Лучший педагог года

Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»

Аделина Саетгареева
Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»

Проектная работа на тему: «Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»».

Паспорт проекта

Тип проекта: информационно-творческий, долгосрочный, психолого-просветительский.

Возраст и состав участников : воспитанники старшего дошкольного возраста, их родители, педагоги.

Срок реализации проекта: 4 месяцев.

Публикация «Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста „Смелые ребята“» размещена в разделах

База внедрения проекта: старшая и подготовительная к школе группы Детский сад «Петушок»

Возраст дошкольников : 5-7 лет.

Проект разработала: педагог-психолог Саетгареева Аделина Рашитовна.

Актуальность проекта.

Проблема тревожности у детей старшего дошкольного возраста актуальна в настоящее время. И будучи ещё в детском саду, дети должны пройти все тесты тревожности и преодолеть барьер страха в своём сознании.

Тема моего проекта работы выбрана не случайно, исследования в данном направлении могут помочь решить ряд проблем младшего школьного возраста, в том числе – проблемы развития личности в период кризиса 7 лет. Трудности принятия на себя ребенком новых социальных ролей, в связи с переходом из детского сада в школу. Проблемы адаптации, успешности учебной деятельности и ряда других актуальных проблем, решение которых ставит перед собой возрастная и педагогическая психология. Решение этой проблемы требует, как можно более раннего определения причин возникновения и особенностей проявления тревожности у детей с целью ее своевременной дальнейшей коррекции и профилактики.

Решение проблемы тревожности относится к числу острых и актуальных задач психологии и ставит исследователей перед необходимостью как можно более ранней диагностики уровня тревожности. В настоящее время существуют исследования, показывающие, что тревога, зарождаясь у ребенка уже в 7-месячном возрасте, при неблагоприятном стечении обстоятельств в старшем дошкольном возрасте становится тревожностью – то есть устойчивым свойством личности. Изучение, а также своевременная диагностика и коррекция уровня тревожности у детей поможет избежать многих трудностей в воспитании.

Цель: коррекция уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста в рамках психолого-педагогического сопровождения.

Предмет психокоррекции: тревожность, как эмоциональное состояние, сопровождающее ребенка.

Объект: дети старшего дошкольного возраста с повышенной тревожностью.

Задачи:

1. Воспитание уверенности в себе;

2. Снижение эмоционального напряжения;

3. Помощь в снятии страхов;

4. Помощь в преодолении негативных переживаний.

Принципы реализации проекта:

Принцип креативности, позволяющий формировать новые знания, умения, навыки ребенка на базе уже имеющихся.

Принцип гуманизации: во главу проекта поставлен ребенок и забота о его здоровье и безопасности.

«Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребенка данного возраста).

Дифференцированный подход к каждому ребенку, учет его психологических особенностей, возможностей и интересов.

Развивающий характер обучения, основанный на детской активности;

Сочетание научности и доступности материала;

Наглядность обучения;

Характерный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;

Принцип от близкого к далекому;

Принцип системно-организованного подхода, который предполагает скоординированную работу всех специалистов ДОУ.

Эти принципы взаимосвязаны и реализуются в единстве.

Проект включает несколько взаимосвязанных направлений:

1. Психологическое просвещение родителей;

2. Психологическое просвещение педагогов;

3. Обучение родителей и педагогов конкретным способам преодоления повышенной тревожности у детей;

4. Непосредственная работа с детьми, ориентированная на выработку и укрепление уверенности в себе, умения вести себя в трудных ситуациях.

Основные формы, средства и методы реализации:

Форма организации – групповая

Форма проведения – игровая

Этюды, дискуссии, беседы, чтение психотерапевтических сказок, импровизации, тематическое рисование, упражнения (творческого и подражательного характера, игры с правилами, творческие игры, чтение художественных произведений.

Технологии и методики, используемые в работе проекта: сказкотерапия, игротерапия, телесная терапия, арт-терапия, релаксация, концентрация, функциональная музыка.

Этапы проекта:

Проект осуществлялся в несколько этапов:

Подготовительный

Основной

Заключительный.

Подговительный этап был посвящен изучению и анализу психолого-педагогической литературы по исследуемой проблеме. Были обозначены проблема и тема будущего проекта, поставлена цель и определены основные задачи. Составлен поэтапный план работы, анализ проблемы. Кроме того было подобрано необходимое оборудование и пособия для практического обогащения проекта.

Основной этап предусматривал непосредственную реализацию проекта, проведение запланированных мероприятий.

На заключительном этапе было осуществлено подведение итогов и анализ результатов проекта. Обработка и оформление материалов проекта. Анализ результатов деятельности. Демонстрация опыта работы по данной теме для педагогов ДОУ.

Планируемые результаты проекта:

Дети: снижение уровня тревожности, снижение количество страхов, повышение уверенности в себе.

Педагоги:

Повышение знаний по данному направлению: создание положительного психологического климата между психологом и воспитателями, вызвать заинтересованность педагогов в творчестве и инновациях.

Родители: появление интереса к данному вопросу, активное участие в воспитательно-образовательном процессе, повышение компетенции родителей по вопросам работы с тревожными детьми.

При работе с родителями использовались такие формы работы как:

- индивидуальные консультации

- анкетирование, тестирование родителей "Тревожен ли ваш ребенок?", «Проверьте, не провоцируете ли вы своим поведением страхи у малыша».

- оформление консультации в виде стендовой информации в уголках психолога:

- "Признаки и причины возникновения тревожности",

- Памятка для родителей: "Рецепты избавления от гнева",

- Как помочь ребенку преодолеть тревожность (рекомендации родителям тревожных детей,

- "Совместные игры родителей с детьми для устранения страхов",

Выступление на собрании: "Если ваш ребенок испытывает страхи"

В ходе реализации проекта происходило тесное взаимодействие педагога-психолога и педагогов в коррекции уровня тревожности детей старшего дошкольного возраста. Такая совместная работа расширила понимание тревожного ребенка взрослыми. Выработались навыки взаимодействия с тревожными детьми.

При работе с педагогами использовались такие формы работы как:

Индивидуальные консультации, групповые консультации:

- " О специфике взаимодействия с тревожными детьми: как помочь тревожному ребенку, как играть с тревожными детьми"

- "Приемы эффективного, конструктивного взаимодействия с детьми. Овладение языком "Я-высказывания" ("Я-сообщения")"

- Рекомендации по формированию адекватной самооценки у старших дошкольников

Заключение

Подводя итоги работы по реализации проекта «Смелые ребята», можно отметить, что работа по данному направлению действительно необходима и приносит результаты. В проекте показана система работы с детьми и раскрыто содержание основных форм взаимодействия с семьей и с воспитателями. Цель работы достигнута. Задачи, намеченные для достижения цели, решены. Полученные результаты позволяют говорить об эффективности используемых в данном проекте методов, технологий, приемов и об эффективности проекта в целом.

Сравнение полученных результатов с вводной диагностикой и с итоговой диагностикой показывает, что в ходе реализации проекта наблюдается у детей снижение беспокойства в стрессовых ситуациях, например при выступлении на утренниках или на занятии и т. д. Наблюдаются изменения в межличностных отношениях со взрослыми и со сверстниками. Снизился уровень тревожности и уменьшилось количество страхов.

Полученные положительные результаты позволяют говорить об успешном достижении целей и задач проекта.

Список литературы

1. Костина Л. М. "Игровая терапия с тревожными детьми" Санкт-Петербург: "Речь", 2005

2. Арефьева Т. А., Галкина "Преодоление страхов у детей" Тренинг, Издательство Института психотерапии, Москва, 2005

3. Вологодина Н. Г. "Детские страхи днем и ночью", Ростов-на-Дону: Феникс, 2006

4. Лютова Е. К., Монина Г. Б. Тренинг эффективного взаимодействия с детьми. Комплексная прогамма - Санкт-Петербург: Издательство "Речь", 2005

5. Катаева Л. И. "Работа психолога с застенчивыми детьми", - Москва

Публикации по теме:

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста Возрастающее внимание современной науки и практики образования к вопросам развития познавательных интересов обусловлено главной особенностью.

Развитие ЭМП у детей с ЗПР старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию занятие для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста по формированию ориентировки в пространстве. Тема: Знакомство.

Коммуникативные умения и их развитие у детей старшего дошкольного возраста Дошкольное детство – время первоначального становления личности, формирования основ самосознания и индивидуальности. С раннего возраста.

Конспект занятия по коррекции тревожности и страхов детей старшего дошкольного возраста Тема: «Волшебный город» Цель: актуализация страхов, знакомство со способами преодоления страхов. Материал: альбомные листы, краски, карандаши,.

Консультация для родителей «Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе» Игры и упражнения на снятие страхов и повышение уверенности в себе Для детей с 4 лет. «Качели» В упражнении могут участвовать ребёнок и.

Методы и приемы коррекции страхов у детей дошкольного возраста Презентация. Меня зовут Науменко Наталья Ивановна. Я педагог психолог детского сада №45. Города Шахты. Тема моей презентации «Методы и приемы.

Проблема детских страхов-наиболее опасных из всех эмоций у детей дошкольного возраста Куприянова Олеся Николаевна, воспитатель, МБДОУ «Детский сад № 168», ПРОБЛЕМА ДЕТСКИХ СТРАХОВ - НАИБОЛЕЕ ОПАСНЫХ ИЗ ВСЕХ ЭМОЦИЙ У ДЕТЕЙ.

Развитие познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время развитие познавательного интереса является одной из актуальных проблем современного образовательного процесса. Познавательный.

Развитие свойств внимания у детей старшего дошкольного возраста Изучая внимание дошкольников, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин, А. В. Запорожец, А. А. Люблинская, установили, что этот возраст.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие уверенности и преодоление страхов у детей старшего дошкольного возраста «Смелые ребята»
Опубликовано: 6 марта 2017 в 21:23
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД