Лучший педагог года

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Ирина Разводова
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста

Тема: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста посредством пальчиковой гимнастики.

«Рука-это инструмент всех инструментов»

Аристотель

В последнее время педагоги и логопеды много говорят о том, что уровень развития речи детей снизился. В чем же причина? Во-первых, родители меньше общаются с детьми, так как очень заняты зарабатыванием денег. Во-вторых, дети тоже малоразговорчивы: они больше получают информацию извне (радио, телевидение, чем делятся ею. Современные игрушки разнообразны и не дают ребятишкам простора для фантазии, возможности творить самому. Поэтому мелкая моторика малышей плохо развита, а следствием этого является недоразвитие речи. В связи с этим, пальчиковые игры и упражнения являются важным средством развития речи детей дошкольного возраста.

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

У самых разных народов пальчиковые игры были распространены издавна. В Китае дети играли с каменными и металлическими шариками, а в Японии –с грецкими орехами. На Руси с малолетства учили ребятишек играть в «Сороку-белобоку», «Козу рогатую», «Ладушки».

Пальчиковые игры часто зарифмованы и это помогает ребенку лучше их запомнить. Наряду с развитием и обогащением речи пальчиковая гимнастика развивает творческие способности и фантазию ребенка. Пальчиковые игры помогают подготовить руку дошкольника к письму, развить координацию.

Для того, чтобы ребенок включился в игру, педагогу необходимо обратить внимание на свою мимику и выразительность речи. Чтобы поддерживать интерес детей к одной и той же игре, целесообразно использовать пальчиковый театр.

Детям моей группы очень нравятся пальчиковые игры. В теплое время года их можно проводить не только в группе, но и на улице.

Очень удобно проводить пальчиковые игры в виде хоровода (в кругу). Дети видят воспитателя и друг друга – это позволяет им лучше контролировать правильность выполнения своих движений.

Игры я стараюсь подбирать в соответствии с комплексно-тематическим планированием.

Перспективный план работы.

Сентябрь.

№1.

Пальчиковая игра «Прогулка».

Пошли пальчики гулять,

А вторые - догонять.

Третьи пальчики – бегом,

А четвертые пешком.

Пятый пальчик поскакал

И в конце пути упал.

Рисование по клеточкам «Бабочка» (тетрадь).

Штриховка (раскраска)

№2

Пальчиковая игра «Засолка капусты»

Это что еще за куст?

Это что еще за хруст?

-Как же мне без хруста,

Если я - капуста?

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту мнем, мнем,

А морковку трем, трем,

Перемешиваем!

В бочки плотно набиваем

И в подвалы составляем.

Эх, вкусная капуста!

Графическое упражнение «Волна» (пропись)

Штриховка (раскраска)

№3

Пальчиковая игра «Ягодки»

С ветки ягодки снимаю

И в лукошко собираю.

Будет полное лукошко.

Я попробую немножко.

Я поем еще чуть-чуть,

Легким будет к дому путь!

Штриховка (раскраска)

Продолжи узор «пропись)

№4

Пальчиковая игра «Щи-талочка»

Чищу овощи для щей,

Сколько нужно овощей?

Три картошки.

Две морковки,

Луку полторы головки,

Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.

Потеснись-ка ты, капуста,

От тебя в кастрюле густо!

Раз!Два!

Три!

Огонь зажжен.

Кочерыжка,

Выйди вон!

Штриховка (раскраска)

Рисование по клеточкам «Рыбка» (тетрадь)

Октябрь.

№1

Пальчиковая игра «Кто зубы не чистит»

Кто зубы не чистит,

Не моется с мылом

Тот вырасти может

Болезненным, хилым.

Дружат с грязнулями только грязнули,

Которые сами в грязи утонули.

Грязнули боятся

Воды и простуд,

А иногда и вообще не растут.

Штриховка (раскраска)

Обведи по трафарету (тетрадь)

№2

Пальчиковая игра «Погода»

Выкладывание узора из счетных палочек.

Продолжи узор (пропись)

№3

Пальчиковая игра «Зайка»

Ушки длинные у зайки,

Из кустов они торчат.

Он и прыгает и скачет,

Веселит своих зайчат.

Штриховка (раскраска)

Продолжи узор (пропись)

№4

Пальчиковая игра «Строим дом»

Молотком стучу, стучу,

Сто гвоздей заколочу.

Буду строить дом, дом,

Будем жить в нем, в нем.

Графическое упражнение «Дождик»

Выкладывание узора нитью.

Ноябрь.

№1

Пальчиковая игра «Дружба»

Дружат в нашей группе

Девочки и мальчики.

Мы с тобой подружим маленькие пальчики.

Один, два, три, четыре, пять,

Пять, четыре, три, два, один.

Графическое упражнение «Дорожки»

Рисование по клеточкам «Флаг»

№2

Пальчиковая игра «Братцы»

Засиделись в избушке братцы.

Захотел меньшой прогуляться.

Да скучно ему гулять одному.

Зовет он братца вдвоем прогуляться.

Да скучно им гулять двоим.

Зовут братца втроем прогуляться.

Грустно старшим сидеть в избе.

Зовут они братцев домой к себе.

Графическое упражнение «Дождик»

Штриховка (раскраска)

№3

Пальчиковая игра «Кошка»

А у кошки ушки на макушке,

Чтобы лучше слышать

Мышь в ее норушке.

Графическое упражнение «Продолжи узор»

Игра «Волшебный мешочек»

№4

Пальчиковая игра «Пирожки»

Я купила масло,

Сахар и муку,

Полкило изюма,

Пачку творогу.

Пирожки пеку, пеку.

Всех друзей я в гости жду.

Штриховка (раскраска)

Рисование по клеточкам.

Декабрь.

№1

Пальчиковая игра «В лесу»

Как на горке снег, снег,

И под горкой снег, снег.

И на елке снег, снег.

И под елкой снег, снег.

А под снегом спит медведь,

Тише, тише, не шуметь.

Штриховка (раскраска)

Рисование по клеточкам «Елка»

№2

Пальчиковая игра «В гости»

К Жанне гости прибежали.

Все друг другу руки жали.

Здравствуй, Жора!

Здравствуй, Жанна!

Рад,Сережа!

Рад, Снежана!

Не хотите ль пирожок?

Может коржик?

Иль рожок?

Вот драже вам на дорожку.

Все берите понемножку!

С ручек все стряхнули крошки

И захлопали в ладошки.

Штриховка (раскраска)

Работа в прописях.

№3

Пальчиковая игра «Елка»

Елка быстро получается,

Если пальчики сцепляются.

Графическое упражнение «Продолжи узор»

Рисование песком.

№4

Пальчиковая игра «Моя семья»

Этот пальчик- дедушка,

Этот пальчик- бабушка,

Этот пальчик –папочка,

Этот пальчик- мамочка,

А этот пальчик - я.

И вся моя семья!

Рисование по клеточкам «Дом»

Продолжи узор (пропись)

Январь.

№1

Пальчиковая игра «У бабы Фроси».

У бабы Фроси пяток внучат.

Все каши просят,

Все криком кричат.

Акулька- в люльке,

Аленка – в пеленке,

Аринка – на перинке,

Степан – на печке,

Иван – на крылечке.

Баба тесто месила,

Кашу варила,

Молоко топила,

Внучат кормила.

Каши наелись,

Молока напились,

Бабе поклонились,

Угомонились.

Штриховка (раскраска)

Работа в прописях.

№2.

Пальчиковая игра «Кисель»

Бабушка кисель варила на горушечке,

Для Андрюшечки.

Летел, летел соколок,

Через бабушкин порог.

Вот он крыльями забил,

Бабушкин кисель разлил.

Вот и нету киселька

В черепушечке,

В черепушечке

У старушечки

На горушечке.

Бабка плачет: «Ай-ай-ай!»

Не плачь, бабка, не рыдай!

Чтоб ты стала весела,

Мы наварим киселя.

Во-о-от столько!

Рисование по клеточкам «Апельсин»

Штриховка (раскраска)

Февраль.

№1

Пальчиковая игра «Кораблик»

По реке плывет кораблик.

Он плывет издалека.

На кораблике четыре

Очень храбрых моряка.

У них ушки на макушке,

У них длинные хвосты.

И страшны им только кошки,

Только кошки и коты.

Выкладывание узора из счетных палочек.

Солдаты:№2

Пальчиковая игра «Лошадка»

У лошадки вьется грива,

Бьет копытами игриво.

Штриховка (раскраска)

Выкладывание крупой.

№3

Русская игра «На постой»

Ночь, в избе все спят.

Раздается стук.

Солдаты: «Тук- тук!»

Дети: «Кто там?»

Солдаты: «Два солдата

пришли переночевать!»

Дети: «Спросим у мамы. Мама!»

Мама: «Что, дети?»

Дети: «Два солдата

пришли переночевать!»

Мама: «Спросите у папы»

Дети: «Папа!»

Папа: «Что, дети?»

Дети: «Два солдата

пришли переночевать!»

Папа: «Впустите!»

Дети: «Входите!»

Солдаты: «Ах, какая благодать,

что пустили ночевать!»

Штриховка (раскраска)

Рисование по клеточкам «Машина»

№4

Пальчиковая игра «На блины»

Стала Маша гостей собирать:

И Иван приди, И Степан приди,

Да и Андрей приди,

Да и Матвей приди,

А Митрошечка

Ну, пожалуйста!

Стала Маша гостей угощать:

И Ивану блин,

И Степану блин,

Да и Андрею блин,

Да и Матвею блин,

А Митрошечке

Мятный пряничек!

Стала Маша гостей провожать:

Прощай, Иван!

Прощай, Степан!

Прощай, Андрей!

Прощай, Матвей!

А ты, Мирошечка,

Моя крошечка,

Да ты побудь со мной

Еще немножечко!

Работа в прописях.

Выкладывание узора счетными палочками.

Март.

№1

Пальчиковая игра «Мы готовим»

Мы варили суп-суп

Из перловых круп-круп.

Получилась каша,

То-то горе наше.

Замесили тесто,

А оно ни с места.

Замесили на дрожжах

Не удержишь на вожжах!

Массаж карандашом.

Штриховка (раскраска)

№2

Пальчиковая игра «Помощник»

Топором дрова колю

А потом пилой пилю.

Отнесу их бабушке,

Чтоб испечь оладушки.

Массаж сосновой шишкой

Рисование по клеточкам «Стол»

№3

Пальчиковая игра «Стирка»

Мы белье стирали,

В речке поласкали,

Выжали, развесили-

То-то стало весело!

Графическое упражнение «Дорисуй узор»

Массаж карандашом.

№4

Пальчиковая игра «Весна»

Стучат все громче дятлы,

Синички стали петь.

Встает пораньше солнце,

Чтоб землю нашу греть.

Бегут ручьи под горку,

Растаял весь снежок,

А из под старой травки

Уже глядит цветок.

Раскрылся колокольчик

В тени там, где сосна,

Динь-динь. звенит тихонько,

Динь-динь, пришла весна.

Рисование по клеточкам «Цветок»

Штриховка (раскраска)

Апрель

№1

Пальчиковая игра «Цветок»

Вырос высокий цветок на поляне,

Утром весенним раскрыл лепестки.

Всем лепесткам красоту и питанье

Дружно дают под землей корешки.

Работа в прописях.

Выкладывание узора счетными палочками.

№2

Пальчиковая игра «Птенчики в гнезде»

Птичка над моим окошком

Гнездышко для деток вьет,

То соломку тащит в лапках,

В клювике пушок несет.

Выкладывание узора нитью.

Массаж карандашом.

№3

Пальчиковая игра «Дождик»

Дождик песенку поет,

Только кто ее поймет?

Не пойму ни я, ни ты,

Но зато поймут цветы.

И зеленая трава,

И весенняя листва.

Лучше всех поймет зерно,

Прорастать начнет оно.

Кончился дождь!

Массаж шишкой.

Работа в прописях.

№4

Пальчиковая игра «Круговорот воды в природе».

Кап-кап, кап-кап, кап-кап - дождик идет.

Буль-буль, буль-буль, буль-буль - ручьи бегут.

Жур-жур, жур-жур, жур-жур- река течет.

И в море большое-большое впадает.

А с моря в жару пар поднимается,

К небу летит и в тучки превращается.

А из туч дождик идет.

Графическое упражнение «Капля»

Работа в прописях.

Май.

№1

Пальчиковая игра «Алые цветы»

Наши алые цветки

Раскрывают лепестки.

Ветерок чуть дышит,

Лепестки колышет.

Наши алые цветки

Закрывают лепестки.

Тихо засыпают,

Головой качают.

Работа в прописях.

Выкладывание узора счетными палочками.

№2

Пальчиковая игра «Скворечник»

Скворец в скворечнике живет

И песню звонкую поет.

Рисование по клеточкам «Скворечник»

Штриховка (раскраска)

№3

Пальчиковая игра «Жук»

Не жужжу, когда сижу.

Не жужжу, когда хожу.

Не жужжу, когда тружусь.

А жужжу, когда кружусь.

Графическое упражнение «Дорисуй узор»

Массаж карандашом.

№4

Пальчиковая игра «Пчелки»

Домик маленький на елке,

Дом для пчел, а где же пчелки?

Надо в дом постучать,

Раз, два, три, четыре, пять.

Я стучу, стучу по елке,

Где же, где же эти пчелки?

Стали пчелки вылетать:

Раз, два, три, четыре, пять!

Работа в прописях.

Выкладывание узора счетными палочками.

Публикации по теме:

Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста « … Движения руки человека наследственно не предопределены, а возникают в процессе воспитания и обучения как результат ассоциативных связей.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста «Истоки способностей и дарований детей находятся на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие ручейки, которые питают.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Что же такое мелкая моторика? Мелкая моторика – способность манипулировать мелкими.

Проектр «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Проект на тему «Развитие мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста» Проект выполнила: Матвеева Н. В. Воспитатель МБУ д/с № 200.

Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Развитие мелкой моторики детей дошкольного возраста Известный педагог В. А. Сухомлинский сказал: "Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста.Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. Развитие мелкой моторики рук детей дошкольного возраста. В последнее время много исследований, высказываний педагогов, ученых посвящены.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возрастаРазвитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста Всем известно, что развитие мелкой моторики рук у детей способствует речевому развитию. Мы в своей работе используем различные тренажеры.

Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста В пoследнее врeмя соврeменные родитeли чaсто слышaт о мeлкой мoторике и нeобходимости ее рaзвивать. Чтo жe тaкое мeлкая мoторика и пoчему.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста Воспитатель: Еремина А. А. Основной целью представленных пособий является.

Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (фотоотчёт)Развитие мелкой моторики у детей младшего дошкольного возраста (фотоотчёт) Ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики - процесс очень важный и нужный. Мелкая моторика взаимосвязана с развитием речи, внимания,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 29 октября 2016 в 17:31
+29Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 17.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД