МААМ-картинки

Развитие мелкой моторики рук как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Короткова Светлана
Развитие мелкой моторики рук как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи

Ведущей целью моей работы по развитию мелкой моторики у детей с задержкой речевого развития я считаю создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к обучению в школе, коррекция речевого развития ребенка. Для достижения этой цели я поставила перед собой следующие задачи: максимальное использование разнообразных видов детской деятельности для повышения эффективности воспитательно-образовательного процесса, стимулирование развития детей во всех видах деятельности (познавательной, игровой, продуктивной и трудовой, оказание консультативной и методической помощи родителям по вопросам развития мелкой моторики рук детей в домашних условиях.

Публикация «Развитие мелкой моторики рук как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи» размещена в разделах

Огромное значение для развития мелких мышц руки имеет пальчиковая гимнастика. Что же происходит, Что когда ребенок занимается пальчиковой гимнастикой?

· Выполнение упражнений и ритмических движений пальцами индуктивно приводит к возбуждению в речевых центрах головного мозга и резкому усилению согласованной деятельности речевых зон, что, в конечном итоге, стимулирует развитие речи.

· Игры с пальчиками создают благоприятный эмоциональный фон, развивают умение подражать взрослому, учат вслушиваться и понимать смысл речи, повышают речевую активность ребёнка.

· Малыш учится концентрировать своё внимание и правильно его распределять.

· Если ребёнок будет выполнять упражнения, сопровождая их короткими стихотворениями, то его речь станет более чёткой, ритмичной, яркой, и усилится контроль над выполняемыми движениями.

· Развивается память ребёнка, так как он учится запоминать определённые положения рук и последовательность движений.

· У малыша развивается воображение и фантазия. Овладев многими упражнениями, он сможет «рассказывать руками» целые истории.

· В результате пальчиковых упражнений кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.

Формы работы по развитию мелкой моторики рук могут быть традиционными и нетрадиционными

Традиционные:

· Самомассаж кистей и пальцев рук;

· Игры с пальчиками с речевым сопровождением;

· Пальчиковая гимнастика без речевого сопровождения;

· Графические упражнения: штриховка, дорисовка картинки, графический диктант, соединение по точкам, продолжение ряда;

· Предметная деятельность: игры с бумагой, глиной, пластилином, песком, водой, рисование мелками, углём;

· Игры: мозаика, конструкторы, шнуровки, пазлы, пирамиды, волчок и т. д.

· Кукольные театры: пальчиковый, варежковый, перчаточный, театр теней;

· Игры на развитие тактильного восприятия: «Гладкий - шершавый», «Найди такой же на ощупь», «Чудесный мешочек».

Нетрадиционные:

· Самомассаж кистей и пальцев рук с грецкими орехами, карандашами, массажными щётками;

· Игры с пальчиками, с использованием разнообразного материала: бросовый, природный, хозяйственно-бытовой.

Комплекс пальчиковой гимнастики разучиваем в течение недели. Предварительно запоминаем с детьми название пальцев. Каждый комплекс состоит из пяти упражнений и одной потешки. Сначала даются упражнения, а затем потешки. Слушая потешку, дети воспроизводят соответствующие движения. При повторении потешки дети побуждаются к договариванию слов потешки, названию действий пальчиков. Затем дети заучивают потешку наизусть и в дальнейшем говорят её, сопровождая движениями пальцев рук. Обе руки работают одновременно, синхронно.

Очень эффективны и увлекательны упражнения для развития кистей и пальцев рук. Например, дети имитируют процедуру мытья рук под струей воды с разным напором. Основная задача - вызвать у детей ощущение контраста. Напор нормальный: движения рук широкие, неспешные, плавные. Напор уменьшается: движения более сосредоточенные и напряженные. Струйка "отощала": с силой втираем воду в кожу, движения торопливые. Неожиданно напор вновь становился нормальным: моем руки привычным способом. Задание повторяется.

Также использую рисование в воздухе кистями и пальцами рук. Упражнения "Радужные брызги" развивает воображение, способствует формированию культуры эмоционального переживания, повышает общий физиологический тонус. Можно встряхивать расслабленными кистями в разном ритме, имитируя разбрызгивание капель, обрызгивая друг друга. Очень любят дети "лечить" руку. Это упражнение способствует развитию воображения, уверенности в себе, активизации биологически активных точек кожи, расположенных на руке. Это своего рода массаж.

Дети - "скульпторы" лепят умелую и уверенную руку. Сначала "руку"-"глину" разминают, добиваясь ее пластичности. Затем разминают, разглаживают каждый палец, придавая ему особый "характер". Большой палец - добрый, сильный (папа). Указательный - строгий, следящий за порядком (мама). Средний - главный помощник родителей (старший брат). Безымянный – кроткая, но трудолюбивая сестричка. Мизинец – маленький помощник всех членов семьи, непослушный (младший брат). После того, как "скульптор" поработал с пальцами, он оценивает свое "творение" в целом (ощупывает, поглаживает и пальцы, и ладошку, и тыльную сторону руки). Можно предложить вылепить из собственной руки (путем ее разглаживания, разминания, похлопывания) добрую и нежную руку близкого человека – мамы, папы, дедушки, бабушки. Также предлагаю детям с усилием давить на воображаемую стену, разглаживать воображаемую поверхность, рисовать ладошками форму прямоугольника, квадрата, совершать круговые движения по воображаемому стеклу (вверх – вниз, из стороны в сторону).

Пальчиковые игры.

«Пальчиковые игры» - это инсценировка каких-либо рифмованных историй, сказок при помощи пальцев. «Пальчиковые игры» отображают реальность окружающего мира - предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе «пальчиковых игр» дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Многие игры требуют участия обеих рук, что дает возможность детям ориентироваться в понятиях «вправо», «влево», «вверх», «вниз» и т. д. На сегодняшний день достаточно много практических пособий, включающих «пальчиковые игры». Для удобства я составила картотеку «пальчиковых игр», куда вошел практический материал различных авторов. Для детей коррекционной группы проговаривание стихов одновременно с движениями обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Оптимально, на мой взгляд, проводить пальчиковые игры в форме физкультминуток.

Использование физкультминуток на занятиях с детьми имеет большое значение. Физкультминутка, как элемент двигательной активности предлагается детям для переключения на другой вид деятельности, повышения работоспособности, снижения утомляемости. Включение упражнений на развитие пальцевой моторики в физкультминутки играет положительную роль в коррекционном обучении детей. Это позволяет:

– регулярно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи детей;

– совершенствовать внимание и память – психические процессы тесно связаны с речью;

– облегчить усвоение навыков письма будущим школьникам;

– вызывать у детей интерес и яркий эмоциональный настрой.

Длительность физкультминутки на одном занятии составляет 3-5 минут. Я провожу физкультминутки на каждом занятии. Таким образом, общая сумма времени для развития пальцевой моторики составляет 10 - 15 минут в день. Проводятся физкультминутки примерно в середине занятия. Дети при этом стоят и вместе с воспитателем проговаривают стихотворный текст, сопровождая его определенными движениями пальцев рук. В каждой физкультминутке содержится большое количество разнообразных пальцевых движений, и они по смыслу сочетаются с произносимыми стихами. Поначалу у детей движения были неточны, темп выполнения упражнений замедлен. Но со временем дети овладели самыми сложными упражнениями. В ходе наших физкультминуток дети как бы "конструируют" из пальцев различные предметы и объекты. Дети изображают зайцев, собак, кошек, деревья и т. д. Такая необычная игровая деятельность вызывает у ребенка ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой.

Игры-сказки, связанные с развитием мелкой моторики

Интересны игры – сказки, связанные с развитием пальцев рук детей всех возрастных групп. "Эта команда – белочки, а эта команда зайчики" - говорит воспитатель, показывая левую и правую руки. "Это капитан белочек, а это капитан зайчиков" - показывает большие пальцы. Каждый капитан как бы здоровается со своей командой (прикасание большого пальца к остальным пальцам руки). Упражнения сначала делается только с белочками, затем с зайчиками. Спустя несколько дней, обе руки одновременно выполняют это задание. Следующий этап - обе команды руки здороваются друг с другом (поочередное касание парных пальцев обеих рук. Сначала зайчики и белочки здороваются, стоя прямо, а потом с наклоном. Парные пальцы обеих рук при касании сгибаются – это почтительный поклон. Большие пальцы (капитаны) здороваются друг с другом (каждый зайчик со своей белочкой). Дети копируют несложные движения. Дети любят упражнения "Котенок", "Скакалка" (для тренировки большого пальца руки, "Строим дом". Много времени уделяется на разучивание с детьми движений персонажа – сказка "Зайчики и волк". Дети осваивают движение пальцев рук почти всех персонажей сказки "Курочка Ряба", "Репка", "Теремок", "Колобок", "Три медведя", "Лиса, заяц и петух" и др. Играм – сказкам я уделяю внимание в течение 1,5-2 минуты на утренней гимнастике или 2-3 минуты на фронтальных занятиях, на прогулке. Важно следить, чтобы не было передозировки. Особое внимание уделяю тренировке движений повышенной сложности.

Теневой театр

Дети моей группы очень любят игры, напоминающие театральное представление, где одна часть детей является артистами, а другая – зрителями. Небольшие пьесы – инсценировки я создаю вместе с детьми на основе сюжетов народных сказок, песенок, художественных рассказов, стихотворений. Сначала сама исполняю спектакль. Техника исполнения, "оживления" героев остается за экраном, невидимой для детей, именно поэтому у них возникает ощущение "чуда". Посмотрев несколько таких спектаклей, детям непременно хочется попробовать роль артистов. Когда возникает такое желание, я показываю детям, как можно получить изображения животных: при складывании определенным образом пальцев. В процессе такого интересного занятия у детей развиваются движения кистей и пальцев рук, и пробуждается положительное эмоциональное отношение к игре. Для развития детской фантазии, свободы и координации движений рук, а также эмоциональности и выразительности речи можно использовать театр картинок, настольный театр, театр Петрушки.

Игры с карандашом

Дети нашей группы с удовольствием играют в следующие игры:

· Поставить локти на стол, взять карандаш за концы тремя пальцами левой руки и тремя пальцами правой руки и покрутить его вперед назад.

· Массаж карандашом каждого пальца, ладони в отдельности, то есть левая рука лежит на столе, а правая катает карандаш по ней и наоборот.

· Поставить локти на стол, взять карандаш и зажать его между указательными пальцами обеих рук. Вращать руки вместе с карандашом то в одну сторону, при этом карандаш вращается в горизонтальной плоскости. Затем опустить руки, встряхнуть кисти. Далее можно продолжить, захватив карандаш другими пальцами. Возможно вращение карандаша и в вертикальной плоскости.

· «Ножницы» Поставить локти на стол, зафиксировать два карандаша между пальцами: один карандаш держится указательными пальцами обеих рук, другой - средними. Необходимо соединять пальцы рук, имитируя движения ножниц, при этом стараться не выпустить карандаш.

Использование нетрадиционной техники рисования

У детей с ОНР долго не проявляется интерес к рисованию. Отмечается общая моторная неловкость, недостаточная координированность движений руки и пальцев, замедленное формирование пространственных представлений, несформированность техники рисования. Для таких детей часто важен процесс рисования, а не его результат. Я совмещаю коррекцию имеющихся у детей нарушений с совершенствованием изобразительных умений и навыков, используя нетрадиционные техники рисования. Это огромная возможность для детей думать, пробовать, искать, экспериментировать, а самое главное, самовыражаться. Используя нетрадиционные техники рисования, я развиваю сенсорную сферу не только за счет изучения свойств изображаемых предметов, выполнения соответствующих действий, но и за счет работы с разными видами изобразительных материалов. Нетрадиционные техники рисования создают атмосферу непринужденности, открытости, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, создают эмоционально - положительное отношение к деятельности. Создавая ситуацию успеха для каждого ребенка, я корректирую его эмоционально - волевую сферу, что также положительно оказывается на динамике речевого развития. Кроме того, совместная деятельность, увлеченность общим делом способствует речевому развитию ребенка и через межличностное взаимодействие. Формирование активного и пассивного словаря происходит за счет использования слов, обозначающих свойства, качества того или иного материала, способов действия с ним и так далее.

Техники нетрадиционного рисования, используемые в работе с детьми моей группы:

· рисование пальчиками;

· рисование ватными палочками;

· тычок жесткой полусухой кистью;

· рисование ладошками и из ладошек;

· рисование печатками и различными предметами;

· рисование восковыми мелками и свечой;

· печать по трафарету;

· набрызг;

· рисование мятой бумагой;

· рисование пластилином;

· аппликация из бумажных шариков;

· рисование сыпучим материалом (песок, манка, скорлупа и т. д.);

· кляксография с трубочкой.

Кроме того, я развиваю навыки лепки, конструктивной деятельности, работы с ножницами.

Графические упражнения.

Графическая работа в альбомах и тетрадях способствует лучшей ориентировке в условиях двумерного пространства листа бумаги и готовит руку ребенка к обучению письму. Дети с ОНР не умеют ориентироваться в пространстве листа бумаги, не замечают ориентиры в виде клеток или строчек, не могут плавно прослеживать глазами за движениями своей руки, неправильно удерживают карандаш или ручку. Прежде всего, я учу ребенка правильному захвату карандаша. На первом этапе работы по формированию графических навыков ребенок чертит горизонтальные и вертикальные линии, следя глазами за движением своей руки. Затем учу его копировать круг, крест, квадрат, треугольник и другие изображения, также ставить точки или рисовать кружки между двумя горизонтальными линиями и следить глазами за движениями своей руки, направление движений идет слева направо. На следующем этапе учу его копировать буквы. Важно, чтобы графические задания имели образно-смысловую значимость, поэтому для рисования я выбираю в своей работе такие объекты как волны, радугу, клубы дыма, чешуйки у рыб. Один из видов графических заданий, используемых в моей практике, это дорисовывание недостающих деталей у предмета.

Я предлагаю детям два вида графических упражнений:

-упражнения на нелинованной бумаге;

-упражнения на тетрадном листе в крупную клетку.

Эти упражнения провожу на протяжении двух лет работы с постепенным усложнением заданий.

Упражнения на нелинованной бумаге включают в себя различные задания:

- «дорожки», когда задача ребенка - провести прямые, волнистые, зигзагообразные линии в середине «дорожки», не отрывая карандаш от бумаги, и не съезжая с «дорожки»;

- обводка рисунков различной степени сложности по контурным линиям, по точкам;

-штриховки: горизонтальные, вертикальные, диагональные, волнистые линии, круговые, полуовальные, петлями. Для штриховки использую трафареты и лекала, по которым дети обводят фигурки. На протяжении двух лет обучения предлагаю различные задания по раскрашиванию изображений предметов. На более поздних этапах детям предлагаются задания по «копированию» предметов. Задача ребенка - срисовать предмет как можно точнее. Данный вид работы очень нравится детям, потому что все задания выполняются в красочных тетрадях.

В тетрадях в крупную клетку дети выполняют задания:

- рисуют простым карандашом палочки, дуги, кружочки, овалы, размещая все это в клеточках. Затем постепенно переходят к более сложным рисункам. Вся эта работа сопровождается стихами. Делая тот или иной рисунок, ребенок не только выполняет движения рукой, но и включает в работу речевой и слуховой анализаторы, тренирует память, так как стихи постепенно заучиваются. Таким образом, идет оречевление производимых действий. В процессе этой работы сам рисунок дробится на составные элементы, которые отрабатываются построчно. По мере их освоения части соединяются в единое целое, рисунок обрастает новыми деталями. Все они точно вписываются в клетку. Ребенок должен ее очень хорошо видеть и соизмерять свой рисунок с образцом, данным в начале строчки. Если работа вызывает затруднения, я точками намечаю предстоящую работу. С помощью этой опоры ребенок учится правильно вести линию, не «выходить» за клеточку, а когда его рука уже хорошо освоит движение, будет делать это самостоятельно. К новому рисунку мы не переходим до тех пор, пока какой-то элемент или движение не отработаны. Эти упражнения полезны еще и тем, что при их выполнении повторяется речевой материал (словарь, стихотворные тексты, отрабатывается звукопроизношение, параллельно идет работа над лексико-грамматической стороной речи. К концу обучения дети уже легко справляются с достаточно сложными заданиями.

Штриховке в работе я отвожу особое место. Штриховка развивает мелкую моторику рук, внутреннюю и внешнюю речь, общую культуру, активизирует творческие способности. Вначале использую трафареты с геометрическими фигурами и лекало. Дети обводят фигуры, а затем штрихуют их не только круговыми линиями, но и полуовалами, петлями. Учу детей не напрягать руки и пальцы, держать карандаш свободно, легко проводить им движения в различных направлениях, неоднократно повторяя и закрепляя их в штриховке. Также можно упражнять руку ребенка в процессе рисования изображений, в которых сочетаются горизонтальные, вертикальные, прямые линии, наклонные, вогнутые, волнистые линии, замкнутые формы. Все упражнения выполняем в занимательной форме. В результате упражнений в рисовании узоров, движения руки детей становятся более уверенными, плавными, целенаправленными. В орнаментальной деятельности дети познают приемы расположения элементов на плоскости, учатся правильно определять направление линий и движений руки, знакомятся с протяженностью, овладевают умением измерять на глаз.

Оригами

В работе с детьми с ОНР я применяю оригами для создания коллективных работ. Оригами положительно воздействует на развитие не только мелкой моторики, но и таких психических процессов ребенка, как внимание, память, мышление, воображение, а, следовательно, на развитие интеллекта в целом. Оригами способствует воспитанию усидчивости, аккуратности, целеустремленности, активности, самостоятельности детей. Складывание фигурок я сопровождаю словесными инструкциями, познавательными рассказами различной направленности, что способствует расширению и активизации словарного запаса детей с ОНР. Создавая бумажные модели, ребенок работает с геометрическими фигурами, преобразуют одну фигуру в другую, закрепляет знания об их строении и различия. Изготовленные поделки мы используем также в сюжетно-ролевых играх, театрализованной деятельности, что также способствует развитию речевой активности детей.

Работа с природным материалом

Большое внимание в работе с детьми на развитие мелкой моторики рук я уделяю изготовлению поделок из природного материала. Природную мастерскую можно организовать в детском саду и дома. Изготовление игрушек, различных поделок из природного материала – труд кропотливый, интересный, необычный и очень приятный. Изготовление поделок расширяет представление детей об окружающем мире, развивает внимание, любознательность детей, совершенствует сенсомоторику – согласованность в работе глаза и руки, координацию движений и их точность. Таким образом, этот вид ручного труда способствует не только моторному и умственному развитию ребенка, но и активно развивает его речевую деятельность. Для изготовления поделок мы используем шишки, хвою, орехи, каштан, желуди, кору, листья, семена деревьев и кустарников, мак, солому, траву, мох, птичьи перья, ракушки. В качестве дополнительных материалов для поделок используется бумага различной фактуры и цвета, фольга, пластилин, проволока, нитки, клей, цветные лоскутки ткани, щетинки, бусинки, пуговицы, мелкие камешки, косточки

Игры с песком

Еще одним приемом развития точности и согласованности движений кистей рук в работе с детьми нашей группы являются игры с песком:

-В песке спрятаны бусины (мелкие пуговицы, игрушки и т. п.). Попытаться найти их и нанизать на нитку. Можно усложнять задания: закопать в песок бусины разного вида (цвета, размера, фактуры) и надевать бусины на нитку по определенной схеме.

Искать «сокровища» можно не только в песке, но и в гречневой крупе, горохе, пшене, остатках шерстяной пряже или ниток.

В повседневной индивидуальной работе я предлагаю детям с ОНР разные виды мозаики (крупную и мелкую, всевозможные пирамидки, волчки, наборы коробочек для собирания в них камешков, наборы пористых губок (для тренировки мускулатуры кисти руки, наборы колец различной величины для нанизывания их на стержень, пособия по застегиванию пуговиц разной величины, кнопок, крючков, наборы веревочек различной толщины для завязывания и развязывания узелков, плетения косичек, наборы мелких игрушек для развития тактильного восприятия (узнавание предметов на ощупь, дощечки с накатанным слоем пластилина для выкладывания узоров из мелких камешков, крупы; пластмассовые или деревянные палочки для выкладывания узоров по образцу. Большое внимание в индивидуальной работе с детьми я уделяю работе со шнуровками, играми - вкладками, разрезными картинками, пазлами. Пособия подбираю с учетом лексической темы. Работа с различными по фактуре материалами - еще один прием совершенствования мелкой моторики детей.

Интересна и увлекательна и работа с резиновыми мячиками с шипами (су-джок). С их помощью дети производят самомассаж кистей и пальцев рук. Конструкция массажера позволяет эффективно воздействовать на различные функции кисти как органа, анализаторы и психо-эмоциональную сферу ребенка, позволяет снять мышечное пальчиковое утомление, улучшает кровоток кистей и пальцев рук. В комплекс самомассажа я включаю упражнения с палочками, «сухой массаж», игры с бусами, клубочками. Все приемы работы по развитию мелкой моторики проводятся параллельно, они дополняют друг друга, а их чередование делает занятия эмоционально насыщенными. В приложении можно ознакомиться с коррекционным планом по развитию мелкой моторики.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В результате проделанной работы я пришла к выводу, что использование упражнений на развитие пальцевой моторики играет положительную роль в коррекционном обучении детей с речевым недоразвитием, что позволяет:

– регулярно опосредованно стимулировать действие речевых зон коры головного мозга, что положительно сказывается на исправлении речи у детей;

– совершенствовать внимание и память, психологические процессы, тесно связанные с речью;

– облегчить будущим школьникам усвоение навыков письма;

– установить положительное влияние развития пальчиковой моторики на коррекцию звукопроизношения у детей.

При работе с детьми, имеющими ОНР, на развитие тонкой моторики рук следует сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речью детей; необходимо сделать работу по совершенствованию пальцевой моторики регулярной, систематической, выделив для нее оптимальное время.

Публикации по теме:

Формирование мелкой моторики как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста Тема проекта: «Формирование мелкой моторики, как потенциал развития речи у детей старшего дошкольного возраста» Тип проекта: Образовательный.

«Формирование связной речи детей старшей группы с общим недоразвитием речи» (второй и третий периоды) Цели 2-го и 3-го периода - научить детей составлять рассказ по картине и пересказу рассказа или сказки. Методика работы по развитию связной.

Картотека дидактических игр на развитие словаря прилагательных у детей дошкольного возраста с общим недоразвитием речи 1. Игра «Из чего сделано?» Целью игрыявляется закрепление в речи детей употребления относительных прилагательных и способов их образования.

Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики как средство формирования речи детей младшего дошкольного возраста» Доказано, что развитие мелкой моторики пальцев рук положительно сказывается на становлении детской речи. Тесную связь пальцевой моторики.

Консультация с родителями «Связь речи и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста» Уже с первых дней жизни детей начинается их речевое развитие. Во время купания, кормления, у ребенка и мамы устанавливается эмоциональная.

Мастер-класс для родителей детей 6–7 лет с общим недоразвитием речи «Домашняя игротека» (часть I) часть 2 Авторы-составители: руководитель детского сада Михеева Наталья Борисовна, методист Едокова Оксана Владимировна, учитель-логопед.

Методика организации дидактических игр и игровых упражнений при развитии лексики детей 5–6 лет с общим недоразвитием речи Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает.

Проект «Развитие мелкой моторики рук, как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями» Гупалова Наталья "Развитие мелкой моторики рук,как средство формирования правильной речи у детей с речевыми нарушениями. " Введение: Общеизвестно,.

Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла»Сценарий осеннего развлечения для детей с ОНР (общим недоразвитием речи) 4–5 лет «Вот и осень пришла» Развлечение "Вот и осень пришла" Цель: Создание положительного эмоционального отношения детей к развлечениям и праздникам. Преодоления.

Занятие «Путешествие на остров Чунга-Чанга» в подготовительной группе для детей с общим недоразвитием речи 6– 7 лет Задачи: 1. Развитие психических процессов, активизация мыслительной деятельности, развитие творческого воображения, чувственного восприятия;.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики рук как средство активизации речи у детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи
Опубликовано: 7 февраля 2021 в 11:29
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД