Получи документы

Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста

Гузель Исаева
Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста

В играх детей третьего года жизни уже проявляются те черты, которые получают развитие впоследствии : подражание взрослым, создание игровых образов, стремление активно действовать, знакомиться с окружающим. На третьем году начинает развиваться воображение, в игре появляется роль, а к концу третьего года несложный сюжет. В этот период происходит переход к настоящей дошкольной игре. Ребенок третьего года жизни способен ставить в игре посильную цель, прилагать усилия к ее достижению, находить способы выполнения задуманного. В этом возрасте развиваются мышление и воображение. Усвоение новых знаний также происходит значительно успешнее в игре, чем на учебных занятиях, так как обучающая задача в ситуации игры усваивается ребенком легче и более понятней в игровых действиях. Ребенок, увлеченный привлекательным замыслом новой игры, как бы не замечает того, что он учится, хотя при этом он то и дело сталкивается с затруднениями, которые требуют перестройки его представлений и познавательной деятельности. И если на занятии ребенок выполняет задание данное взрослым, которое он должен обязательно решить, то в игре он решает свою собственную задачу самостоятельно, увлеченный игровым действием. Поэтому в дошкольной педагогике и психологии огромное значение придается развивающим играм (дидактическим, играм с правилами и др.).

Публикация «Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Как считает З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова: «развивающая игра – это не любые действия с дидактическим материалом и не игровой прием на обязательном учебном занятии. Это специфическая, полноценная и достаточно содержательная для детей деятельность. Она имеет свои побудительные мотивы и свои способы действий» 3;5.

Развивающие игры характеризуются тем, что они содержат готовый игровой замысел, предложенный ребенку, игровой материал и правила (общения и предметных действий). Все это определяется целью игры, т. е. тем, для чего эта игра создана, на что она направлена. Цель игры всегда имеет два аспекта:

1) познавательный, т. е. то, чему мы должны научить ребенка, какие способы действия с предметами хотим ему передать;

2) воспитательный т. е. способы сотрудничества, формы общения и отношения к другим людям, которые следует привить детям.

В обоих случаях цель развивающей игры формулируется не как передача конкретных знаний, умений и навыков, а как развитие определенных психических процессов, или способностей ребенка.

Игровой замысел представляет собой ту игровую ситуацию, в которую водится ребенок, и которую он воспринимает как свою. Это достигается, если построение замысла игры опирается на конкретные потребности и склонности детей, а также особенности их опыта. Например, для младших дошкольников характерна особая заинтересованность предметным миром. Привлекательность отдельных вещей задает смысл их деятельности. Значит, замысел игры может основываться на действиях с предметами или на стремлении получить предмет в собственные руки.

Замысел игры реализуется в игровых действиях, которые предлагаются ребенку, чтобы игра состоялась. В одних играх нужно что-то найти, в других – выполнить определенные движения, в третьих – обменяться предметами и т. д.

Игровые действия всегда включают в себя обучающую задачу, т. е. то, что является для каждого ребенка важнейшим условием личного успеха в игре и его эмоциональной связи с остальными участниками. Решение обучающей задачи требует от ребенка активных умственных и волевых усилий, но оно же и дает наибольшее удовлетворение.

Игровой материал также побуждает ребенка к игре, имеет важное значение для обучения и развития малыша и, конечно же, для осуществления игрового замысла.

И, наконец, важной особенностью игры являются игровые правила. Правила игры доводят до сознания детей ее замысел, игровые действия и обучающую задачу. Игровые правила бывают двух видов: правила действия и правила общения.

В современной психологии применению развивающих игр в младшем дошкольном возрасте придается особое значение. Именно в этом возрасте развивающие игры вызывают качественные изменения в психике ребенка, содержат разносторонние условия для формирования мышления, внимания, воображения, речи и т. д. Очень большое влияние игра оказывает на развитие речи. Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой – сама игра развивается под влиянием развития речи. Ребенок словом обозначает свои действия, таким образом, осмысливает их; словом он пользуется и чтобы дополнить действия, выразить свои мысли и чувства. Игровая ситуация требует от каждого включенного в нее ребенка определенного уровня развития речевого общения. Если ребенок не в состоянии внятно высказывать свои пожелания относительно хода игры, если он не способен понимать словесные инструкции своих товарищей по игре, он будет в тягость сверстникам. Необходимость объясниться со сверстниками стимулирует развитие связной речи.

Игра как ведущая деятельность имеет особое значение для развития знаковой функции речи ребенка. Знаковая функция пронизывает все стороны и проявления человеческой психики. Усвоение знаковой функции речи ведет к коренной перестройке всех психических функций ребенка. В игре развитие знаковой функции осуществляется через замещения одних предметов другими. Предметы – заместители выступают как знаки отсутствующих предметов. Знаком может быть любой элемент действительности (предмет человеческой культуры, имеющий фиксированное функциональное назначение; игрушка, выступающая в качестве условной копии реального предмета; полифункциональный предмет из природных материалов или созданный человеческой культурой и др., выступающий в качестве заместителя другого элемента действительности. Название одним и тем же словом отсутствующего предмета и его заместителя концентрирует внимание ребенка на некоторых свойствах предмета, по-новому осмысливаемых через замещения. Тем самым открывается еще один путь познания. Кроме того, предмет – заместитель (знак отсутствующего) опосредствует связь отсутствующего предмета и слова и по-новому трансформирует словесное содержание.

В игре ребенок постигает специфические знаки двоякого типа: индивидуальные условные знаки, имеющие мало общего по своей чувственной природе с обозначаемым предметом; иконические знаки, чувственные свойства которых визуально приближены к замещаемому предмету.

Индивидуальные условия знака и иконические знаки в игре берут на себя функцию отсутствующего предмета, который они замещают. Разная степень приближенности предмета – знака, замещающего отсутствующий предмет, и замещаемого предмета способствуют отработке знаковой функции речи: опосредствующая взаимосвязь «предмет – его знак – его наименование» обогащает смысловую стогну слова как знака.

Действия замещения, кроме того, способствуют развитию у ребенка свободного обращения с предметами и использования их не только в том качестве, которое было усвоено в первые годы жизни, но и по-другому (чистый носовой платок, например, может заменить бинт или летнюю шапочку).

Как и на предыдущем возрастном этапе, в возрасте 3-4 лет у детей идет процесс осваивания всех грамматических категорий родного языка. Основные задачи развития речи – воспитание звуковой культуры речи, обогащение и активизация словаря, формирование грамматического строя речи, обучение связной речи – решаются на протяжении всего дошкольного детства, однако на каждом возрастном этапе идет постепенное усложнение содержания речевой работы, меняются и методы обучения. У каждой из перечисленных задач есть целый круг проблем, который необходимо решать параллельно и своевременно. Поэтому, именно в младшем дошкольном возрасте большое значение придается развивающей игре, которая оказывает на развитие речи детей младшего дошкольного возраста положительное воздействие. Практически во всех развивающих играх дети встречаются с игровыми действиями, в которых активно участвуют и речь и мышление. Эти два важнейших психических процесса неразрывно связаны друг с другом.

Развитие речи ребенка младшего дошкольного возраста как считают З. М. Богуславская и Е. О. Смирнова должны идти по нескольким направлениям 3;157. Это и отработка артикуляции, и расширение активного словаря, и развитие связной речи, т. е. умения выразить свою мысль словами и формирование речевого мышления. Поэтому выбор игр для педагога является делом серьезным и ответственным, и должен приносить широкий общеразвивающий эффект. Игра должна давать ребенку возможность применять на практике то, что ему уже знакомо, и побуждать к усвоению нового. При решении задач по развитию речи педагог должен подбирать игры по отработке артикуляции и уточнении произношения трудных для малышей звуков, причем акцент в них делать на интонационной выразительной речи, которая как правило, страдает у малышей; игры на развитие пространственных представлений ребенка и на усвоение их словесного обозначения. В увлекательных сюжетных ситуациях дети усваивают значение основных предлогов и наречий, обозначающих пространственные отношения предметов (близко, далеко, впереди, позади, напротив, рядом, и сразу же закрепляют знания. Это обогащает словарь ребенка и развивает его пространственные представления.

Как отмечают психологи, педагоги дети очень любят игры с движениями и действиями (реальными или воображаемыми). В большинстве таких игр действие связано со словом. Связь речи и движения является основной развития мышления ребенка : словесное выражение свих действий способствует их осознанию и пониманию, а движения и воображаемые действия наполняют слова конкретным содержанием. У ребенка, находящегося под впечатлением от услышанной сказки, возникает естественное желание показать, как шел, переваливаясь, медведь, как рычал зайчик, лягушка, как бежала мышка. Это можно сделать в пластических этюдах, где выразительное движение сопровождается метким словом: лисичка красивая, легкая, игривая; медведь тяжелый, косолапый, неповоротливый; лягушка прыгает, растопырив лапы, шлепает по болоту; заяц скачет испуганно, прижав уши, удирает от лисы, несется, мчится. Такие небольшие пластические этюды можно выполнять либо коллективно, либо индивидуально.

В игровом материале, посвященном словарной работе, основное место занимают игры и упражнения, направленные на формирование понимания значения слова и употребление слова в соответствии сего смыслом. Это игры и упражнения на подбор синонимов и антонимов, сравнений и определений. Таки образом, одним из ведущих направлений выступает формирование навыков точного словоупотребления, что в целом определяет культуру речи.

Большой эффект привносят совместные с взрослыми инсценированные представления и игры – драматизации. В них текст художественного произведения, прежде всего сказки, создает естественную канву, план для совместной деятельности, предоставляет готовые высокохудожественные образцы языка и речи. Вместе с тем игра побуждает ребенка к импровизации, позволяет брать из литературного источника только то, что ему нравится, что соответствует его внутреннему миру, далее привлекает к рассказыванию-драматизации детей, задавая вопросы, подсказывая реплики, побуждая к действиям. Беря на себя роль, ребенок старается подражать поступкам, манерам, речи своего героя. Игровые действия ребенка всегда реальны, а вот выразительность действий и речи достигается естественно, без специальной выучки, если дети захвачены сюжетом, вошли в роль, поняли и почувствовали ее. В создании образа особенно велика роль слова. Оно помогает ребенку выявить свои мысли и чувства, понять переживания партнеров, согласовать с ними свои действия. Если малыши активно включатся в игру, предоставляем им возможность импровизировать самостоятельно.

Первое разыгрывание сказки совсем не похоже на театрализованное действие. В нем могут участвовать две бабки, три мышки. Каждый исполнитель говорит, что захочет и когда захочет, не по порядку. После такого ознакомительного разыгрывания сказки можно перейти и к небольшому театрализованному действию, в котором наряду с актерами есть и зрители. Очень важно не упускать из виду эти два направления игры-драматизации: сюжетно-ролевую игру для себя с использованием ролей и эпизодов из сказки и собственно театрализованную игру (для зрителей). Оба вида игры-драматизации очень полезны для развития речи вообще и для совершенствования структуры предложений в частности. Особую ценность представляют импровизированные диалоги персонажей и монолог сказочника. На первых порах в диалоге участвуют самые активные дети. Остальные играют молча. Затем и они вовлекаются в речевое ролевое взаимодействие. Особый вид составляют игры по мотивам сказки, разыгрываемые не в костюмах, а с игрушками, плоскостными фигурками из настольного театра, куклами бибабо.

Поначалу дети просто играют рядом, совершая какие-то действия, произнося ролевые реплики. При этом они не обращаются к кому-либо конкретно, не взаимодействуют друг с другом. Это ознакомительный этап, этап освоения смысла деятельности, обследования материалов и условий. Развитие игры-драматизации идет через восприятие театрализованных представлений, инсценировок и освоение ребенком смысла того, что в них происходит. Игра-драматизация наиболее важна как подлинно самостоятельная деятельность ребенка, как импровизация в условиях самостоятельной деятельности.

Элементы драматизации в виде выразительных условных действий и движений хороши и при рассматривании картин, и при рисовании.

В развитии синтаксической стороны речи младших дошкольников наблюдается парадоксальная ситуация. В спонтанных высказываниях ребенка 3-4 лет, касающихся его непосредственных впечатлений и интересов, встречаются уже все те конструкции простого предложения, которые можно наблюдать в речи детей, достигших семилетнего возраста 17; 32. Однако единичное появление в речи той или иной синтаксической конструкции еще не свидетельствует о ее освоенности.

Сложная для ребенка задача – построение высказывания из нескольких предложений. Первые высказывания такого рода из двух-трех предложений рождаются в рамках диалога как инициативные высказывания или ответы на вопрос.

Таким образом, развивающие игры, направленные на решение разных речевых задач могут проводиться как в детском саду, так и в семье – с одним ребенком или с группой детей.

Литература

1. Аверин, В. А. Психическое развитие ребенка дошкольного возраста. Конспект лекций/В. А. Аверин. – СПб., 2000.- 160 с.

2. Белобрыкин, О. А. Речь и общение. Популярное пособие для родителей и педагогов/ А. О. Белобрыеиню – Ярославль: «Академия развития», «Академия Ко»,1998.- 128 с.

3. Богуславская, З. М., Смирнова, Е. О. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста : Кн. для воспит. дет. Сада/ З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова Е. О. – М. : Просвещение, 1991. -98 с.

Публикации по теме:

Решение задач образовательной области « Социализация» в самостоятельной деятельности детей старшего дошкольного возраста Предлагаю Вашему вниманию опыт работы с детьми старшего дошкольного возраста по решению задач образовательной области Социализация в самостоятельной.

Структура моего портфолио Я готовлю документы для прохождения аттестации на 1 квалификационную категорию. Согласно требованиям нашей области, моё портфолио включает.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Развивающая игра как метод речевого развития детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 6 августа 2013 в 20:41
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД