МААМ-картинки

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]» (9 фото)

Ирина Гурова
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»

Тема: «Звуки [У]-[А]. Совушка и клоун Алик в гостях у детей».

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

• Закреплять, уточнять произношение звуков [у], [а], учить дифференцировать их на слух и в произношении.

• Учить различать звуки [а], [у] на слух в ряду гласных звуков, на фоне слова, выбирать картинки, в названии которых имеются заданные звуки.

• Формировать умение анализировать звукосочетания «АУ», «УАУ».

• Упражнять в составлении простого предложения, распространённого дополнениями.

Коррекционно-развивающие:

Публикация «Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе „Звуки [У]-[А]“» размещена в разделах

• Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, графо-моторные умения, пространственные представления.

• Способствовать развитию общей и пальчиковой моторики, координации речи с движениями.

Воспитательные:

• Воспитывать умение внимательно слушать логопеда и друг друга, взаимодействовать в группе.

Материал:

«Пальчиковые бассейны» из фасоли и гороха, игрушки: сова, клоун Алик, утюг, автомобиль, апельсин, утёнок, 4 подарочных пакетика, символы звуков [а] и [у], предметные картинки, имеющие в названии эти звуки, карточки с буквами «А» и «У», большие буквы «А» и «У» красного цвета для коллажа и маленькие картинки для наклеивания, карточки с пунктирными изображениями звукосочетаний «УА», «АУА» по количеству детей, красные карандаши.

Ход занятия:

I. Организационный момент.

1) В «пальчиковом бассейне» из фасоли находятся картинки, имеющие в названии звук [у] (утёнок, узел, утюг, улей, улитки, ужи, улица, утка). Логопед предлагает детям подойти, узнать картинку по видимому фрагменту изображения, назвать её, и затем достать и сесть на стульчик. После того, как каждый ребёнок взял картинку, происходит обсуждение: «Чем похожи все слова?» Дети определяют, что в каждом слове мы слышим звук [у].

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»
Фото «Звуки [У]-[А]»

2) В «пальчиковом бассейне» из гороха находятся картинки, имеющие в названии звук [а] (акула, автобус, абрикосы, антенна, арбуз, автомат, ананас, апельсин). Логопед предлагает детям подойти, узнать картинку по фрагменту изображения, назвать её, и затем взять и сесть на стульчик. После того, как каждый ребёнок взял картинку, происходит обсуждение: «А чем похожи все эти слова?» Дети определяют, что в каждом слове мы слышим звук [а].

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе - фото
Фото №1 Тема Звуки У А

Логопед: «Ребята, а кто помнит, с кем вместе мы слушали звук [у]? Конечно, вместе с совой. Это её любимый звук. А чей же любимый звук [а]? Молодцы! Конечно, вы угадали, это клоун Алик. Сегодня совушка и клоун Алик пришли к нам в гости вместе. Они хотят научиться различать эти звуки и поиграть вместе с нами!

II. Характеристика, сопоставление звуков [а] и [у] по артикуляционно-акустическим признакам.

Логопед: «Давайте вспомним всё, что знаем о звуке [у]». Ответы детей, обобщение: «Когда мы произносим [а], рот широко открывается».

«А что мы узнали о звуке [у]?» Ответы детей, обобщение логопеда: «Когда мы произносим звук [у], губы вытягиваются трубочкой (на доске размещаются символы звуков). Мы с вами уже знаем буквы, которыми обозначаются эти звуки (дети сами размещают буквы на доске).

Фото №2 Совушка и клоун Алик в гостях у детей

III. Развитие фонематических процессов.

Логопед: «А сейчас наши гости хотят с нами поиграть и заодно поучиться слушать свои любимые звуки».

1) Угадывание звуков по беззвучной артикуляции.

Логопед: «Сейчас я буду произносить звуки «А» и «У» очень-очень тихо: так, что их будет не слышно, но зато видно. Если я скажу [у] - покажите гостям букву «У», а если [а], то покажите букву «А».

2) Различение звука в ряду гласных.

Логопед: «Продолжаем игру: теперь будет слышно, но не видно. А вы снова показывайте нужные буквы: А, У, И, У, Э, Ы, У, А, У, У»… После игры логопед задаёт вопросы: «Что вы слушали? (звуки). А что вы показывали? (буквы). Давайте вспомним правило: «Мы звук произносим и слышим, а букву мы видим и пишем!»

3) Выделение звука на фоне слова.

Логопед: «А теперь вы услышите слова. Помашите совушке левой рукой, когда услышите её любимый звук. А Алику помашите правой рукой, когда услышите его любимый звук: аист, адрес, апельсин, улей, утка, Аня, узел, Аля, угол, умница, улица». После этого логопед предлагает «подарить» буквы гостям – отнести буквы «У» сове, а буквы «А» - клоуну.

4) Развитие фонематических представлений. Выбор предметов, имеющих в названии различаемые звуки.

Логопед: «Ребятки, совушка и клоун Алик недавно ходили в магазин и принести покупки. Они хотят загадать нам загадку о своих покупках. Вот эти предметы! И пакетики есть! Интересно, сможем ли мы определить, кто что купил? Давайте попробуем». Дети называют предметы, определяют первый звук в слове, убирают покупку в пакет и отдают хозяину: «В слове «утюг» первый звук «у». Его купила сова» и т. д. обо всех.

Фото №3 Задачи Коррекционно образовательные Закреплять уточнять произношение звуков у а учить дифференцировать их на слух и в произношении

IV. Развитие общей моторики, координации речи с движениями.

Логопед от имени гостей предлагает детям поиграть в игры про совушку и клоуна.

1). Игра «Совушка-сова»

Совушка-сова – большая голова,

(Положить руки на голову)

На пеньке сидит,

(Поставить руки на пояс)

Головой вертит,

Во все стороны глядит,

(Повороты головой вправо-влево)

Да каааак полетит!

(Имитация взмахов крыльями)

2). Игра «Клоун»

На арену клоун вышел!

(Ходьба на месте)

Кто из вас о нём не слышал?

(Поднять руки вверх и помахать)

Поклонился, улыбнулся,

Потянулся, повернулся!

Он присел, потом привстал,

Головою покачал.

(Выполнять движения в соответствии с текстом)

Мы захлопали в ладоши,

(Хлопки в ладоши)

Значит, клоун был хороший!

(Поднять руки вверх и помахать)

V. Развитие грамматического строя речи, памяти. Игровое упражнение «Покупки». Составление простого распространённого предложения.

Логопед: «Ребята, покупки из магазина у наших гостей теперь убраны в пакеты. А вы запомнили, кто что купил? Я сейчас задам вам вопросы, а вы попробуйте ответить на них правильно:

- Что купила в магазине сова? (Сова купила в магазине утюг и игрушечного утёнка).

- Что теперь есть у совы? (У совы есть утюг и игрушечный утёнок).

- Что купил в магазине Алик? (Алик купил в магазине апельсин и игрушечный автомобиль).

- Что теперь есть у Алика? (У Алика есть апельсин и автомобиль).

- Что сова будет делать утюгом (Сова будет гладить утюгом….)

- А зачем Алику апельсин? (Алик будет есть апельсин) и др.»

VI. Развитие навыков звукового анализа и синтеза, графических умений.

1) Анализ звукосочетаний «АУ», «УАУ»

Логопед произносит звукосочетание: «АУ» и задаёт детям вопросы:

- Что вы услышали? Повторите.

- Сколько звуков я произнесла?

- Какой был первый звук?

- Какой второй звук?»

Вот как интересно! Сначала Алик спел свою любимую песенку, а потом совушка и получилось «АУ»! Соответствующие буквы выкладываются на доске, дети читают слияния гласных. Аналогично идёт анализ звукосочетания «УАУ».

2) Дети получают от гостей задание: обвести буквы по точкам на карточке

и прочитать их сочетания («УА», «АУА»).

Фото №4 Учить различать звуки а у на слух в ряду гласных звуков на фоне слова выбирать картинки в названии которых имеются заданные звуки

VII. Подведение итогов занятия.

Логопед: «Ну вот, ребята, нашей гостям уже пора домой. Они приготовили нам на память подарки. Вот они какие! Это две большие буквы: «А» и «У». Вы догадались, кто из них какую букву принёс? Но это ещё не всё! В одной коробочке они принесли нам маленькие картинки для украшения этих букв. Вечером вы их наклеите на буквы, и получатся красивые коллажи! А сейчас давайте вместе попробуем их расположить». Дети коллективно раскладывают картинки на буквы, самостоятельно определяя первый звук в каждом слове. Логопед от имени игровых персонажей хвалит детей за активность в играх и помощь.

Фото №5 Формировать умение анализировать звукосочетания АУ УАУ Фото №6 Упражнять в составлении простого предложения распространённого дополнениями
Публикации по теме:

Конспект фронтального логопедического занятия «Звуки [Э]-[И]’. Дифференциация» в средней группе Цель — учить правильно произносить звуки ‘Э’, ’И’, дифференцировать их на слух и в речи Коррекционно-образовательные задачи: 1. Закрепить.

Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]»Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звук [М]» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Закреплять, уточнять произношение звука [м] изолированно, в слогах, словах, предложениях. • Развивать.

Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года»Конспект логопедического занятия по развитию лексико-грамматических категорий и связной речи в средней группе «Времена года» Задачи: Коррекционно-образовательные: • Уточнять, активизировать словарный запас по теме «Времена года». • Закреплять умение составлять.

Конспект по развитию фонетико-фонематической стороны речи и обучению грамоте в старшей группе «Звуки [У], [А], [О]» ЦЕЛЬ: Формирование умения различать звуки на примере гласных звуков А, У, О. ЗАДАЧИ: В ходе интегрированной образовательной деятельности.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Ф] и [Ф’]» Конспект занятия по развитию речи в средней группе. Звуки [Ф-Ф']. Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [Ф-Ф'] в изолированном.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [Л], [Л’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [л-л'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе Звуки [р]-[р’] Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение звуков [р-р'] в изолированном виде, в словах и фразах; активизировать словарь.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Звуки [С], [С’]» Программные задачи: Образовательные – уточнять произношение [С-С'] в изолированном виде, в словах и фразах; активировать словарь детей;.

Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]»Конспект занятия во второй младшей группе по развитию речи «Звуковая культура речи. Звуки [м], [м’]» Тема: Звуковая культура речи: звуки м, мь. Дидактическое упражнение «Вставь словечко» Цель занятия: Упражнение детей в четком произношении.

Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]»Конспект занятия по развитию речи в средней группе «Зимующие птицы. Звуки [с]-[с’]» Цель: способствовать формированию правильного артикуляционного произношения звуков. Задачи: 1. Формирование представлений о зимующих птицах,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект логопедического занятия по развитию фонетико-фонематической стороны речи в средней группе «Звуки [У]-[А]»
Опубликовано: 6 декабря 2020 в 22:18
+317Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД