Получи документы

Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством интеллектуальных карт

Татьяна Ястребова
Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством интеллектуальных карт

Наиболее актуальной и значимой проблемой в дошкольном образовании является речевое развитие дошкольников. Если у ребёнка грамматически правильная, лексически богатая и фонетически четкая речь, то ему легче излагать свои мысли, у него больше возможностей в познании окружающей действительности, у него возникает интерес в общении со взрослыми и со сверстниками, разговоры при этом становятся содержательнее.

Публикация «Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством интеллектуальных карт» размещена в разделах

От уровня овладения детьми связной речью полностью зависит успешность обучения в школе. Правильно оформленное связное высказывание может быть только при условии наличия у ребенка достаточного словарного запаса, краткого плана его высказывания, а так же желания рассказать, о чём либо.

В дошкольном образовании все педагоги пытаются внедрить новые идеи, формы и методы работы с детьми, чтобы детям было интересно, доступно, понятно и при этом решались развивающие, образовательные и воспитательные задачи.

Для меня такой новой, и как уже показала практика эффективной формой работы по развитию связной речи у дошкольников с общим недоразвитием речи стала «Интеллектуальная карта», начала использовать этот метод потому, что при диагностике развития связной речи выявила следующие проблемы:

- дети с трудом могут связно и последовательно пересказывать литературные произведения;

-определять и воспроизводить логическую последовательность описательного рассказа;

- затрудняются в изложении собственных мыслей в общении с взрослыми и сверстниками;

-не могут самостоятельно составлять рассказы.

Интеллектуальная карта - это уникальный и простой метод запоминания информации, она основывается на наглядно-образном мышлении ребенка, который является основным в дошкольном возрасте. Применение таких карт побуждает ребенка к изображению, осмыслению окружающего мира и развитию связной речи за счет составления описательных рассказов по карте.

Чем же хороша интеллектуальная карта?

Она наглядна. Вся проблема или тема с ее многочисленными сторонами оказывается прямо перед вами, ее можно окинуть одним взглядом.

Привлекательна. Хорошая интеллектуальная карта имеет свою эстетику, ее рассматривать не только интересно, но и приятно.

Запоминаемость. Благодаря использованию образов и цвета интеллект-карта легко запоминается.

Своевременность. Интеллект– карта помогает выявить недостаток информации и понять, какой информации не хватает;

Возможность пересмотра. Пересмотр интеллект - карт через некоторое время позволяет увидеть новые идеи, стимулирует творчество, помогает найти нестандартные пути решения.

На основании этого была определена цель работы: создание условий для развития связной речи у детей старшего дошкольного возраста с ОНР посредством интеллектуальных карт.

Для достижения поставленной цели были определены задачи:

1. Способствовать развитию умения детей составлять рассказ с опорой на интеллектуальную карту.

2. Развивать у дошкольников навык самостоятельно устанавливать причинно-следственные связи и последовательность событий, анализировать и синтезировать.

3. Формировать у детей навыки сотрудничества, самоконтроля, доброжелательности.

При организации работы с детьми по развитию связной речи посредством интеллектуальных карт я осуществляла подбор картинного материала для составления карт, составляла карты для самостоятельного пользования детей по различным лексическим темам.

Для развития связной речи метод интеллектуальных карт использую в разных вариантах, в зависимости от сложности работы и уровня развития детей :

1 вариант - дети совместно с педагогом составляют интеллектуальные карты как иллюстрирование рассматриваемой в занятии темы, либо как закрепление материала по определенной теме или в ходе проектной деятельности;

При изучении новой темы, мы выделяем главное слово (тему) и рисуем или приклеиваем картинку в центр листа, далее в определённой последовательности рисуем (клеим) все, что знаем по этому вопросу. А затем в течении изучения темы мы дополняем карту новой информацией. Таким образом, в конце изучения темы у нас получается полноценная карта.

Этот вариант создания карты стимулирует детей к самостоятельному творческому поиску, а главное, знания, полученные таким образом, становятся достоянием ребенка, так они лучше усваиваются, чем если бы их преподнесли в готовом виде.

Если же мы хотим составить карту для закрепления и обобщения материала, то детям предлагается вспомнить всю информацию, которую они узнали по данной теме. Затем задаю детям вопросы в логической последовательности. После этого дети приклеивают в центр картинку с изображением темы, рисуют ответвления в той же последовательности и дополняют иллюстрациями (рисуют либо клеят картинки).

После этого дети приклеивают в центр картинку с изображением темы, рисуют ответвления в той же последовательности и дополняют иллюстрациями (рисуют либо клеят картинки).

Этот вариант создания интеллект - карты развивает у детей умение выделить главную мысль, вспомнить и рассказать изученное. Пополняется активный и пассивный словарь по изученной лексической или проблемной теме, развивается умение правильно составлять распространенные предложения и рассказ полностью.

Готовые карты предлагаю «прочесть» коллективно, либо индивидуально. Таким образом, полученная информация систематизируется, обобщается и предстает перед детьми уже в виде готового рассказа, созданного ими самими.

2 вариант - дети самостоятельно воспроизводят рассказ по интеллектуальной карте, составленной педагогом.

Рассказывая по интеллект - карте, дети учатся самостоятельно и последовательно излагать свои мысли, становятся более активными при разговоре, формируются умения отвечать на вопросы распространенно, словарь становится точен и разнообразен.

3 вариант - дети совместно с родителями (в качестве домашнего поручения) осуществляют подбор материала и составляют свои интеллектуальные карты. После чего они делятся своими знаниями с детьми в группе. Многие родители охотно выполняют данные поручения, что способствует повышению активности родителей в вопросах развития речи детей.

В любом из этих вариантов после составления карты, составляется рассказ, только это уже не просто традиционный рассказ по предложенной картине, а рассказ по карте, сделанной самими детьми. Во всех случаях ребёнок является активным участником процесса осмысления и создания интеллектуальных карт. То, что ребенок проделывает самостоятельно, запоминается лучше готового материала.

Работу по развитию по развитию связной речи у детей с общим недоразвитием речи посредством интеллектуальных карт я начала в 2021 году с детьми среднего дошкольного возраста и продолжаю её вести с детьми старшего дошкольного возраста.

За время использования метода интеллектуальных карт в работе по развитию связной речи детей, я вижу положительную динамику. У детей пополнился словарный запас (сентябрь2021 г. – 20% детей – декабрь 2022 г. 60% детей, улучшилась лексико - грамматическая структура (сентябрь2021 г. – 23% - декабрь 2022 г. -65% детей, в речи появились распространенные предложения, воспитанники начали последовательно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из жизни, пересказывать рассказы, (сентябрь2021 г. – 30% детей – декабрь 2022 г. – 68% детей); дети быстрее и легче запоминают и вспоминают нужные события, явления и факты. По их собственным словам, интеллектуальная карта - это отличный помощник.

В 2023 году я поделилась опытом работы с коллегами, в рамках ГМО учителей- логопедов представила краткосрочный проект, разработанный на основе технологии «Интеллектуальная карта» по лексической теме «Посуда» в старшей группе комбинированной направленности.

Считаю, что использование интеллектуальных карт позволяет применять этот метод в разных областях педагогической деятельности, и мой опыт будет полезен коллегам и родителям дошкольников.

Продолжая работу по этой теме, планирую расширить диапазон применения интеллектуальных карт при формировании фонематических умений (понятие «звук», характеристика звука, позиция в слове, автоматизация).

Публикации по теме:

Использование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышленияИспользование интеллектуальных карт в работе с дошкольниками для развития речи и мышления С внедрением ФГОС в дошкольное образование каждый педагог пытается найти новые идеи, подходы, формы и методы работы в своей педагогической.

Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи»Консультация для педагогов «Речевое развитие старших дошкольников посредством словесных игр. Игры по развитию речи» 1. слайд: Одним из главных показателей готовности ребенка к школе является уровень его умственного и речевого развития. Понимание словесных.

Консультация «Развитие связной речи через приобщение старших дошкольников к культуре родного края в проектной деятельности» В своей статье хочу рассмотреть проблему значимости формирования связной речи через приобщение к культуре родного края, как сложного личностного.

Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности»Опыт работы «Развитие связной речи у дошкольников средней группы посредством разных видов деятельности» 1 слайд: Тема моей презентации «Развитие связной речи у дошкольников средней группы через разные виды деятельности». 2 слайд: «Связная речь.

Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию»Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче «Развитие связной речи детей посредством обучения рассказыванию» Отчёт музыкального руководителя по 3-й годовой задаче за 2018-19 уч. год «Развитие связной речи детей через обучение рассказыванию» (март-май).

Развитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломокРазвитие логического мышления у старших дошкольников посредством игр-головоломок Еще Л. С. Выготский подчеркивал: «…интеллектуальное развитие ребенка заключается не столько в количественном запасе знаний, сколько в уровне.

Развитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игрРазвитие речи дошкольников посредством дидактических и развивающих игр Подготовка к новому учебному году. Игры своими руками. Эту лягушку для меня сделала Лариса https://www.livemaster.ru/larisa81 Артикуляционная.

Развитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игрРазвитие связной речи и коммуникативных способностей посредством дидактических игр Актуальной задачей дошкольного образования является подготовка детей к обучению в школе, всестороннее психическое и интеллектуальное развитие.

Развитие связной речи у дошкольников с задержкой психического развития с помощью мнемотехники На протяжении 3 лет я изучала и использовала в своей практической деятельности приемы и методы мнемотехники. Сегодня я хочу вас познакомить.

Родительское собрание «Развитие связной речи дошкольников» в старшей группе с использованием ИКТ Цель: повышение уровня педагогической компетентности родителей по вопросу развития связной речи детей старшего дошкольного возраста. Форма:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие связной речи у старших дошкольников с ОНР посредством интеллектуальных карт
Опубликовано: 10 марта 2023 в 06:35
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД