МААМ-картинки

Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

Ирина Шкурат
Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

Работа по теме самообразования

«Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».

Окружающая действительность предстает перед ребенком во всем многообразии: природа, человек, рукотворный мир и т. д. Дети дошкольного возраста способны к освоению таких фундаментальных понятий, как пространство и время, движение и покой, изменение и развитие, живое и неживое, строение, назначение, материал предметов, знаний о себе и других людях.

Публикация «Работа по теме самообразования „Детское исследование как метод обучения старших дошкольников“,» размещена в разделах

Цель поисково - образовательной работы: создание условий для развития поисково-познавательной деятельности детей старшего дошкольного возраста как основы интеллектуально – личностного, творческого развития.

Задачи:

• развивать у детей дошкольного возраста предпосылки диалектического мышления;

• развивать способности познавательного опыта в обобщенном виде с помощью наглядных средств (эталонов, символов, условных заместителей, моделей);

• развивать перспективу поисково – познавательной деятельность;

• поддерживать у детей инициативу, сообразительность, пытливость, самостоятельность, оценочное и критическое отношение к миру.

Во взаимодействии с детьми я использую методы обучения М. Н. Скаткина и И. Я. Лернера, которые делятся на две группы: репродуктивные и продуктивные.

– объяснительно – иллюстративный (или информационно – рецептивный);

репродуктивный;

проблемное изложение – промежуточная группа;

частично – поисковый (эвристический);

исследовательский.

Репродуктивный метод:

• Объяснительно – иллюстративный – педагог сообщает информацию, но этот метод не позволяет сформировать умения и навыки практической деятельности.

• Репродуктивный метод – создаёт условия для формирования умений и навыков путём упражнений, дети действуют по предложенному образцу

Продуктивный метод:

• Частично – поисковый (эвристический) метод – предполагает решение таких сложных задач, как:

Выработка умений видеть проблемы и ставить вопросы;

Строить собственные доказательства;

Делать выводы из представленных фактов;

Высказывать предложения и строить планы их проверки.

• Исследовательский метод – путь к знанию через собственный творческий, исследовательский поиск: выявление проблем, выработка и постановка гипотез, наблюдения, опыты, эксперименты, сделанные на их основании суждения и умозаключения.

Использование метода исследования в образовательной деятельности дошкольного учреждения как метода интегративного обучения дошкольников позволяет значительно повысить самостоятельную активность детей, потребность в получении новых знаний и новой информации, развить творческие способности, умение применять полученные знания на практике.

Исследовательская деятельность формирует у детей познавательный интерес к окружающему, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность. Большое познавательное значение имеет развивающая среда в группе, которая выполняет обучающую функцию, развивает мышление, воображение детей. В результате дети всё охотнее обращаются за помощью к познавательной литературе, энциклопедиям.

Дети по своей природе пытливые исследователи окружающего мира, поэтому организация детского экспериментирования, которая понимается нами как особый способ духовно – практического освоения действительности, направлена на создание таких условий, в которых предметы наиболее ярко обнаруживают свою сущность, скрытую в обычных ситуациях.

Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности, ребёнок, с одной стороны, расширяет представления о мире, с другой стороны – начинает овладевать основополагающими культурными формами упорядочения опыта: причинно – следственными, пространственными и временными отношениями, позволяющими связать отдельные представления в целостную картину. К сожалению возможности дошкольного возраста, в решении этих задач ещё недооцениваются.

У детей очень много вопросов: «Зачем?», «Почему?», «А как это?». Но что бы отвечать на детские вопросы, я поняла, что мне самой надо ещё многое узнать.

В 2013г. я повысила свой образовательный уровень, окончив курсы повышения квалификации Педагогический университет «Первое

сентября» по программе А. И. Савенкова «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», приобрела методическую литературу:

• О. В. Дыбина «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников»

• О. В. Дыбина «Из чего сделаны предметы: игры - занятия для дошкольников»

• Т. А. Шорыгина «Беседы о воде в природе»

• Г. П. Тугушева «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста»

• Н. В. Нищева «Познавательно – исследовательская деятельность как направление развития личности дошкольника. Опыты,

эксперименты, игры».

• Н. В. Нищева «Организация опытно – экспериментальной работы в ДОУ»

Свою работу по исследовательской активности детей я начала с мониторинга: с целью изучения познавательной активности детей в старшей группе. По результатам диагностики я пришла к выводу, что у детей снижены показатели логического мышления, не достаточно грамотно формируют свои мысли, совершенно не умеют делать выводы. Данные диагностики наглядно показали, что у детей нет устойчивого интереса к экспериментальной деятельности. Дети испытывали затруднения по многим показателям: не могли видеть и выделять проблему, принимать и ставить цель.

Немаловажное значение в развитии детской активности имеет хорошо оборудованная, насыщенная предметно – развивающая среда, которая стимулирует самостоятельную исследовательскую деятельность ребёнка.

На 1 этапе для развития экспериментальной деятельности в группе с помощью родителей была оборудована мини лаборатория «Кабинет Кота учёного», в которую приносили всё, что может потребоваться для исследований и экспериментов:

• Контейнеры с песком и водой.

• Клеёнчатые фартуки и нарукавники (можно сделать из обычных полиэтиленовых пакетов).

• Прозрачные и непрозрачные сосуды разной конфигурации и объёма (пластиковые бутылки, стаканы, ковши, миски и т. п.)

• Мерные ложки.

• Сита и воронки разного объёма.

• Резиновые груши разного объёма.

• Формы для изготовления льда, пластиковые основания от шоколадных конфет.

• Пипетки с закруглёнными концами, пластиковые шприцы без игл разного объёма.

• Природные материалы: камешки, перья, ракушки, шишки, семена, скорлупа орехов, кусочки коры.

• Бросовый материал: бумага разного цвета и фактуры, кусочки ткани и кожи, поролона, меха, проволока, пробки, разные коробочки.

• Увеличительные стёкла, микроскоп.

• Бумага для записей и зарисовок, карандаши, фломастеры.

• Песочные часы, весы.

• Рулетка, портновский метр, линейка, треугольник.

В мини – лаборатории дети приобретают навыки работы с простейшими

исследовательскими приборами. Лаборатория постоянно пополняется всё новыми материалом для экспериментирования, который находится в доступном месте для детей.

На 2 этапе мною составлена картотека опытов и экспериментов. Подготовила папки – передвижки для родителей элементарных опытов и экспериментов в домашних условиях, что бы дети могли не только в детском саду применять свои знания, но и вместе с родителями дома проводить интересные эксперименты.

Так же для родителей подготовила консультации: «Роль семьи в развитии поисково – исследовательской активности ребёнка», «Организация экспериментирования за явлениями неживой природы дома», «Организация детского экспериментирования в домашних условиях».

Провела родительское собрание по теме: «Детское экспериментирование»

Мною был разработан проект «Чудо – огород на окошке растет», на протяжении которого совместно с детьми, мы наблюдали за ростом культурных растений (огурцов, моркови, лука). В результате проекта были разработаны конспекты непосредственно образовательной деятельности:

• Конспект НОД по художественно – эстетического развития (рисование) «Отгадай и нарисуй»;

• Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (лепка) «Овощи на тарелочке»;

• Конспект НОД по художественно – эстетическому развитию (аппликация) «Вырежь и наклей то, что нарисовал и слепил»;

• Конспект НОД по речевому развитию «Овощи».

Так же были изготовлены дидактические игры: «Собери картинку», «Найди все овощи», лото «овощи фрукты», картотека загадок «Овощи фрукты», картотека пальчиковых игр на тему «Овощи и Фрукты».

Основной формой детской исследовательской деятельности, которую я использую, являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: водой, песком, снегом, глиной, магнитом. В процессе проведения опытов все дети принимают активное участие. Опыты напоминают детям фокусы. Тем самым у детей развивается любознательность, наблюдательность, и умение находить пути решений проблемных ситуаций.

Родители стали моими единомышленниками в решении поставленных задач. С целью выявления отношения родителей к опытно – исследовательской активности детей я провела анкетирование родителей по теме «Детское экспериментирование». 98% родителей поддерживали детей в опытах и экспериментах, выполняемые дома самостоятельно. 2% родителей не придавали особое значение, что их ребенок не просто чем то занимается, а применяет знания, полученные в детском саду.

В результате анкетирования сделан вывод, что их заинтересовала данная проблема. Качественный анализ полученных ответов показал, что родители положительно относятся к детскому экспериментированию.

Вывод: Проанализировав результаты своей педагогической деятельности по теме: «Детское исследование как метод обучения», я пришла к выводу, что работа в данном направлении эффективна для развития познавательной активности детей в процессе исследовательской деятельности. Что подтверждается итоговой диагностикой. Отмечается положительная динамика по всем критериям овладения детьми старшего дошкольного возраста исследовательской деятельности. У детей повысился уровень логического мышления, они стали более грамотно формировать свои мысли, научились видеть и выделять проблему, ставить цели, делать выводы о проделанной работе. Дети научились фиксировать результаты опытов, рисуя увиденное. Дети стали пользоваться опорными схемами в дидактических играх в определении последовательности проводимого опыта и эксперимента. Немало важно, что у детей повысился интерес к экспериментальной деятельности.

Подводя итог исследовательской работы в конце обучения, я отметила, что используя системный, спланированный подход в обучении по разделу «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников», используя приборы, оборудование, объекты неживой природы, наглядность в виде картин, иллюстраций, разнообразных дополняющих друг друга приемов, видов и форм обучения с учетом уровня знаний, возраста и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Я получила хороший результат.

Публикации по теме:

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Детское проектирование как метод обучение дошкольников Как мы знаем, в современных требованиях к структуре профессиональной компетентности педагогических работников, одной из ведущих компетенций,.

Отчёт по теме самообразования «ПДД — основа безопасности жизни дошкольников»Отчёт по теме самообразования «ПДД — основа безопасности жизни дошкольников» Встал малыш на ноги – он уже пешеход. Сел ребенок на велосипед – он уже водитель. Поехал в автобусе – он уже пассажир. И везде его подстерегает.

План самообразования воспитателя по теме «Развитие творческих способностей дошкольников в коллективной деятельности» Индивидуальный маршрут Профессионального роста Воспитателя Хованской Ольги Валерьевны МДОУ “ЦРР-детский сад”Колосок” На 2014-2015 учебный.

Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания».Проект «Детское экспериментирование как метод экологического воспитания». В наши дни экологические проблемы как никогда, являются наиболее актуальными. Поэтому основы экологического воспитания должны закладываться.

Проект «Детское экспериментирование, как способ познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС» Теоретическое обоснование детского экспериментирования, как способа познавательной активности старших дошкольников в соответствии с ФГОС.

Проект по теме самообразования «Как развить умения и навыки самоорганизации у дошкольников (PYP)» .

Работа по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста»Работа по теме самообразования «Роль семьи в воспитании детей дошкольного возраста» Для воспитания детей нужен не великий ум, а большое сердце - способность к общению, к признанию равенства душ взрослого и ребенка. С. Соловейчик.

Детское экспериментирование как метод обучения детей старшего дошкольного возраста .

Детское исследование «Почему гуси всегда выходят сухими из воды?» Здравствуйте, я Рогозина Полина, мне 5 лет, воспитанница детского сада № 25 «Василек». Тема моего исследования «Почему гуси всегда выходят.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Работа по теме самообразования «Детское исследование как метод обучения старших дошкольников».
Опубликовано: 7 июля 2015 в 15:52
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
30 апреля. День пожарной охраны России. Папка-передвижка «Пожарные»

День пожарной охраны — профессиональный праздник работников пожарной охраны. Отмечается в Российской Федерации ежегодно, 30 апреля.

2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД