Получи документы

Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до

Альбина Шурубова
Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до

В рамках стратегических задач модернизации российского образования совершается переход к образованию, ориентированному на реализацию индивидуальной траектории развития ребенка, его творческой активности и движению к саморазвитию.

Исходя из этого, сама сущность детского сада должна получить признаки открытой образовательной системы, в которой: высоко ценится личный выбор и соучастие детей в определении содержания и форм образования; больше половины всех занятий инициируется самими детьми; соблюдается баланс между обучающими занятиями, которые предлагают взрослые и которые проводятся на высоком качественном уровне, и занятиями, выбранными самими детьми, прежде всего игрой; педагоги относятся к детям уважительно, внимательно, позитивно реагируют на их поведение; учитывают потребности и интересы детей и выстраивают деятельность в соответствии с ними.

Публикация «Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до» размещена в разделах

Педагогическим коллективом МБДОУ «Детский сад комбинированного вида № 85» г. Краснодар реализуется первый этап разработанного инновационного проекта «Формирование системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», актуальность которого обусловлена фундаментальным идеологическим принципом ФГОС ДО – признанием ребёнка субъектом образования, признанием разнообразия детства и творчески-преобразующей активности самого ребёнка. Стандарт дошкольного образования – это изменение всей системы образования (А. Г. Асмолов, направленное на поддержку позитивной социализации и индивидуализации ребёнка, принятие его как субъекта жизнедеятельности. Назрела потребность реконструировать традиционную педагогическую систему, основанную на механизмах субъектно-объектных отношениях педагога и воспитанника; необходимость совершенствования педагогических технологий реализации дошкольного образования на основе основополагающего положения ФГОС ДО – принципа индивидуализации образования.

Основная идея предлагаемого инновационного проекта состоит в том, что именно развитие субъектности детей и педагогов позволит обеспечить индивидуализацию образования дошкольников не просто как технологическую особенность современного педагогического процесса, но прежде всего как условие, процесс и результат самореализации человека в его жизнедеятельности и жизнетворчестве.

Образование как построение «образа мира» имеет глубоко личностный смысл, обладает большой персональной ценностью и начинается с момента рождения человека. Дошкольный возраст и дошкольное детство являются периодом наиболее динамичного, яркого самоосуществления ребёнка в жизнетворчестве.

ФГОС определяет ценностные ориентации дошкольного образования – направленность педагогического процесса на содействие становлению и развитию инициативности, активности, самостоятельности, любознательности, рефлексивности, формирование универсальных предпосылок учебной деятельности (умение слушать, и слышать, задавать вопросы и находить на них ответы, используя различные источники информации и др.). Эти качества личности могут быть обобщены понятием «субъектность».

В педагогике и психологии накоплен богатый материал, связанный с рассмотрением человека как субъекта деятельности (Абульханова-Славская К. А., Брушлинский А. В., Волкова Е. Н., Леонтьев А. Н., Рубинштейн С. Л., Слободчиков В. И. и др.). Ведущая способность субъекта - это способность к взаимообусловленным преобразованиям себя и широкой окружающей действительности, включающей как объекты материального мира, так и систему социальных отношений.

Таким образом, субъектность рассматривается как основа личности, как интегральная способность человека выстраивать жизнь в соответствии с собственными целями и ценностями. Она проявляется в активной творческой позиции человека при решении жизненных задач, в способности к саморегуляции и рефлексии собственной деятельности.

Основными субъектами образовательной среды детского сада являются дети, педагоги и родители. В проекте под основными субъектами образовательной среды детского сада мы подразумеваем детей и педагогов, что обусловлено предметом исследования.

В нашем исследовании мы подчёркиваем, что развитие субъектности дошкольника и развития субъектности педагога дошкольного образования тесно взаимосвязаны. От профессионализма педагога, выражения его субъектной позиции во многом зависят возможности развития ребенка. Изучение особенностей педагога как субъекта собственной профессиональной деятельности предполагает взаимосвязь и взаимообусловленность качественных изменений в личности самого педагога и в личности его воспитанников (Бернс Р., Глассер У., Дубровина И. В., Маркова А. К., Митина Л. М., Орлов А. Б., Роджерс К.).

Специфика субъектности педагога состоит в том, что педагог относится не только к себе как к субъекту собственной деятельности, но и к воспитанникам как к субъектам их собственной деятельности. Изменения содержания хотя бы в одном из этих компонентов не позволяет говорить о субъектности педагога. Он может быть субъектом любой другой деятельности, но не педагогической.

Анализ исследований особенностей субъектности и её специфики (Асмолов А. Г., Петровский В. А., Слободчиков В. И., Якиманская И. С.) дает возможность говорить о разных подходах в определении содержания данного личностного свойства.

В нашем исследовании мы опираемся на концепцию изучения субъектности дошкольников Л. В. Алексеевой и концепцию субъектности педагога Е. Н. Волковой, в которых субъектность понимается через категорию отношения человека к себе как к деятелю.

Нами разработана модель системы развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования. Весь процесс развития субъектности ребёнка и педагога в дошкольной организации мы представляем как открытую синергетическую систему, готовую к изменениям и развитию.

Система представляет собой совокупность взаимосвязанных компонентов, взаимообуславливающих и дополняющих друг друга: нормативно-правового, целевого, методологического, организационно-деятельностного и результативного. Реализация проекта проходит на основе внедрение разработанной системы.

Одной из задач исследования является выявление психолого-педагогических условий развития субъектности детей и педагогов. На наш взгляд, развития субъектности детей на основе индивидуализации образовательного процесса возможно при реализации следующих условий :

1. Создании развивающей предметно-пространственной среды, направленной на развитие субъектности ребёнка.

2. Поддержке и инициировании взаимодействия ребёнка с людьми (сверстниками, старшими, младшими, родителями и др.).

3. Знании и принятии взрослыми индивидуальных особенностей (и индивидуальной истории взросления) ребёнка.

4. Готовности взрослых отступить (поступиться своими педагогическими интересами) в том случае, если инициатива не принимается детьми.

5. Отведении ничем не подменяемого времени для свободной игры.

Психолого-педагогические условия развития субъектности педагога могут быть сформулированы следующим образом:

1. Создание особой инновационной среды, способствующей творческой активности педагогов, через внедрение особой системы менеджмента и методической работы.

2. Включение педагогов в активную инновационную деятельность.

3. Развития мотивации к активной профессиональной деятельности.

Специфическими принципами обучения дошкольников, позволяющими реализовать индивидуализацию обучения и на её основе развивать их субъектную позицию становятся принципы:

реагирования (своевременное стимулирование и поддержка инициативы и самостоятельности детей);

гибкости в инициированной взрослым деятельности;

принцип иррадирующего (иррадация – распространение, увеличение) обучения (признание интересов, мотивов деятельности ребёнка и его динамики продвижения на их основе);

принцип «строительных лесов» - реализация идеи Л. С. Выготского о зоне ближайшего развития – сущность этого метода не в опережающем обучении ребёнка тем знаниям или умениям, которые, с точки зрения педагога, должны быть сформированы в соответствии с возрастом, а в том, чтобы, создавая условия, помочь ребёнку сделать первые самостоятельные шаги.

Основными методами в работе с детьми становятся методы интерактивного обучения: игровые обучающие ситуации, проектный метод, работа в мини-группах, в парах и др.

В ходе работы над проектом выдвинутые теоретические положения будут проверены и апробированы. Надеемся, что диагностические исследования позволят вносить коррективы в разработанную модель и добиться поставленной цели - определения наиболее оптимальных путей развития субъектности детей и педагогов в условиях внедрения федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования.

Список литературы

1. Варёнова Ю. А. Исследование субъектности и её развития в дошкольном возрасте: дис. … канд. психол. наук. – Калуга, 2001.

2. Волкова Е. Н. Субъектность педагога : теория и практика / Е. Н. Волкова. - М., 1998.

3. Загвоздкин В. К. Ключевые проблемы образования на этапе раннего дошкольного детства / В. К. Загвоздкин. – М. : ФИРО, 2011.

4. Поддьяков Н. Н. Психологическое развитие и саморазвитие дошкольников / Н. Н. Поддьяков. – СПб. : Агенство образовательного сотрудничества: Образовательные проекты: М. : Сфера, 2010.

Публикации по теме:

Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возрастаПедагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста». Истоки способностей и дарований детей — на кончиках.

Условия и особенности речевого развития детей в группах «Мать и дитя» в сооответствии с ФГОС Одна из проблем, с которой сталкиваются и родители, и педагоги при поступлении ребенка в дошкольное учреждение,- его адаптация в новой среде.

Направления коррекционной работы с обучающимися с умственной отсталостью в рамках внедрения в процесс обучения ФГОС Процесс обучения и воспитания в школах VIII вида носит коррекционную направленность. Коррекционная работа представляет собой систему психолого.

Педагогические условия развития познавательного интереса у старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Ребенок рождается исследователем. Неутолимая жажда новых.

Педагогические условия развития творческих способностей старших дошкольников ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ Преобразования, происходящие в обществе, порождают в дошкольном.

Психолого-педагогические основы развития музыкальных способностей детей дошкольного возраста Формирование музыкальных способностей – одна из главных целей художественно-эстетического, музыкального воспитания дошкольников. Существенным.

Психолого-педагогические особенности познавательного, речевого и сенсорного развития детей раннего возраста Согласно учению Д. Б. Эльконина период раннего детства составляет возраст от года до трех лет. Период первых 3-х лет – период наиболее интенсивного.

Психолого-педагогические условия развития личности старших дошкольников с ОНР В настоящее время дошкольники с проблемами речевого развития составляют самую многочисленную группу детей с ОВЗ. Достаточно хорошо изучены.

Психолого-педагогические условия развития навыков сотрудничества у детей дошкольного возраста .

Педагогические условия развития творческой свободы младших школьников в процессе музыкально-ритмической деятельности Обществу необходимы люди, которые способны активно, творчески подходить к решению различных задач и без труда находить выход из сложившейся.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические условия развития субъектности детей и педагогов в рамках внедрения ФГОС до
Опубликовано: 4 июля 2017 в 04:13
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД