Лучший педагог года

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

Нина Кригер
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»

НОД познание и речевое развитие

в старшей группе

Логоритмические занятия

«Путешествие по временам года»

Воспитатель: 1 кв. категории Кригер Н. А.

Цель: развивать творческие способности детей, зрительные, слухомоторные и речедвигательные координации на материале стихотворений, песен, динамических упражнений регулирующий мышечный тонус, развивающие общую и мелкую моторику.

Задачи:

Публикация «Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе „Путешествие по временам года“» размещена в разделах

Образовательная: закреплять представления детей об изменениях в природе, формировать двигательные умения и навыки.

Коррекционная: развивать речевое дыхание, чувство ритма. Совершенствовние общей, мелкой и мимической моторики: выработка чётких координированных движений во взаимосвязи с речью; развитие мелодикоинтонационных и просодических компонентов речи.

Развивающие : развивать память и слуховое внимание

Воспитательные: воспитание навыка сотрудничества, доброжелательности, воспитывать общую музыкальную речевую и двигательную культуру.

Путешествие к осени

Цель: развивать воображение, память, речь, пантомимическую выразительность.

Закрепить знания об осенних изменениях в природе.

Формировать интерес к изменениям в природе.

Вводная часть

Мы сегодня с вами отправимся путешествовать в одно из времён года. В это время года уже не так тепло, как летом. Часто идёт дождь, листья опадают, птицы улетают. Когда это бывает? Конечно осенью. Осень бывает такой разной: то тёплой, как летом, когда летают паутинки с паучками в серединке, то золотой, когда листья окрашиваются в разные цвета, то сумрачной, хмурой, когда наступает поздняя осень, становится холодно.

И так начало осени, его ещё называют «Бабьим летом»

Стихотворение с движением «Паучок-ткач»

Сетку паучок плетёт, пальцами изображают решётку

Словно ткач проворный. Изображают движение на ткацком

станке.

Нитку липкую по кругу В воздухе пальцем очерчивают круг

Намотал задорно.

А потом её пустил,

Чтоб круги связались. Делают диагональные движения рукой.

И в красивой паутине Раздвигают пальцы обеих рук,

Соединяют большие пальцы.

Мухи все остались. Скрещивают пальцы, сжимают.

Вывел нитку, натянул указательным пальцем проводят в

Воздухе горизонтальную линию.

И засел в засаде Приседают, руку козырьком пристав-

ляют ко лбу.

Только мухи не летят. Соединяют большие пальцы,

остальными пальцами изображают

полёт мухи, качают отрицательно

головой.

Паучку досадно! Машут рукой.

В эту пору осени собирают урожай. Мы тоже будем собирать урожай. Вставайте в хоровод.

Исполняют песню «Урожайная» с обыгрыванием

Но вот закончилось бабье лето и пришла золотая осень. Раскрасила листья деревьев и кустарников в разные цвета. Давайте превратимся в осенние листья.

Логоритмическое стихотворение «Осенние листья»

Осень листья золотит, ритмично потирают ладонь о

Ветер ими шелестит: ладонь

Шур-шур-шур, шур-шур-шур.

И с деревьев их разносит. Ритмично скрещивают вытяну-

Поиграет. Снова бросит. тые вверх руки.

Тш-тш-тш, тш-тш-тш делают круговые ритмичные

Вверх поднимет, закружит движения указательными паль-

И на месте завертит цами.

У-У-У, У-У-У ритмично похлапывают ладо-

То к земле прижмёт, погладит, нями со сменой положениярук

Вдруг на веточку посадит.

Так-так-так, так-так-так.

Соберёт большую кучу, разводят руки в стороны, приседают

Убежит и сядет в тучу.

А теперь представьте, что каждый из вас висит на дереве. Подул ветер, листочки закачались, затрепетали. Ветер оторвал их и понёс. Я буду читать стихотворение, а вы под музыку, кто как хочет, изображайте полёт листочков.

Мы – листочки осенние

На деревьях висели.

Дунул ветер – полетели

И на землю тихо сели.

Снова ветер пробежал

И листочки все поднял.

Закружились, полетели

И на землю тихо сели.

Давайте потопаем по осенним опавшим листьям, пошуршим: шур, шур, шур. Как быстро заканчивается золотая осень и наступает поздняя, с холодными дождями и ветрами! Покажите мимикой какое лицо у золотой осени, а у поздней. Холодный ветер задувает. Покажите как он воет. Ветер бывает разной силы.

ЛОГОРИТМИЧЕСКОЕ СТИХОТВОРЕНИЕ «Ветер»

Ветерок листвой шуршит: ритмично потирают ладонь о

Шу-шу-шу, шу-шу-шу. ладонь

В трубах громко он гудит: делают ритмичные хлопки ладош-

У-у-у, у-у-у. ками над головой.

Поднимает пыль столбом: ритмично топают ногами

Бом-бом-бом.

Дует он везде, кругом: ритмично попеременно похлапы-

Гом-гом-гом, Гом-гом-гом вают впереди и сзади себя.

Может вызвать бурю он: руки в стороны, делают ритмичные

Страх-страх-страх. Вращательные движения.

Не удержится и слон: делают «уши» ритмично сжимают,

Ах-ах-ах разжимают.

А тут ещё и дождь. Такой холодный и промозглый.

Стихотворение с движением «Такой разный дождь»

Рассердилась туча злая, постукивают кулаком о кулак.

И заплакал мелкий дождь. Ритмично быстро постукивают

Указательным пальцем одной руки о

Ладонь другой.

Капля падает за каплей, Ритмично щёлкают пальцами.

Сколько набежало слёз! Собирают воображаемые слёзы в

ладонь.

Дождь сильнее стал, Двигают ребром ладони сверху

Ветер сделал вдруг его косым. вниз по диагонали

Вправо капли, влево капли, То же самое в разные стороны.

Словно всех косой косил. Имитируют косьбу.

Ливень туча посылает Делают резкое движение рукой

вперёд.

И стеной вода течёт. Вытягивают руки перед собой,

Ладонями к себе, делают резкое

Движение сверху вниз.

Где бы спрятаться от ливня? Пожимают плечами, смотрят по

Сторонам

Зонтик нас раскрытый ждёт. Над головой руками изображают

купол.

Стало холодно, птицы улетают на юг. Давайте мы с вами превратимся в журавлиную стаю и полетим на юг. Вставайте в стаю вот так. Скажем осени «Спасибо» за то, что она приняла нас в гости. Стая полетела.

Путешествие в гости к зиме

Цель: Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знания о зимних явлениях в природе. Формировать интерес к окружающему.

Воспитатель: Отгадайте-ка, ребятки,

Про кого моя загадка?

Кто полы белит белым

Кто на стенах пишет мелом,

Шьёт пуховые перины,

Разукрасил все витрины?

(Зима)

У нас на Севере зима морозная

Русская народная потешка

Уж ты зимушка –зима, слегка наклонившись вперёд,водят

Запуржила, замела руками вправо-влево.

Все дорожки, все пути, удивляются, разводя руки в сто-

Ни проехать ни пройти. Роны и пожимая плечами.

Мы на лыжи дружно встали, двигаются друг за другом сколь-

Друг за другом побежали. зящим шагом, руки сжаты в

кулаки

Прибежали мы на полянку. Давайте присядем и отдохнём. Закройте глазки и представляйте всё, о чём я буду рассказывать.

(звучит спокойная музыка)

На улице всё белым-бело. Снег искрится на морозе, хрустит под ногами. Деревья точно в сказке пушистые-пушистые от инея. Но стоит подуть ветерку как он начинает осыпаться с веточек. Это так красиво! Можно встать под дерево, покружиться, подставить лицо под снег, послушать тишину, Стать настоящей Снегурочкой. Огромные сугробы у дороги. Как хорошо с разбегу упасть в сугроб и полежать раскинув руки! А потом поиграть в снежки, да так, чтоб снег попадал за шиворот. Мороз щиплет щёки, нос, но всё-таки здорово!

А сейчас я буду читать вам стихотворение, а вы под музыку изображайте снежинки, кто как хочет.

Тихо падают снежинки.

Лёгкий ветер гонит их.

То построит в хороводы,

То, как в вальсе закружит.

Ветер стих, снежинки плавно

Ниже опускаются.

Собрались в комок, пушисты,

На ветру качаются.

Лишь земли коснулась вата,

И снежинки разлетелись.

По замёрзшему асфальту

Закружил, понёс их ветер.

Кувыркаются снежинки,

Поворачивают спинки,

Веселятся и резвятся,

На земле хотят остаться.

Сколько снегу намело! Что мы можем сделать из снега? (снежную бабу)

Стихотворение с движением «Снежная баба»

Мы бабу снежную лепили, изображают в воздухе последо-

вательно три круга

Чтоб краше не было её проводят пальцами по лицу

Лопатами весь снег собрали имитируют движение лопатой

Не позабыли ничего.

Сначала ком большой скатали изображают руками в воздухе

Максимально большой круг.

И плотно этот ком прижали Изображают перед собой рука-

ми круг, опускают его.

Второй поменьше был размером. Изображают круг меньше.

На первый он уселся смело. Приседают.

А третьим - голова была показывают на голову.

И участи своей ждала. Подпирают голову ладонями.

Лицо украсили морковкой на уровне носа пальцами изобра-

жают морковку.

И угольками вместо глаз показывают на глаза.

Прорисовали ротик ловко трогают рот.

Смотрели в профиль и анфас. Поворачивают голову в сторону

Прямо.

На голову ведро надели делают движение двумя руками сверху

вниз по голове.

Украсили его пером Поднимают одну руку в верх, растопы-

ривают пальцы.

Метлу воткнули для порядка Делают движение «подметание»

Трудились дружно всем двором! Скрещивают пальцы рук в замо

А теперь мы с вами отправимся на каток. Будем кататься на коньках как фигуристы. Руки можно заложить за спину. Скользите, делайте разные движения.

Фигуристами мы станем.

На коньках скользим по льду.

Класс высокий мы покажем

И подпрыгнем на бегу.

Как волчок кружиться будем,

Ласточкой парить легко.

Острые, стальные кони

Понесут нас далеко.

Но вот выглянуло солнышко и с крыш закапало.

Стихотворение с движением «Сосулька»

Вниз головой висит сосулька. Руки опускают вниз

От солнца насморк у неё трогают за нос

То от тепла она заплачет, Собирают «слёзы» в ладонь

То платьице ушьёт своё Проводят руками от талии вниз

Придёт мороз, и закалеет Обнимают себя руками «дрожат»

Немного за ночь подрастёт Руки вытягивают вверх, встают

на носочки

Окрепнет телом, потолстеет Обхватывают себя руками вокруг

тела

Тяжёлой станет, упадёт Приседают

Пока изображали сосульку, поднялась самая настоящая метель. И мы с вами поиграем в снежную карусель.

Подвижная игра «Карусель»

Завертелась вьюга,

Словно карусель.

Медленно сначала,

А потом быстрей.

Ничего не видно,

Всё белым-бело.

Наконец – то стихло.

Землю замело.

Сядем все на санки (встают парами, берутся за руки)

Эх, погодка холодна,

Возвращаться нам пора.

Едем, едем по сугробам.

По заснеженным дорогам,

Сани под гору летят,

И бубенчики звенят.

Вот и приехали мы обратно в группу

Путешествие к весне

Цель: Развивать воображение, память, речь, речевую и пантомимическую выразительность. Закрепить знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать интерес к окружающему, совместным играм.

Педагог: Дети сегодня мы с вами отправимся в гости к такому времени года, которое нравится всем. Оно приходит после зимы. Как оно называется? Хотите встретиться с весной?

Тогда в путь.

Речь с движением

На лошади ехали выполняют движение подскоки «лошадка»

До угла доехали.

Сели на машину, Иммитируют руками руль

Налили бензину. Идут друг за другом топающим шагом

На машине ехали

До реки доехали.

Тр-р стоп – разворот разворачиваются

На реке пароход. Идут, делают круговые движения руками

Пароходом ехали согнутыми в локтях

До горы доехали.

Пароход не идёт

Надо сесть в самолёт. Руки в стороны

Самолёт летит побежали

В нём мотор гудит

У-у-у-у

Вот мы и на лесной полянке. Зима ушла, но солнышко ещё греет слабо. Давайте позовём его.

Закличка «Солнышко»

Солнышко, солнышко. Поднимают руки в верх выполняя

фонарики

Выгляни в окошечко. Прикладывают ладони ко лбу

Где твои детки? Протягивают руки вперёд

Сидят на загнётке Складывают руки «полочкой»

Лепёшки валяют, мягкие движения руками, то одна

сверху, то другая

Тебя дожидают. протягивают руки в стороны

Вот солнышко пригрело, закапала капель

Кап-кап-кап, -капель звенит ритмично хлопают в ладоши

Словно с нами говорит. Ритмично хлопают ладонями по

ногам

Плачут от тепла сосульки,

И на крышах талый снег. Собирают «слёзы» в ладошку

А у всех людей весною

Это вызывает смех. Поворачиваются вокруг себя.

И потёк весёлый ручеёк

Речь с движением «Поможем ручейку»

То-то славно, ребята, Маршируют по кругу друг за другом,

Зиму гоним долой: изображая работу с лопатой.

Загребаем лопатой, Взмах рук вправо-влево, как бы

Выметаем метлой. Подметая метлой.

Все работают с нами, делают снежки, бросаю, приседают

Где уж тут усидишь!

Мы сбиваем снежками

Сосульки звонкие с крыш.

Мухе сонной сказали: наклон вперёд с отведением рук назад

- Просыпайся, весна! И произнесением «вж»

Ручеёк за ворота медленный бег

Сам пробиться не смог. Ходьба топающим шагом со взмахом

Закипела работа: рук вправо, влево

В добрый путь, ручеёк. Машем над головой.

Набегался ручеёк, устал. Давайте и мы отдохнём.

Солнце пригревает всё сильнее, появились первые проталины. Что такое проталины? На проталинах из под снега стали появляться первые цветы. Давайте превратимся в подснежники. Представьте что мы под землёй, мы корни растения. Землю пригрело солнышко, появляются нежные росточки подснежника. Ночью холодно, а днём тепло. Ростки подросли, появились листочки и бутоны цветков. Пока они закрыты. Но вот раскрываются бутоны. Какой смелый подснежник! Самый первый появился после зимы! Вот подул ветерок и подснежник закачался на тоненькой ножке. Все любуются подснежником.

Вот и растаял снег. Набухли почки на деревьях, а самая красивая весенняя берёзка. Вставайте в круг.

Стихотворение с движением «Весенняя берёзка»

Берёзка в белом сарафане ритмично ходят по кругу

Весною водит хоровод

Звенит серёжками так нежно

И птичек в гости всё зовёт ритмично потряхивают кистями

делают взмахи руками

Раскроет свои руки-ветви,

Опустит ветки-пальцы вниз, руки вверх, пальцы раскрывают

опускают руки.

Подставит солнышку листочки,

Чтоб лучик на ветвях повис. Руки перед собой, ладони раскры-

вают, опускают кисти вниз.

Ой! А тут и весенний дождик пошёл!

Стихотворение «Дождик»

Дождик капнул на ладошку, пальцами правой руки дети ка-

На цветы и на дорожку. саются раскрытой ладони левой

Льётся, льётся, ой-ой-ой! Руки вперёд ладонями вниз

Побежали мы домой! Мягкое покачивание вверх-вниз.

Бег на месте.

С юга возвращаются птицы. Какие? Вставайте в стаю. Мы будем птицами, которые возвращаются на родину.

(Дети встают друг за другом, движутся со взмахами рук).

Путешествие в лето

Цель: Развивать воображение, память, речь, пантомимическую и речевую выразительность. Закрепить знания о летних явлениях в природе, их отличии от других времён года. Формировать интерес к изменениям в природе, совместным играм.

Вводня беседа

Ребята, скажите, чем лето отличается от других времён года? Что бывает только летом? Кто у многих животных появляется только летом? Что созревает только летом? А сейчас закройте глазки и представьте всё о чём я буду рассказывать.

Лето – это много солнца,

Тёплых, ласковых дождей.

Лето – это много фруктов

И погожих ясных дней.

Лето – это пляж и речка,

И грибы в густом лесу.

Лето – это много ягод

И комарик на носу.

Лето – это дни длиннее,

Всё цветёт и всё растёт,

Люди в отпуске, на даче,

Им загар к лицу идёт.

Лето любят все на свете!

Любят взрослые и дети!

Представили? Ну а теперь – вперёд!

Речь с движением

Мы отправились в поход ходьба

Ждёт нас белый пароход.

Пароход не замечает руки в стороны, наклоны в стороны

Что волна его качает.

Над волнами чайки кружат

Полетим за ними дружно. Имитируют движения крыльями

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем - мы с тобою!

Вместе чаек мы считали. Последовательно загибают пальцы

Их полёты изучали. рук

Лето начинается с солнышка. Оно греет всё сильнее и не уходит с небосклона.

Стихотворение с движением «Заботливое солнышко»

Утром солнышко восходит высоко поднимают руки вверх,

пальцы расставить

Вечером заходит с неба далеко. Опускают руки вниз,

наклоняются.

Днём гуляет по небу оно, поднимают руки вверх,

из пальцев складывают круг,

проводят слева на право.

Согревает всех, лучи раскинув широко обхватывают тело рука-

ми, разводят руки в

стороны

Гладит ласково листочки и цветы. Поглаживают себя.

Людям золотит и щёки и носы поглаживают щёки, нос.

День прошёл, с неба на покой из пальцев перед собой

Солнца шар садится золотой. делают шар, опускают его

вниз.

Солнышко светит так сильно, что стало совсем жарко. Пот льётся ручьём. Хорошо бы охладиться. А тут как раз и летний дождик! Такой тёплый и приятный.

Стихотворение с движением «дождик»

Дождик капнул на ладошку, пальцами правой руки дети

На цветы и на дорожку. касаются раскрытой ладони

левой руки

Льётся, льётся, ой-ой-ой! Руки вперёд, ладонями вниз

мягкое покачивание вверх-вниз

Побежали мы домой бег на месте

Дождь прошёл, опять солнышко стало припекать. На лугах выросла сочная густая трава. Пора сенокоса. А для чего косят траву? Кого кормят зимой сеном? И мы будем косить траву. Вот вам по косе, вставайте в одну линию. Косите ритмично, я буду задавать темп.

Косо коса - пока роса, ритмично размахивают руками.

коси коса - пока роса.

А теперь траву надо переворошить, чтоб она просохла и стала сеном. А потом его надо сложить в копны. Сено душистое, пахнет цветами. Наработались? Теперь в самый раз искупаться в речке.

Стихотворение с движением «Лето»

Лето знойное в разгаре, проводят рукой по лбу, изображая жару

Все на пляже загорают.

Руки солнцу подставляют, руки перед собой, ладони раскрыты

Носик к верху задирают поднимают голову, крутят ею

И бегут к реке скорей, бегут на месте

Охладиться чтоб быстрей изображают зябкость, холод по телу

Плавают туда-сюда, делают руками плавательные

Движения

Не утонут никогда! Руки складывают шалашиком,

опускают вниз, качают головой

Брызги в стороны летят делают резкое движение рукой

Вперёд

И на всех попасть хотят всплескивают руками

Летом поспевает сладкая малинка. Давайте её соберём

(водят хоровод «По малину в сад пойдём)

Какие ещё ягоды поспевают летом?

Стихотворение с движением «В лесу»

Дети по лесу гуляли, идут на месте, рука под козырёк

За природой наблюдали, смотрят по сторонам и вверх

Вверх на солнце посмотрели

И их лучики согрели.

Бабочки летали, делают махательные движения руками

Крылышками махали.

На нос села пчела, задевают кончик носа указат. пальцем

Посмотрите вниз друзья наклоняют голову вниз

Мы листочки приподняли

В ладошку ягодки собрали делают собирательные движения

в ладонь

Хорошо мы погуляли

И ни капли не устали!

Как хорошо летом! Мы погрелись, покупались, позагорали, ягод пособирали. А теперь пора и возвращяться в группу.

Речь с движением

На автобусе весёлом дети идут по кругу с воображаемым

Ребята ехали домой рулём в руках

Мимо ёлок и берёзок

По дороге, по лесной.

Публикации по теме:

Конспект открытого занятия по развитию речи «Путешествие по временам года» .

Конспект итоговой интегрированной НОД по познавательному и речевому развитию «Путешествие на паровозике» Цель: Продолжать развивать у детей интеллектуальный интерес через формирования элементарных математических представлений. Задачи: Образовательные:.

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром в средней группе КВН «Путешествие по временам года» Программное содержание : обобщить и систематизировать представление о временах года, по основным, существенным признакам : температурные.

Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Профессии» Программные задачи: Расширять и конкретизировать представления о профессиях людей. Закреплять в речи существительное с обобщающим значением.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Космическое путешествие» Программные задачи: Закрепить знания детей о том, что первым космонавтом был гражданин России Юрий Алексеевич Гагарин. Расширять знания.

Конспект НОД по речевому развитию в старшей группе «Путешествие в лес» .

Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию по теме «Путешествие по временам года»Конспект НОД в подготовительной группе по познавательному развитию по теме «Путешествие по временам года» Конспект непосредственно-образовательной деятельности в подготовительной группе по познавательному развитию. Тема НОД: Путешествие по временам.

Конспект по развитию речи «Путешествие по временам года» (с использованием серии картинок) в старшей группе Программное содержание: 1) Формировать умение составлять рассказ по сюжетным картинкам; 2) Закреплять у детей знания признаков времён года;.

Конспект занятия в старшей группе «Путешествие Лесовичка по временам года» Лучший конспект занятия в старшей группе на тему: "Путешествие Лесовичка по временам года". Цель: Формирование временных представлений у.

Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие по временам года»Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие по временам года» Конспект НОД во второй младшей группе «Путешествие по временам года» Цель: Формировать у детей представление о временах года. Задачи: 1.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект НОД по познавательному и речевому развитию в старшей группе «Путешествие по временам года»
Опубликовано: 14 ноября 2017 в 09:25
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД