Папки-передвижки

Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

Елена Усцова
Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства

В последние годы идет переосмысление сущности патриотического воспитания: идея воспитания патриотизма и гражданственности, приобретая все большее общественное значение, становится задачей государственной важности. Чувство патриотизма у детей формируется постепенно в процессе накопления знаний и представлений об окружающем, вырастает из любви к близким, к родному краю.

Дошкольное детство – важнейший период становления личности человека, когда закладываются основы гражданских качеств, формируются первые представления детей об окружающем мире, обществе и культуре.

Публикация «Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства» размещена в разделах

Патриотическое воспитание с дошкольного возраста – единственно верный путь успешной ранней социализации личности, формирования устойчивой связи поколений и обеспечение связи человека с родными корнями, его любви к отечеству, которая начинается с осознанного и ответственного отношения к малой родине.

Народное декоративно-прикладное искусство – неотъемлемая часть культуры. Эмоциональность, поэтическая образность этого искусства близки, понятны и дороги людям. Оно воспитывает чуткое отношение к прекрасному, способствует формированию гармонично развитой личности. Основанное на глубоких художественных традициях, народное искусство входит в жизнь и культуру нашего народа, благотворно влияет на формирование человека будущего.

Вятская земля издавна славилась самобытными народными промыслами: изделиями из капа, кружевоплетением, изделиями из меха, лозоплетением, изделиями из соломки, бересты, неповторима по красоте и оригинальна вятская матрёшка, расписная глиняная дымковская игрушка стала символом вятского края. Вятская земля родина выдающегося писателя-романтика А. С. Грина, художников В. М. и А. М. Васнецовых.

Художественные произведения, созданные вятскими народными мастерами, всегда отражают любовь к родному краю, умение видеть и понимать окружающий мир.

На протяжении многих лет приоритетным направлением в развитии дошкольника в стенах детского сада «Огонёк» является художественно-эстетическое развитие детей. Педагогами ведется огромная работа в этом направлении:

- обеспечивается динамика предметно-развивающей среды : мастерские детского творчества и уголки искусства в группах;

- подбираются произведения декоративно-прикладного искусства;

- собирается полезная информация о декоративно-прикладном искусстве и художниках Вятского края;

- разработан алгоритм технологии ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края.

- реализуются перспективные планы по возрастам;

Накопленный опыт используется нами и в решении задач патриотического воспитания.

Творческими группами педагогов разрабатываются:

- темы ознакомления с декоративно-прикладным искусством родного края, в которые вошло знакомство с изделиями из глины, бересты, соломки, лозы, меха, вышивка, вязание, резьба по дереву, кованые изделия и др. Подбирались такие предметы декоративно-прикладного искусства, которыми славилась Вятская земля; Показать альбомы.

- опираясь на опыт работы Ирины Анатольевны Лыковой, педагогическим коллективом был разработан алгоритм ознакомления, который состоит из трех этапов;

- а так же перспективные планы по возрастам.

Процесс ознакомления рассчитан на весь учебный год, на каждую тему отводиться один месяц.

На первом этапе ознакомления педагог знакомит детей с произведением декоративно-прикладного искусства с древними профессиями человека, предназначением этого предмета.

На данном этапе в процесс ознакомления вовлекаются родители. Мамы, бабушки исполняют роли мастериц, знакомят детей с инструментами, материалами, которые необходимы для изготовления того или иного предмета искусства, показывают технику выполнения.

2 этап ознакомления называется «Творческое создание»

Здесь дети подобно народным мастерам, создают свои произведения, выбирая по желанию вид деятельности, материалы и способы изготовления.

Задачи данного этапа – это воспитание в детях уважения к труду народных мастеров, развитие художественно - изобразительных навыков через продуктивно-творческую деятельность, накопление и обогащение эмоционально-положительного отношения к образам добрых героев и их поступкам.

3 этап ознакомления называется «Общение с результатами собственного творчества»

Созданные поделки обыгрываются, ими может быть оформлена группа, или выставка в творческой мастерской, а так же дети их используют в театрализованной деятельности.

В процессе ознакомления с декоративно-прикладным искусством и художниками родного края дети расширили представления о малой родине, узнали:

- о нравственных и эстетических ценностях культуры родного края (отношения к природе, семье, Родине);

- о творцах народной культуры (о приемах рукотворного мастерства, о творческих решениях);

- о созидательном опыте многочисленных поколений (опыт хозяйственной жизни, семейной);

- о именах художников родного края;

- о исторических местах.

Таким образом, полученные знания помогли сформировать отношения, основы гражданских качеств, почувствовать себя наследниками того, что было создано, приобретено, накоплено предшествующими поколениями, способствовали формированию чувства патриотизма.

Список литературы:

1. Лыкова Н. А. Программа художественного воспитания, обучения и развития детей 2-7 лет «Цветные ладошки». М. И. Д. «Цветной мир».20011-144с. переиздание доработка и дополнение.

2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования в вопросах и ответах. Е. А. Кудрявцева, Т. В. Гулидова.

3. Общеобразовательная программа дошкольного образования в группах общеразвивающей направленности с приоритетным осуществлением деятельности по развитию детей по художественно-эстетическому направлению.

4. От рождения до школы.

Примерная основная образовательная программа дошкольного образования. Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой.

Публикации по теме:

Опыт работы по знакомству с декоративно-прикладным искусством казахского и русского народов Декоративное искусство зародилось при родовом строе, когда человек украшался браслетами, кольцами. Позднее появились предметы украшения.

Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Узоры России»Дидактическая игра по ознакомлению с декоративно-прикладным искусством «Узоры России» Дидактическая игра «Узоры России» по ознакомлению детей среднего и старшего дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством – «Городец»,.

Фотоотчет о развитии познавательного интереса к малой Родине у детей дошкольного возрастаФотоотчет о развитии познавательного интереса к малой Родине у детей дошкольного возраста Рассматриваем книги о Кубани, карту Краснодарского края, Красную книгу Кубани. Дети очень заинтересовались и увлеченно делились друг с.

Работа с родителями по приобщению детей к любви к малой РодинеРабота с родителями по приобщению детей к любви к малой Родине В нашем детском саду одна из годовых задач в на этот учебный год:" Нравственно -патриотическое воспитание в условиях реализации ФГОС" Наряду.

Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» Выжигание по дереву или «Пирография»Конспект занятия «Знакомство с декоративно-прикладным искусством» Выжигание по дереву или «Пирография» Выжигание по дереву, или пирография - очень красивый и древний вид декоративно-прикладного искусства. Это очень интересное творчество! Оно.

Занятие по ознакомлению дошкольников с декоративно-прикладным искусством Кубани «Возвращение к истокам Кубани» Программное содержание: Продолжить знакомить с народным бытом и занятиями людей на Кубани в прошлом и настоящем. Сформировать представление.

Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством Кроссворд по теме «Знакомство детей дошкольного возраста с декоративно-прикладным искусством» (материалы к педсовету) Определите.

Знакомство детей с декоративно прикладным искусством. Занятие для средней группы «Украсим платье дымковской барышне» «Укрась платье дымковской барышне» Программное содержание: - закрепить знания о дымковских игрушках; -закрепить навыки рисования элементов.

Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент)Знакомство детей с народным декоративно-прикладным искусством Карелии (карельский орнамент) з опыта работы Матюшевой Ирины Юрьевны Цель: Организация системы работы по нравственно-патриотическому воспитанию дошкольников через ознакомление.

Занятие по знакомству с народным декоративно-прикладным искусством Конспект совместной деятельности по художественному творчеству с детьми средней группы. «Знакомство с народным декоративно-прикладным искусство».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Расширение представлений о малой Родине у детей старшего дошкольного возраста посредством декоративно-прикладного искусства
Опубликовано: 26 июня 2016 в 20:24
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД