Папки-передвижки

Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста

Марина Якимова
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста

Игра занимает важное место в жизни ребенка, а сюжетно-ролевая игра – это основной вид игры ребенка дошкольного возраста, она имеет огромное значение в воспитании и развитии личности.

Для детей игра составляет основное содержание жизни, выступает как ведущая деятельность. В игру вовлекаются все стороны личности: ребенок двигается, говорит, воспринимает, думает.

Публикация «Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

В сюжетно-ролевой игре, успешно развивается личность ребенка, его интеллект, воля и общительность, но самое главное это деятельность перерождает стремление к самореализации, самовыражению.

Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию и артистизм. Проигрывая различные жизненные ситуации, дети учатся идти на компромисс, избегать конфликтных ситуаций, поддерживать дружелюбную атмосферу.

Все эти умения формируются постепенно. Для детей 4-го года жизни достаточно уметь принимать и обозначать игровую роль, реализовывать специфические ролевые действия, направленные на партнера - игрушку, развертывать парное ролевое взаимодействие, элементарный ролевой диалог с партнером — сверстником.

Н. П. Аникеева указывает на то, что роль - это главное, что привлекает ребенка в игре. Обычно игра и начинается с того, что ребенок берет на себя роль, а потом уже, исходя из нее, начинает придумывать сюжет игры.

В игре ребенка привлекает, прежде всего, возможность изображать другого человека (особенно взрослого). Поэтому, когда ребенку предлагают играть самого себя, он отказывается: это для него не игра.

Роль выполняется при помощи игровых действий. Например Сюжетно-ролевая игра «Доктор» где ребенок «выслушивает больного», делает ему "укол", дает указания о режиме.

Игровые действия могут изображать те или иные реальные, практические действия людей (кормление, измерение температуры и т. п., а могут быть словесными (советы больному, замечания и наставления ребенку, команды и др.).

В одиночной игре все разыгрывание сюжета складывается из игровых действий одного ребенка, в совместной игре – из игровых действий всех ее участников.

Младшие дошкольники играют, как правило, чаще всего в одиночку. Они еще не совсем умеют договариваться между собой, распределять роли, игровой материал. Темы их игр обычно берутся из впечатлений собственной жизни, из непосредственного окружения. Например: игра «Дочки-матери», где сюжет игры однообразен. Это чаще всего многократное повторение одних и тех же игровых действий.

Непосредственным толчком к началу игры у младших дошкольников служит либо совет взрослого, либо недавно полученное впечатление (например, медицинский осмотр в детском саду) либо попавшаяся на глаза игрушка. Поэтому в этом возрасте полезны игрушки и комплекты игрушек, относящиеся к доступным пониманию детей видам человеческой деятельности.

В более длительное общение между собой дети начинают вступать по мере развития игровых умений и более детального знакомства с жизнью взрослых людей. Глубже проникая в жизнь взрослых, дети обнаруживают, что она постоянно протекает в общении с другими. Мама гладит белье, подает семье обед, следит за тем, как дети ведут себя за столом. Продавец разговаривает с покупателями, парикмахер с клиентами.

Разумный подбор материала и игрушек в значительной мере определяет и правильное использование их. Не связывая детей с указаниям, как правильно играть с данной игрушкой, воспитатель должен, однако, показать, посоветовать детям наиболее интересный способ ее использовании: дать совет покатать куклу, вместо того чтобы сидеть или держать ее на руках. Необходимо вести детей к пониманию целевого использования материала.

Стремление воспроизвести в игре не только действия взрослых с вещами, но и их взаимоотношения приводит к тому, что ребенок начинает нуждаться в партнерах, которые играли бы вместе с ним. Возникает необходимость организовать игру, включающую несколько ролей, договориться с другими детьми. Вместе с переходом от одиночной к совместной игре расширяется тематика детских игр и усложняются их сюжеты.

Главным в сюжетах детских игр становится воспроизведение отношений между людьми. В играх исчезает многократное повторение одних и тех же действий. А сами эти действия совершаются для того, чтобы выразить отношение к другому человеку в соответствии со взятой ролью.

Дети стараются вести игру так, чтобы соблюдались известные им правила поведения людей в той ситуации, которую отражает сюжет игры.

Таким образом, в сюжетно-ролевой игре между детьми складываются ролевые и реальные отношения. Первые определяют выбор и распределение ролей, проявляются в разнообразных репликах, замечаниях, требованиях, которые регулируют ход игры. Распределение ролей - важный момент в возникновении игры. Нередко ребенок-лидер навязывает товарищам неинтересные роли, а сам берет на себя самую привлекательную, не считаясь с желаниями других. Если детям не удается договориться о распределении ролей, то игра распадается или кто-то из ребят выходит из нее.

Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова сформулировали принципы организации сюжетной игры в ДОУ. Выделим эти принципы:

Принципы организации сюжетно-ролевой игры в ДОУ:

1. Воспитатель должен играть вместе с детьми. При этом он должен занять позицию «умеющего интересно играть», эмоционального партнера, с которым ребенок чувствует себя равным, ощущает себя вне оценок, проявляет инициативу.

2. Воспитатель должен играть с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом этапе следует развертывать игру таким образом, чтобы дети сразу «открывали» и усваивали новый, более сложный способ ее построения.

3. Начиная с раннего возраста и далее на каждом этапе дошкольного детства необходимо при формировании игровых умений одновременно ориентировать как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам – взрослому или сверстнику.

4. На каждом возрастном этапе педагогический процесс организации игры должен носить двучастный характер, включая моменты формирования игровых умений в совместной игре воспитателя с детьми и создание условий для самостоятельной детской игры.

Изучив развитие сюжетно-ролевой игры в младшем дошкольном возрасте, можно сделать следующие выводы:

• Ролевая игра выступает как вид активности, объединяющий общение и предметную деятельность.

• Формирует деловые личностные качества ребёнка, более или менее устойчивые моральные представления, а также ролевые способы отображения окружающего.

• Развивает организаторские умения и навыки, способности к межличностному сотрудничеству, развитию речи, памяти, мышления, воображения. Развитие умения своих собственных действий.

•. Игра выступает, как средство удовлетворения разнообразить потребности ребенка и развития его мотивационной сферы.

• Ролевая игра выступает также как образная и понятийная репрезентация мира, замена предметов, используемых в игре.

Используемая литература:

1. Аникеева Н. П. Воспитание игрой. – Новосибирск, 1994.

2. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Как играть с ребенком. – М., 1990.

3. Михайленко Н. Я., Короткова Н. А. Организация сюжетной игры в детском саду. – М., 2000.

4. Зворыгина Е. В. Первые сюжетные игры малышей. – М., 1988.

5. Усова А. П. Роль игры в воспитании детей. – М., 1976.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на загадочный остров» (5–6 лет) Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

Консультация для родителей клуба «Мамина школа» на тему: «Роль игры в жизни детей младшего дошкольного возраста» 1. Блиц-опрос «Играем вместе с ребёнком». • Игра – просто развлечение для ребенка или жизненно необходимое условие для его развития? • В.

Проект «Развитие положительных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» Актуальность : Дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает.

Публикация о влиянии педагога на обогащение сюжетно-ролевой игры детей дошкольного возраста Статья Роль воспитателя в обогащении содержания сюжетно-ролевых игр детей старшего дошкольного возраста познавательной деятельности детей.

Роль игры в развитиии коммуникативных умений детей младшего дошкольного возраста Игра – это особая деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. Игра – термин иногда.

Консультация для воспитателей «Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста» Роль сюжетно-ролевой игры в развитии творчества у детей дошкольного возраста. Шрайнер И. В., воспитатель МБОУ «ОО Песчанская школа, дошкольная.

Социальная адаптация детей дошкольного возраста посредством сюжетно-ролевой игры «Игра хранит и развивает детское в детях, она их школа жизни и практика развития». А. С. Макаренко С каждым новым поколением детей меняется.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является.

Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возрастаСоздание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возраста Добрый день уважаемые коллеги! Все вы знаете,что игра –ведущий вид детской деятельности детей. Посредством игры дети познают реальный мир,.

Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Роль сюжетно-ролевой игры в жизни детей младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 20 декабря 2017 в 18:49
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 мая. Готовимся к выпускному. Передвижка «Скоро выпускной»

 Выпускной праздник в детском саду – первое официальное отчетное событие для ребенка. Это ответственное мероприятие в жизни семьи. Малыши прощаются с детским садом и вступают в новую, более...

1 мая. Праздник весны и труда. Передвижка «Праздник Весны и Труда»

Первомай — радостный весенний праздник, воспевающий мир, труд и братство трудящихся. У Первомая в нашей стране долгая история, со временем его значение менялось, но народная любовь к нему всегда...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД