Папки-передвижки

Родительское собрание «Всем на свете нужен дом» в средней группе

Светлана Юркина
Родительское собрание «Всем на свете нужен дом» в средней группе

Родительское собрание «Всем на свете нужен дом» в средней группе

Выполнила: Воспитатель Юркина Светлана Николаевна

Цель: Ознакомление родителей средней группы с традициями русского народа.

Задачи:

1. Рассказать родителям о семейных традициях русского народа о воспитании ребенка словом.

2. Как прививать ребенку трудовые навыки.

Публикация «Родительское собрание „Всем на свете нужен дом“ в средней группе» размещена в разделах

Форма проведения:

- педагогическая гостиная.

Время проведения:

- октябрь

Участники:

- воспитатели, родители, дети.

Предварительная работа:

1. Составление конспекта

2. Проведения репетиций с детьми. Подготовка детских художественных номеров. Русская народная песенка «Где был Иванушка».

3. Видео - интервью «Как я помогаю маме, папе».

4. Оформление выполненных работ детьми – выставка.

5.

План

1. Вступительная часть.

2. Игра – диалог с родителями : «Вопрос, ответ».

3. Музыкальная пауза.

4. Видео - интервью «Как я помогаю маме, папе»

5. Организация выставки «Курочка с цыплятами».

Ход мероприятия:

Вступительная часть: Звучит русская народная музыка

Ведущий:

- Добрый вечер, Уважаемые родители! Мы рады приветствовать Вас в нашем зале.

- Сегодня мы совершим путешествие в далекую культуру русского народа.

Ведущий:

- Что мы Родиной зовем?

Дом, где мы с тобой растем.

И березку у дороги,

По которой мы идем.

Что мы Родиной зовем?

Солнце в небе голубом?

И душистый золотистый

Хлеб за праздничным столом.

Что мы Родиной зовем?

Край, где мы с тобой живем.

- По русским традициям у каждого человека должен быть дом. И не просто крыша над головой, а место, где его понимают, любят и ждут. Таким домом можно назвать наши семьи, детский сад, село, республику и страну, в которой мы живем.

Ведущий:

- Сегодня мы поговорим с вами о том, как вырастить ребенка трудолюбивым. Не зря в старину говорили: «Где работа, там и густо, а в ленивом доме пусто».

Игра – диалог «Вопрос, ответ».

На столах лежат вопросы. Родители берут билет и зачитывают вопросы (отвечают, привлекаю к обсуждению и зал, после каждого ответа родителей подвожу итог

1. Приучаете ли вы своего ребенка к труду, и с какого времени?

2. В какой форме приучаете детей к труду?

3. Есть ли у вашего ребенка трудовые обязанности?

4. Как вы понимаете следующие слова:

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся?

5. Хвалите ли вы своего ребенка за исполненную работу?

6. Наказываете ли вы своего ребенка трудом?

7. Как вы думаете, девочек и мальчиков к труду приучают одинаково или нет?

Вопрос №1.

Приучаете ли вы своего ребенка к труду, и с какого времени?

Приобщение ребенка к трудовой жизни семьи начиналось очень рано, буквально с младенчества формировалось осознание труда как неотъемлемой и естественной части жизни. В крестьянстве вся жизнь семьи проходила на глазах детей. Малыш, передвигающийся по дому в «ходунке», не только осваивал жизненное пространство дома, но и усваивал порядок заведенный в семье, наблюдал за распределением обязанностей между ее членами, правилами поведения и многим другим.

Патриархальный мир семьи, в котором рос ребенок, отражен в разных фольклорных жанрах, но, пожалуй, первыми и произведениями устной культуры, адресованными непосредственно ребенку, были колыбельные песни, и уже в них нередко встречаются картины обыденного поведения, хозяйственно деятельности ближайших родственников, трудового ритма семьи.

Баю, баю, зыбаю,

Пошел отец за рыбою,

Мать пошла коров доить,

Сын пошел дрова рубить,

Бабушка у печки

Блинов напечет,

Дедушка на печке

Бородой трясет.

В этой немудреной песенке, распространенной едва ли не повсеместно, варьировались отдельные строки («Мать ушла пеленки мыть, бабушка – уху варить», «Сестра – теленка поить, сын – лисицу ловить» и т. д., но смысл и назначение ее оставался одним и тем же.

Вопрос № 2.

В какой форме приучаете детей к труду?

В раннем детстве приучение ребенка к труду осуществлялось, главным образом, через игры и игрушки. В игре дети моделировали те или иные действия с предметами, подмеченные ими в ходе наблюдений за повседневной жизнью семьи: они «запрягали» своих игрушечных лошадок в маленькие тележки, возили на них «сено», готовили «обеды» для кукол и т. д.

Известно, что наиболее эффективным методом обучения детей раннего возраста является наглядный пример. Это основано на том, что у ребенка от двух до пяти лет высоко развита способность к имитации, т. е. к подражанию действиям взрослого человека. Вот эту-то эмпирически найденную закономерность наши предки и использовали для привития первых трудовых навыков. «Пример лучше правила», «Добрый пример лучше ста слов», - говорили они. В ходу были так называемые «семейные» игры, в которых воспроизводился трудовой распорядок семьи. Несмотря на то, что мальчишки, как и сегодня, любили играть «в войну», «в охоту», «в поездку на ярмарку», они с не меньшим увлечением играли вместе с девочками и в «домики». В то время, как девчоночья половина «вела хозяйство», мальчики занимались поистине «мужской» работой: приносили дрова, ездили на базар, ходили на охоту.

Вопрос № 3.

Есть ли у вашего ребенка трудовые обязанности?

К 4-5 годам ребенку довались временные обязанности, а уже к 6-7 годам возлагали постоянные обязанности. Первое, к чему приучали малышей, - оказывать родителям минимальную помощь по дому. Обычно дети делали то, что взрослым было делать недосуг, да и не хотелось. С 5-6 лет они уже мыли посуду, ежедневно подметали пол, выносили сор из избы, подносили к печке дрова и т. д.

Едва ли не главным видом детского труда, начинающегося уже в шесть лет, был присмотр за младшими детьми. Если у крестьянина рождалась дочка, он иной раз утешал себя: «Ну, хоть своя нянька будет, по крайности, денег не платить чужому человеку». В том случае, когда в доме не было подросшей дочери, да и семья была бедная, младшему сынишке приходилось брать на себя обязанности «пестуна», что впоследствии сказывалось на глубоком понимании им общесемейных забот.

Детей постепенно приучали и к уходу за скотиной. Начиналось это с поручения следить за курами и гусями, чтобы ястреб или чья-нибудь собака не нанесли урон. У Русских есть даже такая поговорка: «Держи гусей – пусть малым забота будет». Позднее ребятам давали задание накормить домашних животных, сменить им подстилку, загнать в хлев корову, вернувшуюся с пастбища, отогнать коней на водопой.

Постепенно у каждого ребенка в семье формировался свой круг обязанностей, которые он точно знал и исполнял. Причем ребенок очень сознательно, с пониманием включался в жизненный ритм семьи. У старшего поколения было мало поводов напоминать детям об их обязанностях в доме.

- А сейчас музыкальная пауза. Ваши детки исполнят русскую

народную песню «Где был, Иванушка?».

Вопрос № 4.

Как вы понимаете следующие слова:

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся?

Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности. Недаром говорили: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся?».

Приучать к ремеслам принято было с самого раннего возраста. Это происходило исподволь, ненавязчиво. Сначала ребенок просто стоит рядом со взрослым и смотрит, как он работает. Его не гонят – пусть смотрит – так надо: разве не интересно, как вспыхивает огонь, когда качают меха, как вырисовывается лапоть, когда подаешь бересту, как на глазах удлиняется дорожка от подаваемых тобой тряпочек или уменьшается клубок, который ты держишь в руках, но вывязывается носок или рукавица. Потом малыш начинает подавать инструмент, держать что-нибудь. Тут ребенок необходимый помощник.

Через какое-то время ребенку доверяют выполнить часть работы, потом вручают собственный инструмент и за выполненное похвалят, одарят, пожурят. Часто первое изделие, сделанное собственными руками, достается самому ребенку или сразу делается им для себя: ложка, лапти, рукавички, фартук, дудочка.

Обратим внимание на то, что именно в этом возрасте ребенок получал от родителей (чаще от отца) свой пусть маленький, но личный инструмент: прялочки, грабельки, молоточки и др. Это было не только своеобразным свидетельством его взросления, утверждало ребенка в собственных глазах, но и заставляло его относиться к ним аккуратно, а к работе очень серьезно. Свой инструмент – дело важное, его никому давать нельзя – «спортят», и у других просить уже не надо. И среди взрослых просить у кого-нибудь инструмент, особенно топор, считалось дурным тоном. Хороший мастер не мог работать чужим инструментом. Особое значение свой маленький инструмент имел в семьях профессиональных кузнецов, плотников, столяров, лодочников, катальщиков (валенок). Одновременно с получением первого инструмента шла и передача первых секретов, тонкостей мастерства. Соответственно глубже осознавалась и необходимость труда, овладение опытом, секретами того или иного дела. Понимание и принятие традиционного образа жизни вели к укреплению чувства собственности - важнейшей константы крестьянского мышления

Вопрос № 5.

Хвалите ли вы своего ребенка за исполненную работу?

Крестьяне понимали, что ребенок очень нуждается в положительной оценке себя со стороны окружающих его людей. Поэтому старались поощрить ребенка словом, сделать так, чтобы детский труд был виден, совершался «на миру». К примеру, когда вечером пастух гнал стадо с пастбища, и вся деревня выходила встречать своих «кормилец», мать посылала мальчишку с хворостиной загнать в дом корову. Ребенок слышал одобрительные возгласы соседей: «Каков молодец!» - и ощущал прилив радости и гордости, что справился, не оплошал, и осознал, что делает нужное дело и что он – часть большой семьи. Русский крестьянин знал: если ребенок сделал пусть и пустяковое, но «незряшное» дело, это требует похвалы и поощрения, что поможет закрепить полезный результат.

Вопрос № 6.

Наказываете ли вы своего ребенка трудом?

В традиционном крестьянском обществе строго придерживались мнения: никогда нельзя наказывать работой (например, за проступок сулить на завтрашний день прополку). Ребенок может начать бояться труда, а труд должен всегда приносить радость и удовлетворение.

Давайте заглянем в сегодняшний день. Как часто мы можем видеть примеры наказания трудом. Вам не раз, вероятно, приходилось слышать от взрослых слова, обращенные к ребенку: «Опять загулялся на улице с ребятами! Все, терпение лопнуло – будешь сидеть теперь дома. И попробуй только не убраться в квартире, не вымыть посуду» и т. д. можно представить, какую «радость» будет испытывать ребенок, выполняя все эти поручения, какое отношение к труду сформируется у него.

Вопрос № 7.

Как вы думаете, девочек и мальчиков к труду приучают одинаково или нет?

Взрослые на первых порах старались придерживаться определенных педагогических правил:

1. Все в меру.

Это значило, прежде всего, что ребенка нельзя насильно заставлять трудиться или загружать непосильной для него работой, иначе он может «сорваться», сама работа будет ему в тягость, а стало быть, и в дальнейшем прока не будет от такого работника.

2. Каждой трудности – по разу.

Для того, чтобы процесс систематического обучения ребенка трудовым навыкам не был для него обыденным, скучным и монотонным занятием, надо было дать ребенку возможность попробовать себя в самых разных формах деятельности. Это не только делало сам процесс обучения ярким и интересным занятием, но и позволяло выявить индивидуальные склонности и способности. Недаром говорили: «К чему душа лежит, к тому и руки приложатся?».

3. Сформируй конечную цель.

Возбудить интерес ребенка к работе, ненавязчиво включить его в процесс трудовой деятельности можно было, обрисовав ему конечный результат работы. К примеру, отец деловито обращался к сыну: «Давай лапти плести. А то зима придет, в чем ходить будешь?» или мать, говорила ему: «Хватит тебе без штанов ходить, подержи коничок, мы с тобой штаны сошьем». Это не только приобщало ребенка к совместной деятельности, но и формировало у него сознание, что нельзя «захребетничать», все нужно заработать своим трудом («Что заработал, то и заслужил»).

4. Возбуди интерес.

Не секрет, что освоение любого трудового навыка требует от ребенка настойчивости, упорства и внимания, а именно этих качеств так недостает маленькому человеку. Для того, чтобы справиться с такими возрастными трудностями, родители старались внести в процесс обучения какой-то «интерес», включить в него тот или иной игровой момент – одним словом, сделать сам труд радостным.

5. Не наказывай работой.

Трудовое воспитание девочки продолжалось в течение нескольких лет. За него отвечала прежде всего мать. Едва дочка начинала забавляться с куклами, мать учила ее пестовать дитя, прививая тем самым навыки ухаживания за малышами, обучая способом общения с ними. А когда девочке исполнялось пять лет, ее привлекали к воспитанию младших детей в семье: обучали колыбельным песням, прививали необходимые навыки материнского поведения, обучали основным способам обращения с младенцем. На няньке лежала огромная ответственность. Она должна была оберегать малыша, уметь перепеленать и переодеть его, накормить, успокоить и развлечь. Даже если ей самой предстояло куда-то пойти – на реку ли или к матери в поле – всюду она тащила с собой малыша или везла его на тележке. И родители спокойно доверяли ей даже грудного младенца: не сомневались, что она отнесется к своим обязанностям серьезно и ответственно. Набрав опыта, малолетняя нянька запросто справлялась с 2-3 детьми и была в семье уважаемым человеком; ее любовно называли «пестуньей», «нянюшкой».

Подготовка мальчиков к трудовой деятельности была длительной и заканчивалась обычно к семнадцати-восемнадцати годам. Только к этому времени подросток считался действительно окрепшим, набравшим силу, а стало быть, способным выполнять нелегкую мужскую работу, требующую порой значительных физических усилий и элементарной выносливости.

В 7-8 лет мальчишку впервые сажали на коня, и он приучался ездить верхом, управлять лошадью. В летнее время, когда вся семья была занята на полевых работах, он отвозил родителям в поле обед, гонял коня на водопой. В поле мальчики оказывали отцам посильную помощь: помогали отцу разбрасывать навоз, во время пахоты откидывали землю от плуга, чтобы он двигался легко и быстро; правил бороной и пр.

С ранних лет мальчиков обучали пасти скот и ухаживать за ним. При этом родители старались давать задания продуманно, с «дальним прицелом». Например, отец, посылая сына убрать за скотиной, говорил как бы между прочим: «Заодно посмотри, есть ли корм у скота». Задание вроде бы одно, но посмотрите, как с педагогической точки зрения, оно мудро построено! Обнаружив отсутствие сена или воды, ребенок естественно, без нажима со стороны, принимался и за эту работу. Однако она требовала уже не просто физической силы, но и сообразительности, определенной крестьянской бережливости, расчетливости. Ведь сена надо было положить не больше и не меньше нормы – в противном случае скотин могла остаться к весне без корма.

Хорошо известно,что ребенок, взрослея, стремиться скорее перестать быть маленьким воспитуемым. Мы часто замечает, что ребенок вдруг начинает вести себя «как взрослый». 13-й Мальчик пытается курить, «похабно» ругается. Народная педагогика знала путь преодоления подобных «трудностей роста». Например, отец доверял сыну ответственную часть дела или «испытывал» его на небольшом участке, который разрешал обработать от начала до конца. Вспахивая поле, отец оставлял нетронутой маленькую площадку. Которую отдавал целиком в распоряжение начинающего пахаря. Парнишка должен был вспахать ее, потом засеять и, в конце концов, снять урожай. Это был своего рода экзамен «на взрослого человека». И тут нельзя было сплоховать, поскольку за всеми этапами работы внимательно следил его «учитель» - отец. Одним словом: «Взялся за гуж – не говори, что не дюж». Вот так и проходили эти своеобразные «соревнования» сына с отцом! Подобный способ трудового воспитания детей был не только разумен с педагогической точки зрения, но и психологически и социально верен. Проиграть отцу не было зазорным, да и, как говорилось в народе: «Не испортив дела, мастером не будешь». Зато выиграть у отца было невероятно престижно, ибо это поднимало ребенка на определенный «взрослый» уровень. Если сын получал свое поле, пусть совсем небольшое, то отец, семья, родня начинали относиться к нему как к взрослому. Это подчеркивал и отец: он не расточал дифирамбов сыну, а по особому хвалил его, называя «работником». Мальчишка испытывал подлинную гордость, когда слышал отцовские слова: «Слава Богу, новый помощник в семье появился!» - или в разговоре с матерью отец произносил такие фразы: «Завтра мы с сыном эту работу закончим», «Если сын пойдет, то и дело пойдет» и т. п. чтобы подчеркнуть уважительное отношение к сыну, отец даже советовался с ним, как лучше сделать то или иное дело. Таким образом, авторитет общественного мнения зарабатывался не цигаркой, не бахвальством (хотя без последнего ребенок, конечно, не может обойтись, а качеством труда и полученными результатами.

- Уважаемые родители, а сейчас я предлагаю вам посмотреть видео-интервью о том, что говорят ваши дети об обязанностях дома.

Родителям предлагается видео - интервью с детьми.

Вопросы к интервью.

1. Помогаешь ли ты маме по дому?

(Девочкам) Папе? (мальчикам).

2. Вы любите трудиться, помогать по дому?

3. Мама тебя хвалит?

Папа тебя хвалит?

4. Подарки покупают родители за то, что ты помогаешь (папе, маме) или просто так?

5. Наказывают ли тебя работой?

- Вот мы и поговорили сегодня о семье, трудовых обязанностях детей дома. И в заключении предлагаю вам выставку из глины, сделанную вашими детьми «Курица с цыплятами»

- На этом наше собрание заканчивается. У каждого на столах лежат листочки и карандаши. Предлагаю Вам написать Ваши пожелания и впечатления.

Публикации по теме:

Как провести родительское собрание в средней группе Уважаемые родители, просим Вас ответить на вопросы: 1. Ваш ребёнок ходит в детский сад: С удовольствием Через силу Со слезами Редко с удовольствием.

Родительское собрание в средней группе Родительское собрание в средней группе Цель: - пробудить интерес родителей к педагогическому процессу в детском саду, -дать родителям.

Родительское собрание в средней группе «Дымковская игрушка»Родительское собрание в средней группе «Дымковская игрушка» Тема: «Игрушка, в которую никто не играет или что же такое дымковская роспись?» Группа: средняя Форма проведения: теоретико-практический.

Родительское собрание в средней группе «Его величество хлеб» Цель: приглашение родителей к размышлению на тему «Воспитание у детей бережного отношения хлеба». Задачи: способствовать формированию осознания.

Родительское собрание в средней группе «Вот и стали мы на год взрослее» Родительское собрание в средней группе на тему «Вот и стали мы на год взрослее» Цель: подведение итогов совместного воспитательно-образовательного.

Родительское собрание в средней группе «Наши успехи за год» Ход мероприятия Воспитатель: Здравствуйте, уважаемые родители. Поздравляем вас с успешным окончанием ещё одного учебного года. Этот год.

Родительское собрание в средней группе «О здоровье всерьёз» Родительское собрание в средней группе «О здоровье всерьёз» Цель: Обеспечение тесного сотрудничества и единых требований детского сада и.

Родительское собрание в средней группе садаРодительское собрание в средней группе сада Родительское собрание в средней группе. Цель: расширение контакта между педагогами и родителями, моделирование перспектив взаимодействия.

Родительское собрание в средней группе в начале года (28.10.2016) Конспект родительского собрания в средней группе в начале учебного года. Уважаемые родители! Мы рады вас приветствовать на.

Технологическая карта организованной учебной деятельности для второй младшей группы «Всем на свете нужен дом» Технологическая карта организованной учебной деятельности для 2 младшей группы Воспитатель: Баязитова Анара Образовательная область: Познание,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Родительское собрание «Всем на свете нужен дом» в средней группе
Опубликовано: 11 января 2017 в 09:49
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
5 мая. Пасха. Передвижка «Пасха»

Наконец настал день, когда мы снова отмечаем Светлое Христово Воскресение. Расскажите детям о традициях Пасхи и вместе займитесь пасхальным творчеством!

5 мая. Праздник имени Правды. Передвижка «Детская ложь»

5 мая 1912 года вышел первый номер газеты «Правда» – издания, ставшего символом целой эпохи. В Советском Союзе эта дата отмечалась как День печати.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД