МААМ-картинки

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Евгения Королева
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры

Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является одной из наиболее актуальных проблем современных научно-практических дискуссий.

Социальный опыт приобретается ребенком в общении и зависит от разнообразия социальных отношений, которые ему предоставляются ближайшим окружением.

Публикация «Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» размещена в разделах

Основы социально-коммуникативного развития зарождаются и наиболее интенсивно развиваются в раннем дошкольном возрасте. Опыт первых отношений с другими людьми является фундаментом для дальнейшего развития личности ребенка. Этот первый опыт во многом определяет особенности самосознания человека, его отношения к миру, его поведения и самочувствия среди людей [1].

Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (ФГОС ДО) регламентирует целевые ориентиры и требования к системе дошкольного образования, определяя направленность образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях.

ФГОС ДО определяет требования к основной образовательной программе данной ступени образования, которая должна быть «направлена на создание условий социальной ситуации развития дошкольников, открываю-щей возможности позитивной социализации ребёнка и его всестороннего личностного морально-нравственного и познавательного развития" [3].

Важные теоретико-методологические основы изучения коммуникативного развития детей дошкольного возраста содержатся в фундаментальных исследованиях А. Н. Леонтьева, С. Л. Рубинштейна, М. С. Кагана, Д. Б. Элько- нина, А. Валлона, Ж. Пиаже, И. Лингарта и др.

Сюжетно-ролевая игра - это основной вид игры ребенка дошкольного возраста который отличается от других видов игр проявлением творчества, эмоциональной насыщенностью, самостоятельным характером организации [2, с. 15].

Характеризуя сюжетно-ролевую игру,

О. К. Репина относит ее к социокультурным феноменам, рассматривая в двух аспектах: содержательном (мотивационном) и операциональном (способы осуществления). Эта характеристика проявляется в том, что со-держанием детской сюжетно-ролевой игры являются исторически заданные и зафиксированные в культуре сюжеты, что обосновано в работах А. В. Запорожца, В. Я. Проппа, Г. П. Щедровицкого и других [2, с. 29].

Психолог Д. Б. Эльконин отмечал что содер-жание игры с возрастом меняется. Сначала в своей игре дети отражают предметную деятельность взрослых, затем в центр их внимания попадают отношения между взрослыми и, наконец, правила, по которым строятся их отношения. Следовательно, развитие содержания сюжетно-ролевой игры идет от развернутых игровых действий через их сокращение к развернутым ролевым отношениям, а от них к правилу, что дает возрастную картину развития игры [4, с 20].

Для успешного освоения детьми дошкольного возраста социальных ролей необходимы соблюдение педагогических условий и педагогическое руководство игрой, которое соотносимо с компонентами сюжетно-ролевой игры : выбор игры, педагогическая разработка плана игры, ознакомление детей с планом игры и его совместная доработка, создание воображаемой ситуации, распределение ро-лей, организация начала игры, сохранение игровой ситуации, завершение игры.

Таким образом, планируя работу по руководству организованными сюжетно-ролевыми играми детей, педагог должен опираться на особенности детей младшего школьного возраста, на выбор игр, соответствующих по-ставленным целям, и на ряд условий, способ-ствующих овладению социальными ролями. В игре ребенок передает те действия, которые видел сам. В условиях сюжетно-ролевой игры ребенок дошкольного возраста имеет возможность осваивать социальные роли. Освоение социальных ролей - это результат социального развития детей дошкольного возраста.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Общие основы руководства сюжетно-ролевыми играми детей дошкольного возраста [Электронный ресурс]. URL : https://www.detskiysad.ru/igra/suzhet02.html.

2. Поливанова К. Н. Психология возрастных кризисов : учеб. пособие для студ. высш. пед. заведений. М. : Издат. центр, 2000. 184 с.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] : URL : https://mdou5oz.jimdo.com/фгос-дошкольного-образования.

4. Эльконин Д. Б. Детская психология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / ред. - сост. Б. Д. Эльконин. 4-е изд., стер. М. : Академия, 2007. 384 с.

Публикации по теме:

Конспект сюжетно-ролевой игры для детей старшего дошкольного возраста «Путешествие на загадочный остров» (5–6 лет) Актуальность проведения сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые игры позволяют развивать творческие способности детей, их фантазию.

НОД: «5 правил здорового образа жизни» по ОО «Социально-коммуникативное развитие» для детей старшего дошкольного возраста Реализация системно - деятельностного подхода посредством педагогических технологий: 1. Здоровьесберегающая образовательная технология. 2. Технология.

Практическая проблемная ситуация по образовательной области социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста. Вежливые слова 1. Создание проблемной ситуации Ребята, наше путешествие я хочу начать с одной истории. «Витя сидел в трамвае. Он всё время.

Проект «Развитие положительных взаимоотношений у детей среднего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры» Актуальность : Дошкольник открывает для себя мир человеческих отношений, разных видов деятельности и общественных функций людей. Он испытывает.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение 1. Теоретические аспекты социально-коммуникативного развития детей старшего дошкольного возраста в процессе реализации.

Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры Проблема социально-коммуникативного развития детей дошкольного возраста все чаще обсуждается педагогами, психологами, социологами и является.

Создание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возрастаСоздание атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Магазин» для детей старшего дошкольного возраста Добрый день уважаемые коллеги! Все вы знаете,что игра –ведущий вид детской деятельности детей. Посредством игры дети познают реальный мир,.

Влияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возрастаВлияние сюжетно-ролевой игры на развитие детей старшего дошкольного возраста Детям старшего дошкольного возраста открывается многообразие игр: строительно - конструктивных ("Полет в космос", "Автобус") , народных.

Влияние сюжетно-ролевой игры на социально-нравственное развитие дошкольников Согласно теории видного отечественного психолога Д. Б. Эльконина, именно внутри ролевой игры происходит наиболее интенсивное развитие познавательной.

Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста.Значение сюжетно ролевой игры для социально-коммуникативного развития детей младшего дошкольного возраста. В жизни дошкольника игра занимает важное место, являясь ведущим видом их деятельности. Все дети живут в игре. Она их мир, их бытие. Наибольшим.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Социально-коммуникативное развитие детей старшего дошкольного возраста средствами сюжетно-ролевой игры
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 17:46
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - год Семьи. Передвижка «Семейные ценности»

По указу президента РФ Владимира Путина 2024 год объявлен годом Семьи.

28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД