Получи документы

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности

Таня Белюшина
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности

Социальная адаптация детей с особыми образовательными потребностями – одна из главных задач. Как найти тропинку к их сердцу? Как помочь таким детям увидеть, услышать, почувствовать все многообразие окружающей среды? Как помочь им раскрыть свое Я, понять его и войти в мир взрослых, полноценно существовать и взаимодействовать в нем? Средством, способным решать все эти задачи, несомненно, является театральное искусство.

Публикация «Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности» размещена в разделах

На современном этапе развития общества большое внимание уделяется формированию у детей способности творчески мыслить. Оно заключает в себе художественно-эстетические, гуманистические, познавательные, нравственные ценности и воздействует на нравственное, духовное становление личности.

Дети с нарушениями развития являются особой категорией, в работе

с которыми искусство оказывает на них лечебное воздействие, является способом профилактики и коррекции.

Задача нас – педагогов состоит в том, чтобы создать такую модель обучения детей с ОВЗ, в процессе которой у каждого обучающегося появится механизм компенсации имеющегося дефекта, на основе чего станет возможной его интеграция в современное общество.

Одной из видов совместной деятельности для развития творческих способностей детей дошкольного возраста 5-7 лет (старшая и подготовительная к школе группы) с ЗПР в нашем детском саду является театрализованная деятельность. Программа «Театральная гостиная», разработана на основе программ: Татьяны Дороновой «Театрализованная деятельность как средство развития детей 4-6 лет» Москва, Обруч, 2014; С. И. Мерзляковой – «Театральные игры» Москва, Обруч, 2012.

Созданная «Театральная гостиная» способствует установлению более тесного сотрудничества между педагогом и ребенком. В ней собраны различные виды театров : би-ба-бо, вязанный пальчиковый, театр на ложках, костюмированный. При организации театральной деятельности с детьми, мы используем различные атрибуты (цветы, листья, шарфики, платочки, разные шапочки на голову, крылья разных насекомых, музыкальные инструменты, которые находятся в гостиной: красочные декорации (домик зимний, домик летний, печка, яблоня, заборчики, ёлочки и м. д.) и костюмы (детские и взрослые). Главными героями театральных постановок, пьес и сказок являются не только дети, но и персонажи-куклы из разных материалов: тряпичные, деревянные, бумажные, резиновые, пальчиковые, которые расположились на полках в театрализованном уголке и каждый раз, с нетерпением, ждут своего выхода.

Мне важно, чтобы дети полюбили театральное искусство для развития своего творческого потенциала и поэтому все специалисты нашего детского сада (воспитатели старшей и подготовительной к школе групп ЗПР, учителя-дефектологи, учителя-логопеды, инструктор по ФК) стараются мне в этом помочь, обеспечивая эмоциональное благополучие наших воспитанников, их общее и эстетическое развитие. Дети приходят ко мне в «Театральную гостиную» один раз в неделю после сна. Мы играем в театрализованные игры и ставим мини-спектакли, что способствует формированию коммуникативных качеств детей с ЗПР и развивает эмоционально - личностные отношения между ними. Так как у многих детей с ОВЗ речь не связанна, не сформирована, словарный запас беден и однообразен, проявление эмоций и жестов является основным показателем во время игры своей роли. В проведении театрализованных игр выделяю подготовительный и основной этапы. Начинаю с совместных игр более простого сюжета (например, «Зайки», «Белки», «Кошки», «Перчатки», «Мышки» английская народная песня в переводе С. Маршака и т. д., постепенно усложняя («Поросята», «Черепаха» К. Чуковского, «Сообразительные осьминожки», «Новогодняя сказка про ёлочку» и т. д.). Привлекаю детей, которые пассивны в игровой ситуации. Упражнения на напряжение мышц («нести тяжёлый чемодан»); на расслабление мышц («заснуть на стуле»); на развитие воображения («передавать друг другу кубик со словами «лягушка» или «мороженое!»); на развитие памяти, внимания и других психических функций. В играх использую малейшее желание и стремление к общему действию, и когда вижу в их глазах «живой огонёк», значит, у нас всё получилось и можно радоваться даже этим маленьким победам. Мы играем всегда по желанию самих детей, договариваемся, кто артист, а кто - зритель и меняемся ролями. В такие моменты дошколята забывают о зрителе и действуют естественно, как в жизни. Это нужно для того, чтобы развить способность преодолевать сценическое волнение.

На подготовительном этапе прослушиваем аудио сказки, на фоне которых дети проигрывают весь сюжет на сцене, используя только жестикуляцию, эмоции и необходимые движения, таким образом, дублируя услышанное, в записи. Такая работа «дублера» вызывает положительные эмоции, развивает творческие навыки и уверенность в своих силах всего добиваться. Она дает понять, что не только слова, речь является важной составляющей для проявления чувств и передачи информации, но и мимика, эмоции, жесты помогают выражать свои эмоциональные состояния: гнев, радость, удивление, огорчение, испуг и т. д. Важная роль в театрализованной деятельности принадлежит музыке. Она помогает «погрузить детей в образ», подсказывает характерные движения героев, образов и развивает детское творчество моих воспитанников. Я предлагаю придумать под выбранную музыку свою сказку, сюжет с игрушками, например – медведицы и медвежонка, злой собаки и щенка и т. д.

В развитии творческих способностей ребёнка важно сформировать представление о том, чтобы стать артистом, нужно много уметь, а именно чётко говорить, правильно дышать, красиво двигаться, уметь правильно подобрать костюм. Например, для развития выразительности речи детей каждый день проводим артикуляционную гимнастику, упражнения для губ и языка, дыхательную гимнастику, звукоподражание голосам птиц, животных. Один раз в неделю провожу в каждой группе коррекционную ритмику по программе М. А. Касицина. Это служит хорошим тренингом для развития речевого аппарата, мышц лица, а самое главное, – дети развивают своё творчество. Эти упражнения способствуют положительному эмоциональному настрою на дальнейшую деятельность. Часто используем фольклор: скороговорки, загадки, потешки, дразнилки, заклички, что также способствует развитию эмоциональной сферы, творческому развитию в целом. Для развития памяти, воображения, фантазирования используем этюды, пальчиковые игры, пальчиковый театр, обыгрывание стихов, песенок. На основном этапе заинтересовываю детей содержанием поэтического произведения, которое будет использовано для инсценировки, и выразительно исполняю его. Затем спрашиваю у детей, понравилось ли оно или нет. Получив положительную оценку, предлагаю разыграть его по ролям перед родителями и повторно выразительно читаю. Затем дошколята выбирают понравившуюся роль и учатся ее рассказывать. Наблюдая за поведением детей, мы стараемся подобрать роли под возможности каждого ребёнка. Для детей с тяжёлыми нарушениями речи вводятся герои, которых они смогли бы озвучить, произнося определённые звуки. Для детей, стремящихся к движению, предлагаем роли, предполагающие двигательную активность. Вместе подбираем интонации и мимику. Для четкого произношения слов и звуков заучиваем скороговорки, поговорки, считалки. Сначала дети учатся произносить слова медленно и четко, затем четко и быстро. Главное, чтобы у всех была своя роль, и чтоб каждый созданный образ был неповторимым. Ребята стараются проявить творческую самостоятельность и часто вносят в исполнение ролей что-то личное, своеобразное. Исполняя роль, ребенок может не только представлять, но и реально эмоционально переживать поступки изображаемого им персонажа. Артистические способности детей развиваются от

выступления к выступлению.

Систематическая работа с детьми с ЗПР с использованием приемов театральной деятельности заметно улучшает их исполнительское мастерство и помогает чувствовать уверенность в себе и своих возможностях. Знаменательным для всех детей становятся премьеры спектаклей, к которым мы тщательно готовимся: индивидуальная работа над ролями, изготовление декораций, костюмов, подборка музыкального оформления, «генеральная» репетиция для младших детей, и многое другое. Тесная связь с родителями помогает в работе не только с детьми, но и в подготовке к различным театрализованным мероприятиям, встречам, конкурсам и т. п. Родители понимают важность театрализованной деятельности в развитии творческих способностей детей. Поэтому на представлениях, каждый ребёнок, как настоящий артист, получает в награду бурные аплодисменты.

При обучении детей с ЗПР одним из самых важных условий для педагога является понимание того, что эти дети нуждаются в особенном индивидуальном подходе, в реализации своих потенциальных возможностей и создании условий для развития. У нас еще не было совместных театральных постановок с родителями воспитанников групп ЗПР, но в дальнейшем мы хотим помочь организовать семейный домашний театр (в других группах детского сада есть такая практика-показ пальчикового театра всеми членами семьи). Хочется, чтобы между нашими детьми и их родителями возникло доброе взаимопонимание и сотрудничество, которое сохранилось на долгие годы. Мы рекомендуем всем педагогам включать театрализованные упражнения, игры в свою деятельность. Это очень нужно и важно, оно поможет детям быть искренними и правдивыми не только в сценическом проявлении своих чувств, но и в общении со сверстниками и взрослыми в жизни. Работая с детьми ЗПР, я забываю, что они «особенные», и мне кажется, что они, такие как все, но чуточку «ранимее» и добрее. Спасибо за внимание!

Публикации по теме:

Развитие художественно-творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста в процессе продуктивной деятельности» Из опыта работы воспитателя,.

Развитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельностиРазвитие коммуникативных компетенций у детей старшего дошкольного возраста средствами игровой деятельности Без игры нет и не может быть полноценного умственного развития. Игра -это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды Тема опыта: "Развитие творческих способностей у детей дошкольного возраста в условиях специально организованной среды". Условия возникновения.

Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста»Консультация для педагогов «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Консультация для педагогов: «Развитие художественно-творческих способностей у детей дошкольного возраста» Сегодня всем хорошо известно,.

Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста»Консультация для родителей «Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста» «Творчество не приходит к детям по какому-то наитию. Творчеству надо учить. Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка,.

Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возрастаРазвитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста Развитие интереса к художественной деятельности и творческих способностей детей младшего дошкольного возраста. Творческий потенциал в современном.

Развитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возрастаРазвитие творческих способностей детей подготовительного дошкольного возраста КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ПЕДАГОГОВ, МУЗЫКАЛЬНЫХ РУКОВОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТАТЕЛЕЙ. РАЗВИТИЕ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ РЕБЕНКА В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОМ ДОШКОЛЬНОМ.

Развитие творческих способностей средствами изобразительной деятельноситРазвитие творческих способностей средствами изобразительной деятельносит Развиваем творчество детей Изобразительная деятельность дошкольников играет ключевую роль в развитии детской личности, ведь для ребенка.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста с ЗПР средствами театрализованной деятельности
Опубликовано: 29 сентября 2020 в 08:46
+6Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.

4 мая. День чествования городов-героев. Передвижка «Города-герои»

 В преддверии 9 мая мы чествуем города-герои, проявившие массовый героизм и мужество в ходе Великой Отечественной войны. Расскажите детям о подвиге и доблести их предков!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД