МААМ-картинки

Развитие эмаптии посредством театрализованной деятельности у детей 3–4 лет

Марина Малышева
Развитие эмаптии посредством театрализованной деятельности у детей 3–4 лет

Актуальность данной темы обусловлена недостатком опыта общения у детей 3-4 лет, зачастую они конфликтные и обособленные, это признак слабой адаптации ребёнка к окружающему миру. А в будущем это причина серьёзных эмоционально личностных проблем. Именно в дошкольном возрасте, когда закладываются основы эмоционально-нравственной культуры личности, важно определить эффективные пути развития у детей сочувствия, отзывчивости и гуманности. В связи с этим считаем, что проблема развития эмпатии у детей 3-4 лет чрезвычайно актуальна, так как именно в этом возрасте ребёнок активно решает задачи взаимодействия с окружающим миром, обретает опыт общения со сверстниками и взрослыми.

Публикация «Развитие эмаптии посредством театрализованной деятельности у детей 3–4 лет» размещена в разделах

В психолого-педагогической литературе эмпатия трактуется как восприятие внутреннего мира другого человека с сохранением эмоциональных и смысловых оттенков, словно становишься другим человеком, но при этом, не теряя ощущения «как будто», это ощущать радость или боль так, как их ощущает другой человек, а их причины воспринимаешь так, как он их воспринимает.

Программы, которые сегодня являются целесообразными и которые активно используют педагоги в своей работе, реализуют частные задачи эмоционального развития ребенка, в то время, чтобы воздействие было эффективным, целесообразно воздействие комплексное, направленное в целом на эмоциональную сферу ребенка.

Проблемой эмпатии и ее развитие в 3-4 летнем возрасте посвятили свои исследования такие ученые как: В. В. Абраменкова, A.B. Запорожец, A.A. Рояк, Т. П. Гаврилова, А. Б. Николаева, Л. П. Стрелкова. Исследования этих ученых показали, что именно в дошкольном возрасте закладываются эмоциональной культуры личности. В соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом высокую актуальность приобретает именно эмоционально-ценностное развитие, поскольку оно является значимым для формирования эмоциональной восприимчивости ребенка, а так же для развития творческого воображения детей 3-4 летнего возраста.

Важным компонентом нравственного развития ребенка есть формирование эмпатии как способности к сочувствию и сопереживанию к другим людям.

Эффективным и целесообразным методом развития эмпатии 3-4 летнего ребенка является театрализованная деятельность, поскольку именно она имеет высокие педагогические возможности в развитии эмпатии детей 3-4 лет. Рассмотрим возможности развития эмпатии посредством театрализованной деятельности более детально :

- театрализованная деятельность является деятельностью игровой, в которой ребенок в силу специфических особенностей, может очень тонко чувствовать эмоциональное состояние персонажей, сопереживать герою, это и есть формирование эмпатии;

- игровой образ является основным элементом театрализованной деятельности, в этой связи следует к театрализованной деятельности отнести игры – драматизации, режиссерские игры, игры-импровизации и игры-этюды. Именно игровой образ требует от ребенка глубокого чувственного вхождения в образ проигрываемый ребенком, эмоционального переживания, а не просто внешнего перевоплощения;

- репродуктивность при подготовке к спектаклю формирует у 3-4 летних детей чувство к сопереживанию и сочувствию, дети начинают подражать в поведении своем поведению главных героев (любимым героям). Это действие оставляет очень глубокий след именно в эмоциональном опыте 3-4 летнего малыша, влияет на поведенческие формы ребенка, на характер взаимодействия ребенка с миром, который его окружает;

- театрализованная деятельность ребенка по праву считается процессом системным, начинается с того, что педагог знакомит ребенка с литературой основой будущего спектакля, так готовится восприятие ребенка к пониманию театрализованного действия (спектакля, далее дети совместно с педагогом должны детально проанализировать сюжет, а так же поступки героев, рассмотреть и обсудить стратегии поведения героев, их поступки; затем педагог с ребятами приступают к пробе детей в роли того или иного персонажа, потом ребенок должен понять выученную роль, выучит ее, понять воплощение героя в спектакле.

- системным процессом является театральная деятельность ребенка 3-4 лет, этот процесс начинается из ознакомления с литературной основой будущего спектакля, ребенка необходимо обучить воспринять спектакль как сюжетную основу, и как характеристику своего героя, это можно осуществить посредством детального анализа поступков героев и сюжета текста спектакля, так же необходимо с ребенком обсудить стратегию поведения героя, играть которого будет ребенок, ребенок продолжает пробовать себя в роли, учит роль, воплощается в образ героя и замысла спектакля. Такая продолжительная работа станет формировать эмпатию детей 3-4 лет, поскольку каждый этап процесса театрализованной деятельности сопровождается педагогическими приемами, которые способствуют целостному эмоциональному восприятию детьми спектакля, а так же быть полноценным участником этого спектакля.

Принимая участие в театрализованной игре, ребенок 3-4 лет берет на себя роль, которую будет изображать в спектакле, такая деятельность дает ощущение эмоционального единства и сопричастности с данным персонажем, дает возможность выразить свои личные чувства, эта деятельность обогащает эмоционально-чувственный опыт ребенка. В дальнейшем ребенок, станет себя отождествлять с героем, который теперь для ребенка близок. Способность такой идентификации даст возможность посредством образов театрализованной игры оказывать влияние на малышей, формировать опыт эмпатийного поведения ребенка. Так же происходит усвоение разных образцов действий и поступков, что дает возможность ребятам понять и узнать свой внутренний мир, но и учит делать нравственный выбор.

Некоторые психологи считают, что театрализованные игры нельзя считать творческой деятельностью, поскольку в них не создается ничего нового. Действительно, если подходить к игре с теми же меркам, что и к деятельности взрослого человека, термин «творчество» неуместен. Но он оправдан, если подойти к решению вопроса в аспекте развития ребенка.

Нет основания утверждать, отрицая возможности творческих проявлений детей в театральных играх, поскольку театральная деятельность в самой основе своей содержит творческое начало и сама по себе является художественной деятельностью.

Таким образом, театральная деятельность является эффективным и целесообразным методом развития эмпатии 3-4 летнего поскольку имеет высокие педагогические возможности.

Публикации по теме:

Развитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельностиРазвитие речи детей дошкольного возраста посредством театрализованной деятельности Овладение родным языком, развитие речи - является одним из самых важных приобретений ребенка в дошкольном детстве и рассматривается в.

Развитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятияхРазвитие речи детей раннего возраста средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Развитие речи детей раннего возраста (2–3 года) средствами театрализованной деятельности. Фотоотчет о мероприятиях Театрализованная деятельность.

Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка»Художественно-эстетическое развитие детей посредством проектной деятельности «Удивительный мир песка» У большинства детей второй младшей группы на начало учебного года была снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика.

Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры»Консультация для педагогов «Развитие воображения посредством театрализованной игры» Театрализованная игра — исторически сложившееся общественное явление, самостоятельный вид деятельности, свойственный человеку. Выготский.

Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности Представляю вашему вниманию выпускную аттестационную работу по теме: «Развитие речи детей дошкольного возраста в театрализованной деятельности»,.

Развитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчетРазвитие речи посредством театрализованной деятельности через русские народные сказки во второй младшей группе-фотоотчет Дети младшего дошкольного возраста в семье и в детском саду читают русские народные сказки, например, «Курочка ряба», «Репка», «Колобок»,.

Развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельностиРазвитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста в театрализованной деятельности «При знакомстве с искусством, в том числе и театрализованным, у детей развивается эмоциональная среда, которая является одним из основных.

Воспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельностиВоспитание уверенности в ребенке посредством театрализованной деятельности Дошкольное детство – начальный этап интенсивного развития личности, становление различных видов деятельности, проявление способностей и.

Взаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельностиВзаимодействие с родителями посредством театрализованной деятельности Чтобы привлечь родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада, в нашей группе мы используем разнообразные.

Экологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельностиЭкологическое воспитание детей посредством театрализованной деятельности Одна из острейших проблем современности – экологическая проблема. Будущее зависит от компетентного участия в их решении, от уровня экологической.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развитие эмаптии посредством театрализованной деятельности у детей 3–4 лет
Опубликовано: 21 ноября 2020 в 18:09
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 

21 мая. День беседы о СВО. Папка-передвижка «Детям об СВО»

 Новости вокруг СВО тревожат многих людей, а дети как губка впитывают все эмоции взрослых. Рассказываем, как говорить с детьми об СВО и как помочь им справиться со стрессом.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД