Первушина Марина
Родительское собрание «Гендерный подход к воспитанию»
Родительское собрание на тему «Гендерный подход к воспитанию дошкольников».
Цель: оказать помощь родителям в воспитании девочек и мальчиков.
Задачи:
* Ознакомить с различиями между девочками и мальчиками.
*Показать родителям, что девочки и мальчики имеют разные возможности («что могут»).
Публикация «Родительское собрание „Гендерный подход к воспитанию“» размещена в разделах
- Воспитание ребенка. Консультации для родителей
- Гендерное воспитание
- Гендерное воспитание. Родительские собрания
- Темочки
*Познакомить с педагогическими условиями, способствующими успешному воспитанию девочек и мальчиков.
Ход собрания.
1. Мир людей велик. Но состоит он только из особей двух полов. Разница заключается не только в половом отличии. Отличия между мужчиной и женщиной, мальчиками и девочками гораздо более глубокие. Именно этому и посвятила свой многолетний труд Нина Юрьевна Ерофеева – доктор педагогических наук, профессор, ученый в области нового направления педагогики – гендерной педагогики, которая изучает условия для реализации возможностей мальчиков и девочек в процессе обучения и воспитания.
2. Слайд с определениями: Гендер, гендерная педагогика.
Гендерные стереотипы – изучение возможностей человека (что может); создан обществом для реализации возможностей.
Полоролевой стереотип – (что должен) – сформировавшиеся в культуре обобщенные убеждения о том, как ведут себя мужчина и женщина.
3. Каждый человек уникален и неповторим. Но при всем людском разнообразии есть различия, которые невозможно не заметить – это различие между мальчика ми и девочками, мужчинами и женщинами. Различия не относятся к какой-либо конкретной девочке или мальчику, это обобщенная информация о наиболее часто встречающихся аспектах.
Таблица различий. Слайды №4,5,6.
4. Мужское сообщество рассматривается природой как база для экспериментов. Все изменения закрепляются в генофонде как видовой признак. Мужская клетка слаба, но она активна, и от неё зависит новое развитие человека; таким образом, мужчина на всю жизнь обречен изменять мир, в котором живет.
Женская клетка живуча, но инертна. Женщины сохраняют, поддерживают и передают традиции. То есть женский пол ориентирован на выживаемость, и природа «бережет» его, а мужской пол ориентирован на прогресс. На особях отрабатываются все «новинки» эволюции, поэтому генетических отклонений у мужчин больше, чем у женщин.
Женский пол передает информацию по наследству о прошлом, а мужской пол передает информацию о настоящем (изменчивость социальной и экологической ситуации оставляет отпечаток в организме).
Система отношений М и Ж в нашем обществе основана на экономике и диктует М и Ж роли: М – роль- кормилец и защитник. Ж – хранительница домашнего очага, воспитательница. В некоторых ситуациях произошел обмен ролями, а в других – они сменились совместным выполнением обязанностей, проявился новый способ отношения к партнерству: не с позиции «ты должен и обязан», а «что ты можешь».
5. ХАРАКТЕРИСТИКА МАЛЬЧИКОВ.
Слайд №9. Мир мальчиков – мир приключений, исследований, открытия нового. Мальчики воспитываются в движении!
Этап: от рождения до 6-7 лет.
Главное – открыть для себя мир и понять его. Это возраст открытий, подражаний и повторений.
• Открытий. Он всё трогает, хватает, сосет, ползает, крадется, ступает, карабкается, бежит, смотрит, слушает, используя все свое тело для изучения мира вокруг себя. Мальчики ориентированы на освоения вертикального и горизонтального пространства (заборы, деревья, подвалы, ямы, стройки). Сломал новую машинку – пытался узнать как она устроена.
Игра для мальчиков – «дело жизни», к ней нужно относиться с уважением, стараясь, по возможности, не прерывать. В игре М отрабатывают все неприятности, разочарования и сильные чувства, которые ему приходится испытывать в течение каждого дня. Но по-настоящему понять, как играть вместе и сообща, мальчики не могут до 5 лет.
Если у М возникают проблемы в поведении: кусается, пинается и обзывается, то вполне вероятно, что в семье произошли какие-то изменения: либо изменен режим дня, либо осложнились отношения у родителей и т. д.
2. Повторений.
Чтобы мальчик соблюдал порядок нужно повторять правила и запреты многократно. Он должен четко усвоить, что такое НЕЛЬЗЯ. Маленькому мальчику трудно понять логические выводы, которые делают ему взрослые, ему не понятен процесс выбора, он не понимает: почему одно можно, а другое – нельзя. Основные нормы поведения устанавливаются до пятилетнего возраста и безо всякого обсуждения. Важно постоянно повторять эти нормы, иметь терпение и понимание того, что он еще маленький и может их нарушить. Маленькие дети обычно переступают границы, когда они устали, заскучали или голодны.
М и его плохое поведение – это две разные вещи. За непослушанием кроется жажда познания, желание познать мир самому, получать сведения из первых рук.
При общении мальчики толкаются, дают тычки друг другу, чем раздражают взрослых, но таким образом они развивают силу. Сосредотачиваются и строят иерархию отношений. Важно учить М больше пользоваться словами, а не движениями. Использование слов помогает наращиванию в частях мозга нервных связей, которых по природе М имеют меньше, чем девочки.
Воспитывать мальчика только женщине значительно труднее, хотя это время, когда мальчик крепче всего связан с матерью. Их активность, подвижность, исследовательский характер постоянно пресекаются матерью. ( Проблема: стирание У-хромосомы)
3. Подражаний.
Возраст 5-8 лет – переход от привязанности к матери к желанию быть рядом с мужчиной, с отцом. От отца сын узнает не только о своем мужском теле, но и о мужском складе ума, души и духа.
Это период таких качеств, как ОТВЕТСТВЕННОСТЬ и ДИСЦИПЛИНА. Как воспитывать дисциплинированность: записать в секцию, где руководитель – мужчина; давать поручения по дому; мальчик должен иметь обязанности, выполнение которых сказывается на всей семье. Как воспитывать ответственность : уметь отвечать за свои поступки, за то, что у него не получается; «поход в магазин», где дается право выбора и он несет ответственность за свой выбор.
6. ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕВОЧЕК.
Если мальчики создают свои жизненные программы за счет исследовательского поведения, то девочки на своей поведенческой матрице уже имеют базовые программы.
СЛАЙД Базовые программы.
Все эти программы – на матрице мозга.
Материнство – это программа необходима для рождения и воспитания потомства. Животные, в отличие от человека, вовремя отпускают своих малышей, даже прогоняют их в самостоятельную жизнь. У людей же материнство становится главным в жизни женщины. С детства девочке внушают, что она должна стать матерью! Общество навязывает ей именно такой смысл жизни. И никто ей не подскажет, что она приходит в эту жизнь, чтобы любить! Любить себя, людей, мужчин, Землю, жизнь, а материнство может быть при этом, если она захочет, как следствие этой любви, а не цель жизни.
Программа приспособления была создана стратегией выживания: остаться в живых как можно дольше, чтобы произвести потомство и вырастить его.
Программа хранительницы очага была создана традицией: мужчина был кормильцем, а женщина оставалась дома для подержания очага, приготовления пищи и воспитания малышей.
Программа поиска второй половины на основе представления, что девочка должна выйти замуж. И это становится основной целью её жизни.
Программа покровительства основана на проявлении хорошо развитого у девочек чувства сострадания, на проявлении потребности спасать, выручать, жалеть, лечить, ухаживать, кормить с ложечки и т. д.
Программа поспешности осталась с тех времен, когда наши предки жили недолго и нужно было успеть с выбором своей второй половины, затем родить и вырастить детей. С появлением месячных в подсознании девочки появляется мысль: «Я уже взрослая!» и наступило время немедленно знакомиться с мальчиками.
Программа поиска «необыкновенного» дополняет программу поиска «второй половины». Часто бывает так, что именно девочка оказывается заметившей и оценившей незаурядность молодого и никому пока неинтересного человека.
Программа потребительства. Сформировался стереотип, что женщина «может жить за счет мужчины».
Программа поиска «лидера». Девочки стремятся расширить свои возможности за счет мужской половины. Как правило, мальчики имеют опыт решения более сложных задач, лучше могут выходить из трудных положений, поэтому девочки стремятся к тем, кто может достигнуть большего, чем они, и чье сознание шире, чем у них.
Девочки рождаются более зрелыми, чем мальчики на 3-4 недели. Девочки с первых месяцев способны сохранять зрительный контакт, так как их привлекают человеческие лица, а мальчиков – предметы. С 6 месяцев девочки становятся более независимыми, самостоятельно развлекаются с игрушками. У девочек высокая чувствительность кожи, они более отзывчивы на прикосновения и поглаживания. Они раньше начинают держать ложку, рисовать, говорить. Рисуя, девочки изображают существительные, а мальчики – действия. Девочки предпочитают яркие краски, мальчики – серый, серебристый, черный. Мальчики рисуют машины, девочки – яркие игрушки, куклы. Девочки в 3-5 лет пытаются найти себе друга. Если 4-летней девочке дать заводную машинку, то она сделает её лучшим другом. Мальчик - разберет машину на части, чтобы посмотреть как она устроена. Мальчиков интересуют предметы и как они устроены. Девочек – люди и их взаимоотношения.
Девочки больше, чем мальчики играют с куклами и другими игрушками, требующими проявления заботы. Мозг женщины выделяет окситоцин, гормон, который непосредственно связан с потребностью нянчить. Ориентированная на установление связи с другими людьми, игра в куклы помогает усвоить не только способы общения с собеседником, но и перенять заботливое поведение, которое со временем, повзрослевшие, женщины переносят на уход за детьми.
Одежда, как и куклы для девочек – вид общения. Девочкам доставляет огромное удовольствие переодеваться, примерять что-нибудь новое и наряжаться, красить ногти, надевать различные украшения. Корни этого заложены в глубокой древности.
Период до 7 лет – это выбор генетических программ, которые заложены в базовую информационную матрицу женского начала. Основу для выбора генетических программ закладывает семья. У каждого из родителей есть представление о том, какой должна быть девочка. Какие из программ будут приоритетными – зависит от системы воспитания.
7. Планируя игры, где участвуют девочки и мальчики, необходимо учитывать следующее:
СЛАЙД
В игре предпочитают:
Мальчики Девочки
Большие группы Маленькие группы
Игру на улице Игру в помещении
Большую территорию Маленькую территорию
Решение задачи Нет правил
Правила, конфликт Компромисс
Соревновательность Никого не обидеть
Есть победитель Приз получат все