Получи документы

Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями

Чупракова Галина
Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями

Н. Н. Аршинова,

заведующий, учитель-логопед

МОУ «СОШ №2» СП «Центр ПМСС», г. Коряжма

Г. Г. Чупракова,

руководитель ТПМПК, педагог-психолог

МОУ «СОШ №2» СП «Центр ПМСС», г. Коряжма

Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Её цель - приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обеспечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни. Дети с ОВЗ могут успешно освоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзгодами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.

Публикация «Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями» размещена в разделах

Проблема ребенка, имеющего ограниченные возможности, состоит не в том, что он не может ходить, видеть, слышать или говорить, а в том, что он лишается детства, лишается общения со сверстниками и другими здоровыми детьми, отделяется от обычных детских дел, игр, забот и интересов. Таким детям необходима помощь и понимание не только родителей, но и общества в целом, только так они смогут понять, что они действительно нужны, что их действительно любят и понимают.

В нашем городе нет реабилитационного центра, но есть Центр психолого-медико-социального сопровождения, в котором родители и дети получают необходимую помощь.

Проведя опрос семей, воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья, по вопросу организации совместного досуга, мы сделали следующие выводы: 82% родителей вынуждены постоянно находиться с ребенком (это матери-одиночки, бабушки, сидящие с детьми во время работы родителей, семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации); 64% родительской общественности поддержали инициативу по организации совместного общения и досуга. И тут у нас возникла идея вовлечения детей с ОВЗ и их родителей в социум посредством организации их участия в массовых мероприятиях, организации общения со сверстниками, волонтерами, оказание им коррекционной, информационной, просветительской, творческой и социальной помощи.

Так, с 2017 года на базе Центра ПМСС специалистами проводятся такие мероприятия, как:

-волонтерское движение, на которое откликнулось 34 добровольца из числа студентов ГАПОУ АО «Коряжемский индустриальный техникум» и обучающихся МОУ «СОШ №2». Они были обучены педагогом-психологом Центра в форме семинара-тренинга по темам «Будь толерантным!» и «Жизнь дана на добрые дела». Ребята вместе со специалистами выбрали название своего движения «Звезда надежды» и определили миссию - внести вклад в физическое и нравственное оздоровление общества, участвовать в мероприятиях по социальной помощи детям, находящихся в трудной жизненной ситуации, участвовать в проведении запланированных мероприятий по проекту.

-семейный клуб «Ты не один!» для родителей детей -инвалидов и детей с ОВЗ. В ходе работы клуба проводятся семинары-практикумы «Игры для развития мелкой моторики у детей с ограниченными возможностями»; «Развивающие игры и их место в семейном досуге. Сенсорные игры», мастер-классы по теме «Роль семейного общения в развитии речи детей». Специалисты Центра оказывают индивидуальные и групповые консультации для родителей по детско-родительским отношениям, стилям семейного воспитания, семейной диагностике, внутриличностным проблемам.

-фестиваль «Крылья надежды», в ходе которого свои таланты демонстрируют дети в номинациях «Хоровое исполнение», «Сольное исполнение», «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство», «Оригинальный жанр», «Художественное слово», «Хореографическое исполнение».

-благодаря созданной сенсорной комнате с функциями Лекотеки педагоги-психологи, учителя-дефектологи и учителя-логопеды проводят коррекционно-развивающие занятия социально-гуманитарной направленности. Детям очень нравится заниматься пескотерапией, лего-терапией, мозартикой, обучаться навыкам саморегуляции на основе метода функционального биоуправления, используя интерактивные игры «Смотри и говори» и «Игры со словами» развивать словарный запас и связную речь. Ежегодно педагоги Центра оказывают помощь 165 детям с ОВЗ.

-совместно с МОУ «СОШ № 1» ФДОТ «Дом детского творчества» проводится акция «Сильные духом», посвященная Международному дню защиты детей, направленная на активную поведенческую установку у детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья, на уверенное позиционирование себя в обществе.

-создана воскресная школа для 25 детей и их родителей под руководством педагога по основам религиозных культур и светской этики. На занятиях рассматривается история города Коряжмы, история возникновения Николо-Коряжемского монастыря, «Библейские истории. Притчи», рассказывается о светских и церковных праздниках, проводятся экскурсии в храм, ребята работают с книгами 19 века, знакомятся со старославянской письменностью.

Начиная с 2020 года в силу ограничительных мер, связанных с Covid-19, многие мероприятия пришлось заменить на он-лайн, но жизнь в Центре продолжает бурлить.

- пришлось заменить ежегодную майскую фотовыставку «Счастливые лица детей- радость их родителей!», направленную на воспитание толерантности у детей и взрослых, на которой специалисты Центра представляли не только фотоработы, но и проводили мастер-классы «Изготовление фоторамки с помощью природного материала», конкурсы по родословной семьи, по составлению кроссвордов, ребусов, пословиц о семье, на онлайн-выставку.

-праздник «Мисс Мама», посвященный Дню матери и Всемирному дню ребенка, основная цель которого - установление отношений доверия и сотрудничества специалистов с семьями; «Новогодний карнавал» (направлен на адаптацию детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья к социуму, преодоление зажатости, развитие творческих и коммуникативных навыков) преобразовали в формат онлайн в виде создания видеороликов и размещения их на сайте МОУ «СОШ №2» и в социальной сети «Вк» на сайте «Центр ПМСС»

- специалисты Центра проводят для обучающихся с ОВЗ с привлечением детей города фотовыставки «Наша дружная семья!», «Папа может!», конкурсы рисунков «Лучше нет твоей семьи!»

-продолжаем проводить на свежем воздухе туристический слет «Жизнь в движении!»-активный совместный отдых детей-инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья с их здоровыми сверстниками, который способствовал развитию коммуникативного опыта детей.

-на протяжении 3 лет на базе Центра ПМСС проводится летний оздоровительный лагерь для детей-инвалидов. Вся воспитательная работа отряда проводится по программе «МультLand», основанной на традициях и положительном опыте работы летнего оздоровительного лагеря при МОУ «СОШ №2» г. Коряжмы, включает в себя разноплановую деятельность, объединяющую различные направления работы: оздоровление, обучение, отдых и воспитание детей в условиях лагеря.

Появляются и новые мероприятия, которые с большим интересом поддерживаются детьми и родителями, посещающими Центр.

-мероприятие «Когда собака больше, чем друг! (канистерапия)»- организация и реализация психолого-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья с использованием метода канистерапии.

-«Школа любящих родителей» проводится для тех, кто хочет научиться любить и понимать своих родных, кто ищет выход из лабиринта семейных проблем.

кто хочет помочь своим детям, столкнувшимся с проблемой, связанной с появлением вредных навязчивых привычек (компьютерная зависимость, курение, алкоголь и т. п.).

-Центр ПМСС утвержден в качестве экспериментальной площадки по внедрению программ примирения между преступником и жертвой по уголовным делам в отношении несовершеннолетних - специалисты Центра работают над созданием агитационных роликов по ЗОЖ.

Таким образом, специалисты Центра ПМСС продолжают работать над развитием навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями через взаимодействие со здоровыми сверстниками и взрослыми.

Публикации по теме:

Использование технологии «рефлексивный круг» для успешной социализации детей дошкольного возраста Добрый день, уважаемые коллеги. Сегодня я хочу познакомить Вас с технологией «Рефлексивный круг» это интересней-шая технология социализации.

Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час»Консультация для педагогов «Технология успешной социализации дошкольников «Клубный час» Когда в нашем дошкольном образовательном учреждении встал вопрос о выборе технологий эффективной социализации дошкольников, мы заинтересовались.

Творческое развитие детей с ОВЗ как средство социализации в условиях общеобразовательной школы .

Кинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровьяКинетический песок в развитии мелкой моторики у детей с особыми возможностями здоровья Помните себя маленькими? Ну, хотя бы чуть-чуть? Как вы любили летом во дворе или с родителями на морском берегу играть с песком и водой.

Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ»Консультация для воспитателей «Прогулка как одна из эффективных форм успешной социализации детей с ОВЗ» Одним из способов улучшения качества жизни ребенка с нарушениями развития является повышение уровня его социальной адаптации в обществе,.

Организация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольниковОрганизация социальной терапии детей дошкольного возраста группы риска для успешной социализации личности дошкольников Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (далее Стандарт, - это ориентация нового документа на социализацию.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных картРазвитие коммуникативных навыков у детей с ОВЗ с использованием метафорических ассоциативных карт В дошкольном возрасте ребенок делает первые самостоятельные шаги в сложном мире взаимоотношений. Следовательно, такая проблема, как проблема.

Речевое развитие детей как одно из условий социализации личности и коммуникативных способностей 2 слайд Тема: "Речевое развитие детей дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи как одно из условий социализации личности и коммуникативных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие навыков успешной социализации и интеграции в общество детей с особыми образовательными потребностями
Опубликовано: 10 апреля 2023 в 14:34
+16Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД