Получи документы

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте

Зоя Ермакова
Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте

РАЗВИТИЕ КРЕАТИВНОСТИ В СТАРШЕМ ДОШКОЛЬНОМ

Изучение закономерностей психического развития детей имеет как практическое, так и огромное теоретическое значение. История умственного развития ребенка выделялась в философии как область знания, которой складывается теория познания и диалектика. Умственное развитие детей, начиная с младенчества, является результатом сформированных в деятельности умственных действий, которые позволяют ребенку ориентироваться в разнообразных проблемных ситуациях и разрешать их. Известно, что этапы развития детского мышления определяются последовательным возникновением и развитием сменяющих друг друга видов практической деятельности. Каждый вид практической деятельности предъявляет определенные требования к мышлению детей и вооружает ребенка определенными способами решения проблемных ситуаций. Один из способов решения проблемных ситуаций является креативность.

Публикация «Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте» размещена в разделах

Актуальность темы содержит в себе многогранный аспект, так как существует различные подходы, мнений отечественных и зарубежных авторов, которые посвятили свое исследование креативности дошкольника. Также следует учитывать, что для ребенка приоритетной признается направленность на развитие личности, талантов, креативности и способностей ребенка. Такое понятие как «креативность» чаще всего рассматривается в педагогических и психологических науках, так как в работе с детьми основную роль играют не только ребенок, но и специалисты, которые способны нестандартно мыслить, отказываясь от привычных действий и алгоритмов, что в совокупности подразумевает собой креативность.

Дошкольный возраст является пиком формирования и становления креативности. В этом возрасте у ребенка проявляются первые попытки нестандартного мышления, воображения и проигрывания хорошо знакомых или выдуманных историй, сказок, рассказов. Старший дошкольник – это возраст перестройки психического развития ребенка, роста личностного опыта, возраст творческой деятельности ребенка. У дошкольников развитие личности прослеживается в формировании самосознания, которое состоит из знаний ребёнка о себе, своём месте в реальной жизни и способности оценить собственные поступки, действия по сравнению с другими. В старшем дошкольном возрасте появляется критичность мышления, складывается адекватная дифференцированная самооценка. В этом возрасте ребенок категорически отказывается присваивать новое (слушать новые сказки, овладевать новыми способами действий и др., он с упоением воспроизводит известное. Просматривается тенденция раннего онтогенеза человека: неудержимое, стремительное развитие психических свойств, прерывающееся выраженными остановками - периодами стереотипного воспроизведения достигнутого. В дошкольном возрасте самосознание ребенка развивается настолько, что это дает основание говорить о детской личности. Возрастные параметры старшего дошкольного возраста, согласно психологической периодизации, составляют от 5 (5,5) до 7 лет [7].

Базисные характеристики личности в дошкольном детстве складываются не одновременно и находятся в постоянном изменении. На каждом этапе они имеют свою специфику и требуют создания особых условий для полноценного развития. При отсутствии своевременного возникновения новообразований личности у ребенка могут в дальнейшей его жизни появиться серьезные деформации в поведении. Основными психологическими новообразованиями личности детей старшего дошкольного возраста являются : произвольность, соподчинение мотивов, самостоятельность, креативность, изменение в самосознании. Креативность выступает как способность к творчеству. К показателям креативности относятся : оригинальность, вариативность, гибкость мышления. Развитие креативности зависит от уровня развития когнитивной сферы (восприятия, мышления, памяти, воображения, произвольности деятельности и поведения, а также информированности ребёнка в окружающей действительности [8].

Согласно психологическому словарю А. В. Петровского, М. Г. Ярошевского: «Креативность - это творческие возможности (способности) человека, которые могут проявляться в мышлении, чувствах, общении, отдельных видах деятельности, характеризовать личность в целом или ее отдельные стороны, продукты деятельности, процесс их создания». [5]. В педагогическом словаре под креативностью понимают «уровень творческой одаренности, способности к творчеству, составляющий относительно устойчивую характеристику личности» [3]. Так, рассмотрев определения креативности в психологии и педагогике можно выделить общее понятие, которое объединяет данный феномен – творчество.

Рассматривая креативность как способность к творчеству, способность нестандартно, неформально мыслить и соответственно также действовать, следует обратить свое внимание на проблему развития воображения. Указанный психический процесс является неотъемлемым компонентом любой творческой деятельности человека, его поведения в целом и его умственного развития. Например, Л. С. Выготский, исследуя личность как интегрируемое образование, говорил, что «одним из важнейших критериев личности является творчество, поскольку в процессе жизни развивается воображение как внутренний механизм, обеспечивающий проявление творчества» [2]. В данном подходе воображение и накопление опыта у детей реализуется через ведущую деятельность дошкольника – игру. Игра, в свою очередь, определяется творческой переработкой пережитых впечатлений. Помимо этого, следует отметить, что креативность в дошкольном возрасте, согласно Л. С. Выготскому, проявляется не только через игру, но и через стремление детей к сочинительству, что является такой же деятельностью воображения как и ведущий вид деятельности.

Актуальными становятся исследования, направленные на изучение условий, способствующих раскрытию и реализации творческого потенциала ребенка, начиная с самого раннего возраста. Креативность в дошкольном возрасте наиболее интересно представлено в исследованиях Д. Б. Богоявленской, Л. А. Венгера, В. Н. Дружинина, О. М. Дьяченко, А. В. Запорожца и др. ученых. Д. Б. Богоявленская на основании экспериментальных данных сделала вывод о том, что становление творческих способностей не идет линейно, а имеет в своем развитии два пика : наиболее яркий всплеск их проявления отмечается к 3 классу (возраст 10 лет, а второй приходится на юношеский возраст. Первому пику, как считает Д. Б. Богоявленская, соответствует первое проявление креативного уровня, а нижняя возрастная граница эвристического уровня приходится на старший дошкольный возраст. Таким образом, развитие креативности в старшем дошкольном возрасте выступает в качестве новой проблемы, которая приводит ребенка к открытию новых способов решения [3].

С точки зрения А. Маслоу является средством реализации своего потенциала (самоактуализация) и характеризуется такими чертами, как принятие себя и свобода духа. Согласно ученому: «креативность - качество, с рождения присущее всем, но теряемое большинством под воздействием среды». Главную роль в детерминации креативного поведения, по мнению А. Маслоу, играют мотивации, ценности, личностные черты. К числу основных черт творческой личности относят когнитивную одаренность, чувствительность к проблемам, независимость суждений [4].

Последователь гуманистической психологии К. Роджерс под креативностью подразумевал способность творчески, гибко разрешать жизненные проблемы и приспосабливаться к меняющимся условиям окружения [6].

Сензитивным периодом развития креативности является дошкольный возраст, и именно 3-5 лет, с возрастом у детей происходит снижение креативности. Это снижение носит временный характер. После определенного периода, который некоторые исследователи называют «латентным», у школьников происходит ярко выраженный подъем креативности. В связи с этим многие исследователи указывают на нелинейный тип развития креативности, в котором два пика, один из них приходится на дошкольный возраст, другой появляется после периода такого спада.

Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте носит разноплановый характер. Креативность признается многогранным явлением, включающим как интеллектуальные, личностные, так и социальные факторы. В целом креативность характеризуется наличием творческих способностей.

В старшем дошкольном возрасте, когда бурно развиваются все виды способностей, существуют различные формы проявления креативности : рано раскрывается художественная одаренность – сначала к музыке после к рисованию позже к науке, причем, раньше других выражается одаренность к математике. Данный вопрос до конца не изучен, однако, существуют подходы и взгляды ученых, которым могут стать пусковым механизмом в исследовании креативнсти старших дошкольников.

В статье отражен теоретический подход к проблеме креативности в старшем дошкольном возрасте. Выдвинуты гипотезы, что является экспериментальной частью нашей будущей работы.

Список литературы

1. Богоявленская, Д. Б. Интеллектуальная активность как психологический аспект изучения творчества [Текст] / Д. Б. Богоявленская. – М., 1983. – С. 182-195.

2. Выготский, Л. С. Психология искусства [Текст] / Л. С. Выготский. – Минск: Современное слово, 1998 – 480 с.

3. Коджаспирова, Г. М. Педагогический словарь [Текст] : учебное пособие для студентов высших и средних педагогических учебных заведений // Г. М. Коджаспирова, А. Ю. Коджаспиров. – М. : Академия, 2000. – 176 с.

4. Маслоу, А. Мотивация и личность [Текст] / А. Маслоу. – СПБ: Евразия, 1992. – 382 с.

5. Петровский, А. В. Психологический словарь [Текст] / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М., 2005. – 494 с.

6. Роджерс, К. Р. Клиент-центрированная терапия. Теория современная практика и применение [Текст] / К. Р. Роджерс. – М. : Апрель-Пресс: ЭКСМО-Пресс, 2002. – 318 с.

7. Мухина, В. С. Возрастная психология. Феноменолоrия развития [Текст] : учебник для студ. высш. учеб. заведений // В. С. Мухина. – М. : Академия, 2006. – 608 с.

8. Фадина, Г. В. Диагностика и коррекция задержки психического развития детей старшего дошкольного возраста [Текст] : учебно-методическое пособие / Г. В. Фадина. – Балашов: Николаев, 2004. – 68 с.

.

Публикации по теме:

Утренняя гимнастика как оздоровительное мероприятие в режиме дня в старшем дошкольном возрасте Хочу поделиться своим опытом в реализации проекта, который умел успехи в реализации на преддипломной практике. По данной теме была написана.

Формирование основ безопасности в старшем дошкольном возрастеФормирование основ безопасности в старшем дошкольном возрасте Социально-коммуникативного развития воспитанников по разделу «Формирование основ безопасности». В нашем детском саду прошел тематический.

Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте»Фотоотчёт. «Сенсорное развитие посредством развивающих игр в старшем дошкольном возрасте» Цель: воспитание ребёнка-дошкольника творчески развитого, инициативного, с высоким уровнем познавательных способностей. Задачи: - развивать.

Хозяйственно-бытовой труд в старшем дошкольном возрасте Хозяйственно бытовой труд в старшем возрасте. Проводила для студентов Петровск-Забайкальского педагогического техникума. Программное содержание.

Консультация для педагогов «Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте» Режиссёрская игра в старшем дошкольном возрасте. С психологической точки зрения, режиссерская игра представляет собой «воображение в действии».

Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Методы коррекции СДВГ в старшем дошкольном возрасте Психологическая коррекция это определенная форма психолого-педагогической деятельности.

НОД по ПДД в старшем дошкольном возрасте «Безопасность на дороге с Незнайкой» Цель: закреплять навыки безопасного поведения на дороге. Задачи: Образовательные: Закрепить знания и представления детей об улицах станицы,.

Педагогическая диагностика действия сравнения в старшем дошкольном возрасте Задачи: развивать умение сравнивать предметы по разным основаниям, т. е. находить разные линии сравнения как с опорой на предмет, его изображения,.

Развитие и активизация строительно-конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Развитие и активизация строительно – конструктивной игры «Суда» в старшем дошкольном возрасте Задачи 1. Развитие сюжета а) Развивать сюжет.

Развитие и коррекция речи с использованием Лего-конструкторов в старшем дошкольном возрасте Тема моей работы; Развитие и коррекция речи с использованием Лего – конструкторов в старшем дошкольном возрасте. По мнению известного философа.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие креативности в старшем дошкольном возрасте
Опубликовано: 11 июля 2016 в 18:53
+9Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД