Рабочая программа по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2–3 лет)

Мария Есаулкова
Рабочая программа по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2–3 лет)

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Культурно-гигиенические навыки в значительной степени формируются в дошкольном возрасте, так как нервная система ребенка в высшей степени пластична, а действия, связанные с принятием пищи, одеванием, умыванием, повторяются каждый день, систематически и неоднократно. В детском саду у детей воспитываются: навыки по соблюдению чистоты тела, культуры еды, поддержания порядка в окружающей обстановке, а также правильных взаимоотношений детей друг с другом и со взрослыми.

Формирование привычек и навыков осуществляется под непосредственным педагогическим воздействием взрослых и всей окружающей обстановки. Прочность, гибкость навыков и привычек зависит от ряда факторов: условий, своевременности начала этой работы, эмоционального отношения ребенка к выполняемым действиям, систематичности упражнений детей в определенных действиях. Особое внимание в дошкольных учреждениях уделяется формированию нового навыка, привычки, когда у детей появляются новые обязанности, новые вещи, новый вид деятельности, которыми дети должны овладеть. При этом детей приучают выполнять не только то, что им приятно, но и то, что необходимо, преодолевая трудности разного характера.

Воспитание у детей навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В конечном счете, от знания и выполнения детьми необходимых гигиенических правил и норм поведения зависит не только их здоровье, но и здоровье других детей и взрослых. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

Культурно-гигиенические навыки совпадают с такой линией психического развития, как развитие воли. Малыш ещё ничего не умеет делать, поэтому всякое действие даётся с большим трудом. И не всегда хочется доводить начатое дело до конца, особенно если ничего не получается. Пусть мама или воспитательница покормит, вымоет руки, ведь так трудно удержать скользкое мыло, когда оно выскакивает из рук и не слушается. Очень тяжело встать рано утром, да ещё и самому одеться: надо помнить всю последовательность одевания, уметь застегнуть пуговицы, завязать шнурки: мама это сделает лучше, да и быстрее. И если взрослые спешат прийти на помощь ребёнку при малейшем затруднении, освободить его от необходимости прилагать усилия, то очень быстро у него сформируется пассивная позиция: "Застегните", "Завяжите", "Оденьте".

Для того чтобы завершить действие, получить качественный результат, сделать всё в правильной последовательности, красиво и аккуратно, нужно приложить волевые усилия.

Так для ребёнка важным становится качество выполнения действия, он учится доводить начатое дело до конца, удерживать цель деятельности, не отвлекаться. И теперь уже не взрослый напоминает ему о необходимости того или иного действия, а сам он по своей инициативе его сам совершает, контролирует его ход. При этом формируются такие волевые качества личности, как целеустремлённость, организованность, дисциплинированность, выдержка, настойчивость, самостоятельность.

Проблемами воспитания культурно-гигиенических навыков детей занимались такие отечественные авторы, как Выготский Л. С., Забрамная С. Д., Малер А. Р., Шипицина Л. М. Среди зарубежных авторов можно выделить Кристен У., Нюканен Л., Рюкле Х.

Для того, чтобы воспитание культурно-гигиенических навыков осуществлялось успешно в дошкольном образовательном учреждении необходимо организовать обстановку так, чтобы она не препятствовала этому процессу.

Перед воспитателем стоит проблема организации в современном ДОУ рациональной обстановки для эффективного формирования культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста.

В связи с вышеизложенным, возникла необходимость в условиях ДОУ разработать программу, направленную на формирование культурно-гигиенических навыков у детей младшего дошкольного возраста (помочь младшему ребенку-дошкольнику сформировать чувство уверенности в себе, умение самостоятельно обслуживать себя, помогать сверстникам, следить за своим внешним видом).

Данная программа основана на «Программе воспитания и обучения в детском саду» (под редакцией Васильевой М. А., Гербовой В. В., Комаровой Т. С.)

Принципы программы:

1. От простого к сложному.

2. Доступность.

3. Воспитывающая и развивающая направленность.

4. Активность и самостоятельность.

5. Учет возрастных и индивидуальных особенностей.

6. Сохранение положительного эмоционального настроя детей, активизации любознательности.

Цель программы:

Развитие интегративных качеств личности у детей младшего дошкольного возраста путём формирования культурно-гигиенических навыков.

Задачи:

1. Формировать у детей умение самостоятельно обслуживать себя.

2. Воспитывать стремление быть всегда аккуратными и опрятными.

3. Учить правильно пользоваться предметами личной гигиены.

Эти цели и задачи реализуются в процессе разнообразных видов детской деятельности: игровой, непосредственной образовательной, практической.

В программе раскрываются задачи и содержание работы по формированию у детей культурно-гигиенических навыков, что должны уметь дети к концу года, разработан примерный перспективный план работы воспитателя с детьми, содержание которого подобрано тематически и предлагается планировать поквартально, добавлена работа с родителями, содержание детских праздников и развлечений по воспитанию КГН.

К концу срока реализации программы у ребенка должны быть сформированы такие интегративные качества как:

- Овладевший необходимыми умениями и навыками.

- Физически развитый, овладевший основными культурно-гигиеническими навыками.

- Любознательный, активный.

- Эмоционально отзывчивый.

- Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы, адекватные возрасту.

- Овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности.

Задачи и содержание работы:

1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).

2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.

3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.

4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).

5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.

6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.

7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.

8. Учить в определенном порядке аккуратно складывать снятую одежду.

9. Учить правильно надевать одежду и обувь.

К концу года дети могут:

1. Самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого).

2. При небольшой помощи взрослых правильно надевать и снимать одежду, обувь, расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках.

3. Самостоятельно есть ложкой, пить из чашки, держать их в правой руке.

4. Самостоятельно пользоваться индивидуальными предметами -носовым платком, салфеткой, полотенцем, расческой, горшком.

5. Усваивать порядок одевания и раздевания.

6. Аккуратно складывать снятую одежду и обувь.

Перспективный план

Режимные мо-менты Непосредственная образова-тельная деятельность Совместная деятельность воспи-тателя и детей Практическая деятель-ность детей Работа с родителями

I квартал

Питание Игровая ситуация «Как мама учила мишку правильно кушать» Чтение потешек «Ладуш-ки,ладушки», «Тушки, тутушки»

Дид. игра «Покажем Зайке как нужно пра-вильно держать ложку» Оформление информа-ционного стенда для родителей

Одевание-раздевание Дид. игра «Оденем куклу на прогулку», «Разденем куклу после прогулки» Чтение потешек «Нюша-копуша», «Вот они, сапожки» Дид. упражнение «Ту-фельки поссорились - подружились», «Пока-жем Мишке, где лежат наши вещи»

Умывание Рассматривание и беседа по картинкам: «Дети моют ру-ки», «Мама моет дочку» Чтение потешек «Водичка, во-дичка» «Сделаем лодочки»

Дид. упр. «Как мы моем ладошки и отжимаем ручки»

II квартал

Питание Игровая ситуация «Покор-мим Зайку кашей»

«Угостим Катю чаем» Чтение потешки: «Вот и полд-ник подошел», «На моей таре-лочке» Сюжетно-ролевая игра «В гостях у Мишки» Родительское собрание «Воспитание КГН у де-тей раннего возраста»

Одевание разде-вание Игровая ситуация «Как пе-тушок разбудил утром Ка-тю», «Уложим

Мишку спать» Чтение потешек: «Тишина у пруда», «Потягушечки» Игра «Сделаем из но-сочка гармошку»

Умывание Игровая ситуация «Расска-жем Винни-Пуху, как поль-зоваться носовым платком» Чтение потешки: «Ой, лады, ла-ды, лады…» Игра «Носики-курносики»

III квартал

Питание

Игровая ситуация «Как Мишка учился кушать лож-кой», Дид. игра «Поможем зверюшкам накрыть на стол»

Чтение потешек: «В печи кала-чи», «Уж я Танюшечке пирог испеку» Дид. игра «Так или не так» Рекомендации родите-лям по формированию КГН

Одевание разде-вание Игровая ситуация «Как мы помогли кукле собраться в гости к Мишке» Чтение потешек: «Вот они са-пожки» Дид. игра «Поучим Зай-ку застегивать пугови-цы»

Умывание Чтение К. Чуковский «Мой-додыр» Чтение потешек: «Таня, Ма-шенька…», «Теплою водою.»

Игра «Фонтанчик»

IV квартал

Питание Дид. игра «Кукла Маша обедает» Чтение потешек: «Глубоко-не мелко…», «Разложи кашку» Дид. упр. «Покажем Хрюше, как надо пра-вильно кушать» Консультация для роди-телей «Культурно-гигиенические навыки, их значение в развитии ребёнка»

Одевание разде-вание Дид. игра «Научим Мишку складывать вещи в шкаф-чик»

Чтение И. Муравейка «Я сама» Чтение потешек «Как на улочке из переулочка» Игровая ситуация «По-кажем, как нужно скла-дывать одежду перед сном»

Умывание

Рассматривание картинок: «Девочка чумазая», «Девоч-ка аккуратная».

Чтение потешек: «За окошком солнце встало…», «Под утрен-ним небом» Дид. игра «Что расска-жет полотенце»

Мониторинг

Цель: Определить уровень развития интегративных качеств личности у детей раннего возраста путем диагностирования КГН при поступлении в ДОУ и в конце года.

Таблица 1.

Протокол исследования сформированности культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста

Фамилия, имя ребенка

Навыки мытья рук и умывания Навыки культуры еды и поведения за столом Навыки самообслуживания (одевание и раздевание) Навык пользования платком Всего баллов Уровень сформированности кгн

Закатать рукава Смочить руки Взять мыло, намыливать до пены Мыть руки Смыть мыло Умыть лицо Сухо вытереть руки, лицо, повесить полотенце Держать ложку Не крошить хлеб Не разговаривать за столом Благодарить Пользоваться салфеткой Расстегнуть пуговицы Снять платье (брюки) Аккуратно повесить Снять обувь Снять колготки, носки Надеть в обратной последовательности Достать платок из кармана Развернуть Использовать по назначению Свернуть Убрать в карман

Диагностика сформированности культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет

Навыки мытья рук и умывания включают умение:

1. Закатать рукава;

2. Смочить руки;

3. Взять мыло, намыливать до появления пены;

4. Мыть руки;

5. Смыть мыло;

6. Умыть лицо.

7. Сухо вытереть руки, лицо, аккуратно повесить полотенце и в свою ячейку;

Навыки культуры еды включают умение:

1. Держать ложку;

2. Не крошить хлеб;

3. Не разговаривать за столом;

4. Благодарить;

5. Пользоваться салфеткой.

Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:

1. Расстегнуть пуговицы;

2. Снять платье (брюки);

3. Аккуратно повесить;

4. Снять обувь;

5. Снять колготки, носки

6. Надеть в обратной последовательности.

Если ребенок правильно выполнял все действия входящие в навык, то за

правильно выполненное действие он получает 2 балла.

Действие выполненное с небольшими неточностями и помощью взрослого 1 балла.

Неумение выполнять действие (полностью помогает взрослый) 0 баллов.

Для показателя навыка сформированности пользования носовым платком:

1. Достать платок из кармана.

2. Развернуть.

3. Использовать по назначению.

4. Свернуть.

5. Убрать в карман.

0 - формирование навыка вызывает сильные затруднения;

1- формирование навыка вызывает незначительные затруднения;

2- формирование навыка не вызывает затруднения.

Уровни сформированности культурно-гигиенических навыков:

Высокий уровень (32-46 балла) - все навыки сформированы прочно;

Средний уровень (16-31 баллов) – один и более навыков, находятся в стадии становления, а остальные навыки сформированы, но требуют закрепления;

Низкий уровень (0-15 баллов) – один и более навыков не сформирован.

Список литературы для педагога

1. Буре, Р. С. Воспитатель и дети / Р. С. Буре, А. Ф. Островская. - М.: Просвещение,2006.

2. Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

3. Зебзеева, В. А. Организация режимных процессов в ДОУ / В. А. Зебзеева. – М.: Сфера, 2007.

4. Козлова, С. А. Дошкольная педагогика / С. А. Козлова, Т. А. Куликова. - М.: Академия, 2005-467с.

5. Конина, Е. Ю. Формирование культурно-гигиенических навыков у детей / Е. Ю. Конина // Игровой комплект. - Айрис-пресс, 2007 -12 с.

6. Мухина, В. С. Возрастная психология / В. С. Мухина. – М.: Академия, 2006.

7. Печора, А. В. Развивающие игры для дошкольников / А. В. Печора. – М.: ВАКО, 2008.

8. Петерина, С. В. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста / С. В. Петерина. - М.: Просвещение, 2006-141с Васильева, М. А. Программа воспитания и обучения в детском саду / М. А. Васильева. – М.: Мозаика-Синтез, 2007.

9. Смирнова, Т. А. Собираем куклу на прогулку / Т. А. Смирнова // Дошкольное образование. - 2008-№10-53-59с.

Публикации по теме:

«Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2–3 лет». Консультация для педагогов ТЕМА: «Формирование культурно-гигиенических навыков у детей 2-3 лет» Воспитатель Гафурова И. В. Культурно-гигиенические навыки в большей.

Работа с родителями на тему «Культурно-гигиенические навыки в домашних условиях»Работа с родителями на тему «Культурно-гигиенические навыки в домашних условиях» Всем здравствуйте! Рада, что зашли ко мне в гости. Хочу вам представить на обозрение работу с родителями по теме " Культурно-гигиенические.

Библиотека изображений:
  • Здоровье, гигиена
  • Лето
  • Этикет
Автор публикации:
Рабочая программа по воспитанию культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста (2–3 лет)
Опубликовано: 17 марта 2013 в 16:58
+9
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
.
Популярное из нового
«Осень, золотая в гости к нам пришла» фотоотчет.
Дорогие коллеги предлагаю вашему вниманию отчет о том, как прошел у нас осенний праздник. Солнышко не хочет землю согревать Листья пожелтевшие стали...
Помощник Деда Мороза — Снеговик!
В этом году в нашу группу заглянул в гости вот такой Снеговик! Может мой небольшой мастер - класс и Вас вдохновит на создание подобного гостя )...
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет.
Экскурсия в музей «Быт и утварь Кубанских казаков». Фотоотчет. Дети подготовительной группы посетили краеведческий музей. Где детям была показана экспозиция...
Я и природа. Экологическая тропа.
Я и природа. Экологическая тропа. Цель: продолжить знакомить с законами природы; с растительным и животным миром; формировать ответственность за...
«Пушистые елочки». Ручной труд в подготовительной группе
Продолжается подготовка к Новогоднему празднику. Работы в группе прибавляется с каждым днем. Но это приятные хлопоты. Хочется успеть все, а главное сделать...