормальной речью. По мнению Ю. Ф. Гаркуши, нарушение внимания и памяти проявляются у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей рисунках-шутках. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции. Все это говорит о том, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.

В. А. Ковшиков, Ю. А. Эльконин, исследуя мышление детей данной группы, выявили отставание в развитии наглядно-образной сферы, мыслительных операций, нарушения самоорганизации.

К особенностям эмоциональной сферы таких детей можно отнести неустойчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенность в себе, собственных силах, которая способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве: ребенок производит множество движений ногами, руками, неусидчив. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.

Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР 3 уровня носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.

Публикации по теме:

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки»Квест-игра для детей 4–5 лет с общим недоразвитием речи «Путешествие муравьишки» Авторы: учитель-логопед Викторова М. Г., воспитатель Юсупова О. В. Цель: формирование представлений детей о многообразии мира насекомых, их.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Психолого-педагогическая характеристика 4 класса В 4 классе обучается 23 ученика: 9 мальчиков и 14 девочек. Возраст 10 - 11 лет: 2007 г. р. - 1 человек, 2008 г. р. – 22 человека. В коллективе.

Психолого-педагогическая характеристика ребенка дошкольного возраста Фамилия, имя ребенка *** Возраст ребенка 3 г. 3 м. Дата рождения: *** Адрес проживания:. ***, посещает, воспитанник младшей.

Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речиНейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи Нейрогимнастика для мозга: простые способы развития ребенка с общим недоразвитием речи. Подготовили: Шнайдер Раиса Егоровна воспитатель.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
Опубликовано: 2 мая 2023 в 03:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД