МААМ-картинки

Развитие связной речи детей посредством повышения компетентности родителей в сфере формирования коммуникативных способностей

Светлана Тулаева
Развитие связной речи детей посредством повышения компетентности родителей в сфере формирования коммуникативных способностей

Дошкольный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребенка большую роль играет его окружение, а именно, родители и педагоги. От того, как они говорят с ним, сколько внимания уделяют речевому общению с ребенком, во многом зависит успех дошкольника в усвоении языка.

Образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. За последние годы наблюдается рост числа дошкольников, имеющих нарушения общего и речевого развития. И происходит это не только из-за увеличения нарушений перинатального развития детей, их общей соматической ослабленности, но и за счёт растущей педагогической некомпетентности родителей, эмоциональной депривации в семье, берущей своё начало ещё в младенческом возрасте. Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи ребёнка на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых (все больше за компьютером, у телевизора или со своими игрушками, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей с несформированной связной речью. Вот и получается, что с речью ребенка к моменту поступления в школу возникает множество проблем:

Публикация «Развитие связной речи детей посредством повышения компетентности родителей в сфере формирования коммуникативных способностей» размещена в разделах

1. Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь (так называемая «ситуативная» речь). Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

2. Бедность речи. Недостаточный словарный запас.

3. Замусоривание речи сленговыми словами (результат просмотров телевизионных передач, употребление нелитературных слов и выражений.

4. Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развернутый ответ, если это необходимо и уместно.

5. Неспособность построить монолог : например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами. (А ведь к школе приобрести это умение просто необходимо)

6. Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

7. Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

8. Плохая дикция.

Исходя из вышеизложенного, мы видим актуальность и значимость проблемы повышения компетентности родителей в вопросах развития связной речи детей.

Следовательно, задача учителя-логопеда — максимально компенсировать пробел знаний у родителей на определенную тему.

Проблема

Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на логопеда ДОУ. В основном они воспринимают развитие речи только как обучение правильному звукопроизношению, фонематическому анализу и синтезу, не задумываясь о развитии лексико-грамматического строя и связной речи. Считается, что планомерные занятия помогут ребёнку в этом нелегком деле. В условиях работы логопункта очень часто эти надежды не оправданы, поскольку специфика работы такова, что работа над развитием связной речи детей зачастую сводится к автоматизации звука в тексте.

Из опыта работы с родителями, чьи дети посещают занятия на логопункте, выяснилось, что родители не проявляют желание помочь учителю-логопеду и отстраняются от работы по исправлению речевых недостатков у детей, объясняя это тем, что они не владеют необходимыми знаниями и умениями, не имеют достаточно ясного представления о комплексности процесса коррекции речи. Сравнив результаты итогового диагностического обследования детей за последние три года, я выявила следующее: по всем направлениям, кроме развития связной речи, прослеживалась положительная динамика. У 60% детей развитие связной речи оставалось на низком уровне. Дети не могли составить описательный рассказ даже при помощи логопеда. На вопросы не давали развернутых ответов, отвечали односложно. При изложении повествования наблюдалось нарушение логической последовательности, скудность изложения, ограниченность и неполноценность лексических средств языка. Это объясняется тем, что логопед на логопункте работает в отличном от речевого сада режиме. Основными формами организации работы с детьми, имеющими нарушения речи, являются индивидуальные и подгрупповые занятия. Наши занятия кратковременные (15-20минут, краткосрочные (2-3 раза в неделю) и рассчитаны на 6-ти или 12 месячный срок обучения.

Логопед на логопункте вынужден вклиниваться в процесс обучения в тот день, когда ребенок посещает его занятия. Сами дети с речевыми нарушениями получают коррекционную помощь порционно, а не ежедневно, как дети логопедической группы детского сада.

Основной целью коррекционной работы на логопункте является формирование полноценной фонетической системы языка, развитие фонематического восприятия и навыков первоначального звукового анализа и синтеза, автоматизация слухопроизносительных умений и навыков в различных ситуациях, а развитие связной речи отходит на второй план.

Таким образом, выявилась проблема: связная речь детей недостаточно сформирована.

Это определило необходимость поиска новых направлений работы. Таким направлением мною была выбрана работа с родителями.

Передо мной встала проблема донести до родителей, что формирование речи нельзя сводить к коррекции звукопроизношения. Важно было убедить родителей, что их роль в полноценном речевом развитии ребенка очень велика и все усилия логопеда без их помощи будут недостаточны.

В связи с этим возникла необходимость помочь родителям ознакомиться с приемами развития связной речи, определить не только правильные, но и доступные, интересные и увлекательные методы и приемы преодоления речевого нарушения, наполнить конкретным содержанием задания для домашней работы с детьми по усвоению и закреплению полученных знаний. Нам необходимо видеть родителей не только союзниками, но и грамотными помощниками. Ведь ни одна педагогическая система не может быть в полной мере эффективной, если в ней не задействована семья. Поэтому одним из важнейших направлений в коррекционно-воспитательной деятельности учителя-логопеда ДОУ является работа с родителями.

Гипотеза

Если я буду использовать более эффективные формы и методы сотрудничества с родителями, сделаю их своими союзниками, то повысится уровень сформированности связной речи дошкольников. .

ПАСПОРТ ПРОЕКТА:

Вид проекта долгосрочный.

Срок реализации: сентябрь 2012 – май 2013 учебного года.

Участники проекта

Учитель-логопед, дети старшего дошкольного возраста, посещающие занятия на логопункте, родители воспитанников (законные представители, воспитатели.

Цели и задачи проекта

Цель проекта

Развитие связной речи детей посредством повышения уровня компетентности родителей в вопросах формирования коммуникативных способностей детей.

Задачи проекта

1. Выявить образовательные потребности родителей и уровень их компетентности в вопросах развития связной речи детей, установить контакт с членами семьи воспитанника, согласовать воспитательное воздействие на ребенка.

2. Разработать и апробировать систему методических мероприятий для родителей по вопросам развития связной речи

3. Создать электронную логопедическую копилку для родителей «Учимся, играя!»

Ожидаемые результаты

1. Положительная динамика уровня сформированности связной речи детей.

2. Повышение педагогической компетентности родителей в вопросах развития связной речи ребёнка.

3. Активное участие родителей в коррекционно-развивающем процессе по устранению недостатков развития связной речи детей в домашних условиях.

4. Самостоятельное использование родителями материалов электронной логопедической копилки «Учимся, играя!».

Практическая значимость проекта

Практическая значимость проекта заключается в том, что предложенная система поэтапного включения родителей в коррекционно-воспитательный процесс, методические пособия для домашнего использования родителями – копилка «Учимся, играя», диагностический материал для выявления компетентности родителей по вопросам речевого развития, видеотека – могут быть реализованы педагогами, учителями-логопедами и заинтересованными родителями.

1 этап. Поисково-подготовительный. (сентябрь)

Цель: Определение основных направлений работы по развитию связной речи дошкольников посредством повышения компетентности родителей.

Задачи:

• Выявить основные проблемы в развитии связной речи детей.

• Составить методические рекомендации для родителей по коррекции и развитию связной речи детей.

• Заинтересовать родителей в необходимости помочь логопеду в реализации проекта.

• Помочь родителям в овладении приёмами общения и развития речи у детей.

• Выработать единые требования в вопросах речевого развития детей.

Мероприятия.

1. Мониторинг.

2. Анкетирование родителей «Развитие связной речи детей».

3. Подбор необходимых материалов: литературы, словесно-дидактических игр, наглядных пособий, раздаточного и демонстрационного материала.

4. Составление перспективного плана мероприятий совместной деятельности детей взрослых).

5. Круглый стол с участием педагогов и родителей «Научим детей говорить красиво».

2 этап. Основной, формирующий. (октябрь-апрель).

Цель: Повышение уровня родительской компетенции в коррекции развития связной речи детей.

Задачи

• Апробирование мероприятий проекта.

Формирование связной речи детей в разных видах деятельности.

• Коррекция речи со стороны взрослых в повседневном общении с ребёнком.

• Создание оптимальных условий для преемственности в работе педагогов и семьи.

Мероприятия.

1. Выставка детских книг со сказками «Волшебная страна».

2. Выпуск газет: «Кораблик», «Наш детский сад», «Город, что сердцу дорог».

3. Консультации для родителей :

Мышление и речь.

Новые сказки.

Общаясь, развиваем речь.

4. Конкурс совместных работ родителей и детей на тему : «Сочиняем сказку вместе». (Творческие рассказы о любимых сказках).

5. Коллаж «Мир моих увлечений»

6. Оформление альбома с детскими рисунками и рассказами «Мир моих увлечений».

7. Видеозапись рассказов детей по теме «Моё любимое животное».

8. Круглый стол «Учимся, играя».

9. Консультации-практикумы:

«Игры, направленные на развитие фантазии и словесного творчества, способствующие развитию связной речи у дошкольников»

«Учимся рассказывать».

10. Пополнение электронной логопедической копилки «Учимся, играя!»

3 этап. Заключительный, аналитический. (май)

Цель: Анализ эффективности реализованного проекта.

Мероприятия.

1. Итоговая диагностика и анализ результатов работы.

2. Отчё т о результативности проекта:

Развлечение с участием родителей и детей

3. Индивидуальная консультация для родителей. «Итоговая диагностика. Перспективы на будущее».

Публикации по теме:

Консультация: «Развитие потребности в общении в первые годы жизни». Ясельный возраст – этап активного речевого развития. В формировании речи ребёнка большую роль играет его окружение, а именно, родители и.

Наглядное моделирование как прием развития речи детей Дошкольный возраст наиболее благоприятен для закладывания основ грамотной, четкой, красивой речи, что является важным условием умственного.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи детей посредством повышения компетентности родителей в сфере формирования коммуникативных способностей
Опубликовано: 28 января 2014 в 00:26
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД