Лучший педагог года

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

Асмар Ализаде
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста

В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный интерес позиционирует себя как активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоциональным отношением к изучению предмета, с радостью познания, с преодолением трудностей, с созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности.

Публикация «Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ребенок является исследователем окружающего мира. Мир открывается ребенку через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Как известно, знания, полученные без интереса, не становятся полезными. Чем больше ребенок видел, слышал и переживал, чем больше он знает, и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своем опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях будет его творческая, исследовательская деятельность.

Тем не менее, до сих пор остаются нерешенными некоторые вопросы, главный из которых - как вызвать у ребёнка устойчивый познавательный интерес к той или иной деятельности или материалу.

Интерес у ребенка нужно формировать, опираясь на его любознательность и умственную активность с помощью общения в игре. Игра идет на пользу общему развитию ребенка : стимулирует его познавательные интересы, активизирует интеллектуально-творческие способности, дает возможность ребятам самоутвердиться и реализовать себя, помогает восполнить дефицит общения. В связи с этим особое значение приобретают новые игровые формы обучения и воспитания детей.

Важным условием развития познавательного интереса у детей является взаимодействие взрослого с детьми. Познавательный интерес ребенка может развиваться только в условиях организации занятий в форме партнерской деятельности с взрослым, где он демонстрирует образцы исследовательской деятельности, а дети получают возможность проявить собственную исследовательскую активность.

Важно привлечь внимание детей к самому факту решения задачи. Этого можно достичь, похвалив детей за хорошие придумки, интересные решения. Педагог должен помочь ребенку эмоционально прожить ситуации познавательных задач. Для этого необходимо на каждом занятии создавать игровую мотивацию решения задач с помощью введения игровых персонажей, или за счет обозначения этих ситуаций различными символическими средствами («бабушка-загадушка» на занятиях по развитию речи, путешествие в «математический город», «царица Осень» приглашает детей в свой волшебный лес и т. д.).

В своей работе можно использовать и приемы, приводящие к непосредственному эмоциональному отношению к самой задаче. Так, например, создавать проблемные ситуации, давать для решения задачи – загадки и т. д. Если ребенок воспринимает предлагаемую задачу эмоционально, тогда обучение становится развивающим для ребенка. Благодаря используемым приемам происходит трансформация когнитивного содержания занятия в эмоциональное.

Что касается обучения детей на занятиях, то оно осуществляется разными методами. Выбор методов зависит от вида занятия, от его основной задачи.

• На одних занятиях формируются первичные знания. С этой целью воспитатель использует наблюдение, рассматривание картин, чтение художественных произведений, рассказ, показ кинофильмов.

• На других же занятиях уточняются, расширяются и углубляются знания. Кроме перечисленных методов, на этих занятиях используется и труд детей в природе.

• Основная задача занятий третьего вида - обобщение и систематизация знаний. Для этого используют беседы, дидактические игры, обобщающие наблюдения. В труде и играх дети применяют полученные знания на практике.

Беседа - форма организации познавательной деятельности, в которой через диалогическое общение расширяются, уточняются и систематизируются представления ребенка о предметах и явлениях окружающего, актуализируется личный опыт

Исследовательская деятельность - как особая форма познавательно-исследовательской деятельности направлена на освоение ребенком способов реализации познавательных инициатив. Исследовательская деятельность расширяет представления ребенка об окружающем, связывая их в целостную картину мира

Экспериментирование - форма поисковой познавательно-исследовательской деятельности, направленной на преобразование вещей или ускорение процессов, происходящих с ними. У детей развиваются наблюдательность, элементарные аналитические умения, стремление сравнивать, сопоставлять, делать выводы.

Наблюдение - организованное наблюдение живых объектов и практическое экспериментирование с ними; рассматривание картинок (предметных и с простым сюжетом, игрушек. Происходит знакомство детей с животными ближайшего окружения: кошка, собака, корова, курица. Детей учат узнавать и называть животных по ярким признакам внешнего вида (цвету шерсти, форме и размеру ушей, хвоста, длине передних и задних лап, характеру передвижений (кролик прыгает, птица летает, издаваемым звукам (кошка мяукает, петух кукарекает). Дети узнают и называют растения ближайшего окружения - дерево, куст, трава, комнатные цветы.

Дидактические игры. В дидактических играх познавательные задачи (определение свойств и качеств предмета, классификация и группировка различных предметов) соединяются с игровыми (отгадать, выполнить роль, соревноваться, что и делает дидактическую игру особой формой обучения - легкого, быстрого и непреднамеренного усвоения детьми знаний.

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Цель: теоретически обосновать и практически проверить эффективность использования опытно – экспериментальной деятельности как средства формирования.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью.

Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста»Фотоотчет «Развитие интереса и любви к народной кукле у детей старшего дошкольного возраста» Хочется поделиться своим небольшим фотоотчетом, по работе с народной куклой. Вот уже много лет я работаю с детьми старшего дошкольного возраста.

Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста посредством дидактических игр План саморазвития Тема : «Формирование познавательного интереса к математике у детей старшего дошкольного возраста, посредством дидактических.

Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой природой Презентация опыта работы «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе экспериментальной деятельности с неживой.

Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование»Проект «Развитие познавательного интереса у детей дошкольного возраста через экспериментирование» СОДЕРЖАНИЕ КРАТКАЯ АННОТАЦИЯ ПРОЕКТА…. 3 ОПИСАНИЕ УЧРЕЖДЕНИЯ…4 ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ…7.

Развитие интереса к художественной литературе у детей старшего дошкольного возраста В психологии понятие «интерес» трактуется как «тенденция личности, заключающаяся в направленности или сосредоточенности ее помыслов на определенном.

Развитие познавательного интереса к неживой природе у детей старшего дошкольного возраста путем несложного опыта Слайд № 1 На все вопросы детей мы пытаемся отвечать по-научному точно, и доступно. Более того, обязательно хвалим за хороший вопрос, за.

Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе Развитие у детей старшего дошкольного возраста интереса к художественной литературе. «Основная задача взрослых – открыть в ребенке талант.

Формирование познавательного интереса у детей дошкольного возраста в процессе коллекционирования Наряду с направлением изучения познавательных интересов и познавательной активности в психолого-педагогической литературе можно выделить.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 23 января 2017 в 22:47
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.

5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД