МААМ-картинки

Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

Алёна Штанова
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности

МБДОУ Урской детский сад «Росинка»

Развитие коммуникативных навыков

у детей дошкольного возраста посредством

игровой деятельности

(из опыта работы)

Подготовила:

воспитатель МБДОУ

Урской детский сад «Росинка»

Штанова

Алёна Викторовна

Урск

2013

Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья!

Публикация «Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» размещена в разделах

Счастье – когда ты умеешь быть понятым и самим собой, и людьми. Вся наша жизнь проходит в общении с собой и людьми. От того, как мы умеем общаться, выражать свои просьбы и чувства, понимать чужие и реагировать на них – зависит очень многое. Ребенок, который мало общается со сверстниками и не принимается ими из-за неумения организовать общение, быть интересным окружающим, чувствует себя уязвленным, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, возрастанию робости в контактах, замкнутости. Общение – основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека. Все без исключения хотят видеть детей счастливыми, улыбающимися, умеющими общаться с окружающими людьми. Но не всегда это получается, и одна из проблем, стоящих перед взрослыми – помочь ребенку.

Итоги наблюдений за детьми в период их адаптации к условиям детского сада показывают, что ребята испытывают серьезные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками: это дети суетливые, крикливые, или наоборот пассивные, общающиеся короткими, искаженными фразами, застенчивые, конфликтные, дети с заниженной самооценкой, эмоциональной неустойчивостью, агрессивностью. Чтобы помочь таким детям необходимо как можно раньше планомерно и целенаправленно вести работу по формированию у них коммуникативных навыков. От того, как сложатся отношения ребенка в первом его жизни коллективе – группе детского сада, во многом зависит его дальнейшая судьба. Это актуализируется и в Федеральном государственном образовательном стандарте ДО к структуре основной образовательной программы дошкольного образования в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие».

В настоящее время коммуникативное развитие детей вызывает серьезную тревогу. Ни для кого не секрет, что лучший друг для современного ребенка – это телевизор или компьютер, а любимое занятие – просмотр мультфильмов или компьютерные игры. Родители пытаются заменить непосредственное общение с ребенком дорогими игрушками, планшетами, телефонами. Дети стали меньше общаться не только со взрослыми, но и друг с другом. А ведь живое человеческое общение существенно обогащает жизнь детей, раскрашивает яркими красками сферу их ощущений.

Работая с детьми не один год, общаясь с ними изо дня в день в процессе своих наблюдений, выявила, что развитие коммуникативных навыков необходимо рассматривать в качестве одной из наиболее значимых, можно сказать – приоритетных задач воспитания, которые являются и важнейшей частью социализации ребенка. Поэтому, решая проблему коммуникативной сферы детей, пришла к выводу, что основным и наиболее доступным средством становится игра как ведущий вид деятельности.

Перед собой поставила цель: выявить влияние игровой деятельности на развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста.

Для достижения этой цели определила ряд следующих задач:

1. Обучить детей речевым средствам общения.

2. Развивать творческие способности и воображение в процессе игрового общения.

3. Развивать навыки общения в различных жизненных ситуациях со сверстниками, педагогами, родителями и другими окружающими людьми.

4. Формировать умения и навыки практического владения выразительными движениями (мимикой, жестами, пантомимикой).

5. Способствовать развитию эмоциональной сферы ребенка, доброжелательного отношения к окружающим.

6. Воспитывать у детей интерес к окружающим людям, желание и умение сотрудничать, учитывать и уважать интересы других, умение находить общее решение в конфликтных ситуациях, чувство понимания и потребности в общении.

Я провела мониторинг развития коммуникативных навыков ребенка в процессе общения со сверстниками, используя метод наблюдения «Капитан корабля», диагностики: «Варежка», «Картинки» Е. О. Смирновой, Е. О. Калягиной. Сделала выводы о необходимости помочь детям наладить отношения с окружающими, чтобы этот фактор не стал тормозом на пути развития детей.

Свою работу с детьми начала строить так, чтобы к старшему дошкольному возрасту, дети смогли сотрудничать, слушать и слышать сверстников и взрослых, обмениваться информацией. Кроме этого, у дошкольников должно сформироваться умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих людей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами.

На подготовительном этапе работы подобрала и изучила необходимую литературу, провела анкетирование родителей «Ваши взаимоотношения с детьми», «Об отношениях их ребенка к сверстникам», обновила развивающую предметно-пространственную среду в группе (новые игры, активизирующие познавательную активность детей, материалы и оборудование для конструирования, рисования, ручного труда, экспериментирования и театрально- игровой деятельности, что способствует обогащению игрового опыта детей.

Пространство группы разделила на игровые зоны : интеллектуальную, театрально-игровую, творческую, сюжетно-ролевые игры, строительно-конструктивную, игры с двигательной активностью, уголок уединения. Это позволило детям организовать одновременно разные игры в соответствии со своими интересами и замыслами, не мешая друг другу.

Неоспорим тот факт, что игра, как ведущая форма деятельности в дошкольном возрасте оказывает качественно и решающее воздействие на формирование личности ребенка, на развитие общения в частности. Во время игр происходит социальное, эмоциональное и психическое становление ребенка. Игра дает детям возможность воспроизвести взрослый мир и участвовать в воображаемой социальной жизни. Дети учатся разрешать конфликты, выражать эмоции и адекватно взаимодействовать с окружающими. Именно совместная игра – главное содержание общения. Это сюжетно-ролевые, театрализованные, дидактические, подвижные.

Играя с детьми в сюжетно-ролевые игры, увидела, как дети учатся играть вместе с другими детьми, развивают речевые умения, формируется умение слушать собеседника, решать конфликтные ситуации. Когда создается новая жизненная ситуация, тогда дети стремятся полнее реализовать потребность в общении. В сюжетно-ролевых играх дети совершенно свободны и вносят даже в подражательное действие нечто оригинальное и неповторимое. Часто дети разыгрывают бытовые темы («Дочки-матери, «Поликлиника», «Магазин», «Перекресток», «Супермаркет» и др.). Они легко воспроизводят профессиональную деятельность взрослых, копируют их поведение, характер взаимоотношений. Дети свободно ведут диалог друг с другом (ролевой и по поводу игры). И чем чаще организуется игра, тем больше возникает желание поиграть еще и еще.

Театрализованные игры создают благоприятные условия для развития чувства партнерства, осваиваются способы позитивного взаимодействия. Участвуя в театрализованной игровой деятельности, дети познают мир, учатся связно рассказывать, чувствовать, передают интонацию, активно пользуются движениями, мимикой и жестами. Велика роль театрализованной деятельности и в речевом развитии ребенка. Театрализованные игры детей способствуют активизации разных сторон их речи – словаря, грамматического строя, диалога, монолога, совершенствования звуковой стороны.

Также развивают коммуникативные навыки у дошкольников подвижные игры, пальчиковые игры, самостоятельные игры, дидактические игры. Во всех этих играх необходимо договариваться между собой, уступать друг другу, вести диалог между собой. Играя в дидактические игры, у детей вырабатывается понимание общности некоторых проблем, а совместное решение в процессе игры помогает лучше овладевать навыками общения, при этом дети учатся выполнять четкие правила игры, что дисциплинирует, дает возможность общаться в коллективе, слушать товарища.

Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка, в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребенок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной. Дети охотно общаются с педагогом, делясь своими переживаниями, новостями, задают вопросы познавательного характера, вовлекают в свои игры и в процессе игры ведут с ним диалог — ролевой и по поводу игры. Дошкольники делятся с воспитателем своими впечатлениями о событиях дома, об увиденном, прочитанном, о своих игрушках и т. п.

Коммуникативные игры использую не только в организованно образовательной деятельности, но и включаю во все режимные моменты каждый день, в зависимости от цели и их предназначения. В нашей группе есть традиционные, любимые игры такие как «Клубочек», «Доброе утро», «Назови ласково», «Комплименты», «Волшебные конфеты» и др. Они создают такую обстановку, что каждый ребенок чувствует, что именно его ждут и с радостью встречают. Каждое утро начинается с «Утреннего приветствия», где мы можем приветствовать друг друга не только вербальным, но и невербальным способом.

В группе создан уголок примирения. «Мирилка» помогает дошкольникам разрешить конфликтные ситуации, возникающие в ходе подвижных или сюжетно-ролевых игр.

Но одной работы воспитателя недостаточно для полноценного развития ребенка дошкольного возраста. Очень важно иметь тесную связь с семьей, чтобы возникло взаимопонимание, доверие. Параллельно веду работу с родителями, как информационную, так и практическую. Консультации, индивидуальные беседы, родительские собрания, проводимые в нетрадиционной форме «Учим детей общению», «Играем вместе с детьми», «Воспитание культуры общения в семье», мастер-класс «Игры с пальчиками». Совместные праздники помогают родителям глубже узнать своего ребенка и помочь ему стать увереннее, наладить отношения с друзьями, справиться с застенчивостью, а также принимать активное участие в делах группы и сада, в воспитательно-образовательном процессе вместе с детьми. Родители, несмотря на свою занятость, совместно с детьми стали активными участниками муниципальных конкурсов. А также, с огромным увлечением дети и родители участвуют в театрализованном представлении проводов Русской зимы, празднования Рождества Христова.

По итогам диагностики у детей старшего дошкольного возраста сформировано положительное отношение к миру, к другим людям и самому себе, дети обладают чувством собственного достоинства; активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх. Дети способны договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляют свои чувства, в том числе чувство веры в себя, умеют подчиняться разным правилам и социальным нормам.

Таким образом, можно сделать вывод, что чем раньше педагоги начнут работу с детьми по развитию их коммуникативных навыков, тем более продуктивным будет личностное развитие детей. Для этого необходимо сделать среду для воспитанников интересной и содержательной, наполненной радостью творчества, чтобы полученные навыки дети смогли применять в повседневной жизни, что будет способствовать дальнейшей успешной социализации. Систематическая работа по развитию коммуникативных навыков посредством игровой деятельности способствует улучшению социального статуса ребенка. От того, как сформированы навыки общения, умения управлять своими эмоциями, во многом зависит характер будущих отношений дошкольников в социуме. Поэтому я полагаю, что данное направление работы поможет детям в будущем безболезненно адаптироваться в новых для них условиях школьной жизни, а приобретенный опыт в детском саду позволит успешно решать социальные задачи.

Публикации по теме:

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Формирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельностиФормирование коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности Актуальность. Многие дошкольники испытывают серьёзные трудности в общении с окружающими, особенно со сверстниками. Причины возникновения.

Консультация для воспитателей «Развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста». Игра, учение, труд - вот три основных вида деятельности человека. Игра готовит ребёнка и к изучению, и к труду, при этом сама игра всегда.

Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности»Опыт работы «Развитие коммуникативных способностей у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Научись любить и понимать людей и рядом с тобой всегда будут друзья! Способность общаться — это дар или то, чему можно научиться? Общение.

Отчёт по теме «Развитие математических способностей детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности» Уважаемые коллеги! Хочу поделиться опытом работы и представить вашему вниманию отчёт за межаатестационный период по теме:«Развитие математических.

Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»Отчёт по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Отчёт по самообразованию Тема «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» Воспитатель Письменная.

Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях»Открытое заседание МО воспитателей «Развитие игровой деятельности у детей дошкольного возраста в современных условиях» Задачи: способствовать развитию сотрудничества педагогов ДОО; расширить знания педагогов по вопросам организации игровой деятельности; поддержка.

План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности»План работы по самообразованию «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного возраста в игровой деятельности» План работы по самообразованию воспитателя Письменной Елены Геннадьевны Тема: «Развитие сенсорных эталонов у детей младшего дошкольного.

Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО «Развитие социально-коммуникативных навыков у старших дошкольников в процессе игровой деятельности с учетом ФГОС ДО» 1. Общие положения.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие коммуникативных навыков у детей дошкольного возраста посредством игровой деятельности
Опубликовано: 17 ноября 2020 в 17:33
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД