Лучший педагог года

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных развивающих игр

гелсине айнетдинова
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных развивающих игр

Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных развивающих игр

Игра выполняет большую роль в жизни ребёнка, захватывает его, завладевая всеми его мыслями и чувствами. Игра имеет большое значение для всестороннего развития детей дошкольного возраста. Она используется в педагогическом процессе детского сада как эффективный метод и форма обучения, и как средство активизации познавательной деятельности детей. Игра позволяет удовлетворить детскую любознательность, вовлечь ребёнка в активное освоение мира, помочь ему овладеть способами связи между предметами и явлениями. Она предоставляет каждому ребёнку возможность реализовать свои способности и интересы. В детском саду проводятся разнообразные игры: сюжетно-ролевые, игры-драматизации, дидактические, подвижные игры. Каждая игра доставляет детям радость.

Публикация «Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных развивающих игр» размещена в разделах

Л. С. Выготский отмечает: «В игре ребёнок всегда выше своего среднего возраста, своего обычного поведения, он в игре как бы на голову выше себя, ребёнок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения».

Важное место в жизни ребёнка занимают дидактические игры. В процессе этих игр дети получают, углубляют и закрепляют знания о свойствах предметов, их свойстве, форме, строении, величине и т. д., приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий их представление об окружающей жизни. Традиция широкого использования дидактических игр в целях воспитания и обучения детей, сложившаяся в народной педагогике, получила своё развитие в трудах учёных и в практической деятельности многих педагогов - Е. И. Тихеевой, А. П. Усовой, Ф. Н. Блехер. В каждой педагогической системе дошкольного воспитания дидактические игры занимали и занимают особое место. При развитии у детей элементарных математических способностей педагоги отмечали важность дидактических игр.

Основополагаясь на труды педагогов, я решила разработать и внести свои авторские дидактические игры по развитию элементарных математических представлений для детей старшего дошкольного возраста, которые позволяют дарить детям радость познания, учитывать зону их ближайшего развития. Для развития познавательной активности детей важно, чтобы «информация», заложенная в среде, не обнаружила себя сразу полностью, а побуждала ребенка к поиску. Для осуществления этой цели в математический уголок внедрила нестандартное оборудование - передвижной математический дворец и волшебное панно для организации дидактических игр по РЭМП.

Математический дворец представляет собой 4-этажную пирамиду, ростом с ребёнка. Первая нижняя пирамида знакомит детей с геометрическими фигурами. На этой пирамиде изображены геометрические волшебные человечки с изображением 4-х геометрических фигур (треугольник, круг, квадрат, прямоугольник). На одной из сторон нижней пирамиды для дидактической игры «На что похоже» смонтированы 4 фланелевые геометрические фигуры предметы, похожие на ту или иную геометрическую фигуру. В эту игру дети могут играть самостоятельно. Играя в игру «На что похоже» у детей закрепляются знания о геометрических фигурах, о предметах похожих на них. В данной игре возникает возможность у детей играть парами. При этом возникает больше возможностей для взаимообучения, которое становится естественным и непринужденным. Вторая пирамида дворца знакомит детей с количеством и счётом до 10. На второй пирамиде смонтированы картинки с изображением двух гусениц, на туловище которых прямой и обратный счет - образцы прямого и обратного счёта. Также на этой пирамиде смонтированы два фланелевых «окошка». В одно «окошко» помещают цифру, в другом «окошке» с помощью образца дети могут выкладывать такое же количество предметов (раздаточного материала, соответствующее цифре. В этом «окошке», используя раздаточный материал, дети могут решать арифметические задачи на сложение, вычитание и сравнение. Также в «окошке» дети могут раскладывать полоски по длине, ширине, высоте; располагать раздаточный материал по заданию : «Выложи 2 зайчика в правом верхнем углу», «Выложи 2 треугольника в левом нижнем углу», «Выложи 5 морковок слева направо» и т. д. Вторая пирамида помогает детям в решении арифметических задач, упражняет детей в прямом и обратном счёте, в ориентировке в пространстве, в количественном счёте. Дети, используя раздаточный материал, придумывают друг для друга задачи и решают их. В такой деятельности у детей развивается творческое мышление.

Третья пирамида закрепляет знания количественного счёта. На этой пирамиде 10 фланелевых «окошечек» с нумерациями от 1 до 10. Дети выкладывают в каждое фланелевое окошко такое количество предметов, какая цифра на окошке. При этом они могут самостоятельно закрепить знания о количественном счёте.

Четвёртая верхняя пирамида знакомит детей с днями недели, с 12 месяцами, с часами. На переднем плане пирамиды смонтированы часы со стрелками. Дети закрепляют порядковый счёт и знакомятся со временем суток (например, 8.00 - зарядка, 9.00 - занятие и т. д.). На одной из сторон пирамиды дети каждое утро вставляют в «окошко» цветную картинку, соответствующую дню недели (Игра «Неделька», игра «Дни недели»). Например: синяя карточка обозначает понедельник, коричневая - вторник, зелёная - среда, оранжевая - четверг, голубая - пятница, жёлтая - суббота, красная - воскресенье. На другой стороне пирамиды дети вставляют название месяца и соответствующую сезону года картину.

Играя с передвижным математическим дворцом на колёсах, дети закрепляют все пять разделов по ФЭМП (количество и счёт, форма, величина, ориентировка в пространстве, ориентировка во времени).Математический дворец передвигается на колёсах. Дети могут перенести его в удобное для себя место и играть. Математический дворец помогает проводить взаимообучение, которое играет огромное воспитательно-образовательное значение.

Волшебное панно. На одной стороне волшебного панно пришиты цифры от 1 до 10, под каждой цифрой карман для раздаточного материала. С другой стороны геометрические фигуры: жёлтый треугольник, красный круг, синий прямоугольник, оранжевый квадрат. Под каждой геометрической фигурой карман для картинок с изображением предметов. Это панно располагается в математическом уголке, но дети могут играть на столе, на полу в свободное время. С помощью волшебного панно проводим дидактические игры «Найди ошибку», «Столько же», «Отсчитай и положи», «Найди предмет такой же формы» и др, которые позволяют учить детей различать и называть геометрические фигуры: треугольник, круг, квадрат, прямоугольник; отсчитывать определенное количество предметов по образцу, названному числу; находить ошибку, если количество предметов не соответствует числу, записанному цифрой, стоящей рядом; находить предмет такой же формы; находить заданную цифру и дальнейший отсчёт вести от числа, которое она обозначает.

Такие игры способствуют развитию наблюдательности, внимания, памяти, мышления, речи.

Публикации по теме:

Консультация для воспитателей и родителей «Дидактическая игра и её значение в умственном воспитании детей» Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение "Детский сад общеразвивающего вида № 50". Исполнительного комитета Нижнекамского.

Сюжетно-ролевые игры для детей дошкольного возраста Особенности сюжетно-ролевых игр. Структурные компоненты игры. Сюжеты игр бывают:бытовые,производственные,общественные. Значение роли в игре. Роль-это.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста посредством нетрадиционных развивающих игр
Опубликовано: 13 июня 2014 в 20:13
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».

6 мая. День животных-героев. Передвижка «Животные на войне»

 В годы Великой Отечественной войны вместе с людьми воевали и животные. Воевать нашим бойцам помогали лошади, собаки, голуби, верблюды, медведи, олени и даже кошки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД