Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей средней группы

Оксана Михайличенко
Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей средней группы

Пояснительная записка

Музыкальное воспитание является важной составляющей частью художественно-эстетического воспитания и развития ребенка. Музыка влияет на развитие эмоционального состояния ребенка, способствует его интеллектуальному развитию, участвует в процессе общения, активизирует все психические составляющие личности, помогает физическому развитию, является здоровьесберегающим компонентом в процессе роста ребенка.

Работа по развитию музыкальности рассчитана на шесть учебных лет, начиная со второй группы раннего возраста и по подготовительную к школе группы, и предусматривает освоение музыкального материала разной сложности. Программа направлена на развитие музыкальных способностей в пении, музыкально-ритмических движениях, игре на детских музыкальных инструментах и слушании. Основной задачей развития музыкальности в средней группе являются развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности.

Настоящая рабочая программа по развитию музыкальности (далее - Программа) составлена на основе Образовательной программы дошкольного образования, разработанной в соответствии с действующим Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.10.2013 г. № 1155) и направлена на реализацию содержания образовательной области «Художественно – эстетическое развитие».

Рабочая программа ориентирована на использование учебно-методического комплекта:

- Зацепина М. Б., Музыкальное воспитание в детском саду – Мозаика-Синтез. М. 2005;

- Буренина А. И., Ритмическая мозаика - М., 2004;

- Радынова О. П. «Музыкальное развитие детей» - Учебное пособие. М. 1997;

- Мониторинг достижения детьми планируемых результатов: пособие для педагогов с приложением на электронном носителе / под ред. И. Бурлаковой, М. Степановой. – М.: Просвещение, 2011.

Реализация рабочей программы осуществляется в рамках непрерывной образовательной деятельности (далее по тексту НОД) длительностью по 20 минут, в форме групповой работы, согласно годовому календарному учебному графику, учебному плану и сетке непосредственно образовательной деятельности в количестве 72 НОД в учебный год, по 2 НОД в неделю. Работа по данному направлению может проводиться как в первой, так и во второй половине дня. В средних группах №1, №4 (4-5 лет) программой предусмотрены различные формы проведения НОД: традиционные, доминантные, интегрированные, сюжетные, тематические. Вся НОД носит практический характер. Сопутствующими формами работы являются: праздники, досуги, просмотр и участие в музыкально-театрализованных представлениях, утренняя гимнастика с музыкальным сопровождением, самостоятельная, игровая деятельность с музыкальными и шумовыми игрушками и/или под музыкальное сопровождение, режимные моменты, организуемые в различные отрезки времени, как в первую, так и вторую половины дня.

В программе заложена возможность реализации национально-регионального компонента (как часть отдельных НОД) и компонента образовательной организации - основных направлений деятельности МАДОУ: физкультурно-оздоровительного, эколого-эстетического, духовно-нравственного и патриотического развития. Реализация данных направлений осуществляется посредством использования музыкального репертуара (песен, танцев, игр, театрализованных постановок, соответствующей тематики; физкультурно-оздоровительное направление реализуется через использование физкультминуток, подвижных игр с музыкальным сопровождением.

Цель рабочей программы: развитие у детей музыкальных способностей во всех доступных им видах музыкальной деятельности. В ходе реализации программы решаются следующие задачи:

Слушание:

- развивать и обогащать представления об эмоциональных состояниях и чувствах, способах их выражения, опыт слушания музыки, музыкальные впечатления, слушательскую культуру, представления о средствах музыкальной выразительности, жанрах и музыкальных направлениях, умение понимать характер музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки, музыкально-дидактических игр, бесед элементарного музыковедческого содержания, продуктивной интегративной деятельности.

Исполнительство:

- развивать и обогащать умения использовать музыку для передачи собственного настроения, певческих навыков (чистоты интонирования, дыхания, дикции, слаженности, умения игры на детских музыкальных инструментах, танцевальные умения в процессе совместного и индивидуального музыкального исполнительства, упражнений, попевок, распевок, двигательных, пластических, танцевальных этюдов, танцев.

Творчество:

- развивать и обогащать самостоятельное, сольное исполнение, умения импровизировать, проявляя творчество в процессе изменения окончания музыкальных произведений, музыкальных сюжетных играх.

В рабочей программе также заложены возможности формирования у воспитанников общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций.

Принципы отбора основного содержания обусловлены возрастными особенностями развития воспитанников, логикой внутрипредметных связей, а также связаны преемственностью целей образования при переходе от одной возрастной группы к другой.

При реализации программы проводится оценка индивидуального развития детей. Она проводится в конце учебного года с 3 по 14 мая в форме диагностического обследования -выполнения детьми диагностических заданий, направленных на выявление музыкальных способностей.

Целевые ориентиры и требования к результатам

освоения программы в непрерывной образовательной деятельности

«Развитие музыкальности»

Требования к результатам освоения программы по разделу «Развитие музыкальности» представлены как:

- требования Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования к результатам освоения Программы (в виде целевых ориентиров дошкольного образования, которые представляют собой социально-нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребёнка на этапе завершения уровня дошкольного образования);

- требования к уровню возможных достижений воспитанников в результате освоения программы по разделу «Развитие музыкальности» (в виде оценки индивидуального развития детей: понимает, умеет, имеет представления)

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования:

Эмоционально отзывается на красоту окружающего мира, произведения народного и профессионального искусства (музыку, танцы, театральную деятельность, изобразительную деятельность и т. д.).

Требования к уровню возможных достижений воспитанников

средних групп № 1, №4 по разделу «Развитие музыкальности»

В результате изучения данного раздела в средней группе детского сада воспитанники могут:

Знать:

- названия знакомых музыкальных произведений;

- элементы музыкальной грамоты (высота и длительность звуков);

- отдаленные по звучанию детские музыкальные инструменты (металлофон, ксилофон, пианино).

Уметь:

- общаться и сообщать о себе, свое настроение с помощью музыки;

- формулировать просьбы и желания, связанные с музыкально-художественной деятельностью;

- взаимодействовать со сверстниками в совместной музыкальной деятельности (слушание, пение, танец, элементарное музицирование);

- пропевать простейший ритмический рисунок, играть его на музыкальном инструменте: металлофон, дудочка, треугольник, колокольчик, барабан, бубен. Уметь подобрать ритм к определенной картинке, находить картинку по ритму;

- самостоятельно определять жанр музыкального произведения (танец, марш, песня). Различать двухчастную форму. Уметь определять простыми словами характер музыкального произведения;

- узнавать песню по вступлению, а также по любому отрывку, по мелодии, спетой без слов, «закрытым» звуком, сыгранном в другом регистре, на другом музыкальном инструменте;

- начинать и заканчивать пение с музыкой, исполнять песни в хоре (овладение певческими навыками: чистотой интонирования, дыхания, дикции, слаженностью);

- проявлять творчество: придумывать мелодии на небольшие фразы, аккомпанировать себе на знакомых музыкальных инструментах;

- выполнять простейшие танцевальные движения: выставлять ногу на пятку, на носок, легко и непринужденно кружиться, ритмично хлопать в ладоши;

- водить хороводы, выполнять движения вместе с пением (подпеванием, уметь выполнять солирующие роли. Знать и выполнять правила игр. Уметь выразить в движении образы героев игр и хороводов. Начинать и заканчивать движение с началом и окончанием музыки;

- различать двухчастную форму и изменять движение в соответствии с изменением частей музыки.

Иметь представление:

- об образном отражении в музыке явлений и событий окружающей жизни;

- о том, что музыка выражает эмоции, настроение, характер человека, элементарные музыковедческие представления о свойствах музыкально звука;

- о свойствах музыкального звука, о том, что можно пользоваться разными средствами (голосом, телом, приемами игры на инструментах) для создания собственных музыкальных образов, характеров, настроений;

- о существовании инструментальной и вокальной музыки;

- о таких жанрах, как песня, танец, марш, а также об их разновидностях (танец – это вальс, полька, русская пляска);

- об особенностях музыкальной речи (мелодии, ритме, темпе, динамике, регистре, о двух- и трехчастной структуре пьесы);

- о композиторах, пишущих музыку;

- об отдельных музыкальных инструментах (пианино, скрипка, гитара, дудочка).

Тематический план по музыкальному воспитанию

в средних группах №1, № 4 на 2015-2016 учебный год

№ Наименование Количество НОД, отведенных на изучение темы Примечание

(№ НОД)

1 «Веселый марш» 5 1-5

2 «Колыбельная» 1 6

3 «Мои любимые игрушки» 4 7-10

4 «В гостях у осени» 3 11-13

5 «Осенины» 1 14

6 «Знакомство с жанрами музыки» 10 15-24

7 «Четвероногие друзья» 1 25

8 «Путешествие на самолете» 2 26-27

9 «К нам зима шагает» 6 28-34

10 «Новогодняя сказка» 1 30

11 «Зимние игры» 1 35

12 «В гостях у Зимы» 4 36-39

13 «Музыкальная шкатулка» 7 40-46

14 «Учимся быть солдатами» 3 47-49

15 «Зима прошла» 4 50-53

16 «Мы – веселые таланты» 1 54

17 «Птицы - наши друзья» 6 55-60

18 «Мы на луг ходили» 7 61-67

19 «Русские инструменты» 4 68-72

20 «Музыкальный калейдоскоп» 1 70

Итого: 72

Содержание программы

Рабочая программа предусматривает приобщение детей к музыкальному искусству; формирование у них основ музыкальной культуры, ознакомление с элементарными музыкальными понятиями, жанрами; воспитание эмоциональной отзывчивости при восприятии музыкальных произведений. В ходе непрерывной образовательной деятельности развиваются музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, музыкальная память. Осуществляется работа способствующая развитию музыкально-художественного творчества.

Рабочая программа предусматривает использование музыкальных произведений народной, авторской, классической и современной музыки. Подобранный репертуар четко структурирован, систематизирован и распределен по принципам усложнения содержания, характера, выразительных средств музыки.

В средней группе в ходе непрерывной образовательной деятельности используются следующие формы работы:

- слушание: слушание музыки соответствующей возрасту, экспериментирование со звуками, музыкально-дидактические игры, беседа (интегративного характера, элементарного музыковедческого содержания, интегративная деятельность;

- исполнение: экспериментирование со звуками, совместное и индивидуальное музыкальное исполнение (попевок, распевок, песен, музыкальные и музыкально-дидактические игры и упражнения, шумовой оркестр, танцы, двигательные, пластические, танцевальные этюды;

- творчество: импровизация (творческое задание, концерт-импровизация, музыкально-сюжетная игра);

Слушание:

- развитие и обогащение представлений о свойствах музыкального звука;

- развитие умения интерпретировать характер музыкальных образов;

- развитие понимания и умение интерпретировать выразительные средства музыки в процессе слушания соответствующей возрасту народной, классической, детской музыки;

- определение жанра музыкального произведения (танец, марш, песня);

- определение характера: динамических оттенков, тембровой окраски;

- определение формы музыкального произведения.

Исполнительство (пение, музыкально-ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах):

- развитие и обогащение восприятия метроритмической основы музыкальных произведений;

- пропевание ритмических рисунков;

- прохлопывание ритма, ритмических цепочек;

- проигрывание ритма на музыкальных, шумовых инструментах;

- общеразвивающие движения: ходьба, бег, прыжки, упражнения для рук;

- танцевальные движения: различные виды шагов, притопы, кружение и др. ;

- использование двигательных, пластических, танцевальных этюдов;

- русские народные пляски («Нам весело» укр. нар. мел. «Ой, лопнул обруч», «Ах, ты береза» р. н. м.);

- тематические танцевальные композиции, элементы танцев и ритмопластики («Танец снежинок», Танец Петрушек» и т. д.);

- хороводы («Огородная-хороводная» В. Можжевелова, «Вот какая елка» О. Петровой);

- музыкальные игры («Петушок» р. н. п, «Кот Васька» р. н. п.);

- упражнения, распевки, песни («Дождик» обр. Т. Попатенко, «Колыбельная зайчонка» В. Карасевой, «Санки» М. Красева);

- совместное и индивидуальное музыкальное исполнительство.

Творчество (песенное, музыкально-игровое, танцевальное):

-развитие и обогащение потребности и желания пробовать себя в попытках самостоятельного исполнительства;

- развитие умения импровизировать, проявляя творчество в процессе исполнения музыки в совместной деятельности педагога и детей, творческих заданиях, концертах-импровизациях.

Способы проверки освоения воспитанниками

содержания образования в непрерывной образовательной деятельности

«Развитие музыкальности»

Рабочей программой предусмотрен итоговый контроль (диагностика) умений и навыков детей в музыкальной деятельности, который проводится в конце учебного года (с 3 по 14 мая) в форме наблюдений в рамках непрерывной образовательной деятельности, на праздниках и развлечениях.

При проведении диагностики дети не должны чувствовать, что за ними наблюдают, поэтому отметки следует делать в отсутствие детей. Все параметры и задачи переходят из одной возрастной группы в другую с усложнением.

Слушание:

- сформированы навыки культуры слушания музыки (не отвлекаться, дослушивать произведение до конца);

- чувствует характер музыки, узнает знакомые произведения, высказывает свои впечатления о прослушанном;

Исполнительство:

пение:

- поет чисто, выразительно, четко произносить слова, передает характер музыки (в пределах ре - си первой октавы);

- берет дыхание между короткими музыкальными фразами;

- поет с инструментальным сопровождением и без него (с помощью воспитателя);

музыкально-ритмические движения:

- самостоятельно меняет движения в соответствии с двух- и трехчастной формой музыки;

- выполняет танцевальные движения (прямой галоп, пружинка т. д., основные движения (ходьба: «торжественная», спокойная, «таинственная»; бег: легкий и стремительный, двигается в парах по кругу в танцах и хороводах;

игра на детских музыкальных инструментах:

- подыгрывает простейшие мелодии на деревянных ложках, погремушках, барабане, металлофоне;

Творчество:

песенное:

- самостоятельно сочиняет, (импровизирует) мелодии песен, отвечает на музыкальные вопросы («Как тебя зовут?», «Что ты хочешь, кошечка?», «Где ты?»);

музыкально-игровое и танцевальное творчество:

- эмоционально-образно исполняет музыкально-игровые упражнения (кружатся листочки, падают снежинки) и сценки, используя мимику и пантомиму (зайка веселый и грустный, хитрая лисичка, сердитый волк и т. д.);

- инсценирует песни и постановки небольших музыкальных спектаклей.

Уровни освоения программы

Низкий уровень. Ребенок не может внимательно прослушивать все произведение до конца, вникнуть в его содержание. Музыкальные произведения не вызывают у него эмоционального отклика. Не может ответить на вопросы о прослушанной музыке. Интерес к музыке неглубокий и не устойчивый.

При исполнении песен, плясок, игр и хороводов, упражнений ребенок не стремиться к самостоятельности, качеству исполнения. В пении безынициативен, не точно исполняет мелодию (в диапазоне кварты). В процессе игры на детских музыкальных инструментах невнимателен, не точно исполняет ритмические рисунки.

Средний уровень. Ребенок внимательно слушает музыку, но до конца проследить за динамикой музыкального образа ему не удается. Эмоциональные реакции не всегда адекватны настроению музыкальных произведений. Не всегда может самостоятельно ответить на вопросы о музыке, ожидает помощи взрослого.

Ребенок не умеет правильно использовать средства выразительности и проявлять творческую активность. В пении нечисто воспроизводит интонационные обороты. В движении допускает отдельные неточности, не всегда двигается выразительно. В игре на музыкальных инструментах не всегда добивается чистоты воспроизведения.

Высокий уровень. Ребенок умеет внимательно слушать музыкальное произведение, вникая в смену его настроений, следя за динамикой музыкального образа.

Самостоятелен в своих ответах на вопросы взрослых о характере произведения. Деятельность характеризуется самостоятельностью, качественным исполнением песен, игр, хороводов, творческим отношением к исполняемому. В движении ритмичен, технически точен и выразителен. В игре на детских музыкальных инструментах добивается ансамбля, правильного звукоизвлечения, красоты и чистоты звучания музыкального инструмента.

Протокол промежуточных результатов сформированности навыков

по разделу «Развитие музыкальности»

2015 – 2016 учебный год

Дата проведения: Музыкальный руководитель:

Воспитатели:

№ п/п Фамилия, имя ребенка Дата рождения Овладевший необходимыми

умениями и навыками Сумма Итоговый уровень

1 2 3 4 5 6

1

2

Всего продиагностировано: В

С

Н

Развитие музыкальности

Показатели сформированности навыков

Часто Иногда Крайне редко

1 Слушание 2 1 0

2 Пение 2 1 0

3 Песенное творчество 2 1 0

4 Музыкально-ритмические движения: 2 1 0

5 Игра на детских музыкальных инструментах 2 1 0

6 Музыкально-игровое и танцевальное творчество 2 1 0

Сумма баллов 8-12 4-7 0-3

Высокий 2

Средний 1

Низкий 0

Список используемой литературы

Автор составитель Наименование издания Издательство Год издания

Тематический модуль

«Развитие музыкальности»

Бабинова Н. В., Мельцина И. В. Музыкальные занятия с детьми раннего возраста Спб.: Детсво-пресс

2015

Вихарева Г. Ф. Пестрые страницы. Песни и развлечения для самых маленьких: Методическое пособие для музыкальных руководителей ДОУ

Спб.: Детство-пресс 2003

Доронова Т. Н., Рыжова Н. А. Детский сад: будни и праздники/ Методическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений. М.: Линка-Пресс 2006

Зацепина М. Б. Музыкальное воспитание в детском саду. Учебно-методический комплект к программе «От рождения до школы» М.: Мозаика-Синтез 2015

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Народные праздники в детском саду М.: Мозаика-Синтез 2005

Зацепина М. Б., Антонова Т. В. Праздники и развлечения в детском саду. Методическое пособие для педагогов и музыкальных руководителей. М.: Москва-Синтез 2006

Картушина М. Ю. Забавы для малышей. Театрализованные развлечения М.: Творческий центр 2005

Каплунова И. М, Новоскольцева И. А. Праздник каждый день (средняя группа) СПб.: Композитор, 2000

Костина Э. П. Камертон - Программа музыкального образования детей раннего и дошкольного возраста М.: Линка-Пресс 2008

Лукина Н. А., Сарычева И. Ф. Конспекты логоритмических занятий с детьми младшего возраста Спб.: Паритет 2008

Новикова Г. П. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста М., АРКТИ 2002

Петрова В. А. Малыш. Программа развития музыкальности у детей раннего возраста (3-й год жизни). М.: Мозаика – Синтез 2006

Петрова В. А. Музыка - малышам М., Мозаика – Синтез 2001

Сауко Т. Н., Буренина А. И. Топ-хлоп, малыши: программа музыкально-ритмического воспитания детей 2-3 лет Санк-Петербург 2001

Радынова О. П. Музыкальное развитие детей М.:Гуманитарно-издательский центр Владос 1997

Список средств обучения

1. Технические средства обучения:

- Музыкальный центр;

- DVD плеер;

- Телевизор;

- DVD диски;

- СD диски;

- Аудиокассеты.

2. Наглядные пособия и оборудование:

- Набор картинок с изображением птиц;

- Набор картинок с изображением детей, которые танцуют, поют, играют, спят;

- Картинка с изображением людей, танцующих вальс;

- Картинка с изображением солдат;

- Картинка с изображением катающихся на санках детей;

- Картинка с изображением людей в старинных костюмах;

- Картинка с изображением наездника;

- Картинка с изображением народных гуляний под гармонь;

- Картинки с изображением времен года;

- Кукла в русском костюме;

- Картинки из книжки «Русские потешки»;

3. Пособия и материалы для развития музыкально-сенсорных способностей:

- Ритмические карточки;

- Графические карточки с изображением длинных и коротких звуков;

- Набор цветных кружочков.

4. Музыкальные инструменты:

Барабан, ложки, бубен, треугольник, металлофон, погремушки, колокольчики, дудочки, ксилофон, трещотки, детская гармошка, кубики.

5. Атрибуты:

Санки, трон, самовар, печь, деревья, кусты, домик, забор, флажки, султанчики, цветные ленточки, плетеные корзинки, букет осенних листьев, листья от зеленого цвета до желтого, плоскостные цветы, маски овощей, маски зверей из поролона, матрешка. Набор головных наборов, венки, колпачки для гномиков, елочные игрушки, снежные комочки, карусель, искусственная елочка, фонарики для гномиков, балалайки, элементы русских костюмов, пилотки, бескозырки, колпаки поварят, разноцветные береты, валенки, искусственные букеты цветов.

6. Игрушки:

Паровоз, птичка, зайчик, петушок, лошадка, самолет, овечка, собачка, кошка

Публикации по теме:

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Удивительный мир природы» для детей средней группы Муниципальный конкурс на лучшую методическую разработку по экологическому воспитанию детей дошкольного возраста среди педагогических работников.

Конспект непрерывной образовательной деятельности «Дорога в космос» для детей средней группы Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида № 22 города Ейска муниципального образования.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей подготовительной группы «Планета Земля — наш общий дом» Цель: продолжать знакомить с планетами Солнечной системы; рассказать о том, что мы жители планеты Земля в Солнечной системе. Задачи:.

Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Откуда берется дождик»Конспект непрерывной образовательной деятельности для детей второй младшей группы «Откуда берется дождик» Воспитатель: Самодин Анастасия Николаевна Тема: «Опыты профессора Зная: Откуда берется дождик.» Цель: формирование способностей у детей.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Музыка, музыкальные инструменты
  • Музыка, музыкальные инструменты
Автор публикации:
Рабочая программа по непрерывной образовательной деятельности «Развитие музыкальности» для детей средней группы
Опубликовано: 22 октября 2017 в 13:17
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
«Краски осени». Конспект ООД в средней группе
Цель: Формирование музыкальных - творческих способностей в различных видах музыкальной деятельности. Задачи: Образовательные: Формировать умение детей...
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город»
Сценарий коммуникативного развлечения для младшей группы «Путешествие в Солнечный город». Детей встречает Незнайка: Привет вам, ребятишки, Девчонки и...
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери (старшая группа)
Детский мастер-класс по изготовлению букета цветов ко Дню матери ( старшая группа. В ноябре ежегодно отмечается замечательный праздник День Матери. В этот...
Смотр-конкурс спортивных уголков
«Чтобы сделать ребёнка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым: пусть он работает, действует, бегает, кричит, пусть он находится в...
Игра-фантазирование с использованием детской продуктивной и художественной деятельности
Этапы педагогической технологии организации игры- фантазирования: 1. этап: Обогащение или активация литературного опыта как основы игры- фантазирования. 2...