Получи документы

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ

Светлана Плут
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ

Плут Светлана Николаевна

учитель – логопед

МБДОУ Краснозёрский детский сад № 6

Краснозёрского района

Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ.

Ум ребёнка находится на кончиках его пальцев»

В. А. Сухомлинский

Публикация «Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ» размещена в разделах

Художественно ручной труд – это творческая работа с разными материалами, в процессе которой создаётся поделка. Он способствует становлению речи ребёнка, подготавливает кисти рук к письму и, что не менее важно, повышает работоспособность коры головного мозга, стимулирующей развитие внимания, воображения, фантазии, воспитывает любовь ко всему лучшему, справедливому. Обучая детей старшего дошкольного возраста с ОНР, мы используем более 20 видов разнообразных материалов, которые периодически меняются для придания работе новизны, пробуждения у воспитанников интереса к новому и более творческому использованию знакомых материалов.

Вся система работы по развитию мелкой моторики рук реализовалась поэтапно. На первом этапе мы разработали и систематизировали варианты применения пальчиковой гимнастики. Простые движения помогут убрать напряжения не только с самих рук, но и расслабить мышцы всего тела. Чем лучше работают пальцы и вся кисть, тем лучше ребёнок говорит. Развитию кисти принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлении речи.

Были выделены следующие виды пальчиковой гимнастики:

• Игры с резиночками, направлены на повышение упругости ручной мускулатуры.

• Игры с кубиками, верёвочкой, шнурками, горохом, карандашом, обеспечивающие хорошую тренировку пальцев.

• Игры с разноцветными прищепками, стимулирующие созревание коры головного мозга путем механического сдавливания подушек пальцев. Из прищепок также можно сделать какой – либо предмет (стол, стул и др., что способствует развитию фантазии, воображения.

• Игры с разноцветными крышками от пластмассовых бутылок.

• Выкладывая из них красочные предметы, узоры, дети закрепляют знания о цветах, формах, развивает воображение.

• Игры со спичками (без головок, палочками, заключающиеся в выкладывании геометрических форм, цифр, букв, изображений предметов. Такой приём способствует формированию действий пальчиков с мелкими деталями, учит распределять предметы на листе бумаги в определённом порядке, развивает логическое мышление, фантазию.

• Конструирование с помощью пальцев разных предметов, объектов. Хорошо подходит для мобилизации внимания, вызывает у детей ярко выраженный интерес и эмоциональный настрой. В процессе совместной деятельности речь детей активизируется, т. е. они проговаривают последовательность своей работы.

Следующий этап перед непосредственным созданием поделки – целевые экскурсии в лес, сад, к реке. Делаются заготовки природного материала. Для детей это одновременно и игра, и работа, и обучение. Именно природный материал занимает в работе основное место, поскольку он таит в себе большие возможности и сближает ребёнка с природой. Детская рука приобретает уверенность, точность, а пальцы становятся гибкими. Всё это важно для подготовки руки к письму, к учебной деятельности в школе. Главное, чтобы дети не боялись творить своими руками и верили в то, что у них обязательно получится.

- Семена подсолнуха, еловые шишки, кукурузные початки – используются для изготовления самых разных игрушек: сказочных ежат и т. д. Надо лишь суметь увидеть их.

- Чешуйки шишек, ели, сосны служат основой для интересных поделок. Работая с ними, дети проявляют старания, смекалки, фантазии.

- Работа из пуха тополя, одуванчика, получаются красивыми, лёгкими, воздушными. От детей требуются аккуратность, точность, усидчивость.

- Иголки хвойных деревьев, кора, лист клёна и берёзы, семена клёна, косточки фруктов и ягод, розы – служат основой для изготовления аппликации. Творческий, самостоятельный поиск решений увлекает детей.

- перья птиц – очень благодарный материал. Работа с ним способствует развитию смекалки, выдумки.

- Опилки, древесные стружки, яичная скорлупа, речной песок, ракушки, бисер – используется для выкладывания мозаики. Простота, новизна и декоративность этой работы радуют детей. Экспериментирование с данными материалами, окрашивание их в разные цвета увлекает, придаёт творческую направленность.

- Гречневая, перловая, манная, кукурузная, рисовая крупа, пшено, семена огурца, садовых цветов – применяются для изготовления картин, композиций. Светлые крупы можно окрасить в разные цвета. Работа с этими материалами способствует развитию навыков художественного конструирования, чувства вкуса, пальчиковой моторики.

- Тесто – служит для создания композиций, объёмных игрушек, фигурок зверей, овощей, фруктов и цветов.

Для формирования устойчивого интереса у детей с ОНР к работе с природным материалом используется устное народное творчество (загадки, потешки, скороговорки, стихотворения, художественная литература. Существует немало других материалов для работы :

• бумага, бумажные полоски, которые можно сгибать, рвать на части. Ребёнок не только узнаёт свойства различных видов бумаги, что положительно сказывается на развитии моторных функций руки;

бросовый материал (коробки и баночки разных размеров, предоставляет широкий простор для творчества и конструирования;

• тонкая мелкая моторика в пластмассовой изоляции применяется для развития пальчиковой моторики. Возможности этого материала ограниченны : его можно скручивать, сгибать, ломать, мять и распрямлять. Такие игры ведут детей к новым открытиям, фантазиям.

Ещё одна важная форма работы – графические упражнения, к которым относятся «Весёлые прописи», «Игры и занятия с клеточками». Готовят руку ребёнка к обучению письму, развивают аккуратность, графические умения, глазомер. Особое внимание обращается на раскрашивание и штриховку рисунков, которые тренируют руку ребёнка, помогают почувствовать границы фигуры.

Таким образом, целенаправленное систематическое и поэтапное развитие мелкой моторики рук у детей старшего дошкольного возраста с ОНР уже на начальном этапе повышает работоспособность за счёт тонизирующего воздействия на кору больших полушарий; одновременно с развитием тонких дифференцированных движений пальцев рук становится подвижным артикуляционный аппарат; исчезают явления моторной истощаемости. Результаты позволили сделать вывод: использование работы по развитию мелкой моторики рук в комплексе с другими видами коррекционной работы эффективно способствует развитию речи и психических процессов.

Публикации по теме:

Картины для природного уголкаКартины для природного уголка Картины оформлены из бросового и природного материала. МАТЕРИАЛ: -Рамки от старых картин окрашены (колер салатовый и клей ПВА). -Искусственные.

Развитие мелкой моторикиРазвитие мелкой моторики Буклет "Советы заботливым родителям" "Развитие мелкой моторики" Уважаемые коллеги, 3 года я работаю над темой: "Развитие мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие мелкой моторики у детей с ОНР средствами природного и бросового материала в условиях логопункта ДОУ
Опубликовано: 15 апреля 2013 в 16:15
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД