Лучший педагог года

Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста

Наталья Симонова
Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста

Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста.

Разработкой современного подхода занимаются такие исследователи как Воронова Л. М., Защиринская О. В., Шипицына Л. М., Нилова Т. А. и др. Ими выделены основные направления работы и условия для её осуществления.

Для воспитания культуры общения, необходимы следующие условия:

Публикация «Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста» размещена в разделах

1. Позитивный настрой. Нельзя забыть или обидеть никого из воспитанников, для чего используются обращение по именам, похвала, призы и прочие способы обучения, увлекающие детей.

2. Пример взрослых, прежде всего воспитателя. Ребенок наблюдает и оценивает взрослых. Действия воспитателя должны быть направлены на достижение главной цели – создания для развития личности ребенка творческой, доброжелательной, дружеской обстановки.

3. Связь с семьей – необходимое условие, позволяющее сохранить единство требований и преемственность воспитания. Общая цель семьи и детского сада – хорошо воспитанный, культурный и образованный человек.

4. Большую роль в обучении и воспитании поведенческой культуры играет родной язык. Обучение правильному, красивому поведению способствует и речевому развитию воспитанника. В речевом запасе ребёнка должны быть такие понятия, как этикет, уважение, любовь, вежливость, общение и др.

Воспитание культуры поведения с позиций современного этикета проводится при соблюдении педагогических и этикетных принципов. Воспитание детей осуществляется в процессе их деятельности, при единстве требований воспитателя и родителей; педагогическое руководство сочетают с развитием детской инициативы и самодеятельности, учитываются возрастные и индивидуальные особенности детей.

Принципы обучения: научность, энциклопедичность, наглядность, систематичность, сознательность и активность детей, прочность обучения, индивидуализация развития воспитанников. Принципы этикета: разумность и необходимость поведенческих правил, доброжелательность и дружелюбие, прочность и красота манеры поведения, отсутствие мелочей, уважение национальных традиций.

Основные способы педагогического воздействия на детей

1. Приучение: детям дается определенный образец поведения, например за столом, во время игры, в разговоре со старшими или ровесниками. Следует не только показать, но и проконтролировать точность выполнения того или иного правила.

2. Упражнение: многократно повторяется то или иное действие, например, правильно взяв нож и вилку в руки, разрезать кусок мяса или колбасы. Следует добиваться осознания ребенком необходимости и разумности такого использования столовых приборов.

3. Воспитывающие ситуации : создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, например, пользоваться вилкой и ножом или одной вилкой.

4. Поощрение: проводится различными способами, активизирует дошкольников к обучению, к выбору правильного поведенческого шага.

5. Наказание: применяется крайне редко; наказание, приводящее к боли и физическому страданию, не используют; осуждение воспитателем и другими детьми негативного поступка направлено на возникновение желания поступать хорошо.

6. Пример для подражания: является своеобразным наглядным образом и необходим ребенку. Им могут быть воспитатель, знакомый взрослый или ребенок, литературный (сказочный) герой.

7. Разнообразие словесных методов: помогает более осознанному изучению поведенческих правил, но, применяя их, следует избегать скучной морализации и нотации. Рассказ реальной или сказочной истории создает эмоциональное восприятие поведенческих правил.

8. Разъяснение: необходимо не только показать и рассказать, но и разъяснить, как и почему следует поступить в той или иной ситуации.

9. Беседа: помогает выяснить уровень знания и понимания детьми норм и правил поведения. Ее разумнее проводить с небольшой группой в 5-8 человек, в которой каждый ребенок может высказать свое мнение. Знание возможностей детей для ведения беседы, их взглядов, убеждений и привычек поможет воспитателю правильно ее построить.

Дети эмоциональны, поэтому приемы воспитания должны быть не только понятны, но и интересны им. Закрепляя какое-либо правило, целесообразно использовать картинки и художественные произведения. Ознакомление детей с юмористическими произведениями соответствующего содержания создает определенный эмоциональный настрой в группе, воспитывает у детей желание усвоить нужные правила поведения и выполнять их.

В каждом конкретном случае воспитатель ищет причину неправильного поведения ребенка, использует индивидуальные меры воздействия: напоминание, замечание, объяснение. В любом случае нужно помнить о легкой ранимости ребенка, об уважении к его личности. Даже если ребенок в чем-то провинился, не следует делать замечаний, обижающих его.

В воспитании культуры поведения старших дошкольников не должно быть излишних словесных назиданий, упреков, замечаний. Действенность воспитания обеспечивается созданием специальных ситуаций, побуждающих детей поступать правильно.

Воспитание правильных взаимоотношений между детьми, основанных на принципах гуманизма, - особая задача педагога в работе с данной возрастной группой. Формирование отношений между детьми строится на основе взаимных симпатий детей, их привязанности к детскому саду, умения оценивать поведение сверстников и свое.

Правильная организация быта в детском саду, доверительная и дружелюбная атмосфера, окружающая детей, внешняя и внутренняя культура педагога – необходимые условия для воспитания культуры поведения в целом и культуры общения в частности.

Культура общения предусматривает выполнение ребенком норм и правил общения со взрослыми и сверстниками, основанных на уважении и доброжелательности, с использованием соответствующего словарного запаса и форм обращения, а также вежливое поведение в общественных местах, быту.

Культура общения предполагает умение не только действовать нужным образом, но и воздерживаться от неуместных в данной обстановке действий, слов, жестикуляции. Ребенка надо учить замечать состояние других людей. Уже с первых лет жизни ребенок должен понимать, когда можно побегать, а когда нужно тормозить желания, потому что в определенный момент, в определенной обстановке такое поведение становится недопустимым, т. е. поступать, руководствуясь чувством уважения к окружающим. Именно уважение к окружающим в сочетании с простотой, естественностью в манере говорить и проявлять свои чувства характеризует такое важное качество ребенка, как общительность.

Культура общения обязательно предполагает культуру речи. А. М. Горький считал заботу о чистоте речи важным орудием борьбы за общую культуру человека. Один из аспектов этого широкого вопроса – воспитание культуры речевого общения. Культура речи предполагает наличие у дошкольника достаточного запаса слов, умение говорить лаконично, сохраняя спокойный тон. В этой связи возникают следующие задачи воспитания :

- формировать у ребенка культуру речи;

- учить его четко и ясно произносить слова;

- правильно и понятно для окружающих излагать мысль;

- вежливо отвечать на вопросы взрослых и обращаться к ним с просьбой;

- не перебивать говорящих;

- внимательно выслушивать указания старших;

- говорить без крика, владея силой голоса и различными интонациями;

- не вульгаризировать речь словами-сорняками;

- спокойно и скромно держать себя во время разговора.

Ребенок черпает культуру родного языка в семье. От того, какую речь слышит ребенок, во многом зависит его речевое развитие.

Общение – это не всякое взаимодействие двух людей. Особенность общения в отличие от физического взаимодействия (например, во время пеленания, кормления) состоит в том, что оба партнера попеременно адресуют и воспринимают воздействия, выражающие отношение к личности друг друга. Здесь уместно ввести понятие коммуникативная компетентность.

Коммуникативная компетентность дошкольника включает умение распознавать эмоциональные переживания и состояния окружающих его людей, детей и взрослых, выражать собственные эмоции вербальными и невербальными способами. Кроме этого, к старшему дошкольному возрасту ребенок должен научиться сотрудничать, слушать и слышать, обмениваться информацией. При этом необходимо помнить, что ребенок имеет свои коммуникативные права:

• право на свою систему ценностей;

• право на ответственность;

• право на личное достоинство и уважение этого достоинства;

• право на индивидуальность и своеобразие;

• право на независимость от других людей;

• право на свою мысль;

• право на отстаивание своих прав.

Сформулирует правила культуры общения, которые мы продолжаем прививать и совершенствовать у детей старшего дошкольного возраста :

Пользуйся словами вежливого обращения:

«Здравствуйте», «До свидания», «Пожалуйста», «Будьте добры», «Извините», «Спасибо», «Благодарю», «Разрешите войти» и др.

• Будь приветлив и вежлив со всеми взрослыми.

• Не перебивай взрослых, не вмешивайся в их разговор.

• На улице, дома, в детском саду, в транспорте и других общественных местах говори спокойно, негромко; веди себя сдержанно; не требуй к себе особого внимания. Не ешь во время спектакля, демонстрации кинофильма.

• Слушай старших внимательно, стой при этом спокойно, смотри в лицо собеседнику.

• Умей выслушать товарища, не перебивая.

• С уважением относись к труду и отдыху старших, не мешай взрослым, не шуми, не капризничай.

• Уступай в транспорте место взрослым и малышам.

• Подай стул или уступи место вошедшему взрослому.

• Подними и вежливо подай оброненный кем-то предмет (карандаш, варежку и т. п.).

Мальчикам: пропускай вперед девочек в транспорт, в помещение.

• Помоги малышу или сверстнику надеть пальто, застегнуться, повязать шарф.

• Делись с товарищами игрушками, книгами, играй дружно.

• Умей признать, что был неправ.

• Старайся уступить товарищу в споре, игре, помочь ему договориться с ним.

Необходимо отметить, что в работе с детьми старшего возраста особенно важно предусмотреть, чтобы приобретенный опыт ребенка не шел в разрез с новыми знаниями, которые он будет получать в процессе воспитания. Необходимо также внимательнейшим образом учитывать, как на поведении детей отражаются их впечатления, получаемые в результате наблюдений различных жизненных ситуаций, каково отношение детей к подмеченным поступкам товарищей и взрослых. Поэтому особое значение приобретают задушевные индивидуальные беседы и групповые этические беседы; очень эффективны также игры-инсценировки, игры-упражнения. Дополняя друг друга, они позволяют формировать нравственный мир старшего дошкольника, социальную направленность его поведения.

Используя нравственно направленные методы воспитания, педагог формирует этические понятия, культуру поведения в общественных местах, культуру взаимоотношений, культуру речи, культуру внешнего вида. Но следует помнить, что в подготовительной группе не теряют своей значимости игровые приемы, включенные в воспитательный процесс; сочетая их с этическими беседами, педагог ненавязчиво раскрывает перед детьми наглядные образцы повседневного общения. Важно также, чтобы нравственно направленные занятия, беседы содержали не только правила этикета, но и интересные практические упражнения в культурном общении. Тогда можно эффективнее воздействовать на внутренний мир ребенка.

Эффективным воспитание культуры общения может быть только при постоянной, последовательной работе. Какие задачи и содержание воспитания культуры поведения и общения отражены в программах ДОУ:

Продолжать воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, привычку играть, трудиться, заниматься сообща; формировать умение договариваться, помогать друг другу; стремление радовать старших хорошими поступками.

Продолжать воспитывать уважительное отношение к окружающим людям. Объяснять детям, что не следует вмешиваться в разговор взрослых; учить слушать собеседника и без надобности не перебивать его. Продолжать воспитывать заботливое отношение к малышам, пожилым людям; учить помогать им.

Формировать такие качества, как отзывчивость, справедливость и скромность.

Развивать волевые качества: умение ограничивать свои желания, преодолевать препятствия, стоящие на пути достижения цели, подчиняться требованиям взрослых и выполнять установленные нормы поведения, в своих поступках следовать положительному примеру.

Продолжать обогащать словарь формулами словесной вежливости: «здравствуйте», «до свидания», «пожалуйста», «извините», «спасибо» и т. д.

Продолжать развивать в мальчиках и девочках качества, свойственные их полу (у мальчиков – стремление помочь девочкам, уступить место, подать стул, пропустить вперед себя в дверь; у девочек – скромность, заботу о других).

Формировать самооценку своих поступков, учить доброжелательно оценивать поступки других людей.

Продолжать воспитывать стремление выражать свое отношение к окружающей действительности.

Формировать умение спокойно отстаивать свое мнение.

Продолжать воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного декоративного творчества, формировать бережное отношение к ней. Воспитывать уважительное отношение к культуре других народов.

В структуре программ дошкольного образования заложен ответ на вопрос о путях и средствах нравственного воспитания, а расширении области социально-нравственных ориентаций и чувств детей :

- Обогащаются представления дошкольников о людях, их взаимоотношениях, эмоциональных и физических состояниях;

- Дошкольники учатся «прочитывать» эмоции в мимике, жестах, интонации речи и соответственно реагировать. Воспитатель побуждает детей к активному проявлению эмоциональной отзывчивости: пожалеть обиженного, утешить, угостить, разделить переживаемые чувства;

- Старшие дошкольники осваивают культуру общения со взрослыми и сверстниками, культуру поведения в общественных местах;

- Углубляются представления о семье, родственных отношениях. Дети приучаются активно выражать в поступках и действиях доброе отношение к близким. Речь детей обогащается вежливыми речевыми оборотами. Дети осваивают разные формы приветствия, прощания, выражения признательности, обращения с просьбой;

- Развиваются умения элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий, взаимоотношений с окружающими;

- Углубляются представления дошкольника о себе, о своем организме, о своих личностных качествах, возможностях, достижениях. Воспитатель постепенно развивает в детях чувство самоуважения, собственного достоинства. Он направляет сознание, чувства и действия детей на совершение положительных поступков, движимых благородными мотивами гуманности и справедливости.

Современные исследователи Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. разработали уникальную экспериментальную образовательную программу общения, цель которой – развитие навыков общения у детей 6-7 лет. Девиз программы: «Научись любить и понимать людей, а рядом всегда будут друзья».

Цели программы:

- Дать детям знания об искусстве человеческих взаимоотношений.

- Сформировать эмоционально-мотивационные установки по отношению к себе, окружающим, сверстникам и взрослым людям.

- Приобрести навыки, умения и опыт, необходимые для адекватного поведения в обществе, способствующего наилучшему развитию личности ребенка и подготовки его к деятельности.

Программа должна убедить детей в том, что только они сами, их собственные мысли, чувства и действия, способность оценить других, понять и выразить себя через общение являются путем к успеху в жизни, к возможности завоевать сердца людей.

Структура программы:

Программа включает в себя следующие компоненты:

I. Теоретический курс для обучения педагогов, психологов, учителей-дефектологов, социальных работников, воспитателей, студентов особенностям коммуникативной деятельности детей дошкольного возраста в условиях семьи и коллектива, развитию у детей навыков общения и коррекции возникающих трудностей.

II. Практический курс для детей дошкольного возраста (от 3 до 6 лет, направленный на формирование у них коммуникативных навыков.

III. Учебный план программы.

IV. Методы оценки программы.

V Далее раскрывается содержание работы в подразделах:

- Ребенок и взрослые;

- Ребенок и сверстники;

- Отношение ребенка к самому себе (самопознание, в которых выделены – представления, эмоциональные состояния, культура поведения, познавательные умения, практические умения, поведение, общение. Также обозначены уровни усвоения программы: низкий, средний, высокий, позволяющие точно определить в каком направлении необходимо конкретизировать работу.

- Методическое руководство по обучению детей.

Теоретический курс «Основы коммуникации» предполагает ознакомление специалистов с основами разработки проблемы коммуникации, формирование у них умений и навыков практического использования методов и приемов развития коммуникативной деятельности и пр.

«Азбука общения» - это практический курс обучения детей старшего дошкольного возраста. Содержание предлагаемых разделов предусматривает обогащение детей специальными знаниями, умениями и навыками, необходимыми для успешного развития процесса общения.

В качестве основного метода изучения программы авторы рекомендуют для детей дошкольного возраста главный метод теории развивающего обучения – метод сопереживания ситуации, который рассчитан на использование способности не только анализировать, но и чувствовать все, что происходит с ребенком.

При этом чувства рассматриваются как эмоциональные реакции на ситуацию, мысли как идеи, возникающие в ответ на полученную информацию, поведение как то, что человек делает в соответствии с чувствами и мыслями в конкретных условиях, ситуациях.

Именно поэтому в процессе развития коммуникативных навыков большое внимание уделяется формированию личностных качеств детей, их чувствам, эмоциям. Правомерность данного подхода опирается на положение о том, что когда люди счастливы и находятся в мире с самими собой, они переносят эти чувства на взаимоотношения с окружающими. Не испытывая же мира в себе, люди не могут способствовать развитию мирных отношений с окружающими.

Список литературы:

1. Воспитание и обучение детей 6-го года жизни. / Под ред. Парамоновой Л. А; Ушаковой О. С. – М. : Просвещение, 1987.

2. Дубина Л. Развитие у детей коммуникативных способностей. // Дошкольное воспитание. – 2003 №10.

3. Курочкина И. Н. Современный этикет и воспитание культуры поведения у дошкольников. - М. : Владос, 2001.

4. Мещерикова С. Становление общения ребенка с взрослым на 1-м году жизни. // Дошкольное воспитание. – 2003 №9.

5. Петерина С. В. Воспитание культуры поведения детей дошкольного возраста. – М. : Просвещение, 1986

6. Черенкова Е. Ф. Уроки этикета и вежливости для детей. – М. : Рипол классик, 2006.

7. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Азбука общения. – СПб. : Детство-пресс, 2007.

8. Шипицына Л. М., Защиринская О. В., Воронова А. П., Нилова Т. А. Основы коммуникации. Программа развития личности ребенка, навыков общения с взрослыми и сверстниками. – СПб. : Образование, 1995.

Публикации по теме:

Воспитание культуры общения у детей дошкольного возраста «В человеке всё должно быть всё прекрасно: И лицо, и одежда, и душа, и мысли»- А. П. Чехов. Культура общения – предусматривает выполнение.

Презентация «Этикет культуры речевого общения детей младшего дошкольного возраста» Слайд 1 Слова умеют плакать и смеяться, Приказывать, молить и заклинать, И, словно сердце, кровью обливаться, И равнодушным холодом дышать,.

Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице Консультация для педагогов «Игры по воспитанию культуры поведения детей дошкольного возраста на улице в рамках проведения Акции– за безопасность.

Конспект НОД по воспитанию культуры общения «Секрет волшебных слов» Бондаренко Оксана Конспект НОД по воспитанию культуры общения. "Секрет волшебных слов" Цель Раскрыть детям значение некоторых формул этикета.

Лэпбук «Мир природы». Нетрадиционный подход к организации Рппс по экологическому воспитанию у детей дошкольного возрастаЛэпбук «Мир природы». Нетрадиционный подход к организации Рппс по экологическому воспитанию у детей дошкольного возраста Любое воспитание, будь то экологическое, эстетическое, нравственное, должно быть воспитанием сердца, которое и рождает чувства, мысли и.

Педагогический проект «Азбука вежливости» воспитание культуры общения у детей среднего дошкольного возраста Актуальность. Уровень развития общества определяется уровнем культуры членов этого общества. В настоящее время остро встал вопрос о необходимости.

Природа общения. Особенности общения у детей дошкольного возраста Счастливые и несчастные, благополучные и неустроенные, мы устремляемся друг к другу, испытываем потребность поделиться своими мыслями и.

Самоанализ педагогической деятельности «Воспитание культуры общения детей дошкольного возраста» Самоанализ педагогической деятельности г. Усть-Илимск Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад» №15 «Ручеек».

Система работы по воспитанию экологической культуры детей дошкольного возраста Экологическое воспитание - направление в дошкольной педагогике, которое в последнее время стало особенно актуально в связи с возросшей деятельностью.

Формирование культуры общения и дружеских взаимоотношений детей старшего дошкольного возраста через художественную литературу Пояснительная записка. Программа «От рождения до школы» рассчитана на детей 6-7 лет, направлена на формирование культуры общения и дружеских.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Современный подход к воспитанию культуры общения у детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 марта 2018 в 19:18
+21Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
8 мая. Всемирный день Красной книги. Папка-передвижка «Красная книга»

Экологический праздник День Красной книги призван обратить внимание человечества на проблемы исчезновения некоторых видов животных.

7 мая. День военных памятников. Передвижка «Как рассказать детям о войне»

9 мая мы отмечаем всенародный праздник — День Победы. Это хороший повод рассказать детям о войне и вспомнить, какой ценой досталась победа, ведь «нет в России семьи такой, где не памятен был свой герой».


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД