Папки-передвижки

Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр

Любовь Гмыря
Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр

Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр

Фонематическая сторона речи - способность ребенка воспринимать и различать фонемы родного языка. Данная способность является основой общего развития речи. В психологии существует теория научения, описанная Р. С. Немовым, сущность которой состоит в том, что ребенок учится говорить, воспринимая фонемы, и благодаря способности к подражанию воспроизводит их. Особое значение развитию фонематической стороны речи предавала А. М. Бородич как залогу успешного в дальнейшем обучения грамоте и письму.

Публикация «Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр» размещена в разделах

Дошкольный возраст является уникальным и решающим периодом развития ребёнка, когда возникают основы личности, складывается воля и произвольное поведение, активно развивается воображение, творчество, общая инициативность. Однако все эти важнейшие качества формируются в главной деятельности дошкольника - в игре. Так как в игре проявляются и формируются все стороны психической жизни человека, а развитие речи происходит в неразрывной связи с другими сторонами формирования личности, то именно через игровую деятельность все стороны речи будут развиваться наиболее ярко, в том числе и фонематическая сторона речи.

Работа по развитию речи должна выстраиваться поэтапно, то есть начиная от различения неречевых звуков до осуществления фонематического анализа. Следовательно, и внедрение игр на развитие фонематической стороны речи должно быть поэтапным.

Примеры игр на развитие фонематической стороны речи

«Постучалки». Взрослый демонстративно стучит палочкой по предметам и объектам находящихся в группе и просит детей запомнить эти звуки на слух. Следующим моментом этого упражнения является узнавание этих звуков на слух без опоры на зрение.

«Узнай музыкальный инструмент». Взрослый играет на каком-либо знакомом ребенку музыкальном инструменте: дудочке, колокольчике, барабане и т. д., а ребенок с закрытыми глазами узнает по звуку и называет звучащий музыкальный инструмент.

«Далеко – близко?». Воспитатель показывает детям игрушечного котенка и просит внимательно послушать и запомнить, как он мяукает, когда находится близко (громко, когда далеко (тихо). Затем произносит «Мяу», меняя силу голоса, а дети отгадывают, близко или далеко мяукает котенок. Аналогично проводятся игры, где гудит пароход («У-у-у»); где плачет ребёнок («А-а-а») и т. п.

«Животные и их детеныши». Детям раздают картинки с изображениями домашних животных – взрослых и детенышей: коровы и теленка, козы и козленка, и др. Воспитатель произносит каждое звукоподражание то низким, то высоким голосом («Му-у», «Бе-е», и т. д.). Дети должны, ориентируясь на характер звукоподражания и одновременно на высоту голоса, поднимать соответствующие картинки.

«Хлопочки». Воспитатель показывает детям картинку и громко, четко называет изображение: «Вагон». Затем объясняет: «Я буду называть эту картинку то правильно, то неправильно, а вы внимательно слушайте. Когда я ошибусь, вы хлопните в ладоши». Произносит: «Вагон – вакон – фагон – вагон – факон – вагом» и т. д. Необходимо начинать со слов, простых по звуковому составу, и постепенно переходить к сложным.

«Найди пару». Воспитатель выкладывает в одну линию следующие картинки: ком, бак, сук, ветка, каток, горка, коса, лев. Картинки для детей – лом, лак, лук, сетка, моток, корка, коза, лес. Дети должны поставить свою картинку под той, название которой звучит похоже.

«Найди лишний». Воспитатель произносит несколько слогов, например, на-на-на-па. Дети определяют, что здесь лишнее. Затем слоговые ряды усложняются, например, на-но-на; ка-ка-га-ка; па-ба-па-па и т. п.

«Доскажи словечко». Воспитатель показывает детям картинки (по одной) и называет их, опуская последний звук, например, «Тан, пау, вени.» и т. д. Ребенок повторяет слово целиком, а затем произносит звук, который пропустил воспитатель.

«Мяч лови и мяч бросай – сколько звуков, называй». Воспитатель, бросая мяч, произносит слово. Ребенок, поймавший мяч, определяет последовательность звуков в слове и называет их количество. Последовательность усложнения: МАК, СОН, КИТ; РАМА, КАША, МАМА; КРОТ, СТОЛ, СПОР.

Игры и упражнения не могут в полном объеме решить задачи по развитию фонематической стороны речи, но могут помочь в закреплении знаний, полученных в организованной образовательной деятельности.

Следует помнить, что любая работа будет плодотворна в том случае, если проводится систематически.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Из опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитанияИз опыта работы. Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством экологического воспитания Общеизвестно, что речевые умения детей в современном мире желают быть лучше, активный словарь обедненный, пассивный не развит, диалогическая.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей». Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники»Отчет по самообразованию «Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования приёмов мнемотехники» Речь - это удивительное сильное средство, но нужно иметь много ума, чтобы пользоваться им. Гегель Георг Фридрих Речевое развитие – это.

Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возрастаИгровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей среднего дошкольного возраста Уважаемые педагоги, Вашему вниманию представлена работа на тему «Игровая деятельность как средство развития звуковой стороны речи у детей.

Развитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментированияРазвитие познавательных способностей детей старшего дошкольного возраста посредством детского экспериментирования Современный образовательный процесс немыслим без поиска новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих.

Развитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие речевого дыхания у детей младшего дошкольного возраста посредством дидактических игр Формирование правильной речи ребёнка является одной из основных задач дошкольного образования. Однако динамический анализ практической ситуации.

Развитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тестоРазвитие речи детей младшего дошкольного возраста посредством использования нетрадиционной техники лепки — соленое тесто Уважаемые коллеги, здравствуйте! Хочу рассказать вам о теме моего самообразования. Темой моего самообразования за 2015- 2016 уч. года.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие фонематической стороны речи детей дошкольного возраста посредством игр
Опубликовано: 30 декабря 2020 в 07:45
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД