Папки-передвижки

Развитие вокальных навыков в рамках формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

инна филиппова
Развитие вокальных навыков в рамках формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста

В статье раскрываются особенности развития вокальных навыков в рамках формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста. Описываются общие принципы работы музыкального руководителя в реализации данной проблемы.

Ключевые слова: звуковысотные отношения, музыкально-слуховые представления.

Публикация «Развитие вокальных навыков в рамках формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста» размещена в разделах

Современная музыкальная педагогика характеризует музыкальное воспитание как средство формирования интеллекта, нравственности, эмоциональной культуры чувств. Одно из ведущих мест в музыкальном образовании занимает развитие вокально-певческих навыков. Преимущества этой формы музыкальной деятельности состоит в том, что это наиболее доступный вид музыкального исполнительства.

Многие педагоги-музыканты синтезировали опыт работы по формированию личности ребенка в процессе обучения пению. Так, например, Ветлугина Н. А. считает, что "пение относится к числу тех видов музыкальной деятельности, в процессе которой успешно развивается эстетическое отношение к жизни, к музыке, обогащаются переживания ребенка, активно формируется музыкально-сенсорные и, особенно, музыкально-слуховые представления звуковысотных отношений» [ 2, с. 97].

Ребенок с малых лет может пользоваться голосом как музыкальным инструментом. Выразительное пение способствует более глубокому сопереживанию содержания песни, формированию музыкальных способностей : чувство ритма, музыкально-слуховые представления, ладовое чувство, эмоциональная отзывчивость на музыку.

Пение связано с общим развитием ребенка. Оно развивает способность переживать настроения, душевное состояние человека, которое отражено в песнях. Воспитание слуха и голоса ребенка оказывает положительное воздействие на формирование речи, помогает решить проблемы звукопроизношения.

Нельзя не отметить воздействие пения на физическое развитие детей, так как оно влияет на общее состояние организма ребенка. Занимаясь пением ребенок невольно укрепляет своё здоровье. Физиологи В. М. Бехтерев и И. П. Павлов изучали влияние музыки на организм человека.

Песня – это многообразие красок окружающего нас мира. Она смеётся вместе с нами, когда нам весело и грустит, когда нам печально. В песне самое важное – это настроение, которое она нам даёт, когда мы исполняем или слушаем её. Она превращает каждого исполнителя в артиста. Песня учит быть чутким, внимательным, добрым, видеть необыкновенное и удивительное в самых простых вещах.

Среди основных задач при обучении пению на любой ступени обучения можно выделить правильное звукообразование, чистое интонирование мелодии, четкое произношение, формирование певческого дыхания. Это так называемые певческие навыки.

В музыкальном образовании дошкольника обучение певческим навыкам является достаточно сложным процессом, включающим в себя значительное число слагаемых факторов из различных областей – физиологии, психологии, фониатрии и логопедии, вокальной педагогики. Когда ребенок поёт, происходит как бы упражнение его органов чувств. Чтобы обучение ребенка шло успешно, надо развивать его музыкальные способности, учитывая при этом имеющиеся задатки. Важно обратить внимание на строение слухового аппарата ребенка, рта и носовой полости, свойства нервной системы.

Проблема постановки певческого голоса ребенка - дошкольника – одна из наиболее сложных и важных в практике музыкального воспитания дошкольников.

При выработке певческих навыков дошкольников важно учитывать наиболее характерные недостатки в пении, которые имеют место в дошкольных учреждениях. Среди дошкольников не так много детей, которые являются музыкально одаренными по природе и правильно интонируют мелодии песен. Большинство детей дошкольного возраста имеют недостаточно развитые музыкальные данные. Голосовой аппарат ребенка отличается от голосового аппарата взрослого тем, что он очень хрупкий, нежный, непрерывно растет, в соответствии с развитием всего организма ребенка.

Певческие возможности дошкольников (певческие диапазоны, особенности певческого дыхания, артикуляционного аппарата) в каждой возрастной группе различны.

В возрастном периоде до 3 лет малыши накапливают опыт восприятия музыки. На занятиях с самыми маленькими детьми используются небольшие песенки и попевки, имеющие подражательный характер. Мелодии должны быть простые, построенные на 2-4 звуках в диапазоне кварты (ре-соль первой октавы).

В возрастном периоде от 3 до 5 лет происходит координация слуха и голоса. Диапазон пения расширяется: ре-си первой октавы, дыхание становится более устойчивым, дети могут петь более протяжные фразы. В репертуар подбираются песни и хороводы о природе, окружающей действительности, певческие упражнения строятся на тексте, посильном для ребят. Они помогают формированию артикуляции, дикции, ансамбля, певческого дыхания.

В 5-6 (7) лет диапазон ещё шире (ре первой октавы- до, ре второй октавы). Дети лучше владеют певческим дыханием – могут петь фразы из двух тактов в медленном темпе. Используется более разнообразный песенный материал, темп от медленного до подвижного, динамика от тихой до умеренно громкой.

Во многом успех развития певческих способностей зависит от качества используемого материала. Самый подходящий материал для занятий с детьми всех возрастов – народные попевки, песни, хороводы. Их мелодии просты и доступны дошкольникам. Также в репертуар включаются песни отечественных о зарубежных авторов.

Перед пением рекомендуется напомнить детям правила певческой установки, провести с ними небольшую дыхательную разминку, которая способствует нормальному развитию голоса и служит охране голоса от заболеваний. Музыкальный руководитель должен следить за тем, чтобы дети брали дыхание перед началом пения и между музыкальными фразами, а не в середине слова. Взрослому достаточно самому показать, как надо петь, не прерывая фразы, где взять дыхание, и ребенок легко справляется с этим. В старших группах одним из приемов может быть пение песни по фразам (цепочкой).

Работу над песней можно условно разделить на этапы.

Первый этап – ознакомление, восприятие. На данном этапе применяются наглядный и словесный методы. Педагог стремится пробудить интерес к песне и желанию её выучить с помощью выразительного исполнения, беседы о характере музыки, образного слова. Яркое, выразительное исполнение педагога способно вызвать положительные эмоции у детей. Беседа о содержании песни помогает настроить детей на выразительное исполнение. На данном этапе следует пояснять детям непонятные слова, вовлекать их в диалог при обсуждении песенного образа.

Второй этап начинается с разучивания песни. Дети осваивают навыки звукообразования, дыхания, дикции, чистоты интонирования, ансамбля. Со звукообразованием связана напевность. Важно учить детей протягивать гласные, допевать концы музыкальных фраз, разучивать песни в замедленном темпе. Напевности помогает пение мелодии без слов, на согласный м или л в сочетании с гласными о, у.

Для овладения правильным дыханием детям показывают, где и как нужно брать дыхание. Для правильного дыхания важна певческая установка – прямая посадка, опущенные плечи.

Приё мы для хорошей дикции: разъяснение смысла незнакомых слов, выразительное чтение текста, чтение текста шепотом, с четкой артикуляцией. Артикуляционная гимнастика эффективно активизирует речевой аппарат, помогает устранить напряженность и скованность артикуляционных мышц, разогреть мышцы языка, щек, губ. Ритмодекламация также является действенным приемом для работы над дикцией. Она представляет собой четкое произнесения текста песни в заданном ритме.

Чистота интонации с раннего возраста требует постоянной работы над развитием слуха. Для этого используются показ движения мелодии рукой, демонстрация на магнитной доске звуков мелодии, дидактические игры. Чистоте интонации в пении помогает настройка на первом звуке песни, разучивание мелодии по частям, фразам, в замедленном темпе. Ребенок должен петь негромко, выразительно, слушая себя и других. Полезно петь подгруппами и соло. Следует использовать такие приёмы как пение с закрытым ртом (мм, слогами (ла-ла) и вокализуя мелодию (а-а-а).

Детям, поющим нечисто, надо уделять особое внимание. Желательно отмечать и поощрять каждое незначительное достижение в пении. Музыкальный руководитель должен объяснять ребенку, что ему не удается и почему, вызывать у него интерес, развивать уверенность в своих силах и помочь достигнуть нужных результатов. Преодоление препятствий для достижения определенной цели играет большую роль в формировании личности ребенка.

В каждой группе встречаются дети, которые хорошо слышат мелодию и различают высоту звуков, но голосом воспроизвести их не могут. Они поют мелодию на кварту или квинту ниже, чем остальные, так как у них отсутствует координация в работе слухового и голосового аппаратов. Самое важное - научить этих детей слушать себя и осознавать, правильно ли они поют мелодию. На индивидуальных занятиях педагог должен учитывать особенности каждого ребенка. Совместная работа музыкального руководителя с воспитателем, консультации логопеда и соответствующие приемы обучения помогают овладеть певческими навыками каждому ребенку.

Чувство ансамбля необходимо при коллективном пении. Педагог побуждает детей к вниманию, показывает им момент вступления, предлагает сосредоточиться на слаженности и выразительности звучания.

На третьем этапе песни повторяются.

Для музыкального развития детей очень важно, чтобы песня звучала в разных видах деятельности дошкольников, а не только на музыкальных занятиях : например, на занятиях рисованием, лепкой, во время чтения сказок, на физкультурных занятиях, во время прогулок, в часы игр, песня может звучать на утренней гимнастике. Нельзя подбирать песни только для музыкальных занятий. Необходимо исходить из воспитательных и общеобразовательных задач, требующих осуществления в данной возрастной группе. Одновременно учитываются вокальные навыки. Выбирая песню нужно принимать во внимание характер, строение мелодии.

На данном этапе систематически повторяются на занятиях песни из репертуара своей и предыдущих групп. Легкие песни предыдущих групп надо давать с усложнениями, транспортировкой в более высокую тональность, удобную для детей данного возраста.

Музыкальный руководитель и воспитатель должны не только знать репертуар детских песен, владеть методикой пения, но и беречь голос детей. Заботясь о создании спокойной обстановки, об уменьшении шума в группе, воспитатель тем самым оберегает детский голос. Крик, шум портят голос, притупляют слух и отрицательно влияют на нервную систему детей. В группах создается предметно-развивающая среда для развития музыкальных способностей детей : центры музыкального развития, фонотека, музыкально-дидактические игры.

Таким образом, взаимодействие музыкального руководителя с воспитателем создают благоприятные условия для развития певческих навыков.

Значительную роль в воспитании у ребенка любви к песне играет семья. Не все родители любят и понимают классическую музыку, но можно с уверенностью сказать, что большинство родителей любят песенное творчество. Оно наиболее доступно широкому кругу слушателей. В некоторых семьях любят и ценят народную песню, в других современную песню. В семьях, которые заинтересованы в музыкальном воспитании ребенка, он постоянно находится в мире музыки.

Среди форм работы детского сада с семьей можно отметить педагогическое консультирование родителей по вопросам музыкального воспитания. Консультации такого рода могут даваться в виде индивидуальных встреч; в форме посещений родителями практических занятий с участием детей; на родительских собраниях. Связь с семьей может осуществляться через музыкальные уголки для родителей в детском саду, в которых выставляются папки-передвижки с материалами о музыкальном воспитании в семье, а также о развитии певческих навыков у дошкольников. Консультации: «Охрана детского голоса», «Пойте на здоровье», «Колыбельная песня – мамина песня» являются неотъемлемой частью взаимодействия музыкального руководителя с родителями.

Возможности ребенка-дошкольника в области пения очень ограничены, но при условии систематического руководства, взаимодействия музыкального руководителя, воспитателей и семьи его певческий голос постепенно приобретает естественную звонкость, легкость, ровное звучание, расширяется диапазон.

Главное для педагога, знать, что каждый ребенок – музыкант, певец, и детское исполнительство – это процесс, который нужен не слушателям, а самим детям.

Список использованных источников:

1. Зимина, А. Н Основы музыкального воспитания и развития детей младшего возраста : Учебник для студентов высших учебных заведений/ А. Н. Зимина, - М., «Владос», 2000. – 304с.

2. Радынова, О. П., Катинене, А. И., Палавандишвили, М. Л. Музыкальное воспитание дошкольников : Пособие для студентов педагогических институтов, учащихся педагогических училищ и колледжей, музыкальных руководителей и воспитателей детского сада / О. П. Радынова, А. И. Катинене, М. Л. Палавандишвили, – М. : Просвещение: Владос, 1994. – 223 с.

3. Халабузарь, П. В., Попов, В. С. Теория и методика музыкального воспитания : Учебное пособие / П. В. Халабузарь, В. С. Попов – СПб. : Издательство «Лань», 2000. – 224с.

Публикации по теме:

«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ«Технологии и методы формирования основ финансовой грамотности у детей дошкольного возраста». Консультация для педагогов ДОУ В процессе организации образовательной деятельности по изучению основ финансовой грамотности рекомендуется использовать как традиционные,.

Картотека игр для развития вокальных навыков «Поющие листочки» Цель: развивать певческие навыки, закреплять гласные звуки. Ход игры Педагог и взрослый договариваются о том, как они.

Консультация «Особенности формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста» Воспитательное значение природы трудно переоценить. Общаясь с животными, растениями, человек становится чище, добрее, мягче. В нем пробуждаются.

Методическая разработка «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Методическая разработка на тему: «Формирование и развитие певческих навыков у детей старшего дошкольного возраста» Музыкальный руководитель:.

Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возрастаПособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста Пособие «Звуковые человечки» для формирования навыков фонематического анализа у детей старшего дошкольного возраста 5–6 лет Цель: формирование.

Проектная деятельность как метод развития основ экологической культуры у детей младшего дошкольного возраста Экологическое воспитание дошкольников признано в нашей стране приоритетным направлением образования. И это не случайно. Ведь именно в дошкольном.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста Те, кто работают с дошкольниками, знают, какие трудности испытывают эти дети, когда им приходится выполнять действия, требующие точности,.

Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказокРазвитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста посредством сказок Развитие графомоторных навыков у детей старшего дошкольного возраста через сказки. Воспитатель старшей группы МАДОУ №11 Чистякова Любовь.

Развитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возрастаРазвитие игровых навыков у детей младшего дошкольного возраста Основной вид деятельности детей в дошкольном возрасте - это игра. На первой ступени развития игры надо развивать у малышей игровые навыки.

Развитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игрРазвитие экологической культуры у детей дошкольного возраста посредством дидактических игр Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие вокальных навыков в рамках формирования основ музыкальной культуры детей дошкольного возраста
Опубликовано: 10 октября 2022 в 20:23
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 мая. День филолога. Передвижка «Учимся пересказывать»

Ребенок любит слушать, когда ему читают, а пересказать любимую сказку или рассказ не может. Как научить его пересказу, ведь умение пересказывать необходимо и в обычной жизни, и в школьном обучении.

24 мая. День славянской письменности и культуры. Передвижка «Славянская письменность»

Ежегодно 24 мая славяне отмечают праздник — День славянской письменностии культуры. В этот день вспоминаются заслуги братьев Кирилла и Мефодия – создателей славянской азбуки, просветителей славянского...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД